главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.Б. РановичВосточные провинции Римской империи в I-III вв.// М.-Л.: 1949. 264 с.
Содержание
Предисловие. — 3Введение. — 5
Азия. — 35Понт и Вифиния. — 70Линия и Памфилия. — 85Киликия. — 95Галатия. — 104Каппадокия. — 117Сирия. — 127Египет. — 166Киренаика и Крит. — 211Греция (Ахайя, Македония). — 216Фракия. — 242
Заключение. — 251Список сокращений. — 262
Предисловие. ^
Восточные провинции Римской империи занимали весьма важное место в системе империи, и их изучение даёт многое для понимания существа этого важного этапа всемирной истории. Но они представляют и специальный интерес как та область Средиземноморья, где складывалась выделившаяся впоследствии Восточная Римская империя и были заложены основы будущей Византийской монархии. Восточные провинции отличались не только своим географическим положением и господством греческого языка. Они имели свои исторически создавшиеся экономические особенности, обладали значительной социальной устойчивостью и культурной самостоятельностью. В то время как западные провинции полностью были романизированы, на Востоке не только романизация не сделала заметных успехов, но и эллинизация не захватила глубоко широких масс населения. Народы восточных провинций Римской империи пронесли через века эллинистического и римского владычества ряд социальных установлений и элементов культуры, унаследованных от древневосточной старины. В силу этого конкретные пути социального переворота на Востоке были иные и феодализм здесь получил иную форму, чем на Западе.
Изучение восточных провинций должно помочь не только уяснению общих закономерностей «величия и падения Рима», но и пониманию исторических судеб Восточной Римской империи, возникновения византийского государства. Но это тема особого специального исследования, которое должно охватить IV-V вв. истории Восточной Римской империи.
В настоящей же работе изложение доводится до конца III в., до разделения империи на Восточную и Западную. Хотя после Диоклетиана империя ещё не окончательно распалась и в течение IV в. не раз объединялась под властью одного правителя, но прежнего органического единства уже не было. Некоторые историки на этом основании начинают даже историю Византии с Диоклетиана. Такое деление истории Рима, игнорирующее социальный переворот, революционное свержение рабовладельческого строя общества, неприемлемо. Но в рамках истории римского рабовладельческого государства правление Диоклетиана — заметная веха.
В задачи настоящей работы не входит изучение политической истории восточных провинций Римской империи; она затрагивается лишь поскольку это необходимо для понимания ох социально-экономической истории, для выяснения общих тенденций и закономерностей истории Римской империи, их конкретного выражения в условиях Востока, а также особенностей и специфических черт исторического развития восточных провинций.
наверх |