В.И. Молодин, Г. Парцингер, Д. Цэвээндорж
Замёрзшие погребальные комплексы
пазырыкской культуры
на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай).
// М.: «Триумф принт». 2012. 566 с. 500 экз. ISBN 978-905055-02-7
Глава 1.
Изучение курганов пазырыкской культуры с мерзлотой
в горах Алтая.
Горный Алтай расположен в Центральной части Азиатского континента. Это удивительная по красоте и в то же время достаточно суровая горная страна, освоенная человеком ещё со времён верхнего палеолита [1] (рис. 6). В разные эпохи Горный Алтай населяли различные народы со своеобразной палеоэкономикой, материальной и духовной культурой. И сегодня территория Горного Алтая разделена между четырьмя государствами: Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем.
Археологические исследования, проводимые в этом регионе Азии, открыли десятки уникальных памятников различных культур, хорошо известных как профессионалам, так и широкой общественности. [2] Среди них особое место, несомненно, занимают памятники эпохи раннего железного века, так называемой «скифской эпохи», относящиеся к пазырыкской культуре. Изучению пазырыкской культуры посвящены сегодня весьма многочисленные труды, вышедшие, преимущественно, в России. История её изучения освещалась неоднократно, поэтому в данной работе уместно указать последние монографические исследования, в которых проблема освещена наиболее полно. Речъ идёт о монографии Ю.Ф. Кирюшина и A.A. Тишкина «Скифская эпоха Горного Алтая», [3] в которой особая глава посвящена истории исследования археологических памятников скифской эпохи означенного региона. [4] Наиболее полный, на сегодняшний день, перечень исследованных погребальных и поминальных памятников пазырыкской культуры дан в работе Ю.Ф. Кирюшина, Н.Ф. Степановой, A.A. Тишкина. [5] Исследованные пазырыкские комплексы рассматриваются в пределах российской части Горного Алтая и сгруппированы по административным районам. Они сопровождаются исчерпывающим библиографическим перечнем. [6]
Наконец, предельно детальный историографический разбор изучения скифской эпохи Алтая дан в монографии A.A. Тишкина и П.К. Дашковского «Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи». [7]
Особое место в изучении пазырыкской культуры занимают погребальные комплексы с мерзлотой, которые дают в распоряжение учёных качественно иную научную информацию, позволяющую значительно более полно судить о целом спектре проблем, связанных с пазырыкской культурой. По существу, о погребальной практике, одежде, да и других сторонах материальной и духовной культуры, можно судить не на археологическом, а на этнографическом уровне. Мы уже не говорим о том, что до нашего времени дошли и мумифицированные тела носителей этой культуры, позволяющие судить о биологических и генетических особенностях этого населения, что в конечном итоге позволяет на принципиально новом уровне решать
(10/11)
проблемы этногенеза и этнической истории.
В настоящей монографии мы посвящаем изучению курганов с мерзлотой в Горном Алтае особу главу. Этой проблемы уже приходилось касаться в специальной статье одному из авторов данной книги. [8]
Первые раскопки курганов с мерзлотой были проведены в 1865 г. крупным учёным тюркологом, академиком В.В. Радловым [9] (рис. 7). В исследованных им курганах Берель и Катанда ученый столкнулся с линзами мерзлоты, в результате чего были получены уникальные предметы одежды из тканей и меха, деревянные украшения и т.д. [10] Так было положено начало изучению памятников пазырыкской культуры, относящейся к скифскому времени, получившей мировую известность благодаря открытию погребальных комплексов в мерзлоте.
В 1927 г. в то время совсем ещё молодой исследователь М.П. Грязнов, впоследствии профессор, широко известный своими изысканиями в Южной Сибири) (рис. 8) раскопал огромный каменный курган с мерзлотой в урочище Шибэ, [11] затем в 1929 г. — первый курган могильника Пазырык (рис. 15), открыв, по существу, новую эру в изучении эпохи раннего железного века в Сибири. [12] В 50-е годы XX в. профессор С.И. Руденко (рис. 9) исследовал оставшиеся четыре кургана этого же памятника. [13]
Пазырыкский могильник, принадлежавший, по-видимому, представителям высшего социального слоя пазырыкского общества, хотя и был существенно потревожен ещё в древности, сохранил, благодаря мерзлоте, потрясающий по своей научной и художественной значимости корпус источников, по праву вошедший в золотой фонд мировой науки и культуры. [14]
Это древнейшие в мире ковры и остатки одежды, деревянная колесница и останки коней в парадном убранстве, огромный набор неповторимых высокохудожественных предметов из дерева, кожи, рога и войлока, а также четыре мумии людей — представителей данной культуры. [15]
В 40-50-е годы усилиями, прежде всего, С.И. Руденко, а также члена-корреспондента АН СССР C.B. Киселёва (рис. 10) были исследованы крупные курганы, содержащие линзы мерзлоты, такие как Курай, Туекта, Башадар. [16] Несмотря на то, что эти комплексы были очень сильно потревожены, тем не менее, благодаря мерзлоте до нас дошли порой уникальные образцы предметов пазырыкской культуры. [17] Этот термин — «пазырыкская культура» [18] ввёл в научный оборот в 1954 г. крупный археолог и этнограф В.Н. Чернецов.
Полученные в 20-50-е годы XX века материалы, как и уникальные предметы из раскопок В.В. Радлова, были введены в научный оборот в серии монографий и статей в Советском Союзе (см. основные работы, указанные выше). Кроме того, эти материалы вошли в целый ряд каталогов, учебников и энциклопедий, опубликованных, преимущественно, в СССР.
(11/12)
Ряд специально подготовленных работ, посвящённых замёрзшим погребальным комплексам пазырыкской культуры, был опубликован в Европе и Америке. [19]
В 70-80-е годы XX в. широкомасштабные исследования на юге горного Алтая в пределах России были проведены профессором В.Д. Кубаревым [20] (рис. 11). Им исследованы десятки курганов простых людей пазырыкской культуры, среди которых было обнаружено несколько комплексов с мерзлотой, содержавших уникальные предметы из дерева. Кроме того, исследователем впервые были изучены непотревоженные пазырыкские комплексы рядовых членов этого сообщества, содержащих, благодаря мерзлоте, уникальную информацию, не попадавшую ранее в поле зрения исследователей. Помимо монографических изданий, В.Д. Кубаревым осмыслен ряд интереснейших сюжетов, касающихся различных аспектов погребального инвентаря, полученного в замёрзших захоронениях, которые нашли отражение в многочисленных статьях этого учёного. [21]
В 1990-1995 гг. профессором Н.В. Полосьмак [22] (рис. 12) и академиком В.И. Молодиным [23] проведены исследования на плоскогорье Укок (Южный Алтай, Россия). Среди раскопанных здесь памятников пазырыкской культуры обнаружено несколько непотревоженных комплексов в мерзлоте, содержащих захоронения среднего и низшего слоя пазырыкского общества, с богатейшим набором высокохудожественных предметов из органических материалов. Здесь же найдены две мумии — мужчины и женщины. [24]
Наконец, в самом конце XX столетия казахско-французская экспедиция под руководством профессоров З. Самашева (рис. 13) и А.П. Франкфора (рис. 14), провела исследование одного из курганов могильника Берель, с которого В.В. Радловым было положено начало изучения пазырыкской культуры. В мёрзлом грунте сохранились высокохудожественные предметы, прежде всего, из дерева. [25]
Такова краткая история исследований погребальных комплексов с мерзлотой в Горном Алтае. Следует особо отметить, что за немногим более столетия таких объектов изучено около двадцати. Они представлены захоронениями лиц разного социального статуса и лишь единицы оказались не потревоженными грабителями. Их раскопки требуют особой полевой методики и непременного участия в работах квалифицированных реставраторов. [26]
Комплексы пазырыкской культуры с мерзлотой, исследованные в горах Алтая, отличаются крайне высокой, по существу, этнографической информативностью, что делает их весьма привлекательными для научных исследований. В курганах сохраняются погребальные сооружения, деревянные срубы, колоды и ложа, одежда, убранство коней, бытовая утварь, предметы вооружения и украшения, выполненные из дерева, войлока, ткани, кожи и рога, в иных условиях сохраняющиеся крайне редко. Кроме того, в этих захоронениях содержатся остатки пищи, трупы лошадей, а также мумии человека и фрагменты его мягких
(12/13)
тканей. [27] Всё это определяет крайне высокую значимость этих комплексов для научного сообщества и делает их привлекательными для широкой общественности.
При изучении полученного на Укоке корпуса источников был применён мультидисциплинарный подход. [28] В результате всесторонних исследований, которые были проведены с привлечением специалистов в области физики, химии, биологии, антропологии, генетики, палеозоологии, палеоботаники, геологии и т.д., была получена принципиально новая научная информация, позволившая выйти на качественно более высокий уровень интерпретации источников. [29] Так, в ходе проведения сравнительного эволюционно-генетического анализа особенностей митохондриальной ДНК, была установлена близость между пазырыкцами и современными самодийскими народностями Западной Сибири, а также казахами и уйгурами. На основе матрицы генетических дистанций было построено филогенетическое дерево генетических связей митохондриальных генофондов этнических групп Северной Евразии. [30] В результате привлечения данных антропологии и лингвистики разработана концепция этногенеза носителей пазырыкской культуры, которая представляется нам как синкретичная, ирано-самодийская. [31]
Всестороннему медико-биологическому исследованию были подвергнуты укокские мумии. Проведены химический и биохимический анализы тканей, осуществлено патологоанатомическое исследование, выявлены морфологические особенности кожи и волос. [32] В результате получены уникальные данные, касающиеся подготовки тела к захоронению, в частности, использования при бальзамировании ртутных составов. [33] Изучение волос мумий с помощью изотопов углерода и азота, а также синхротронного излучения, позволили говорить о специфике пищевого рациона человека, одной из главных составляющих которого являлась рыба, [34] а также о возможных причинах смерти из-за отравления парами меди. [35] Используя метод рентгеноспектрального микрозондового анализа, удалось установить, что татуировка на телах мумий наносилась с помощью красителя растительного происхождения — золы или сажи с высоким содержанием калия. [36]
Интересно, что возвращение к изучению мумий, полученных при раскопках Пазырыкского могильника и хранящихся, в настоящее время, в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Петербурга, дали весьма важные результаты. Достаточно сказать, что их исследование при помощи ультрафиолетовых [инфракрасных] лучей показали, что их тела были покрыты татуировкой, [37]
где рисунки представлены удивительными изображениями животных и птиц, ранее вообще неизвестных в татуировке пазырыкского могильника и укокских мумий.
Анализ растений, содержащихся в погребальных комплексах пазырыкцев, показал, что дома, погребальные срубы и колоды носители данной культуры
(13/14)
сооружали из лиственницы, украшения для людей и коней изготавливали, преимущественно, из кедра, [38] кориандр использовали в качестве благовония, [39] ветки курильского чая служили подстилками в погребении, а из дикорастущих злаков готовили пищу и делали основу париков. [40]
На качественно новом уровне удалось составить представление о древних технологиях и, благодаря этому, существенно дополнить общую картину хозяйственной деятельности носителей культуры. Так, удалось доказать местное происхождение золота. [41] Установлено, что пазырыкцам был известен химический способ изготовления золотой фольги, ею украшались объёмные деревянные предметы), так называемое амальгирование. [42]
Одной из важнейших задач археологии является датирование археологических памятников. Наличие в комплексах с мерзлотой хорошо сохранившейся древесины позволяет успешно использовать дендрохронологический метод, который, как известно, предоставляет больше возможностей для относительного и абсолютного датирования объектов с точностью до года. [43] Основываясь на материалах пазырыкских источников Алтая, удалось разработать ряд «плавающих» или относительных дендрохронологических шкал, наиболее протяжённая из которых охватывает период в 415 лет. [44]
Проблема привязки «плавающей» археологической шкалы к абсолютному летоисчислению решается с помощью радиоуглеродного датирования. Так, в Германском археологическом институте удалось установить абсолютную дату пазырыкской культуры Укока. [45] Первые результаты корреляции дендрохронологических и радиоуглеродных определений показывают, что большинство курганов пазырыкской культуры, из которых были взяты образцы дерева, появились в конце IV — первой половине III в. до н.э.
Главные результаты мультидисциплинарных исследований освещены в нескольких монографиях и десятках статей, вышедших как в России, так и за рубежом. [46]
В 2003 году совместно со специалистами Института геофизики СО РАН и при участии Германского археологического института на плато Укок проведены геофизические исследования, направленные на разработку специальной методики по поиску и обнаружению погребальных комплексов с мерзлотой. Получены первые серьёзные результаты, позволяющие надёжно диагностировать объекты на предмет наличия в них мерзлоты уже на подготовительном к раскопкам этапе. [47]
В заключении необходимо отметить, что работы по поискам погребальных комплексов с мерзлотой были проведены, также, на территории монгольского Алтая совместной российско-монгольско-германской экспедицией в июле 2004 г. Открытие более десятка пазырыкских памятников, включающих свыше 40 объектов на больших высотах, позволило надеяться на присутствие среди них комплексов
(14/15)
с мерзлотой, чрезвычайно перспективных для научного исследования. [48] В конечном итоге, нами были предприняты исследования курганов с мерзлотой в означенном регионе памятники (Олон-Курин-Гол-6 и -10), о которых и пойдёт речь в настоящем исследовании. Их изучение ещё раз продемонстрировало, какую богатейшую научную информацию содержат в себе комплексы пазырыкской культуры с мерзлотой.
Достоянием всего человечества является богатейшее историко-культурное наследие, сохранённое для нас мерзлотой и обогатившее мировую науку и культуру. Нет сомнений, что дальнейшие исследования подобных комплексов дадут новые научные открытия, степень значимости которых даже трудно сегодня представить!
[1] Derev’anko 1990.
[2] История Республики Алтай 2002.
[3] Кирюшин, Тишкин 1997, 9-23.
[4] Кирюшин и др. 2003.
[5] Кирюшин и др. 2003, 8-37.
[6] Кирюшин и др. 2003, 8-37.
[7] Тишкин, Дашковский 2003, 15-98.
[8] Молодин 2005.
[9] Радлов 1989, 461-463.
[10] Радлов 1989, 461-463.
[18] Гаркуша 2001.
[19] Rudenko 1970; Azarpay 1959.
[21] Кубарев, Черемисин 1984; Кубарев 1997.
[22] Полосьмак, Молодин 2000.
[23] Полосьмак, Молодин 2003.
[24] Феномен алтайских мумий 2000.
[25] Самашев, Франкфор 1999.
[26] Молодин 2000.
[27] Феномен алтайских мумий 2000.
[28] Молодин 2001а.
[29] Молодин 2001б.
[30] Молодин и др. 2000.
[31] Молодин 2003.
[32] Быков и др. 2000; Виноградова и др. 2000.
[33] Полосьмак 2000.
[34] О’Коннэл 2000.
[35] Полосьмак, Трунова 2004.
[36] Полосьмак 2001, 231.
[37] Баркова, Панкова 2005.
[40] Седельников, Храмова 2000.
[41] Полосьмак и др. 1997.
[42] Щербаков, Рослякова 2000.
[43] Seifert, Sljusarenko 1996.
[44] Слюсаренко 2000.
[45] Герсдорф, Парцингер 2000.
[46] Молодин и др. 2004а, 241-253.
[47] Эпов и др. 2003.
[48] Молодин и др. 2004б.
|