● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Памятники кыргызской культурыв Северной и Центральной Азии.// Новосибирск: 1990. 160 с.Отв.ред. Ю.С. Худяков.
Оглавление
Предисловие. — 3-5
Азбелев П.П. Конструкции оград минусинских чаатасов как источник по истории енисейских кыргызов. — 5-23Худяков Ю.С. Раскопки чаа-таса Кёзеелиг-хол в 1987 году. — 24-39Худяков Ю.C. Погребение Хыргыстар. — 40-45Илюшин A.M. Погребения по обряду кремации на могильнике Ур-Бедари (по раскопкам М.Г. Елькина в 1965 году). — 46-61Алёхин Ю.П. Енисейские кыргызы на юго-западном Алтае. — 62-75Длужневская Г.В., Семёнов В.А. Кыргызские курганы правобережной Тувы. — 76-85Длужневская Г.В. Кыргызский могильник Сарыг-Хая в Саянском каньоне Енисея. — 86-102Худяков Ю.C. Кыргызский курган Соян-сеё. — 103-113Савинов Д.Г. Археологические памятники завершающего этапа культуры енисейских кыргызов. — 114-131Готлиб А.И., Бутанаев В.Я. Историческая основа хакасского фольклора о крепостных сооружениях — све. — 132-145Табалдиев К.Ш. Новые данные о типах погребальных сооружений киргизов. — 146-156
Оглавление. — 157
Предисловие ^
История енисейских кыргызов, воинственного тюркоязычного кочевого народа, игравшего важную роль в политических и военных событиях в Центральной Азии на протяжении двух тысячелетий, длительное время привлекает внимание учёных Европы, России, Китая.
Первая специальная работа, в которой были обобщены сведения китайских источников об «истинных кыргызах», была написана В. Шоттом в середине XIX века. В этот период китайские известия о средневековых кыргызах на Енисее были опубликованы на русском языке в сводном труде о народах Средней Азии Н.Я. Бичуриным, а идентификация памятников кыргызской культуры, раскопанных в Минусинской котловине, была предпринята В. Радловым. Открытие и перевод памятников древнетюркской рунической письменности позволило установить идентичность китайского термина «хагясы» этнониму кыргызы.
Важной проблемой в исторической науке было выяснение этногенетических связей древних и средневековых кыргызов с современным киргизским народом. Большой вклад в изучение этого вопроса внёс В.В. Бартольд, обобщивший в 20-х годах XX века сведения китайских, арабских и персидских источников по древней и средневековой истории кыргызов. В те же годы С.А. Теплоуховым были выделены памятники кыргызской культуры на Енисее. В последующие десятилетия результативные раскопки памятников кыргызской культуры в Минусинской котловине проводили Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв. Археологические материалы из раскопок были обобщены в монографиях Евтюховой и Киселёва, вышедших в свет в конце 40-х годов. В этот период изучением вопроса о связях кыргызов Енисея и Тянь-Шаня активно занимался А.Н. Бернштам. В 50-х годах в Притяньшанье вела работы Киргизская комплексная археолого-этнографическая экспедиция. Результаты её работы были обобщены специальной научной сессией по этногенезу кыргызов в 1955 году и в трудах экспедиции.
В 50-60 годах развернулось активное изучение кыргызских памятников IX-ХII вв. н.э. в Туве. Благодаря раскопкам А.Д. Грача, С.И. Вайнштейна, Д.Г. Савинова, Л.Р. Кызласова в научный оборот было введено большое количество новых данных. В Минусе раскопки памятников кыргызской культуры производили А.Н. Липский, Р.В. Николаев, М.П. Грязнов, Э.Б. Вадецкая, Л.Р. Кызласов.
Значительные успехи сибирской археологии в изучении кыргызской культуры, осложнились попытками отдельных учёных, прежде всего Л.Р. Кызласова, вычеркнуть имя кыргызов из истории Центральной Азии, приписав их прошлое и культуру мифическим «древним хакасам». С развёрнутой критикой этих антинаучных взглядов в конце 60-х — начале 70-х годов выступили известные учёные О. Караев, С.Е. Яхонтов, Н.А. Сердобов.
Новую гипотезу происхождения тяньшанских киргизов выдвинул К.И. Петров. Согласно его взглядам, основу современного киргизского народа составили кимако-кипчакские племена, переселившиеся из Обь-Енисейского междуречья в монгольское время.
В 70-80-х годах продолжалось изучение кыргызских памятников на территории Северной и Центральной Азии. В Туве кыргызские памятники исследовались Г.В. Длужневской, в Минусе — Д.Г. Савиновым, Л.Р. и И.Л. Кызласовыми, на Алтае — В.А. Могильниковым, Д.Г. Савиновым, Ю.П. Алёхиным, в Прииртышье — Ф.Х. Арслановой, Ю.И. Трифоновым, Б.А. Кониковым, в Приобье — Т.Н. Троицкой, Л.В. Сальниковой, в Притомье — О.Б. Беликовой, А.М. Илюшиным, в Красноярском районе — Р.В. Николаевым, в Канском районе — Н.А. Савельевым, в Прибайкалье — А.А. Волокитиным, в Забайкалье — Е.В. Ковычевым.
Этнографические и фольклорные источники по этногенезу современных киргизов были осмыслены С.М. Абрамзоном. Материалы хакасского фольклора анализировались В.Я. Бутанаевым. Данные героического эпоса киргизов «Манас» в этногенетическом аспекте исследовались И.Б. Молдобаевым.
С середины 70-х годов изучением кыргызских памятников Южной Сибири занимаются археологи ИИФФ CО АН СССР. Раскопки кыргызских памятников на территории Минусинской котловины проводит с 1975 года Ю.С. Худяков. В последующие годы полевыми изысканиями была охвачена Тува, Горный Алтай, Монголия.
С 1982 года раскопки кыргызских памятников развитого и позднего средневековья на территории Красноярского края проводят С.Г. Скобелев и О.А. Митько, сотрудники лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского госуниверситета. Отдельные вопросы исследования кыргызской культуры рассматривались в работах Ю.A. Плотникова, С.П. Нестерова, Л.М. Хаславской, М.В. Мороз, О.А. Ким, О.В. Кратко.
В работах новосибирских археологов исследовались проблемы военного дела кыргызов, периодизации кыргызской культуры, этнокультурных особенностей кыргызских памятников, границ распространения кыргызской культуры, завершающего этапа культуры кыргызов на Енисее и др.
Важным событием в научной жизни явилась V Всесоюзная тюркологическая конференция, состоявшаяся в г. Фрунзе в 1988 году. На конференции активно обсуждались проблемы происхождения и этнической истории киргизского народа и его языка. Этой теме были посвящены доклады Э.Р. Тенишева, А.М. Мокеева, В.П. Мокрынина, С.Г. Кляшторного, О.К. Караева, Т.К. Чороева, В.Я. Бутанаева, Ю.И. Трифонова, Ю.С. Худякова. В докладе Э.Р. Тенишева было высказано положение о трёх этапах развития киргизского этноса и языка. Первый этап проходил на Енисее, второй — на Алтае, третий — на Тянь-Шане.
Много споров вызвал тезис М.М. Мокеева, В.П. Мокрынина, С.Г. Кляшторного о сложении киргизского этноса на Алтае и в Прииртышье в нач. II тыс. н.э. на базе кимако-кипчакских племён, принявших этноним «кыргыз». Участники дискуссии отмечали актуальность дальнейших исследований в области кыргызоведения и необходимость координации усилий учёных страны в работе по данной проблематике.
Предложение о создании Координационного совета по изучению этногенеза и культурогенеза кыргызов и о возобновлении работы киргизской комплексной экспедиции АН СССР нашли отражение в решениях конференции. В дальнейшем учёными Сибири и Киргизии была разработана Программа работы Координационного совета, включающая основные направления исследований, полевые и камеральные работы, планы издания, организации научных конференций и подготовку научных кадров на 90-е годы.
Одним из направлений работы Координационного совета является объединение усилий учёных разных научных учреждений, работающих в области кыргызоведения и оперативный ввод в научный оборот результатов новейших исследований. Подобной задаче, публикации результатов исследований памятников кыргызской культуры в Центральной Азии, проводившихся в последние годы, посвящён настоящий сборник.
наверх |