● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Пальмира в Эрмитаже. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2020. [ издание к выставке ]

Пальмира в Эрмитаже.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2020. 152 с. ISBN 978-5-93572-917-2

 

Авт.-сост. А.Б. Никитин; переводчик текста тарифа И.Ш. Шифман; авт. предисл. к журналу Я.И. Хури — Е.В. Зеймаль.

 

аннотация: ]

Пальмира (Тадмор) — древний город в Сирийской пустыне, его основание приписывалось царю Соломону. Впервые под именем Пальмира этот город упомянут в связи с событиями I в. до н.э. Издание включает в себя краткий очерк истории города, перечень его основных архитектурных памятников. Особое место отводится монументальной надписи — Пальмирскому таможенному тарифу: освещена история его открытия и изучения, дается перевод его арамейского и греческого текстов. Воспроизводится текст журнала экспедиции под руководством Я.И. Хури, посетившей Пальмиру в 1901 г. для транспортировки тарифа в Санкт-Петербург. Книгу завершает каталог коллекции пальмирских древностей, хранящихся в Эрмитаже: это погребальная скульптура и её фрагменты, а также керамические тессеры с изображениями и надписями. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.

 

Содержание

 

М.Б. Пиотровский. Две Пальмиры. — 6

 

Пальмира. История города. — 10

Упоминания Пальмиры в аккадских клинописных текстах и Ветхом Завете. — 14

Упоминания Пальмиры в античных источниках. — 15

Торговля. — 25

История открытия и изучения Пальмиры. — 27

Пальмирские надписи. — 31

 

Пальмирский таможенный тариф. — 36

История открытия тарифа князем С.С. Абамелек-Лазаревым. — 37

Экспедиция Я.И. Хури и транспортировка тарифа. — 41

Изучение текста тарифа. — 47

Описание памятника. — 50

Структура текста. — 50

Перевод текста. — 53

Журнал экспедиции в Пальмиру для перевозки древнего камня с двуязычною надписью в 1901 г. — 65

Изготовление копии Пальмирского тарифа для Национального музея в Дамаске. — 88

 

Пальмирские древности в собрании Эрмитажа. — 90

Скульптура. — 93

Керамические тессеры II-III вв. — 129

 

Библиография. — 144

Summary. — 148

 


[на стр. 6:]

Некрополь Пальмиры. Башня Элахбела.
Фотография 1882 г. Фрагмент.
Воспроизводится по изданию: Абамелек-Лазарев 1884.

 

Две Пальмиры.   ^

 

(6/7)

 

В величании Петербурга Северной Пальмирой есть некоторый снобизм; он предполагает знание того, что такое есть Пальмира. Эрмитаж является хранителем уникальной концентрации такого знания — Пальмирского таможенного тарифа, содержанием, формой письма и языками, и историей своей воплощающего особое культурное лицо этого города, стоящего на месте схождения разных культур и историй. Как Петербург.

 

Пустыни Ближнего Востока, они — как море, по которому караваны «плывут» к портам — «караванным городам», где товары меняют и перегружают на другой транспорт, идущий по твёрдым дорогам. Такова Пальмира, где «все флаги в гости будут к нам». Таков и Петербург — выход России к морю.

 

Пальмира была местом рождения сильной династии, превратившей торговые преимущества в военную силу, подкреплённую славой пальмирских лучников, и завоевавшей уважение, почёт и зависть в бурном мире, где сражались Персия с Римом и будущие завоеватели — арабские племена Ирака и Сирии. Символом её побед и поражений стала женщина — царица Зенобия, жёсткая воительница и покровительница философов и искусств. Сравнение с ней было лестно Екатерине Великой. Отсюда — Петербург — «Северная Пальмира».

 

Пальмира, как самостоятельная сила, просуществовала по восточным меркам недолго. Куда дольше она поражала воображение путешественников своими руинами — стройными рядами колонн и элегантными храмами, чью красоту подчёркивали окружающая пустыня и ритуал

(7/8)

приближения к ней. Для Корана и арабских поэтов опустошённая «многоколонность» этого и других древних городов стала поводом для историко-философских размышлений; для европейских путешественников — предметом восторга. Образ цивилизации, вырастающей вопреки безжизненной пустыне, созвучен Парадизу Петра Великого, вознёсшемуся «из тьмы лесов, из топи блат». И… могущему туда вернуться, как и Пальмира — в пески.

 

Все эти реальные и измышленные качества и аллюзии сделали Пальмиру предметом увлечения Европы и России — в частности и в особенности. Её гравированные виды оказали своеобразное влияние на живую архитектуру Петербурга, о чём рассказывают наши выставки — «Две Пальмиры». Увлечение сменилось серьёзным изучением. Архивы хранят десятки собраний фотографий и зарисовок, сделанных в Пальмире русскими путешественниками. Среди них материалы и книги знаменитой экспедиции С.С. Абамелек-Лазарева, открывшего знаменитый Тариф. Великий русский антиковед М.И. Ростовцев оживил её как часть системы «караванных городов». Изучением Тарифа и его приобретением занимался великий П.К. Коковцев [Коковцов]. Сама история его дарения султаном и доставки в Петербург, описанная в этой книге, — яркий пример особенностей международных, колониальных и внутренних бюрократических отношений конца XIX века. Привезти огромные стелы оказалось едва ли не легче, чем договориться о том, кто будет за это платить — Академия наук или Эрмитаж.

 

Тариф оказывается и удобным поводом для модных сегодня рассуждений о «колониальном ограблении». Правда, именно он задаёт для этих дискуссий новый поворот — ясно, что оставайся он на своём месте, то стал бы первым кандидатом на уничтожение гранатами и пулемётами бойцов ДАИШ. В 2010 году был предпринят ещё один важный шаг в музейном освоении темы — создание прекрасной копии Тарифа для Музея в Дамаске и Пальмиры.

 

Изучение Тарифа — особая и славная страница в истории нашего востоковедения. Отчёт Я.И. Хури, работы П.К. Коковцева [Коковцова], И.Ш. Шифмана, Е.В. Зеймаля, И.И. Саверкиной, А.Б. Никитина составляют увлекательное историко-филологическое и практически-археологическое повествование, к которому примыкает драматическая история коллекций Российского археологического института в Константинополе и дипломатической миссии Антиохийского патриарха Григория. В целом, Эрмитаж достойно и многопланово представляет Пальмиру — Тадмор в Северной Пальмире.

(8/9)

 

Научное представление плавно перетекает в новую историю защиты Пальмиры, к чему впервые призвали с трибуны Международного культурного форума в 2015 году. [1] Казнь хранителя Древностей Пальмиры Халеда ал-Асада и уничтожение её главных памятников боевиками ДАИШ сделали этот древний город символом варварства и борьбы с варварством, ярким поводом для обсуждения важнейшего для человечества вопроса о том, кому принадлежит культурное наследие и кто вправе им распоряжаться — вплоть до уничтожения. В России прошла серия выставок, посвящённых пальмирским древностям и их судьбе. В память о Халеде ал-Асаде издан русский перевод его совместной с Аднаном Бунни книги о Пальмире. [2] Памяти археолога был посвящён концерт оркестра Мариинского театра в самой Пальмире. Институт истории материальной культуры создал уникальную и точную 3D-модель городища Пальмиры. Эрмитаж и Институт заключили соглашения с Департаментом древностей Сирии о сотрудничестве в области реставрации. В Дамаске и в Эрмитаже создано несколько выставок «Две Пальмиры».

 

Защита Пальмиры вызвала ещё одну принципиально важную дискуссию — как и кому возрождать Пальмиру, как её реставрировать и до какого предела. Россия инициировала дискуссию в ЮНЕСКО и на многих международных форумах. Редкостная по точности и мобильности модель городища позволяет обсуждать все детали ещё до того, как памятник станет полностью доступен для полевых работ. Эта модель передана правительству Сирии и в секретариат ЮНЕСКО, выложена во всеобщий доступ в Интернете. Эрмитаж, исходя из своего опыта и традиций, полагает, что ключевым эпизодом должна стать международная кампания по воссозданию Музея Пальмиры, что будет стимулом как для процесса реставрации, так и для возрождения жизни современного города, который, как и древняя Пальмира, стоит в развалинах.

 

История Пальмиры продолжается с нашим участием.

 

М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа,
действительный член РАН и РАХ.

 


 

[1] Пиотровский М.Б. Последняя битва. Журнал «Эрмитаж», 22*, специальный внеочередной выпуск, 2015.

[2] Бунни Аднан, Ал-Асад Халед. Пальмира. История. Памятники. Музей. М., 2016.

 


(143/144)

 

Библиография.   ^

 

(144/145)

Храм Бела, портик. Фотография А.Б. Никитина, 2010 г.

 

Абамелек-Лазарев 1884 — Абамелек-Лазарев С. Пальмира : Археологическое исследование князя С. Абамелек-Лазарева. СПб., 1884.

Александр Великий 2007 — Александр Великий : Путь на Восток : кат. выст. / Государственный Эрмитаж. СПб., 2007.

Борисов 1939 — Борисов А.Я. Эпиграфические заметки. Пальмирские тессеры Эрмитажа // Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Л., 1939. [Т.] 1. С. 221-227.

Грушевой 2013 — Грушевой А.Г. Очерки экономической истории Сирии и Палестины в древности (I в. до н.э. — VI в. н.э.). СПб., 2013.

Зеймаль Е.В. [Вступительная статья] // Древности Пальмиры : кат. выст. / Государственный Эрмитаж. Л., 1986. С. 6-10.

Зеймаль 1994 — Зеймаль Е.В. Древности из Пальмиры // Коллекция музея РАИК в Эрмитаже : кат. выст. / Государственный Эрмитаж. СПб., 1994. С. 76-85.

Коковцов 1908 — Коковцов П.К. К пальмирской археологии и эпиграфике : Пальмирские надгробные рельефы Русского археологического института в Константинополе. София, 1908.

Коковцов 1908а — Коковцов П.К. К пальмирской археологии и эпиграфике // Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1908. Т. 13. С. 277-302, табл. IX-XIII.

(145/146)

Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.

Михаловский К. Пальмира. Варшава, 1968.

Никитин (в печати) — Никитин А.Б. Фрагмент мильного столба императора Адриана из Пальмиры в собрании Государственного Эрмитажа // Чтения памяти В.Г. Луконина (в печати).

Пальмирский пошлинный тариф / пер. И.Ш. Шифмана. М., 1980.

Пятницкий 2014 — Пятницкий Ю.А. Антиохийский патриарх Григорий IV и Россия : 1909-1914 годы // Исследования по Аравии и Исламу : сборник статей в честь 70-летия М.Б. Пиотровского. М., 2014. С. 282-337.

Ранович 1949 — Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. М. ; Л., 1949.

Саверкина 1965 — Саверкина И.И. Портретная скульптура Пальмиры // Советская археология. 1965. №1.С. 168-179.

Саверкина 1971 — Саверкина И.И. Древняя Пальмира. Л., 1971.

Шилейко 1921 — Шилейко В.К. Заметки по семитической эпиграфике // Известия Российской академии истории материальной культуры. Пг, 1921. Т. 1. С. 103-110.

Шифман 1977 — Шифман И.Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I-III вв. н.э.). М., 1977.

 

Chwolson 1876 — Chwolson D. Ein Relief aus Palmyra mit zwei palmyrenischen Inschriften // Mélanges asiatiques. St. Pétersbourg, 1876. T. 7. P. 433-446.

CIL — Corpus inscriptionum latinarum : Inscriptiones Asiae, provinciarum Europae Graecarum, Illyrici Latinae / ed. Th. Mommsen. Vol. 3. Berolini, 1873; Inscriptiones Aegypti et Asiae. Inscriptiones provinciarum Europae Graecarum. Inscriptionum Illyrici partes. Vol. 3 suppl. Berolini, 1902; Inscriptionum Orientis et lllyrici latinarum supplementum / ed. Th. Mommsen, O. Hirschfeld, A. Domaszewski. Pars 1. Berolini, 1902.

CIS — Corpus inscriptionum semiticarum. Parisiis, 1881-1962.

(146/147)

Hillers, Cussini 1996 — Hillers D.Ft., Cussini E. Palmyrene Aramaic Texts. Publications of The Comprehensive Aramaic Lexicon Project. Baltimore ; London, 1996.

Ingholt 1928 — Ingholt H. Studier over Palmyrensk Skulptur. Copenhagen, 1928.

Ingholt 1938 — Ingholt H. Inscriptions and Sculptures from Palmyra II // Berytus. 1938. Vol. 5. P. 93-140.

Ingholt et al. 1 955 — Ingholt H., Seyrig H., Starcky J. Recueil des Tessères de Palmyre. Paris, 1955.

Lyavdansky 2018 — Lyavdansky A. Two unpublished Palmyrene Inscriptions // Kleine Untersuchungen zur Sprache des Alten Testaments und seiner Umwelt. 2018. Bd. 23. S. 105-122.

Piersimoni 1995 — Piersimoni R. The Palmyrene Prosopography : Ph.D. diss. University College of London, 1995.

Rostovtzeff 1926 — Rostovtzeff M. The Social and Economic History of the Roman Empire. Oxford, 1926.

Shifman I.Sh. The Palmyrene Tax Tariff by Il’ia Sholeimovich Shifman, translated by Svetlana Khobnya and edited by John F. Healey. Oxford University Press, 2014. (Journal of Semitic Studies, Supplement 33).

 

(147/148)

[подпись со стр. 4:]

На с. 148: Руины Пальмиры.
Вид на средневековую арабскую крепость. Фотография 1882 г. Фрагмент.
Воспроизводится по изданию: Абамелек-Лазарев 1884.

 

Summary.   ^

 

(148/149)

 

Palmyra (Tadmor) is an ancient city in the Syrian Desert. Its foundation was ascribed to King Solomon. It was first mentioned under the name of Palmyra in connection with the events of the first century BC. The ruins of Palmyra we can see today, its marvellous temples and galleries, for the most part, belong to the Roman Imperial period, i.e. the second and the third centuries AD. There are, however, a few traces of the Bronze Age period discovered in the oasis, which proves that it had been inhabited long before the Roman times. In the course of the last three hundred years numerous scholars and archaeological expeditions from different countries visited Palmyra, providing us with valuable descriptions of the ancient city, prints and photographs.

 

The book includes a brief survey of the city's history and description of its principal architectural landmarks. Special attention is directed to the monumental inscription known as the Palmyra Customs Tariff, the history of its discovery and investigation. The translation of its Aramaic and Greek texts is included. The inscription was discovered by Russian amateur archaeologist S.S. Abamelek-Lazarev in the late nineteenth century. A few years later it was donated by the Turkish sultan Abdulhamid II to the emperor of Russia as a diplomatic gift.

 

The book contains the text of the journal of the 1901 Russian expedition to Palmyra, led by Jacob Khouri, which transferred the Tariff to St Petersburg. Besides the Tariff Khouri explored several other prominent objects in Palmyra, including the Cave of Three Brothers and the milestone of emperor Hadrian. The investigation of Palmyra was continued in the twentieth century by French, German, Polish and Syrian archaeological teams.

 

The final chapter of the book offers a catalogue of Palmyrene antiquities in the Hermitage Museum — funeral sculpture and its fragments, ceramic tesserae with images and inscriptions. Some of these antiquities were acquired by the Russian Archaeological Institute in Constantinople, some other donated by the patriarch of Antioch, some came from private collections. Copies of the Tariff executed in artificial marble were presented by the Hermitage a few years ago to the Museum of Damascus and to the modern city of Palmyra — now the latter decorates the vestibule of one of its principal hotels.

 

The book is addressed to the wide audience of readers interested in ancient history.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки