[ каталог выставки ]
Коллекция музея РАИК в Эрмитаже.
// Каталог выставки. СПб: Государственный Эрмитаж. 1994. 248 с.
Древности из Пальмиры. (Е.В. Зеймаль)
В издании даны фото Кат. 69 и 72; прочие иллюстрации — добавление сайта.
Пальмирская коллекция РАИК, поступившая в Государственный Эрмитаж в 1932 г., состоит из погребальных рельефов и их фрагментов, а также римского верстового столба. Большинство предметов было приобретено на месте, в Пальмире, во время экспедиции 1900 г., возглавлявшейся Ф.И. Успенским (Успенский, 1902), и затем в 1901 г., когда Я.И. Хури побывал там для извлечения из земли и перевозки Тарифа (см. Приложение и кат. 68-73). Рельефы подобраны так, что дают полное представление об основных этапах наиболее яркого периода в истории пальмирской скульптуры. Благодаря экспонатам из РАИК собрание Эрмитажа остаётся и сегодня наиболее представительной и систематичной подборкой древностей Пальмиры в России.
Погребальные пальмирские рельефы было бы несправедливо воспринимать только как одну из провинциальных ветвей (может быть, самую восточную) в развитии римского скульптурного портрета. Как явление историко-культурное (да и художественное тоже) их скорее следует рассматривать в одном ряду с такими категориями погребальных памятников как коптские завесы, прославленные фаюмские портреты, изображения на саркофагах, фрески-росписи в интерьерах подземных склепов и т.п. изображения умерших (часто сопровождаемые надписями, содержащими их имена): их главное назначение было в том, чтобы гарантировать загробное существование умершего, воссоединение его души с бренной — земной — оболочкой. Все такого рода изображения (т.е. не только погребальные пальмирские рельефы) создавались, чтобы обеспечить опознаваемость погребённого, и сохранение его имени играло при этом, видимо, не менее важную роль, чем точное воспроизведение его внешнего облика. Именно этими представлениями (скорее, чем эстетическими нормами римского скульптурного портрета) и должны были, несомненно, определяться все требования к ваятелям погребальных рельефов, даже когда романизация Пальмиры достигла максимума (вторая половина II в. н.э.).
Известны три разновидности погребальных сооружений в Пальмире: многоэтажные башни, склепы-здания и подземные пещеры-катакомбы — так называемые гипогеи, состоявшие из нескольких помещений-экседр. Умерших помещали в удлиненных нишах-ячейках (в надписях — макбарт), обращённых торцевой стороной в зал и располагавшихся на стенах рядами (шесть ячеек составляли семейную усыпальницу гумх). Погребальные рельефы ставили в устьях таких
(76/77)
ячеек, закрывая доступ в них. Величина погребального рельефа определялась размерами отверстия ячейки. По эпиграфическим материалам, собранным экспедицией РАИК 1900 г., и особенно Я.И. Хури в 1901 г. (см. Приложение), была воссоздана история одной из таких погребальных катакомб — Мегарет-Абу-Схейль (Коковцов, 1903; Коковцов, 1908), или «Пещера трёх братьев». Устроители усыпальниц продавали отдельные ячейки-макбарты, гумхи или несколько гумхов на одной стене и даже полностью целые камеры-экседры — всё зависело от состоятельности покупателя. Более богатые погребения устраивались не в общих камерах и не в нишах-макбартах, а в отдельных семейных экседрах и каменных саркофагах, как правило, — с многофигурными композициями (часто изображалась сцена поминальной трапезы и рядом помещались многочисленные бюсты-рельефы с портретами членов семьи) и с сопровождающими их надписями. Все рельефы выполнены из местной породы камня — светлого мраморовидного известняка. Далее, в описаниях, упоминание материала опущено.
^ 68. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ БОША И ЕГО ЖЕНЫ ШАЛМЫ.
Г. Ингхольт — 50-150 гг.; И.И. Саверкина — 100-150 гг.
0,59×0,48.
Слева — поясное изображение молодого безбородого мужчины в хитоне и гиматии, держащего в левой руке предмет в форме длинной узкой пластины («табличка для письма»); справа — также поясное изображение молодой женщины с покрывалом на голове, под которым видна диадема и головной «тюрбан»; приподнятая вверх левая рука придерживает покрывало — обычный для женских рельефов Пальмиры жест, символизирующий печаль.
Надпись (в пространстве между бюстами) расположена в шесть строк:
«Боша, / сына Таймы. / Увы! / Шалма, / дочь Малиху, жена его. / Увы!»
Сохранность: женская голова была отбита, реставрирована; трещины, выбоина на левой руке.
Литература: Коковцов, 1908. С. 285; Саверкина, 1965б. С. 173-174; Саверкина, 1971. Табл. 24, 25.
Инв. №8839.
Илл. с сайта Эрмитажа.
|
^ 69. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ ХАЙРАНА.
Дата (в надписи): «месяц Тебет 500 года» селевкидской эры = январь 189 г. н.э.
0,45×0,60.
(77/78)
Поясное изображение мужчины зрелых лет, с короткой бородой и усами, одетого в тунику с длинными рукавами и плащ с бахромой (закреплён на правом плече круглой фибулой); в правой руке, согнутой в локте и прижатой к груди, он держит большим, указательным и средним пальцами стиль-calamus (мизинец и безымянный — подогнуты); в левой руке — две узкие пластины, сложенные вместе (так называемая «табличка для письма»); на мизинце левой руки — перстень.
Надпись (справа, в шесть строк): «Увы! Хайран, / бенефициарий, / сын Бореа / бар-Хайрана бар- / Тайбола. В месяце / Тебете 500 года»; (слева, в три строки): «Он и его отец / [погребены] в гумхе / этом».
Термин бенефициарий — римского происхождения (в надписи он дан без перевода, в пальмиро-арамейской транскрипции). Им в римском войске обозначались легионеры, которые пользовались за особые заслуги привилегиями (beneficia) — освобождались от повседневных солдатских обязанностей, назначались в почётные конвои и т.п. Стиль-calamus в руке бенефициария Хайрана на этом рельефе иногда интерпретировали как указание на то, что пальмирец Хайран был римским легионером и выполнял обязанности штабного писца. Однако стиль и «табличка для письма» — частые атрибуты погребальных пальмирских рельефов, скорее связанные с особенностями заупокойного культа, чем с земными занятиями покойного. Почётное звание бенефициария также прямо не свидетельствует о службе Хайрана в римском войске и, видимо, могло быть получено им за какие-то иные, вполне гражданские заслуги.
Сохранность: повреждены лицо, руки, одеяние; оббита задняя стенка.
Литература: Коковцов, 1908. С. 278-280. Табл. IX; Саверкина, 1971. С. 26. Ил. 28, 29.
Инв. №8840.
Илл. с вклейки между стр. 80 и 81.
|
^ 70. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ МУЖЧИНЫ.
Дата (в надписи) — 466 г. селевкидской эры = 154/155 г. н.э.
0,47×0,60.
Поясное изображение мужчины средних лет, в хитоне и гиматии, край которого переброшен через левое плечо. Волосы показаны крупными условными завитками-локонами; на волосах — венок с «розеткой» по центру. На лбу — две неглубокие морщины, повторяющие изгиб надбровных дуг. Лицо моделировано мягко, черты лица «идеализированно»-правильные, глаза — широко раскрытые, радужная оболочка и зрачок обозначены резцом. Кисть правой руки как бы покоится на складке плаща-гиматия; в левой
(78/79)
руке — «табличка для письма»; на мизинце — перстень.
Надпись (слева, в три строки, остальное обломано):
«в году / 466 / Увы!»
Сохранность: верхние углы стенки отбиты; повреждены губы, правая кисть и пальцы обеих рук; выбоины.
Литература: Коковцов, 1908. №5. С. 283. Табл. XI.
Инв. №8841.
|
^ 71. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ ЗАБДИБОЛА, СЫНА ЗАБДЕЛАХА.
Г. Ингхольт — 150-200 гг.; И.И. Саверкина — третья четверть II в.
0,45×0,62.
Поясное изображение молодого мужчины без бороды и усов, в хитоне и гиматии, край которого переброшен через левое плечо. Волосы показаны извилистыми свободными прядями, расположенными на лбу чёлкой. Черты лица мягкие правильные; нос прямой, глаза широко раскрытые, с тщательно проработанными веками, радужной оболочкой и зрачками; рот небольшой, слегка припухлый. Кисть правой руки, согнутой в локте, — перед грудью, на складке гиматия; в левой — видимо, развёрнутая «табличка для письма», перстни — на указательном пальце и на мизинце. На задней стенке рельефа, слева от головы — изображение «розетки» из складок ткани (возможно, это схематично показанная тиара); в центре её — миниатюрное изображение бюста, на котором видны знаки, напоминающие буквы (П.К. Коковцов предполагал здесь слово «Увы!»).
Надпись (справа, в пять строк): «Забдибол, сын / Забделаха, сына / Борефа, сына / Забделаха. / Увы!»
Сохранность: отбита правая сторона волос и угол задней стенки.
Литература: Коковцов, 1908. №3. С. 282-283.
Инв. №8842.
Илл. с сайта Эрмитажа.
|
^ 72. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ ВАХБАЛЛАТА.
И.И. Саверкина — первая четверть II в. (?).
0,54×0,58.
На закруглённой сверху плите — погрудное изображение молодого мужчины без бороды и усов, в хитоне и гиматии, на голове которого модий — головной убор цилиндрической конфигурации (чаще всего — жреческий). Волосы не видны; уши большие и оттопыренные; лицо моделировано мягко (не резко выражены надбровья, не показаны носовые складки, объём щёк дан сплошным массивом — без детальной проработки и т.д.); глаза изображены со
(79/80)
значительной степенью условности и, хотя зрачок обозначен, взгляд — «незрячий»; припухлые губы также изображены без проработки деталей; подбородок — небольшой, как бы уплощённый. Явные стилистические отличия от других эрмитажных рельефов столь же отчётливо видны и в передаче самой фигуры: её объём непропорционально уплощён; складки гиматия намечены, скорее линеарно обозначены (неглубокие и плотно расположенные «бороздки»), чем объёмно изображены; перекинутый через левое плечо край плаща выглядит как «перевязь», поддерживающая кисть правой руки. Пальцы правой руки непропорционально большие, обе руки изображены со значительными нарушениями анатомической достоверности. В левой руке зажата «табличка для письма». Рельеф Вахбаллата, сохраняя всю «обязательную» атрибутику пальмирских мужских погребальных рельефов, сложившуюся ко II — середине III в., воспроизводит её в принципиально иной манере, сводящей к минимуму воздействие эллинистическо-римского «подвоя».
Иконографическая схема, выработанная всем развитием этой категории памятников, здесь полностью выдержана, но мастер, явно её учитывая, следует ей со значительными отклонениями. Поэтому вызывает сомнение ранняя датировка, предложенная для этого рельефа. Скорее рельеф следовало бы отнести к середине или к последней трети III в., когда процесс романизации в Пальмире резко пошёл на спад. Однако не исключено, что этот рельеф, стилистически явно не выдерживающий устоявшихся правил II в., создавал какой-то мастер «со стороны», не принадлежавший к школам (или мастерским), работавшим с оглядкой на нормы традиционного римского портрета. В этом случае для данного рельефа возможна датировка в пределах середины II — III в. Следует также учитывать, что Вахбаллат, судя по модию, мог принадлежать к пальмирскому жречеству, которое, похоже, менее других социальных групп Тадмора было затронуто «филоромейством» (хотя и не избежало его полностью).
Надпись (справа, в три строки): «Изображение / Вахбаллата, / сына Борефа».
Сохранность: повреждения на лице, отбит нос, щербины по всей поверхности.
Литература: Коковцов, 1908. №4. С. 282-283. Табл. XI; Саверкина, 1965а. С. 10.
Инв. №8843.
Илл. с вклейки между стр. 80 и 81.
|
^ 73. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ АКМАТ, ДОЧЕРИ ЯРХАЯ.
И.И. Саверкина — первая четверть II в. (?).
0,47×0,55.
(80/вклейка)
[ Кат. 69 и Кат 72.]
(вклейка/81)
Погрудное изображение женщины с покрывалом на голове, ниспадающим по обе стороны на плечи и грудь. На лбу лента-диадема, над которой — узкой полоской — видны волосы; узкие и длинные завитые локоны опускаются также вдоль краев покрывала на грудь. Резко обозначены надбровные дуги; глаза слегка выпуклые, с проработанными резцом радужной оболочкой и зрачками; но в целом моделировка лица мягкая, со слабо намеченными носовыми складками и плавно скруглённым подбородком. Из-под краёв покрывала видны уши с крупными бочонковидными серьгами, прикреплёнными у самых мочек. На груди видны складки нательной туники (идут почти горизонтально ниже шеи) и верхнего одеяния, закреплённого застёжкой ближе к левому плечу. Обе руки (видны только кисти) прижаты к телу ниже груди; в правой руке зажат край покрывала, в левой — веретено и моток шерсти на палочке. Судя по надписи, рельеф был парным к другому, находившемуся рядом и принадлежавшему мужу Акмат.
Надпись (слева, в три строки): «Акмат, / дочь Ярхая / [сына] Шеги, его жена».
Сохранность: отбит кончик носа, повреждена вся поверхность, отбит угол плиты.
Литература: Коковцов, 1908. №2. С. 280-282; Саверкина, 1965б[а]. С. 10.
Инв. №8844.
Илл. с сайта Эрмитажа.
|
^ 74. ГОЛОВА БОРОДАТОГО МУЖЧИНЫ — ФРАГМЕНТ ПОГРЕБАЛЬНОГО РЕЛЬЕФА.
Середина II — середина III в.
В. 0,22.
Голова мужчины средних лет. Волосы показаны сплошным массивом, разделанным на условные изогнутые пряди, и закрывают почти весь лоб, кроме узкой полоски над бровями; большие оттопыренные уши со слабо выраженной мочкой остаются открытыми. Надбровные дуги моделированы сглаженно; брови изображены узкими полосками, проработанными вертикальными штрихами. Глаза продолговатые, широко раскрытые; веки — в виде двух рельефных «валиков», радужная оболочка оконтурена бороздкой, зрачки даны углубленными «точками». Нос прямой, правильный. Щеки образуют единый объём (без пластической детализации), носовые складки не изображены. Рот небольшой, правильный, с чётко обозначенным изгибом верхней губы. Борода и усы показаны одним массивом, с разделкой на свободно лежа-
(81/82)
щие небольшие пряди (только на бакенбардах, достигающих ушей, они образуют «правильный» ряд). Подбородок слегка заострённый, но моделирован мягко. На фрагменте сохранились голова и часть шеи (с небольшим участком задней стенки).
Литература: Саверкина, 1971. Ил. 46.
Инв. №8845.
|
^ 75. МУЖСКАЯ ГОЛОВА В МОДИИ — ФРАГМЕНТ ПОГРЕБАЛЬНОГО РЕЛЬЕФА.
Середина II — середина III в.
[И.И. Саверкина — последняя четверть II в.]
В. 0,21.
Голова молодого мужчины в модии. На модии спереди — две вертикальные «складки» и перевязь-венок, украшенный по центру восьми[шести-]лепестковой розеткой. Волосы скрыты под головным убором, закрывающим почти весь лоб. Надбровные дуги только намечены, брови обозначены выпуклыми узкими полосками, «заштрихованными» вертикально (с небольшим наклоном). Глаза удлинённо-миндалевидные, слегка уплощённые, с чётко очерченными веками; радужная оболочка оконтурена неглубокой бороздкой; зрачки не изображены. Лицо пластически не детализировано (щёки даны слитно с подбородком, носовые складки не показаны и т.д.), нос (насколько позволяет судить его сохранность) был изображён без проработки крыльев, ноздрей и т.п.; рот небольшой, с утолщёнными губами (частично сбиты). Правое ухо — с невыделенной мочкой, с задней стороны не обработано; левое ухо не сохранилось. Подбородок скруглённый и слабо выступающий вперёд.
Как и в других случаях, трудно решить, определяется ли здесь явная условность и даже схематичность изображения состоянием пальмирского искусства в целом, общими изменениями стиля и принципов, или же особенности этого рельефа — результат большей «ремесленности» мастера и его более слабой романизированности. Возможно, здесь (как и для рельефа Вахбаллата) следует учитывать принадлежность персонажа к пальмирскому жречеству. Все это заставляет воздерживаться от слишком узких и «точных» датировок, особенно, когда мы располагаем только фрагментом рельефа.
Сохранность: отбиты нос и левое ухо, выбоины на губах, щеках и ушах, задняя стенка отбита.
Инв. №8846.
Илл. с сайта Эрмитажа, где памятник определён как женский.
(82/83)
|
^ 76. ГОЛОВА МУЖЧИНЫ — ФРАГМЕНТ ПОГРЕБАЛЬНОГО РЕЛЬЕФА.
III в. (?).
В. 0,18.
Голова мужчины средних лет (возрастные признаки выражены весьма неопределённо), с пышными волосами, разделанными на условно изогнутые тонкие «пряди», опускающиеся на лоб и почти полностью закрывающие уши (видны только мочки и край раковины). Надбровные дуги — плавно скруглённые, брови обозначены прочерченными линиями-бороздками. Глаза выпуклые, широко раскрытые, удлинённых очертаний, с широкими верхними веками и узкими, только намеченными, — нижними; радужная оболочка выделена рельефно, зрачки оконтурены по кругу бороздкой. Щёки и слегка изогнутый нос моделированы мягко, без детализации (носовые складки не показаны, крылья носа скорее намечены, чем изображены). Губы тонкие, чётко очерченные в рельефе. Усы небольшие, изображены с тщательной (хотя и несколько условной) проработкой деталей (разделка на «пряди», завитки на концах). Борода и бакенбарды не разделены и изображены тремя рядами условных завитков.
Предлагалось видеть в этом фрагменте рельефа признаки возрождения приемов пальмирского «портретного искусства начала II в. с их восточной статичностью, импозантностью и условностью» и при этом датировать его (как и кат. 74) второй или третьей четвертью III в., объясняя «отказ от объёмной лепки лица в пользу линеарности и орнаментальности» влиянием сасанидского искусства. Фрагмент рельефа, не имеющий твёрдой даты, — слишком ненадёжная база для таких выводов, если принимать во внимание массовость этого вида художественных изделий в Пальмире и то, что над ними трудились мастера разной квалификации и разной степени «ремесленности».
Сохранность: трещины на голове, по всей поверхности выбоины и царапины, задняя стенка и низ оббиты.
Литература: Саверкина, 1965а [б]. С. 178. Рис. 5.
Инв. №8847.
Илл. с сайта Эрмитажа (на сайте указан инв. №8845).
|
^ 77. ГОЛОВА ЖЕНЩИНЫ В ВЫСОКОМ ГОЛОВНОМ УБОРЕ — ФРАГМЕНТ ПОГРЕБАЛЬНОГО РЕЛЬЕФА.
Вторая половина II в. — начало III в.
В. 0,23.
Женская голова в высоком «тюрбане» (впрочем, возможно, как «тюрбан» выглядят складки традиционного для пальмирских
(83/84)
женских рельефов покрывала), с лентой-диадемой на лбу (разделена вертикальными полосками из «перлов» на несколько «отсеков»: в центре — широкий, заполненный листьями аканфа; по сторонам от него, симметрично, — два квадратных «отсека» с «розетками» в них; от двух следующих «отсеков» поместился только самый край). Из-под «тюрбана» и диадемы видны (слева и справа) волосы, обозначенные извилистыми, уходящими назад штрихами, «собранными» в слабо выраженные «пряди». Волосы почти полностью закрывают уши: видны только самые нижние части мочек с небольшими шаровидными серьгами. Надбровные дуги резко выражены и как бы нависают над глазами; брови только намечены узкой рельефной складкой (без разделки на «волосы»). Глаза большие, широко раскрытые, удлинённо-миндалевидные; рельефно выделенная радужная оболочка не достигает нижнего века; зрачок передан углублённой «точкой». Нос прямой, правильной формы, с лёгкой горбинкой ниже переносицы и с небольшими крыльями. Щёки моделированы пластически мягко, скулы только намечены, носовые складки не показаны. Рот небольшой, идеально-правильно очерченный (контур проработан рельефно), верхняя губа значительно уже нижней. Подбородок скруглённый, слегка выступающий вперёд.
Верхняя часть рельефа (над «тюрбаном» и с задней стороны) не обработана; на сохранившемся фрагменте (т.е. на уровне шеи и выше) нет обычных следов перехода к плите-«фону»; вряд ли он начинался ниже шеи, скорее, голова принадлежала одной из фигур в композиции на крышке какого-нибудь саркофага.
Эта голова, несомненно, лучший в коллекции Эрмитажа образец искусства пальмирских ваятелей того периода, когда римское влияние проявилось наиболее сильно. Но и здесь портрет явно идеализированный (хотя и в эллинистическо-римских традициях), что не позволяет говорить об отражении характера и — уж тем более — о «пристальности и настороженности взгляда» и о том, что конфигурация рта выражает «высокомерие и душевную усталость». Лучше воздержаться от такой субъективности в оценках и интерпретации пальмирского скульптурного портрета: иногда достаточно изменить освещение, при котором изучается (или фотографируется) рельеф, чтобы убедиться, что приписываемые изображению черты и свойства — величины мнимые.
Сохранность: нос справа и щека слева повреждены, выбоины, задняя стенка отбита.
Литература: Саверкина, 1971. С. 26-27. Ил. 32.
[Также см.: Абамелекъ-Лазаревъ 1997, табл. XVII)]
Инв. №8848.
Илл. с сайта Эрмитажа.
|
|
(84/85)
Литература. ^
Успенский, 1902 — Успенский Ф.И. Археологические памятники Сирии // ИРАИК. 1902. Т. VII. С. 120-133.
Коковцов, 1903 — Коковцов П.К. Новые арамейские надписи из Пальмиры // ИРАИК. София, 1903. Т. VIII. С. 302-329.
Коковцов, 1908 — Коковцов П.К. К пальмирской археологии и эпиграфике // ИРАИК. София, 1908. Т. XIII. С. 277-302.
Саверкина, 1965а — Саверкина И.И. Скульптурный портрет Пальмиры II-III вв. н.э. Л., 1965 (автореферат канд. диссертации).
Саверкина, 1965б — Саверкина И.И. Портретная скульптура Пальмиры (II-III вв. н.э.) // СА, 1965. №1. С. 168-179.
Саверкина, 1971 — Саверкина И.И. Древняя Пальмира. Л., 1971.
Стржиговский, 1901 — Strzygowski J. Orient oder Rom. Beiträge zur Geschichte der spätantiken und frühuhristlichen Kunst. Leipzig, 1901.
Фармаковский, 1903 — Фармаковский Б.Ф. Живопись в Пальмире // ИРАИК. София, 1903. Т. VIII. С. 172-198.
Шифман, 1980 — Пальмирский пошлинный тариф / Введение, перевод и комментарий И.Ш. Шифмана, М., 1980.
|