главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.И. Готлиб, В.Я. БутанаевИсторическая основа хакасского фольклора о крепостных сооружениях — све.// Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990. С. 132-145.
Средневековые оборонительные сооружения Хакасско-Минусинской котловины — один из интереснейших малоисследованных исторических источников. В хакасском фольклоре неоднократно встречаются упоминания о крепостных сооружениях — све (СIвее). [1] Согласно фольклорной информации нам удалось обнаружить десятки неизвестных ранее памятников. Однако некоторые данные легенд и преданий при проверке не подтвердились (например, СIеелер по р. Камышта, укрепление ИзIрек тастар по р. Хойза и др.) и вместо све там были обнаружены естественные выходы скальных пород. В топонимических названиях также нашел отражение факт существования такого вида памятников. Не менее 15 гор в Хакасии носят наименования «СIвее таг», т.е. крепостные горы. [2]
В полевые сезоны 1988-1989 гг. археологической группой научно-исследовательского сектора Абаканского пединститута проводилось обследование и изучение крепостных сооружений в рамках работ по паспортизации памятников археологии Хакасии и подготовки Свода памятников истории и культуры Красноярского края. Исследования преимущественно велись на севере Хакасии в междуречье Белого и Черного Июсов, а также в средней части долины реки Абакан, по речкам Сыры, Базе, Камыште. Всего обследовано и осмотрено 24 све, часть из которых выявлено впервые. В северных районах Хакасии исследовано 18 крепостных сооружений, что примерно совпадает с данными исторических легенд и топонимическими названиями. [3] Ранее в научной литературе в междуречьи Июсов указывалось 8 укреплений. [4] Большая плотность крепостей в междуречьи Июсов свидетельствует о существовании на данной территории укрепленного оборонительного района. Следует отметить, что исследование междуречья Июсов в дальнейшем будет продолжено с целью полного изучения крепостных сооружений и укреплений Июсского оборонительного района.
На значительной части обследованных све на севере Хакасии и рада крепостей в других районах проведены инструментальные кипрегельные съёмки планов укреплений, выполнены тахометрические измерения для определения высоты горных вершин, на которых расположены крепости.
В настоящую статью включены крепостные укрепления, дозорные и сторожевые посты под общим названием све, о которых сохранились упоминания в хакасском фольклоре: легендах, преданиях и топонимических названиях. Легендарные сведения о крепостях, о времени их создания и принадлежности отмечаются для сооружений подобного типа практически на всей территории современной Хакасии. Но в основном выделяются несколько отдельных районов расположения крепостных сооружений, составляющих укреплённые оборонительные системы. Это, во-первых, междуречье Июсов, во-вторых, средние течения рек Абакана и Енисея, в-третьих, верховья pp. Уйбат, Нини, Камышты, Сыр и Базы.
В северных районах Хакасско-Минусинской котловины народные легенды отмечают 10 крепостей-све, расположенных на горных сопках в долинах рек Белого и Чёрного Июсов, та[кже] и по берегам озера Беле, Большого и Малого озера. Все эти сооружения связываются с различными историческими народами Южной Сибири и Центральной Азии. Основная часть све по легендам принадлежит кыргызам, а строительство других крепостей относят к народу хоорай. Согласно наших исследований этноним хоорай (хонгорай) обозначал этносоциальное образование кыргызов в эпоху позднего средневековья. [5] Некоторые све (например, по р. Енисей и р. Абакан) считаются монгольскими, а крепостное сооружение на г. Онло, недалеко от ст. Июс, связывают с халмахским, т.е. телеутским, князем Силиг оолом. Как правило, в легендах часто содержатся только сведения о том, каким народом построена све, но иногда указывается имя князя, которому принадлежала данная крепость. К кыргызам по фольклорным данным относятся 4 све в междуречье Июсов: на горе Кичиг Таарпиг, на г. Хыэыл Хас, на горе Хызыл хая, на г. Чалпан.
Све на горе Кичиг Таарпиг принадлежала кыргызскому Таарбегу, жившему на Сарасе (см. рис. 1-2). Крепость обследована Л.Р. Кызласовым в 1959 г. [6] Све расположена на вершине горы Кичиг Таарпиг правого берега р. Белый Июс, в 4 км к юго-востоку от улуса Кобяков. Крепость занимает весь участок крутого склона вершины горы, почти все стороны которой скалистые и обрывистые. Вершина горы образована двумя вертикальными останцами выходов песчаника. Удобный подъём на гору с северной стороны. В этом месте сооружена крепостная стена. Всего све имеет две линии стен. Первая внешняя линия стен протяженностью 90 м имеет оборонительное назначение и полностью перегораживает подход к крепости с севера. Стена сложена из массивных плит песчаника всухую методом регулярной кладки. Максимальная высота стены 0,9 м, ширина 1,4-1,6 м. Кладка стены состоит из 5-8 рядов плит, положенных плашмя. В северо-западной части стены, с внутренней ее стороны, находятся вертикальные плиты, вплотную примыкающие к стене. Стена крепости в центральной части дугообразно изгибается внутрь. В западной части стены расположен вход в укрепление шириной 2,8 м. Вторая линия стен, параллельная первой, находится внутри крепости. Стена сооружена в иной технике. Массивные плиты песчаника — вертикально ребром, а с внутренней стороны их подпирают плиты-контрфорсы. В восточной части стена выходит на вершину горы, где переходит в нагромождение больших обломков песчаника. В западной части стены прослежен её разрыв шириной 6,5 м. Оборонительного значения эта стена не имеет, функциональное назначение её не ясно.
В северо-западной части крепости, ближе к первой линии стен, находится округлой формы сооружение из массивных плит песчаника диаметром 5 м. Предположительно это средневековая могила.
Общие размеры внутренней площадки крепости СЮ — 85 м, ЗВ — 90 м.
Све на горе Хызыл Хас (рис. 1, рис. 3). Впервые исследована Л.Р. Кызласовым. [7] По легендам све построена во времена легендарной девы Tapча хыс, которая возглавляла борьбу против монголов.
Сооружение расположено на крайней юго-восточной вершине горного массива Хызыл Хас левого берега р. Белый Июс, близ бывшего улуса Янгулов. Укрепление находится в южной части уплощенной вершины горы. Для сооружения выбрана площадка в центре вершины, находящаяся в 100-200 м от края крутых склонов горы. Всё представляет собой округлое в плане сооружение, состоящее из невысокой оплывшей каменной стены. Стена сложена из плоских небольших плиток песчаника. Во многих местах стена задернована. Внутренний диаметр сооружения по линии ЗВ — 40 м, по линии СЮ — 42 м. Ширина стены в разных местах 2,2-2,6 м. Высота стены 0,4-0,5 м. В северо-восточной и юго-западной части укрепления прослеживаются два входа шириной 1,6 м и 0,9 м. С внутренней стороны стены почти на всём протяжении просматривается неглубокий ров. В южной части све с внешней стороны вплотную к стене примыкают языковидные выкладки из набросанных друг, на друга камней. Вероятно, скопление камней является заполнением рва с внешней стороны стены. Выделяются четыре выкладки различной длины от 3 до 18 м. В северной части све вокруг сооружения внешнего рва не наблюдается.
Внутри сооружения находятся два средневековых кургана с овальной каменной выкладкой.
Характер сооружения, размеры, особенности месторасположения позволяют сомневаться в возможности использования в качестве обо- ронительной крепости или убежища. Не исключено, что сооружение имело культовое значение, а также могло быть использовано как сторожевой дозорный пост.
Све на горе Хызыл хая (см. рис. 1I, рис. 7). Эта гора имеет другое название Хара тах. [8] Крепость впервые исследована финской экспедицией И.Р. Аспелина в 1887 году. [9] Был снят глазомерный план и сделано подробное описание укрепления. Согласно легендам све принадлежала кыргызскому батыру Тасха Матыру. В горе существовала, якобы, пещера, в которой он жил.
Крепость представляет собой сложную систему из 4 прямоугольных сооружений с каменными стенами, сложенными из плоских плит песчаника методом сухой кладки. Наибольшей высоты до 2 м стены сохранились в северо-восточной части крепости. В кладке стены здесь прослеживается 18 рядов плит. Ширина стены — 2,1 м. Стена в южной части све сохранилась плохо, почти полностью разобрана. Размеры крепостного сооружения 250x30 м.
Предположительно это укрепление использовалось как крепость-убежище.
Крепость на горе Чалпан или СIвее таг у озера Беле (см. рис. 1, рис. 8). [10] Изустная народная традиция связывает эту све с именем кыргызского князя Тас абысха, который в ней жил. От этого князя пошла фамилия Аёшиных, относящаяся к сеоку «хырым хыргыс».
Крепость расположена на уплощенной вершине господствующей горы Чалпан северного берега озера Беле. Восточная часть горы круто спускается в озеро под углом 45°. Южная сторона горы — крутой скалистый обрыв. Вершина Чалпана представляет собой выступ в центральной части с уплощёнными ровными площадками с западной и восточной сторон от центра вершины. Крепостное сооружение занимает всю вершину горы. Све имеет одну линию оборонительных стен. Стена идёт по краю площадки вершины, защищая подъёмы к крепости с северной и западной сторон. В восточной части сооружения стена едва прослеживается. Далее стена сложена из вертикальных плит песчаника высотой до 1 м и плит, положенных плашмя друг на друга. В центральной части све стена включает в систему крупные останцы выходов скальной породы. На этом участке стена сильно задернована и оплыла. В западной части крепости стена делает небольшой дугообразный поворот во внешнюю сторону, повторяя рельеф местности. Стена здесь сложена из плоских плит всухую. Ширина её 1,1-1,4 м, высота до 0,6 м. Выделяется участок стены, сооруженный из пяти вертикальных плит высотой до 1,5 м. Западная сторона стены крепости также сложена из плоских плит и частично надстроена на скальном выходе. В кладке стены прослеживается 5-6 рядов песчаника.
В западной, северо-западной и восточной части крепости расположено три входа шириной от 3 до 5,5 м.
В северо-западной части све выявлено внутреннее сооружение. Среди скопления останцов между камнями поставлены вертикальные плитки таким образом, что образуют округлое сооружение диаметром 9 м. Внутреннее пространство круга свободно от камней с западиной в центре.
Общие размеры внутренней площадки крепости: СЮ — 380 м, ЗВ — 60 м. Крепостное сооружение, вероятно, использовалось с целью обороны.
Три крепостных сооружения на севере Хакасии народные легенды связывают с именем народа хоорай.
Устинкинская све на горе Све тах (см. рис. 1, рис. 4). [11] По легендарным сведениям эту крепость построили хоорайские воины, руководимые Пайоол Чайзаном. Считается, что князь погиб в этой крепости и похоронен где-то рядом.
Крепость расположена на господствующей вершине горы Све тах правого берега р. Чёрный Июс, в 1,5 км к востоку от улуса Устинкино. Све занимает участок покатого склона горы, южная сторона которой вертикально обрывается в пойму Июса. Крепость имеет форму сплющенного с длинной стороны овала с тремя входами шириной 2-4 м. Северный и южный края стен укрепления упираются в скальный обрыв. Стена сложена из плоских плит песчаника методом сухой кладки. Южная сторона стены дугообразно изгибается внутрь крепости. Западная сторона све, особенно в юго-западной части, сильно разрушена. Ширина развала стены 1,8-2,2 м, высота её 0,8-1,1 м. Местами в кладке стены прослеживается 7-8 рядов плит.
Общие размеры внутренней площадки крепости СЮ — 100 м, ЗВ — 40 м. Вероятно, све является крепостью-убежищем.
Крепость Сохатин (рис. 1, рис. 5). Известно только, что она построена народом хоорай. Обследована финской экспедицией И.Р. Аспелина в 1887 году. [12] Небольшое крепостное сооружение находится на горе Сохатин или по-хакасски «Пулан асчан» левого берега р. Белый Июс, в 2 км к северу от деревни Подзаплот. Гора, где расположено укрепление, представляет собой труднодоступную вершину, с севера ограниченную глубоким каньоном. С южной и западной стороны горы крутой скалистый почти отвесный обрыв. Крепость занимает площадку вершины второго ступенчатого выхода песчаника. Крепостная стена защищает подход к све с северной и восточной стороны. Западные края стен упираются в отвесный обрыв горы.
Укрепление в плане прямоугольное. Внутренние размеры крепости СЮ — 50 м, ЗВ – 22 м. Стенка крепости из плоских плит песчаника, положенных плашмя без раствора. Кладка стены аккуратная, хорошей сохранности. В кладке стены прослеживается 11-14 рядов пиит. Ширина стены 1,8-2,2 м, высота на разных участках 1,2-1,6 м. В центре восточной стены вход в крепость шириной 2,5 м. С внутренней стороны крепости вплотную к восточной стороне стены принимают два небольших прямоугольных сооружения, сложенных из вертикальных и плашмя положенных плиток. Назначение пристроек не выяснено.
Све на горе Свалик в окрестностях Малого озера (рис. 1, рис. 5). [13] По преданию крепость построена знаменитым Ханза бегом. Этот легендарный герой выступал где-то в середине XVIII в. за отделение Хакасии от России. Поводом для выступления послужили высокий ясак, крещение и жестокие поборы томского воевода. Ханза бег поднял восстание в долине Июсов и собрал военную дружину. В результате битвы с казаками на р. Урюп Ханза бег потерпел поражение и, в дальнейшем, был казнён. После подавления восстания русские власти якобы запретили название «Хоорай» для местного населения и их страны. [14] Какое историческое лицо стоит за Ханза бегом до сих пор остаётся невыясненным.
Укрепление расположено в центральной части вершины горы Свалик, в 4 км к северо-востоку от села Малое озеро. Све находится на уплощенной площадке вершины горы, южная сторона которой скальный обрыв. Сооружение имеет четырёхгранную форму. Стена крепости в юго-западной части начинается в 10 м, отступая от края обрыва, и сложена из плоских плит песчаника всухую. Ширина стены 1,8-2,4 м, высота её до 1,2 м. В кладке стены прослеживается 6-8 рядов плит. В северо-западной части све вход в укрепление шириной 3,3 м. Внутри входа находится вертикальная поперечная плита песчаника. Северная сторона крепости прямая, затем плавно поворачивает на юг и выходит на скальный обрыв, размеры внутренней площадки све: 43x27,5 м. Вероятнее всего крепостное сооружение служило сторожевым наблюдательным постом.
Крепостное сооружение на горе Ондо является единственной крепостью в междуречье Июсов, которое, согласно народному преданию, построено телеутским князем Силиг оол Чайзаном. Известно также, что для загона скота он соорудил «тас хазаа» (каменный двор) на берегу озера Хамыстыг кол. [15]
Све Онло было осмотрено авторами статьи летом 1988 года. Большое укрепление, вероятно, использовалось как крепость-убежище для укрытия населения и скота во время военных действий.
Вторым районом распространения крепостных сооружений в Хакасско-Минусинской котловине является среднее течение реки Абакан и район среднего Енисея. Здесь находится несколько больших све из которых о трёх сохранились упоминания в хакасском фольклоре. Главной отличительной особенностью этих сооружений являются крепостные стены большой длины до нескольких километров и более, а также большие размеры внутренней площади. Такие све целесообразно называть оборонительными укреплёнными районами. [16] В них во время войн могло укрываться местное население. Оборонительные укрепления такого типа существенно отличаются от небольших оборонительных крепостей, крепостей-убежищ и сторожевых постов севера Хакасии. В настоящей статье приводится краткое описание фольклорных сведений о данных крепостях.
Све на горе Хызыл Хая находится на правом берегу р. Абакан, недалеко от аала Маткечик. В 1949 году оно обследовано А.Н. Липским. [17] Исследователем был снят глазомерный план сооружения. Укрепление имеет две линии оборонительных стен. Внешняя мощная стена длиной до 1,5 км. По легендам эта крепость была построена монгольским ханом, который вынужден был здесь зимовать вместе со своей армией. Монгольские воины для пропитания отбирали у хоорайского населения каждую десятую скотину. В дальнейшем монгольский хан погиб в верховьях р. Абакана на вершине г. Хансын. [18] Вполне возможно, что в хакасском предании речь идет о Лоджане, одном из последних монгольских Алтын ханов, который в 1666-1667 гг. скрывался со своей армией от джунгаров в Хакасии и построил здесь ряд укреплений. [19]
Све на горе Хуюлыг таг в Изыхском горном массиве находится на правом берегу р. Абакан, в 3-4 км к северу от аала Сартыков. Осмотрена летом 1988 года. Представляет собой большое крепостное сооружение с двумя линиями оборонительных стен. По преданиям эта крепость построена монголами, которые вышли из-за Саян. С ними воевал хоорайский богатырь Пора Хазыра с гор Сахсаар. По легенде стрелой он отбил одну скалу на горе Изых. Сам богатырь погиб при наступлении. Уникальный оборонительный район Х-ХII веков в горах Оглахты левого берега р. Енисей также нашёл отражение в хакасском фольклоре. Сооружение представляет собой сложную систему укреплений, состоящих из рвов каменных стен с бастионами. [20] Согласно легенде эта большая крепость построена кыргызским богатырем по имени Толчубай. Монголы сумели завоевать Кыргызскую землю и захватить све. Толчубай погиб в битве с монголами.
Анализ сведений фольклора о све позволяет определить топографически ещё один оборонительный крепостной район, который вероятно возможно связать с кыргызским сеоком иргит. [21] Легенды фиксируют существование крепостных сооружений в верховьях рек Уйбата и Белого Июса. Строительство этих све приписывается легендарным братьям по имени Сыгда и Сыбы, которые считаются прародителями сеока иргит. Све построены для борьбы против монгольских отрядов. К таким укреплениям можно отнести све на горе Колергит в окрестностях поселка Усть-Бюрь, све на горе Хуяс тах и крепость на горе Хызыл хая по речке Иней суг в верховьях реки KIpIc суг. Научных исследований верховьев р. Уйбат и Белого Июса с целью изучения крепостей не производилось.
Одно из интереснейших крепостных сооружений находится в Аскизском районе Хакасии при слиянии рек Большого и Среднего Сыра. Оно известно как крепость Таптан Туразы или Сырская (см. рис. 1, рис. 9). [22] Све названа по имени жены князя Хатан алыпа, боровшегося против монголов. Однажды в древние времена эта крепость была окружена неприятельским войском. Во время осады Хатан алып стал изнемогать от жажды. Если он спустится вниз к подножию, где течёт речка, то будет схвачен противником. Умирая от жажды он, не владея собой, убил свою жену Таптан и напился её крови. Затем он укрылся в пещере, где и погиб. [23]
Крепость находится на вершине горы Таптан туразы, южная и восточная стороны которой — крутые скалистые обрывы. Вершина горы скальная, практически без уплощённых площадок. С западной и южной сторон у подножия горы протекает речка Средний Сыр. Крепостное сооружение имеет три линии оборонительных стен, расположенных на западном склоне горы. Скальное террасовидное строение склона усиливало оборонительные возможности све. Стены построены на скальных выходах таким образом, что повторяют рельеф местности. Стены сложены из рваного камня небольших размеров методом сухой кладки. Ширина стен 1,2-1,4 м. Высота стен на разных участках от 0,4 до 1,3 м. Местами кладка стен состоит из 6-8 рядов уложенных камней. Длина первой нижней оборонительной линии-стен около 50 м. В центральной части стены вход в крепость. Вторая оборонительная линия стен сложной конфигурации длиной 125 м. В северной части её стен вход в крепость. Третья верхняя крепостная линия защищает подход к вершине горы с запада и идет с севера на юг. На самой вершине в расщелине расположена позднесредневековая могила.
Фортификационные особенности этого крепостного сооружения убедительно свидетельствуют об использовании крепости в целях обороны. Подтверждением этого вывода является и фольклорные данные. Вполне возможно предположить, что в легенде о све отразились какие-то реальные события. Сам характер фортификации крепости не противоречит легенде. Несмотря на то, что рядом со све находится источник воды, при длительной осаде защитники укрепления практически остаются без воды и обречены на гибель. Сильная хорошо укреплённая крепость становится ловушкой. Вероятно, об одном из таких военных эпизодов и рассказывает легенда.
Таким образом, результаты археологических исследований подтверждают многие данные хакасского фольклора о крепостных сооружениях «све». Возведение части из них относится к периоду кыргызского государства (VI-XIII вв.). Крепостные сооружения функционировали и продолжали строиться в период позднего средневековья, который хакасы связывают со своими предками — народом хоорай. Легенды о Ханза беге свидетельствуют, что све использовались вплоть до начала XVIII века. Сохранившаяся память о принадлежности крепостных сооружений некоторым князьям (Силиг оол, Таар бег, Оспа бег, Тулчу-бай, Тасха матыр и др.) возможно говорит о бывших феодальных владениях. Наличие трёх укрепрайонов в левобережной части Хакасско-Минусинской котловины вполне можно отождествить с границами трёх позднесредневековых кыргызских улусов-княжеств (Алтысарское, Исарское, Алтырское). Время возникновения их несомненно можно будет выяснить только в результате дальнейших археологических раскопок.
Примечания ^
[1] Бутанаев В.Я. Хакасские народные названия исторических памятников // Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан, I984. C. 128; ЧирIм тамырлары (корни моей земли. Хакасские легенды и предания). Абакан, 1982.[2] Бутанаев В.Я. Хакасские народные названия исторических памятников. С. 128.[3] Бутанаев В.Я. Хакасские народные названия исторических памятников. С. 128.[4] Кызласов Л.Р. Хакасская археологическая экспедиция 1959 г.// УЗ ХНИИЯЛИ. Абакан, 1963, вып. IX. C. 160-161.[5] Бутанаев В.Я. К исторической этнонимике хакасов (термин «хоорай») // Историческая этнография. Л., 1985, вып. 3. С. 26.[6] Кызласов Л.Р. Хакасская археологическая экспедиция 1959 г. С. 161.[7] Там же. С. 160-161.[8] Там же. С. 161.[9] Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaler. Helsingfors,1931. S. 4, 5-7[10] Архив ЛОИА, ф. 42, д. 140, л. 470.[11] Кызласов Л.Р. Хакасская археологическая экспедиция 1959 г. С. 161.[12] Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaler. S.43.[13] Ibid. S. 5, 6.[14] Кастрен А. Путешествие А. Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири в 1838-1849 гг. // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860, т. 6, ч. 2. С. 230; Сообщение Чебодаева П., 1893 г. рождения, сеок хара пилтIр, аал кунуре.[15] Чайзан Силиг оол // ЧирIм тамырлары. Абакан, 1982. C. 52.[16] Кызласов И.Л. Аскизская культура. Средневековые хакасы Х-ХIV вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. C. 202.[17] Паспорт памятника 1/26 и план № 288, составленные А.Н. Липским, хранятся в производственной группе по охране памятников управления культуры Красноярского крайисполкома.[18] Хан сыны // Дакас чоннын кин-чоохтары, нымахтары. Абакан, 1960. C. 89.[19] Абдыкалыков А. Енисейские кыргызы в ХVII веке. Фрунзе, 1968. C. III; Козьмин Н.Н. Хакасы. Иркутск, 1925. C. 64.[20] Кызласов Л.Р. Древние крепости Хакасии. // АО 1968 года. М. 1969. С. 244-245.[21] Там же. С. 244.[22] Архив ЛОИА, ф. 42, д. 140, л. 470.[23] Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов // Образцы народной литературы тюркских племён. СПб., 1907, ч. IX. C. 434.
наверх |