[ каталог выставки ]
Александр Великий. Путь на Восток.
Каталог выставки. Государственный Эрмитаж.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. 512 с. ISBN 5-93572-235-6
Науч.ред. А.А. Трофимова.
Содержание
См. на academia.edu.
Э.Д. Фролов. Александр Великий — первотворец эллинизма. — 7
М.М. Дандамаева. Александр и Восток: предыстория контактов. — 14
А.А. Трофимова. Лицо, обращённое к небу. — 19
М.Б. Пиотровский. Два рога Александра Македонского. — 34
А.В. Ипполитов. «Отойди и не заслоняй мне солнце». — 37
Д.А. Никитин, Ю.Б. Балаханова, М.Н. Химин. Русская античность: роман с Александром. — 49
А.А. Трофимова. Восточный поход Александра: хроника событий. — 57
[ Каталог ]
Великий поход.
Классическая Эллада: Греция до Александра. Введение: А.А. Трофимова. Кат. № 1-57. — 64
Между Элладой и варварами. Введение: Д.П. Алексинский. Кат. № 58-109. — 103
Средиземноморье в эпоху эллинизма. Введение: А.А. Трофимова. Кат. № 110-214. — 132
Египет. Введение: А.О. Большаков
Птолемеевский Египет: македонская династия на троне фараонов. Кат. № 215-286. — 207
Греческий язык на Востоке. Введение: М.М. Дандамаева. Кат. № 287-293. — 249
Коптский Египет: античная традиция на христианском Востоке. Введение: А.Я. Каковкин. Кат. № 294-310. — 256
Ахеменидский Иран. Введение: М.М. Дандамаева. Кат. № 311-324. — 274
Селевкидская Сирия. Введение: М.М. Дандамаева. Кат. № 325-337. — 286
Пальмира. Введение: А.Б. Никитин. Кат. № 338-340. — 292
Эллинизированный Восток. Введение: Г.Л. Семёнов. Кат. № 341-369. — 296
Индийский поход: его последствия для Запада и Индии. Введение: О.П. Дешпанде. Кат. № 370-381. — 325
За Пределами Ойкумены
Ноин-ула. Памятники из Северной Монголии. Введение: Ю.И. Елихина. Кат. № 382, 383. — 342
Хотанская керамика. Введение: Ю.И. Елихина. Кат. № 384-386. — 345
Византия — третий мир античности. Введение: В.Н. Залесская. Кат. № 387-436. — 349
Александр Македонский в искусстве ислама. Кат. № 437, 438. — 382
Судьба Александра.
Александр Великий в западноевропейском и русском искусстве Нового времени. Кат. № 439-489. — 388
История и миф.
«Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена в западноевропейской литературной традиции. Введение: М.Н. Химин. Кат. № 490-505. — 458
Глоссарий. — 484
Библиография. — 488
Основная литература по истории Александра. — 506
Список сокращений. — 507
Summary. — 508
«Самый главный Александр». ^
Мало в мировой истории осталось героев, которых наше время не принизило бы или не оскорбило критическим анализом и постыдными разоблачениями. Александр Македонский пока уцелел, и даже фильмы, голливудские и неголливудские, рассказывают о нём с пафосом и почтительностью античных авторов. Многие племена и народности в Индии, Афганистане, на Памире гордятся своим мифическим происхождением от воинов Александра.
Он уже давно стал не просто великим и красивым героем-завоевателем, но — символом конфликта культур, приведшего к хорошим результатам. Завоевания Александра вроде не принесли никому особого вреда (так, конечно, только кажется), но породили на Востоке и на Западе удивительный синтез культур и даже верований. Синтез этот — эллинистическая культура — был прекрасен и сам по себе, но именно он заложил основы дальнейшего развития мира, того развития, которое породило христианскую культуру в её широчайшем понимании и также культуру мусульманскую.
«Эпоха Александра» — это столетие политического, философского и художественного творчества. Это великие государства, новые города, блестящие мыслители, удивительные художники. С именем Александра в веках связаны изумительные шедевры, в том числе и те, что представлены на этой выставке. Греко-бактрийское искусство, греческая скульптура, фантастические резные камни, сасанидские, византийские серебряные изделия, персидские миниатюры и многое, многое другое.
Эрмитаж гордится своими коллекциями, так или иначе связанными с Александром. Мы очень любим наш Зал эллинизма. Научные усилия Эрмитажа много лет направлены на разработку проблем эллинистического наследия на Западе и на Востоке. Но у императорского музея есть ещё одна линия, связанная с героем, объединившим Восток и Запад. В Зимнем дворце была резиденция трёх русских царей по имени Александр. Недавно мы представили миру большую выставку об Александре I, победителе Наполеона. Он был назван так в честь св. Александра Невского, защитника России от западной агрессии, и Александра Македонского, покорителя миров. Имя частично сыграло свою роль в биографии Александра Павловича. Недавно мы поминали Александра III выставкой «Императорские портреты» в связи с захоронением в России праха его супруги. Мы готовим большую выставку о царе-реформаторе Александре II.
Выставка об Александре Македонском находится и в этом ряду также. Эрмитаж постоянно демонстрирует возможности не просто большого, но универсального, энциклопедического музея. Сложные связи культур и времён не только увлекательны. Сегодня мир, объединённый некогда Александром, стремительно разъединяется, и нам полезно вспомнить, что глобализация не всегда бывает уродливой. Пример тому — эта выставка.
Директор Государственного Эрмитажа
М.Б. Пиотровский
|