● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. [ каталог выставки ]

Александр Великий. Путь на Восток.

Каталог выставки. Государственный Эрмитаж.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. 512 с. ISBN 5-93572-235-6

 

Науч.ред. А.А. Трофимова.

Содержание

См. на academia.edu.

 

М.Б. Пиотровский. «Самый главный Александр». — 5

Э.Д. Фролов. Александр Великий — первотворец эллинизма. — 7

М.М. Дандамаева. Александр и Восток: предыстория контактов. — 14

А.А. Трофимова. Лицо, обращённое к небу. — 19

А.Ю. Алексеев. Александр и северные кочевники. — 29

М.Б. Пиотровский. Два рога Александра Македонского. — 34

А.В. Ипполитов. «Отойди и не заслоняй мне солнце». — 37

Д.А. Никитин, Ю.Б. Балаханова, М.Н. Химин. Русская античность: роман с Александром. — 49

А.А. Трофимова. Восточный поход Александра: хроника событий. — 57

 

[ Каталог ]

 

Великий поход.

Классическая Эллада: Греция до Александра. Введение: А.А. Трофимова. Кат. № 1-57. — 64

Между Элладой и варварами. Введение: Д.П. Алексинский. Кат. № 58-109. — 103

Средиземноморье в эпоху эллинизма. Введение: А.А. Трофимова. Кат. № 110-214. — 132

Египет. Введение: А.О. Большаков

Птолемеевский Египет: македонская династия на троне фараонов. Кат. № 215-286. — 207

Греческий язык на Востоке. Введение: М.М. Дандамаева. Кат. № 287-293. — 249

Коптский Египет: античная традиция на христианском Востоке. Введение: А.Я. Каковкин. Кат. № 294-310. — 256

Ахеменидский Иран. Введение: М.М. Дандамаева. Кат. № 311-324. — 274

Селевкидская Сирия. Введение: М.М. Дандамаева. Кат. № 325-337. — 286

Пальмира. Введение: А.Б. Никитин. Кат. № 338-340. — 292

Эллинизированный Восток. Введение: Г.Л. Семёнов. Кат. № 341-369. — 296

Индийский поход: его последствия для Запада и Индии. Введение: О.П. Дешпанде. Кат. № 370-381. — 325

За Пределами Ойкумены

Ноин-ула. Памятники из Северной Монголии. Введение: Ю.И. Елихина. Кат. № 382, 383. — 342

Хотанская керамика. Введение: Ю.И. Елихина. Кат. № 384-386. — 345

Византия — третий мир античности. Введение: В.Н. Залесская. Кат. № 387-436. — 349

Александр Македонский в искусстве ислама. Кат. № 437, 438. — 382

 

Судьба Александра.

Александр Великий в западноевропейском и русском искусстве Нового времени. Кат. № 439-489. — 388

 

История и миф.

«Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена в западноевропейской литературной традиции. Введение: М.Н. Химин. Кат. № 490-505. — 458

 

Глоссарий. — 484

Библиография. — 488

Основная литература по истории Александра. — 506

Список сокращений. — 507

Summary. — 508

 


 

«Самый главный Александр».   ^

 

Мало в мировой истории осталось героев, которых наше время не принизило бы или не оскорбило критическим анализом и постыдными разоблачениями. Александр Македонский пока уцелел, и даже фильмы, голливудские и неголливудские, рассказывают о нём с пафосом и почтительностью античных авторов. Многие племена и народности в Индии, Афганистане, на Памире гордятся своим мифическим происхождением от воинов Александра.

 

Он уже давно стал не просто великим и красивым героем-завоевателем, но — символом конфликта культур, приведшего к хорошим результатам. Завоевания Александра вроде не принесли никому особого вреда (так, конечно, только кажется), но породили на Востоке и на Западе удивительный синтез культур и даже верований. Синтез этот — эллинистическая культура — был прекрасен и сам по себе, но именно он заложил основы дальнейшего развития мира, того развития, которое породило христианскую культуру в её широчайшем понимании и также культуру мусульманскую.

 

«Эпоха Александра» — это столетие политического, философского и художественного творчества. Это великие государства, новые города, блестящие мыслители, удивительные художники. С именем Александра в веках связаны изумительные шедевры, в том числе и те, что представлены на этой выставке. Греко-бактрийское искусство, греческая скульптура, фантастические резные камни, сасанидские, византийские серебряные изделия, персидские миниатюры и многое, многое другое.

 

Эрмитаж гордится своими коллекциями, так или иначе связанными с Александром. Мы очень любим наш Зал эллинизма. Научные усилия Эрмитажа много лет направлены на разработку проблем эллинистического наследия на Западе и на Востоке. Но у императорского музея есть ещё одна линия, связанная с героем, объединившим Восток и Запад. В Зимнем дворце была резиденция трёх русских царей по имени Александр. Недавно мы представили миру большую выставку об Александре I, победителе Наполеона. Он был назван так в честь св. Александра Невского, защитника России от западной агрессии, и Александра Македонского, покорителя миров. Имя частично сыграло свою роль в биографии Александра Павловича. Недавно мы поминали Александра III выставкой «Императорские портреты» в связи с захоронением в России праха его супруги. Мы готовим большую выставку о царе-реформаторе Александре II.

 

Выставка об Александре Македонском находится и в этом ряду также. Эрмитаж постоянно демонстрирует возможности не просто большого, но универсального, энциклопедического музея. Сложные связи культур и времён не только увлекательны. Сегодня мир, объединённый некогда Александром, стремительно разъединяется, и нам полезно вспомнить, что глобализация не всегда бывает уродливой. Пример тому — эта выставка.

 

Директор Государственного Эрмитажа

М.Б. Пиотровский

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки