● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 3-8 августа 1998 г. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ. 1998. [ сборник ]

Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 3-8 авг. 1998 г.

/ Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ. 1998. 188 с.

 

См. также Труды: Том I, Том II.

 

Отв.ред. Я.А. Шер.

 

Содержание / Contents / Table des matières

 

Предисловие [А.И. Мартынов, Я.А. Шер]. — 7

Preface [D. Seglie]. — 8

 

Пленарное заседание. Plenary session. — 9

 

А.И. Мартынов (Кемерово, Россия). A.I. Martynov (Kemerovo, Russia).
Наскальное искусство как часть общечеловеческой культуры.
Rock art as a part of human culture. — 9

J.-C. Gardin (Paris, France). Ж.-К. Гарден (Париж, Франция).
La condensation des theories generales sur l’interpretation. Le cas de l’art prehistorique.
Общие теории интерпретации и первобытное искусство. — 12

Я.А. Шер (Кемерово, Россия). Ya.A. Sher (Kemerovo, Russia).
Асимметрия, антропогенез, искусство.
Asymmetry, anthropogenesis, art.
— 13

P.G. Bahn (Hull, England). П.Ж. Бан (Халл, Англия).
New advances in Ice age art.
Новые достижения в изучении искусства ледникового периода. — 17

 

1. Теория и методы. Theory and methods. — 18

 

З.А. Абрамова (Санкт-Петербург, Россия). Z.A. Abramova (Saint-Petersburg, Russia).
Первобытное искусство и археологический контекст.
Prehistoric art and archaeological context. — 19

E.Anati (Capo di Ponte, Italy). Э. Анати (Капо ди Понте, Италия).
Grammatical and syntactical stuctures in prehistoric art.
Грамматические и синтаксические структуры в первобытном искусстве. — 19

Н.В. Бродская (Санкт-Петербург, Россия). N.V. Brodskaya (Saint-Petersburg, Russia).
Примитивное искусство, петроглифы и художники XX века.
Primitive art, petroglyphs and the artists of the XX century.
— 19

Г.Г. Гурьянова (Омск, Россия). G.G. Guryanova (Omsk, Russia).
Создание базы данных предметов искусства первобытных культур Прииртышья (мелкая пластика, культовое литьё, гравюра).
The creation of the database of the prehistoric art objects from Irtysh river region. — 20

J. Clegg (Sydney, Australia). Дж. Клегг (Сидней, Австралия).
Common sense, methods, and theory in rock art: an informative case study.
Здравый смысл, методы и теория в наскальном искусстве: пример изучения. — 22

J. Clottes (Foix, France). Ж. Клотт (Фуа, Франция).
Nouveautes dans les grottes Cosquer et Chauvet.
Новое в исследованиях пещер Коске и Шове. — 22

Е.П. Маточкин (Новосибирск, Россия). Е.P. Matochkin (Novosibirsk, Russia).
Искусствознание и проблемы изучения первобытного искусства.
The art criticism and problems of studying prehistoric art. — 23

C.L. Ogleby (Melbourne, Austarlia). К.Л. Оглби (Мельбурн, Австралия).
Digital technology in the recording and presentation of rock art.
Цифровая технология в документировании и представлении наскального искусства. — 24

M. Otte (Liège, Belgique). М. Отт (Льеж, Бельгия).
Fonctions sociales dans l’art paleolithique.
Социальные функции в палеолитическом искусстве. — 25

И.В. Сальникова (Новосибирск, Россия). I.V. Salnikova (Novosibirsk, Russia).
Базы данных музейных коллекций: пути интеграции.
Databases of museum collections: methods of integration. — 25

H.Н. Скакун, И.Ф. Никитинский (Санкт-Петербург, Вологда, Россия). N.N. Skakun, I.F. Nikitinsky (Saint-Petersburg, Vologda, Russia).
Трасологические исследования техники нанесения рисунков Тиуновского святилища.
Traceological investigations of the drawing technique at the Tiunovo sanctuary. — 25

А.К. Филиппов (Санкт-Петербург, Россия). А.К. Filippov (Saint-Petersburg, Russia).
К вопросу об эволюции верхнепалеолитического наскального искусства.
Concerning the evolution of upper palaeolithic rock art. — 27

M. Hyman, M. Rowe (Texas A&M University, USA). М. Химен, М. Роу (Техас, США).
Direct radiocarbon dating of ancient rock paintings.
Прямое радиоуглеродное датирование древней наскальной живописи. — 29

 

2. Архетипы, универсалии и аналогии в первобытном искусстве. Archetypes, universals and analogies in prehistoric art. — 30

 

И.В. Асеев (Новосибирск, Россия). I.V. Aseyev (Novosibirsk, Russia).
Аналогии в первобытном искусстве Сибири и Аляски на примере гравированных галек.
Analogies in Siberian and Alascan prehistoric art, as exemplified by engraved pebbles. — 30

Ю.В. Балакин (Омск, Россия). Yu.V. Balakin (Omsk, Russia).
Архетип старца и символика неподвижности.
The archetype of the elder and the symbolics of immobility. — 31

Н.А. Боковенко (Санкт-Петербург, Россия). N.A. Bokovenko (Saint-Petersburg, Russia).
Тема солнца и креста в окуневском искусстве.
The theme of the sun and the cross in Okunevo art. — 3 2

В.Д. Викторова (Екатеринбург, Россия). V.D. Viktorova (Ekaterinburg, Russia).
Новое и традиционное в процессе изменения мифологической картины мира.
New and traditional components in changing the mythological picture of the world. — 34

Л.Б. Вишняцкий (Санкт-Петербург, Россия). L.В. Vishnyatsky (Saint-Petersburg, Russia).
Начала символизма в преистории и понятие современного культурного поведения.
The origin of symbolism in prehistory and the notion of contemporary cultural behaviour. — 3 5

E.Б. Долговесова (Новосибирск, Россия). Е.В. Dolgovesova (Novosibirsk, Russia).
Образ женщины в петроглифах Саяно-Алтая.
Female images in the Sayan-Altai petroglyphs. — 36

E.Г. Дэвлет (Москва, Россия). Е.G. Devlet (Moscow, Russia).
Некоторые антропоморфные и орнитоморфные изображения. Американо-азиатские параллели.
Some anthropomorphic and ornithomorphic images: american-asiatic analogies. — 37

О.В. Зайцева, Л.А. Чиндина (Томск, Россия). О.V. Zaitseva, L.A.Chindina (Tomsk, Russia).
Воинские символы на Васюганской бляхе.
Military symbols on a plaque from Vasyugan plain. — 38

И.В. Калинина (Санкт-Петербург, Россия). I.V. Kalinina (Saint-Petersburg, Russia).
Архаические образы как типологические универсалии.
Archaic images as typological universals. — 40

E.E. Кузьмина (Москва, Россия). E.E. Kuzmina (Moscow, Russia).
Андроновское искусство: образы коня и верблюда.
Andronovo art: the images of the horse and the camel. — 41

H.M. Маркдорф (Новокузнецк, Россия). N.M. Markdorf (Novokuznetsk, Russia).
Образ лося как социокультурный символ неолитической эпохи лесной зоны Евразии.
The image of the elk as a socio-cultural symbol of the neolithic epoch of the Eurasian forestry zone. — 43

Б.Д. Михайлов (Мелитополь, Украина). В.D. Mikhailov (Melitopol, Ukraine).
Петроглифы Каменной Могилы как связующее звено в первобытном искусстве Западной Европы и Азии.
Petroglyphs of Kamennaya Mogila as a connecting link in the prehistoric art of Western Europe and Asia. — 44

Д.С. Раевский (Москва, Россия). D.S. Raevsky (Moscow, Russia).
Мифологические универсалии как инструмент интерпретации явлений архаической культуры.
Mythological universals as an instrument for interpreting the phenomena of archaic culture. — 46

И.Д. Русакова (Кемерово, Россия). I.D. Rusakova (Kemerovo, Russia).
Мифологические сюжеты в петроглифах близ дер. Абакано-Перевоз.
Mythological subjects of the petroglyphs of the Abakano-Perevoz site. — 48

Вл.А. Семёнов (Санкт-Петербург, Россия). V.A. Semenov (Saint-Petersburg, Russia).
Знаки-индексы в наскальном искусстве Северной Евразии.
Sign-indexes in the rock art of Nothern Eurasia. — 49

Ю.С. Худяков (Новосибирск, Россия). Yu.S. Khudyakov (Novosibirsk, Russia).
«Стрелы любви» или «стрелы с грозами».
«Arrows of love» or «arrows with thunder-storm». — 52

К.В. Юматов (Кемерово, Россия). К.V. Yumatov (Kemerovo, Russia).
К вопросу о знаковой основе иконографии скифских изваяний.
Concerning the symbolic background of iconography of scythian statues. — 54

 

3. Стиль и хронология. Style and chronology. — 56

 

С.А. Демещенко (Санкт-Петербург, Россия). S.A. Demeshchenko (Saint-Petersburg, Russia).
Относительная хронология палеолитического искусства и художественно-стилистические традиции.
Relative chronology of palaeolithic art and artistic-stylistical traditions. — 56

M.E. Килуновская (Санкт-Петербург, Россия). M.Е. Kilunovskaya (Saint-Petersburg, Russia).
Проблемы датирования петроглифов Тувы (роль сравнительно-типологического метода).
Problems of dating petroglyphs in Tuva (the importance of the comparative-typological method). — 56

В.Д. Кубарев (Новосибирск, Россия). V.D. Kubarev (Novosibirsk, Russia).
Окуневско-каракольские памятники Хакасии и Алтая (корреляция и хронология).
Okunevo-karakol monuments of Khakassia and of the Altai (correlation and chronology). — 58

В.И. Молодин (Новосибирск, Россия). V.I. Molodin (Novosibirsk, Russia).
Древнейшие изображения плато Укок и их европейские аналогии.
The most ancient images of the Ukok plateau and their european analogies. — 60

D. Sacchi (Carcassonne, France). Д. Сакки (Каркассон, Франция).
Le style et la chronologie dans l’art du paleolithique superieur.
Стиль и хронология верхнепалеолитического искусства. — 61

Ю.Г. Цапко (Екатеринбург, Россия). Yu.G. Tsapko (Ekaterinburg, Russia).
Искусство энеолитической эпохи в контексте «большого стиля» (лесная зона Восточной Европы и Урала).
Eneolithic art in the context of the «grand style» (forest zone of the Urals and Eastern Europe). — 62

 

4. Сюжет и композиция. Subject and composition. — 64

 

Ф.Р. Балонов (Санкт-Петербург, Россия). F.R. Balonov (Saint-Petersburg, Russia).
Евразийские колесницы в петроглифах: развёрнутая перспектива?
Eurasian chariots in petroglyphs: the plane view. — 64

И.В. Ковтун (Кемерово, Россия). I.V. Kovtun (Kemerovo, Russia).
Композиция андроновского орнамента.
The composition of the Andronovo ornament. — 65

И.Н. Матвеев (Санкт-Петербург, Россия). I.N. Matveyev (Saint-Petersburg, Russia).
Келермесское зеркало.
The Kelermess mirror. — 66

Ю.И. Михайлов (Кемерово, Россия). Yu.I. Mikhailov (Kemerovo, Russia).
К вопросу о «геральдических» композициях в окуневском искусстве.
On the problem of «heraldic» compositions in Okunevo art. — 68

M.Л. Подольский (Санкт-Петербург, Россия) M.L. Podolsky (Saint-Petersburg, Russia).
О композиционной цельности наскального искусства.
On the compositon integrity of rock art. — 69

M.С. Сергеева (Киев, Украина). M.S. Sergeyeva (Kiev, Ukraine).
О плановом стиле изображения колесниц.
On the «plane» style of representing chariots. — 71

А.В. Фрибус (Кемерово, Россия). А.Fribus (Kemerovo, Russia).
Некоторые общие сюжеты в изобразительной традиции степных скотоводческих племён эпохи энеолита.
Some common subjects in the artistic tradition of the chalcolithic steppe cattle-breeding tribes. — 72

E.Г. Фурсикова (Санкт-Петербург, Россия). Е.G. Fursikova (Saint-Petersburg, Russia).
Особенности композиционной симметрии в искусстве скифо-сибирского звериного стиля.
Specific features of compositional symmetry in scythian-siberian animal style art. — 73

 

5. Первобытное искусство и природный контекст. Prehistoric art and natural environment. — 76

 

Д.Л. Бродянский (Владивосток, Россия). D.L. Brodyansky (Vladivostok, Russia).
Мобильные петроглифы и предметы-знаки в археологическом контесте.
Mobiliary petroglyphs and objects-signs in the archaeological context. — 76

A.M. Буровский (Красноярск, Россия). A.M. Burovsky (Krasnoyarsk, Russia).
Палеолитическое искусство — феномен плейстоценового «Запада».
Palaeolithic art as a phenomenon of the pleistocene «West». — 77

A.-C. Welté (Toulouse, France). A.-K. Вельте (Тулуза, Франция).
Images d’animaux isolees ou assemblees dans l’art mobilier magdalenien: le cas de la Vallee de L’Aveyron.
Isolated or assembled animal images in magdalenian portable art: the case of the Aveyron valley. — 79

D. Walde (Calgary, Canada). Д. Вэйлд (Калгари, Канада).
Decorative diversity, aggregation sites, and gender roles during the late prehistoric period on the Northern plains.
Изобразительное разнообразие, поселенческие конгломераты и роль родовых отношений в позднем доисторическом периоде Северных равнин. — 80

F.M. Gambari, M. Rossi, D. Seglie (Turin, Pinerolo, Italy). Ф.M. Гамбари, M. Росси, Д. Селье (Турин, Пинероло, Италия).
Rock art, geo-archaeological context, preventive conservation; methodological problems.
Наскальное искусство, геоархеологический контекст, превентивная консервация; методологические проблемы. — 81

А.А. Колесников (Киев, Украина). A. Kolesnikov (Kiev, Ukraine).
К вопросу об интерпретации предметов первобытного искусства как составляющей палеоэкономического анализа.
Concerning the question of interpreting prehistoric art objects as a constituent of palaeoeconomic analysis. — 81

N. Pailhaugue (Alliât, France). H. Пайог (Аллиа, Франция).
Capra pyrenaica, охота и изображения животных в высокогорной долине Арьеж, Пиренеи.
Capra pyrenaica, la chasse et les images des animaux dans la vallee montagneuse, Ariege, les Pyrenees. — 83

A.M. Tratebas (Newcastle, USA). A.М. Тратебас (Ньюкасл, США).
Locational settings of early hunting petroglyphs on the north american plains.
Природный контекст петроглифов ранних охотников североамериканских равнин. — 83

А. Фараджев (Москва, Россия). Faradjev (Moscow, Russia).
Естественная среда и самосознание в памятниках первобытного искусства.
The natural environment and self-consciousness in prehistoric art monuments. — 84

 

6. Древнее искусство евразийских степей. Ancient art of the eurasian steppes. — 85

 

P.С. Багаутдинов (Самара, Россия). R.S. Bagautdinov (Samara, Russia).
Вопросы интерпретации резных изображений на шиловских костяных пластинах.

Some questions in interpreting the carved pictures on the Shilovka bone plaques. — 85

Н.А.Боковенко (Санкт-Петербург, Россия). N.A. Bokovenko (Saint-Petersburg, Russia).
Наскальное искусство скифской эпохи Енисея.
Yenisei rock art of the scythian epoch. — 86

В. Бутьян (Кемерово, Россия). V. Butyan (Kemerovo, Russia).
Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Алтая.
Anthropomorphous images in Altai rock art. — 88

А.В. Варёнов (Новосибирск, Россия). А.V. Varenov (Novosibirsk, Russia).
Пещерное искусство в китайской части Монгольского Алтая.
Cave art in the chinese part of the Mongolian Altai. — 89

А.В. Варёнов (Новосибирск, Россия). А.V. Varenov (Novosibirsk, Russia).
Оленные камни из Восточного Туркестана.
The deer stones from Eastern Turkestan.
— 91

Д.Д. Васильев (Москва, Россия). D.D. Vasilyev (Moscow, Russia).
Тамга как компонент текста в эпиграфических памятниках.
The tamga as a text component in epigraphic monuments. — 92

Г.В. Длужневская (Санкт-Петербург, Россия). G.V. Dluzhnevskaya (Saint-Petersburg, Russia).
Тамги — дополнительный источник по истории енисейских кыргызов.
Tamgas as an additional source of knowledge about the history of the Yenisei kirghizes. — 93

E.В. Егорова (Кемерово, Россия). E.V. Yegorova (Kemerovo, Russia).
Типология солярных изображений Саяно-Алтая и Монголии.
The typology of solar images of Sayan-Altai and Mongolia. — 95

Л.Н. Ермоленко (Кемерово, Россия). L.N. Ermolenko (Kemerovo, Russia).
Ещё раз о голове статуи Кюль-тегина.
On the question of the head of the Kul-tegin statue. — 96

Ю.H. Есин (Минусинск, Россия). Yu.N.Yesin (Minusinsk, Russia).
Биконические фигуры в искусстве нижнего Притомья.
Biconic figures in the art of the lower Tom. — 97

А.Л. Заика, И.Н. Емельянов (Красноярск, Россия). А.L. Zaika, I.N. Yemelyanov (Krasnoyarsk, Russia).
О личинах нижней Ангары.
About the lower Angara mask-faces. — 98

А.Л. Заика, Н.П. Макаров, А.С. Вдовин (Красноярск, Россия). A.L. Zaika, N.P. Makarov, A.S. Vdovin (Krasnoyarsk, Russia).
Новые данные об исследовании петроглифов р. Маны в начале XX века.
New data in the study of the Mana river petroglyphs in the early XX с. — 100

С.А. Комиссаров (Новосибирск, Россия). S.A. Komissarov (Novosibirsk, Russia).
Бронзовое зеркало с узором из Восточного Туркестана (Синьцзяна).
The patterned bronze mirror from Eastern Turkestan (Sinkiang). — 101

B.А. Коников (Омск, Россия). V.A. Konikov (Omsk, Russia).
Художественный металл усть-ишимской культуры.
Toreutic works of the Ust-Ishim culture. — 102

E.Ф. Королькова (Санкт-Петербург, Россия). Е.F. Korolkova (Saint-Petersburg, Russia).
Всадники в искусстве кочевников Евразии.
Riders in the art of the eurasian nomads. — 102

В.В. Кривицкий (Санкт-Петербург, Россия). V.V. Krivitsky (Saint-Petersburg, Russia).
Зооморфная металлопластика Северного Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа.
Zoomorphic metal figurines from the Northern Caucasus (of the late bronze and early iron ages). — 103

C. Легран (Париж, Франция). S. Legrand (Paris, France).
Звериный стиль карасукской эпохи в Минусинской котловине (по материалам бронзовых изделий).
Le style animalier de l’epoque de Karasuk dans le bassin de Minoussinsk (d’apres les objets en bronze). — 104

H.M. Маркдорф (Новокузнецк, Россия). N.M. Markdorf (Novokuznetsk, Russia).
Наскальные изображения Горной Шории.
Petroglyphs of the Gornaya Shoria. — 106

В.И. Матющенко ( Омск, Россия). V.I. Matyushchenko (Omsk, Russia).
Антропоморфная и зооморфная мелкая пластика Западной Сибири эпохи неолита и бронзы как особая область древнего искусства.
West Siberian anthropomorphic and zoomorphic figurines of the neolithic period and the bronze age as a special field of ancient art. — 108

B.С. Николаев, Л.В. Мельникова (Иркутск, Россия). V.S. Nikolayev, L.V. Melnikova (Irkutsk, Russia).
Некоторые итоги изучения петроглифов Восточной Сибири.
Some results of studying the petroglyphs of East Siberia. — 110

C.Н. Панина (Екатеринбург, Россия). S.N. Panina (Ekaterinburg, Russia).
Культовые предметы на поселении и в интерьере жилищ бархатовскои культуры в горно-степном Зауралье (эпоха поздней бронзы).
Cult objects in settlements and dwellings interiors of the Barkhatovo culture in the Transuralian mountain-steppe region (the late bronze age). — 111

В.Т. Петрин (Новосибирск, Россия). V.Т. Petrin (Novosibirsk, Russia).
Рисунки в гротах Центральной Азии.
Images in the caves of Central Asia. — 112

В.Я. Петрухин (Москва, Россия). V.Y. Petrukhin (Moscow, Russia).
К истории некоторых изобразительных мотивов в искусстве Евразии: «небесная охота» и поединок героев.
Concerning the history of some figurative motifs in the art of Eurasia: the “heavenly hunt” and the combat of heroes. — 113

З. Самашев, Ж. Курманкулов, Ж. Жетыбаев (Алматы, Казахстан). Z. Samashev, Zh. Kurmankulov, Zh. Zhetybayev (Almaty, Kazakhstan).
Петроглифы Казахского мелкосопочника.
The petroglyphs of the Kazakhstan hill region. — 116

О.С. Советова (Кемерово, Россия). О.S. Sovetova (Kemerovo, Russia).
Петроглифы скифской эпохи на Енисее.
Petroglyphs of the scythian period on the Yenisei river. — 118

И.В. Спирина (Омск, Россия). I.V. Spirina (Omsk, Russia).
Две золотые серьги из комплексов саргатской культуры.
Two golden earrings from the Sargat culture sites. — 120

А.Ю. Тарасов (Красноярск, Россия). A.Yu. Tarasov (Krasnoyarsk, Russia).
Малые формы окуневских каменных изваяний.
Small forms of the Okunevo stone sculpture. — 121

К.И. Ташбаева (Бишкек, Киргизия). К.I. Tashbayeva (Bishkek, Kyrgyzstan).
Новые исследования Саймалы-таша.
New investigations of the Saimaly-tash site. — 123

К.И. Ташбаева (Бишкек, Киргизия). К.I. Tashbayeva (Bishkek, Kyrgyzstan).
Петроглифы Жапырыка.
The petroglyphs of the Zhapyryk site. — 123

Ю.С. Худяков, А.Ю. Борисенко (Новосибирск, Россия). Yu.S. Khudyakov, A.Yu. Borisenko (Novosibirsk, Russia).
Изображения воинов на петроглифах бронзового века в Центральной Азии.
The images of warriors in the bronze age petroglyphs of Central Asia. — 123

Д. Цэвээндорж, В.Д. Кубарев, Ц. Очирхуяг (Улан-Батор, Монголия; Новосибирск, Россия). D.Tseveendorzh, V.D. Kubarev, Ts. Ochirkhuyag (Ulan-Bator, Mongolia; Novosibirsk, Russia).
Наскальные композиции из Бага-Ойгора (Монгольский Алтай).
Petroglyphs from Baga-Oigor (The Mongolian Altai). — 125

M. Эрди (Нью-Йорк, США). М. Erdy (New York, USA).
An analysis of xiongnu/hunnic petroglyphs in the Middle Yenisei basin.
Анализ петроглифов сюнну/хунну бассейна Среднего Енисея. — 127

В.В. Бобров (Кемерово, Россия). V.V. Bobrov (Kemerovo, Russia).
Искусство неолита Западной Сибири.
The neolithic art of Western Siberia. — 128

 

7. Наскальное искусство, этнография и религия. Rock art, ethnography and religion. — 129

 

D. Arsenault (Québec, Canada). Д. Арсено (Квебек, Канада).
Archaeology, ethnohistory and ethnography of algonquian rock art sites in Quebec boreal forest.
Археология, этноистория и этнография памятников наскального искусства алгонкинов в северных лесах Квебека. — 129

М. Gutierrez (Paris, France). M. Гутьеррес (Париж, Франция).
L’art parietal et la tradition orale en Angola.
Наскальное искусство Анголы и устная традиция. — 129

P. Jolly (Cape Town, South Africa). П. Джолли (Кейптаун, Южная Африка).
A correspondence in the ceremonial dress of South-Eastern San and black farmers: evidence from San rock art.
Соответствия в церемониальной одежде Юго-Восточного Сана и чёрных земледельцев: по материалам памятников наскального искусства Сана. — 130

М.А. Дэвлет (Москва, Россия). М.A. Devlet (Moscow, Russia).
Проблемы генезиса шаманизма по материалам петроглифов Саянского каньона.
The problems of shamanism’s genesis as exemplified by the Sayan canyon petroglyphs. — 131

В.М. Кимеев (Кемерово, Россия). V.M. Kimeyev (Kemerovo, Russia).
Скульптурные изображения предметов домашних и охотничьих культов шорцев.
Sculptures of shor domestic and hunting cult objects. — 132

Т.И. Кимеева (Кемерово, Россия). Т.I. Kimeyeva (Kemerovo, Russia).
Семантика рисунков на шорских бубнах (по материалам коллекций музеев России).
Semantics of images on shor drums (from russian museums collections). — 134

E. Comba (Turin, Italy). Э. Комба (Турин, Италия).
Shamanism and initiations in Vancouver island rock art.
Шаманизм и инициации в наскальном искусстве острова Ванкувер. — 136

О.М. Рындина (Томск, Россия). О.М. Ryndina (Tomsk, Russia).
О субстратной основе орнамента обских угров.
On the substrate of the ornamentation of the Ob ugrians. — 137

Д.Г. Савинов (Санкт-Петербург, Россия). D.G. Savinov (Saint-Petersbrg, Russia).
Идея реинкарнации в наскальных изображениях Центральной Азии и Южной Сибири.
The idea of reincarnation in the petroglyphs of Central Asia and South Siberia. — 138

Ю.Б. Сериков (Нижний Тагил, Россия). Yu.В. Serikov (Nizhnij Tagil, Russia).
Произведения искусства как атрибуты шаманского культа.
Works of art as attributes of a shamanic cult. — 139

A.M. Сязи (Салехард, Россия). А.М. Syazi (Salekhard, Russia).
Орнаментальные образы в декоративном творчестве нижнеобских хантов.
Ornamental images in the decorative art of the lower Ob khanty. — 141

M. Хужаназаров (Самарканд, Узбекистан). M. Khuzhanazarov (Samarkand, Uzbekistan).
Наскальные рисунки и их взаимосвязь с исламскими культовыми местами.
Petroglyphs and their correlation with islamic cult places. — 142

 

8. Эротические сцены в древнем искусстве: миф или реальность. Sexual scenes in prehistoric art: myth or reality. — 144

 

D. Arsenault (Quebec, Canada). Д. Арсено (Квебек, Канада).
Je t’aime a la mort! Eros et Thanatos dans l’iconographie religieuse des moche du perou.
Люблю до смерти! Эрос и Танатос в религиозной иконографии перуанского племени моче. — 144

P.G. Bahn (Hull, England). П.Ж. Бан (Халл, Англия).
Sex on the rocks: fact or fallacy.
Секс на скалах: факт или заблуждение. — 144

С.В. Березницкий (Владивосток, Россия). S.V. Bereznitsky (Vladivostok, Russia).
К вопросу о характере эротических сюжетов в древнем искусстве.
Some aspects of the character of erotic subjects in ancient art. — 145

M. Bullen (Melbourne, Australia). M. Буллен (Мельбурн, Австралия).
Sexual imagery from granite to Granada.
Эротические образы от гранита до Гренады. — 146

R. Gailli (Alliât, France). P. Гайи (Аллиа, Франция).
Des figurations sexuelles dans l’art paleolithique de la France et de L’Espagne.
Эротические изображения в палеолитическом искусстве Франции и Испании. — 147

B.C. Горяев (Кемерово, Россия). V.S. Goryaev (Kemerovo, Russia).
«Сцены соития» и историческая ситуация в степях Евразии.
«Scenes of coitus» and the historical situation on the eurasian steppes. — 147

P.-H. Giscard (Paris, France). П.-А. Жискар (Париж, Франция).
Эротические изображения в петроглифах Сахары в доисторические времена.
Les images sexuelles dans les pethroglyphes du Sahara de l’epoque prehistorique. — 148

J.-L. Le Quellec (St-Benoist-sur-Mer, France). Ж.-Л. Ле Келлек (Сен-Бенуа-сюр-Мер, Франция).
Scenes sexuelles du Sahara.
Эротические цены в петроглифах Сахары. — 149

Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург, Россия). Е.A. Okladnikova (Saint-Petersburg, Russia).
Особенности традиционного эротического менталитета коренного населения Южной Сибири (по материалам петроглифов).
The peculiarities of the traditional sexual mentality of the South Siberian native population (as exemplified by petroglyphs). — 149

D. Seglie (Pinerolo, Italy). Д. Селье (Пинероло, Италия).
Scenes of hierogamy and sexual signs in the rock art of europe’s western Alps.
Иерогамные сцены и секс-знаки в наскальном искусстве европейских западных Альп. — 149

Д.В. Черемисин (Новосибирск, Россия). D.V. Cheremisin (Novosibirsk, Russia).
Опыт интерпретации наскальной композиции из Кандзяньшимэньцзы (Синьцзян).
An attempt to interpret the rock art composition from Kangjianshimenji (Sinkian). — 150

 

9. Сохранение и популяризация памятников первобытного искусства. Preservation and presentation of prehistoric art. — 153

 

Э.H. Агеева, H.Л. Ребрикова (Москва, Россия). E.N. Ageyeva, N.L. Rebrikova (Moscow, Russia).
Памятник наскального искусства «Орсо» в Восточной Сибири. Практика консервации.
The “Orso” rock art site in Eastern Siberia. The practice of conservation. — 153

H.А. Белоусова (Кемерово, Россия). N.A. Belousova (Kemerovo, Russia).
Коллекции первобытного искусства в музее Кемеровского университета.
Prehistoric art collections in the museum of the university of Kemerovo. — 154

R. Vanderwall (Melbourne, Australia). P. Вандервол (Мельбурн, Австралия).
Ways of bringing rock art into the museum without taking it out of the field.
Способы экспонирования петроглифов в музее без изъятия их из полевого контекста. — 155

P. Vidal (Périgueux, France). П. Видаль (Периге, Франция).
Alterations observees sur les surfaces rocheuses de quelques sites a petroglyphes d’Asie Centrale (Siberie du Sud et Kazakhstan).
Повреждения скальных плоскостей некоторых петроглифических памятников Центральной Азии (Южная Сибирь и Казахстан). — 155

Г.С. Мартынова (Кемерово, Россия). G.S. Martynova (Kemerovo. Russia).
Проблема сохранения и музеефикации памятников наскального искусства Сибири.
The problem of the preservation of siberian rock art sites and of their presentation in museums. — 158

E.А. Миклашевич (Кемерово, Россия). Е.A. Miklashevich (Kemerovo, Russia).
Наскальное искусство в экспозициях музеев России.
Exhibitions of rock art in Russian museums. — 159

A.Ф. Покровская (Кемерово, Россия). A.F. Pokrovskaya (Kemerovo, Russia).
Из истории исследования Томской писаницы.
On the history of studying Tomskaya pisanitsa. — 159

О.С. Советова, Е.А. Миклашевич (Кемерово, Россия). О.S. Sovetova, E.A. Miklashevich (Kemerovo, Russia).
Современное состояние памятников наскального искусства на Енисее и проблема контактного копирования.
The present state of Yenisei rock art sites and the problem of contact copying. — 161

N. Franklin (Brisbane, Australia). H. Франклин (Брисбейн, Австралия).
Visitors and the protection of aboriginal rock art sites during seasonal events case studies from far North Queensland, Australia.
Защита памятников наскального искусства аборигенов во время сезонных наплывов посетителей (на примере Северного Квинсленда, Австралия). — 163

 

10. Археоастрономия. Archaeoastronomy. — 164

 

B.Е. Ларичев (Новосибирск, Россия). V.Е. Larichev (Novosibisk, Russia).
Солнечные часы тагарской эпохи и проблема астрально-мифологических аспектов семантики наскальных изображений.
The sun-dial of the tagar epoch and the problem of astral-mythological aspects of semantics of petroglyphs. — 164

В.Е. Ларичев (Новосибирск, Россия). V.E. Larichev (Novosibirsk, Russia).
Образы и числа в искусстве древнекаменного века Сибири (пифагорейский канон в семантических реконструкциях).
Images and numbers in Siberian art of the early stone age (the pythagorian canon in semantic reconstructions). — 166

Ф.Р. Латыпов (Уфа, Россия). F.R. Latypov (Ufa, Russia).
Названия сторон света в кипро-минойской надписи XIII в. до н.э. из Энкоми.
The names of the cardinal points in the cyprus-minoan inscription from the 13 century B.C. of Enkomi. — 168

H.В. Леонтьев (Минусинск, Россия). N.V. Leontyev (Minusinsk, Russia).
Календарные мотивы в памятниках искусства окуневского времени.
Calendar motifs in the art monuments of the Okunevo period. — 170

Л.С. Марсадолов (Санкт-Петербург, Россия). L.S. Marsadolov (Saint-Petersburg, Russia).
Курганы в Салбыке — сибирская «Гиза».
The Salbyk barrows — the «Siberian Gize». — 172

H. Cairns (Sydney, Australia). X. Кэрнс (Сидней, Австралия).
The ethnography of Australian aboriginal astronomy.
Этнография астрономии австралийских аборигенов. — 173

М.Н. Шалашов (Уфа, Россия). М.N. Shalashov (Ufa, Russia).
Картуши с титулами царей и указанием мест их кочёвок, выполненные в виде орнаментов у скифов и кочевников Южного Урала.
The ornament-like cartouches of the scythes and nomads of the South Urals, showing royal titles and their camps. — 173

 

Содержание. Contents. — 175

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки