главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Г.А. Кошеленко. Родина парфян. М.: «Советский художник». 1977. Г.А. Кошеленко

Родина парфян.

// М.: «Советский художник». 1977. 176 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 5

 

1. Парфянская культура перед судом историков. — 8

2. От Аршака до Ардашира (краткий очерк истории Парфии). — 14

3. Открытие Парфии. — 22

4. Архитектура. — 36

5. «Официальное искусство» и его проблемы. — 81

6. Скульптура. — 89

7. Декоративное и прикладное искусство. — 115

 

Заключение. — 165

 

Примечания. — 169

Библиография. — 171

Список иллюстраций. — 172

 

 

 

 


 

Со стр. 4:

Южный Туркменистан в парфянскую эпоху.

(Открыть карту в новом окне)

 

Введение.   ^

 

Как драгоценны те крошечные крупицы далекого прошлого, которые сохраняет народная память. Есть в Средней Азии слово «пахлаван» — синоним русского слова «богатырь», но мало кто знает, что это слово обладает ещё одним значением, что это — забытый этноним, то есть название народа. Пахлаван — это не только богатырь, но и парфянин. В этом слове живёт воспоминание о целом народе, народе-богатыре — парфянах.

 

Сведений об этом народе сохранилось очень мало. Наука почти не знает документов, оставленных самими парфянами. Большинство свидетельств о Парфии и парфянах, которые имеются в распоряжении современного исследователя, — это свидетельства чужеземцев, часто настроенных враждебно, а иногда и просто не очень отчётливо представлявших быт и нравы чуждого им народа. И тем не менее даже в этой литературе мы встречаем такие, например, свидетельства: «В настоящее время они владеют такой обширной страной и таким множеством племён, что по величине своей державы являются до некоторой степени соперниками римлян. Причина этого — их образ жизни и обычаи, во многом варварские и скифские, но ещё более благоприятствующие господству и военным успехам». Так писал о парфянах великий географ Страбон. [1] А вот мнение древнего историка Помпея Трога: «Парфяне... как бы поделив весь мир между собой и римлянами, в настоящее время держат власть над Востоком». [2] Можно было бы продолжить этот список свидетельств древних, но и приведенные высказывания показывают, что Парфия была одним из великих государств древности.

 

Парфянское государство существовало без малого

(5/6)

пять веков (с середины III века до н.э. до 20-х годов III века н.э.) и в пору своего расцвета охватывало обширнейшие территории юга Средней Азии, весь современный Иран и Ирак, часть земель Сирии и Афганистана. На протяжении нескольких веков исторические судьбы всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока определялись взаимоотношениями Римской державы и Парфии — двух крупнейших государств того времени.

 

Следовательно, чтобы понять общие исторические процессы, определявшие ход развития общества в античную эпоху, недостаточно знать только историю Римского государства, мы должны знать и Парфянское царство — его историю и характер социально-экономических отношений, культуру и искусство. Без этого наши представления об истории человечества будут весьма неполными, а значит и искажёнными. Современной науке история Парфии известна ещё очень недостаточно. Можно смело сказать, что представление о Парфянской державе на современном уровне изученности её — это почти то же самое, что представление европейцев об Африке до путешествия Стенли и Левингстона [Ливингстона]: достаточно чётко известны внешние контуры, но глубины ещё ждут своего открытия и таят тысячи тайн.

 

Но как ни мало известны нам история и культура Парфии, всё же один важнейший факт мы знаем твёрдо: родилось это государство там, где ныне располагается Туркменская республика — в предгорьях Копет-Дага, в оазисах, что узкой полосой протянулись вдоль северной кромки этих гор. Здесь была родина парфян, сердце державы. И поэтому естественно, что истоки парфянской культуры и искусства надо искать именно здесь. Именно этим объясняется первая особенность данной книги: в ней будет говориться почти исключительно о памятниках искусства парфян, обнаруженных на территории Туркмении, о собственно парфянском искусстве. Вторая особенность книги порождена тем обстоятельством, что парфянское искусство известно только благодаря работам археологов. Археолог открывает миру эту ранее не известную страницу прошлого, и естественно, что наша книга опирается

(6/7)

прежде всего на данные археологии. Наконец, третья особенность книги, о которой автор должен предупредить читателя, — это гипотетичность многих положений. Слишком мало мы знаем ещё о Парфии, чтобы наши выводы могли претендовать на бесспорность. Во многих областях парфянского искусства сделаны только первые открытия, предстоит ещё долгий поиск, охота за фактами. Однако нельзя ждать и только накапливать факты, чтобы потом, когда знание станет исчерпывающим, начать создавать обобщающие концепции. Наука немыслима без гипотез, которые (если только они согласуются с уже имеющимися фактами) помогают в дальнейшем исследовании. Именно поэтому автор и осмелился высказать некоторые из своих, видимо, далеко не бесспорных взглядов на характер такого своеобразного явления, каким было парфянское искусство.

 


 

[1] Страбон. География. М., 1964, стр. 487.

[2] Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». — «Вестник древней истории», 1955, №1, стр. 218.

 


 

Заключение.   ^

 

Итак, подошёл к концу наш поневоле очень краткий очерк истории искусства Парфиены и Маргианы. И сейчас мы можем вновь вернуться к тому вопросу, который был поставлен в самом начале этой небольшой книжки, к вопросу об общечеловеческой ценности парфянского искусства.

 

Может быть, кого-либо из читателей не убедил наш анализ или наши выводы. Но наша цель состояла прежде всего в том, чтобы показать и рассказать читателю о произведениях искусства парфян. Иногда это шедевры, иногда — скромная работа народного искусника. И читатель сможет сам произвести свой суд. Автор не может настаивать на том, что его мысли и его выводы единственно верные. Оценки могут быть самыми разными, но надо, чтобы они были обоснованными, и поэтому наша задача была очень скромна: снабдить читателя сведениями об историко-художественном фоне, на котором развивалось искусство Парфии, поставить это искусство в общий исторический контекст и указать на уже ясно различимую эволюцию самого парфянского искусства. Одним словом, дать материалы для решения задачи и высказать своё мнение. Не повторяя того, что говорилось в предшествующих разделах книги, мы постараемся в этом заключении кратко проследить исторические судьбы парфянского искусства, его роль в дальнейшей эволюции искусства Ближнего и Среднего Востока. Для этого нам придётся коснуться более общей проблемы — значения парфянского наследия в целом, не только в области искусства, но и в других сферах жизни.

 

Нам представляется неправильным широко распространённое мнение о резкой ломке социальной и

(165/166)

политической структуры в момент смены династии Аршакидов Сасанидами. Любопытно, что эта концепция восходит ко времени самих Сасанидов, стремившихся доказать, что их приход к власти — это начало новой эпохи, возвращение после господства узурпаторов (Александра, Селевкидов, Аршакидов), подлинных хозяев страны, наследников великого Кира. В действительности же социальная структура, система политических отношений, даже основные черты идеологии остались первоначально неизменными. Страна изменилась только в одном отношении: если ранее господствующее место в ней занимали парфяне и вышедшая из их среды династия Аршакидов, то теперь их сменил другой народ (к тому же близко родственный парфянам) — персы и персидская династия Сасанидов. Парфяне же отныне занимают второе по значению место в стране. Подтверждением этому служат царские надписи первых царей династии Сасанидов. Они всегда составлялись на трёх языках: персидском, парфянском и греческом. Для наблюдателей же, следивших за событиями в Иране извне, в частности для римских писателей, приход к власти здесь новой династии не являлся событием, кардинально менявшим ситуацию. Ещё долго они продолжали называть своих извечных врагов парфянами.

 

Преемственность двух эпох явственна и в сфере культуры. Культурное наследие Парфии в значительной мере органично включилось в культуру государства Сасанидов. Парфяне были зороастрийцами. Зороастрийцами же были и персы. Здесь преемственность несомненна. Другое дело, что они придерживались различных течений внутри зороастризма. Смена господства одной правящей династии на другую при всей внешней драматичности событий, в сущности, мало что меняла.

 

Политическая идеология Сасанидов также была близка идеологии Аршакидов. Идеи, господствующие среди верхних слоев общества, сохраняли преемственность, в частности, в силу того, что целый ряд наиболее знатных парфянских родов поддержал основателя новой династии Ардашира.

 

Градостроительные концепции парфян нашли широ-

(166/167)

кое применение в эпоху первых Сасанидов, когда вновь началось широкое строительство новых городов. Одной из канонических схем организации фасада общественных зданий стал тройной айван, впервые применённый парфянскими зодчими. Храм огня сасанидской эпохи с точки зрения архитектурной — прямой наследник парфянских храмов. Прямые линии преемственности между двумя эпохами мы находим и в изобразительном искусстве. На северо-востоке государства, например в Маргиане, очень трудно, если не невозможно, определить грань в культуре между парфянской и сасанидской эпохами.

 

В чём же заключается различие между этими двумя эпохами? Парфянская эпоха — это эпоха поисков. Бурный процесс взаимодействия различных художественных традиций и культур — определяющая черта в развитии искусства Парфии. Естественно, что разнообразие встающих при этом проблем порождало разнообразие ответов. Искусство же эпохи Сасанидов пошло иным путём — из множества решений, найденных парфянскими мастерами, отбирались единичные, соответствующие новым представлениям; решения, которые возводились в канон и совершенствовались. Искусство эпохи Сасанидов — искусство каноническое и именно в силу этого искусство рафинированное. Но и то и другое есть результат преемственности развития, результат усвоения и творческой переработки принципов предшествовавшего искусства — то есть искусства Парфянского государства.

 

Влияние парфянского художественного наследия не ограничивалось территориальными рамками государства Сасанидов. В период существования Парфянского государства и после его падения влияние его культуры на востоке мы находим в государстве Кушан. Например, традиции парфянской скульптуры явственно видны во дворце Халчаяна, относимом к эпохе сложения этого государства, а принципы парфянского зодчества нашли применение в строительстве династийного храма кушанских царей в Сурх-Катале (Афганистан). На западе огромную роль в сложении искусства позднего Рима и Визан-

(167/168)

тии сыграли художественные центры Северной Сирии и Месопотамии (Эдесса, Хатра, Пальмира), своеобразие культур которых в значительной мере определялось воздействием парфянского искусства. Роль и значение искусства Парфии ещё далеко не полностью выявлены исследователями, но несомненно одно — это была одна из ярких страниц в истории мирового искусства.

 


 

Библиография.   ^

 

М.А. Дандамаев. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963.

М.М. Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.

Г.А. Кошеленко. Культура Парфии. М., 1966.

В.Г. Луконин. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.

В.М. Массон. Средняя Азия и Древний Восток. М.-Л., 1964.

В.М. Массон. Страна тысячи городов. М., 1966.

Г.А. Пугаченкова. Искусство Туркменистана. М., 1967.

В.И. Сарианиди. Тайны исчезнувшего искусства Каракумов. М., 1967.

В.И. Сарианиди, Г.А. Кошеленко. За барханами — прошлое. М., 1966.

Б.Я. Ставиский. Между Памиром и Каспием. М., 1966.

С.П. Толстов. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962.

Р. Фрай. Наследие Ирана. М., 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки