[ сборник ]
Международная конференция по первобытному искусству.
/ Труды. Т. II. Кемерово: «Никалс». 2000. 260 с. ISBN 5-8154-0021-1
См. также Том I и Тезисы докладов.
Под общей редакцией Я.А. Шера.
[ аннотация: ]
В книге представлена вторая часть статей по докладам участников конференции (Кемерово, 3-8 августа 1998), включая тех, кто по уважительным причинам не смог присутствовать на конференции. Статьи сгруппированы по разделам, отражающим основные тематические направления конференции. В статьях рассмотрены актуальные вопросы теории и методов исследования изобразительных памятников древности; проблемы датирования и смысловой интерпретации древних изобразительных «текстов»; методы реставрации, консервации и музеефикации древних изображений. Книга рассчитана на специалистов: археологов, историков культуры, искусствоведов, этнографов, а также на студентов и аспирантов. Книга может быть интересна всем, кто интересуется указанными выше вопросами.
Содержание. Contents
1. Теория и методы. Theory and methods. — 5
John Clegg (Sydney, Australia). Дж. Клегг (Сидней, Австралия).
Theory and common practise in rock art.
Теория и общепринятая практика в наскальном искусстве. — 5
И.В. Ковтун (Кемерово, Россия). I.V. Kovtun (Kemerovo, Russia).
Андроновский изобразительный императив.
The andronovo artistic imperative. — 17
M.Л. Подольский (Санкт-Петербург, Россия). М.L. Podolsky (Saint-Petersburg, Russia).
О композиционной цельности наскального искусства.
On the compositional balance of the rock art. — 20
D. Seglie, M. Rossi, F.M. Gambari (Turin, Pinerolo, Italy). Д. Селье, М. Росси, Ф.М. Гамбари (Турин, Пинероло, Италия).
Rock art, geo-archaeological context, preventive conservation, methodological problems.
Наскальное искусство, геоархеологический контекст, превентивная консервация, методологические проблемы. — 32
М.С. Сергеева (Киев, Украина). М.S. Sergeyeva (Kiev, Ukraine).
О плановом стиле изображения колесниц.
On the «plane» style of representing chariots. — 33
А.К. Филиппов (Санкт-Петербург, Россия). А.К. Filippov (Saint-Peterrsburg, Russia).
Проблема эстетического в жизни человека нижнего палеолита.
The problem of aesthetic in the life of a lower palaeolithic man. — 39
2. Древнее искусство евразийских степей. Ancient art of the Eurasian steppes. — 50
Ф.Р. Балонов (Санкт-Петербург, Россия). F.R. Balonov (Saint-Petersburg, Russia).
Колесницы и колесничие в петроглифах Евразии: семантика, с точки зрения экстраверта.
Chariots and charioteers in the petroglyphs of Eurasia: semantics from the point of view of an extrovert. — 50
H.А. Боковенко (Санкт-Петербург, Россия). N.A. Bokovenko (Saint-Petersburg, Russia).
Солярная символика и крест в окуневском искусстве.
Solar symbolism and the cross in the okunevo art. — 56
А.Ю. Борисенко, Ю.С. Худяков, К.Ш. Табалдиев (Новосибирск, Россия). A.Ju. Borisenko, Ju.S. Khudyakov, К.Sh. Tabaldiev (Novosibirsk, Russia).
Сравнительный анализ изображений лучников на петроглифах Алтая и Тянь-Шаня.
A comparative analysis of the archers’ images in the Altai and Tien-Shan petroglyphs. — 60
B.Д. Кубарев (Новосибирск, Россия), Е. Якобсон (Юджин, США), Д. Цэвээндорж (Улан-Батор, Монголия). V.D. Kubarev (Novosibirsk, Russia), E. Jacobson (Jugin, USA), D. Tseveendorzh (Ulan-Bator, Mongolia).
Алтай — заповедная зона (предварительные результаты полевых исследований в 1993-1998 гг.).
The Altai — a zone reserve (preliminary results of field researches). — 64
Б.Д. Михайлов (Мелитополь, Украина). B.D. Mikhailov (Melitopol, Ukraine).
Петроглифы Каменной Могилы как связующее звено в первобытном искусстве Западной Европы и Азии.
Petroglyphs of Kamennaya Mogila as a connecting link in the prehistoric art of Western Europe and Asia. — 78
A.Ф. Покровская (Кемерово, Россия). A.F. Pokrovskaya (Kemerovo, Russia).
Из истории исследования Томской писаницы. From the history of Tomskaya pisanitsa studing. — 88
И.Д. Русакова (Кемерово, Россия). I.D. Rusakova (Kemerovo, Russia).
Мифологические сюжеты петроглифического комплекса Абакано-Перевоз.
Mythological subjects of the petroglyphic complex Abakano-Perevoz. — 94
З. Самашев, Ж. Курманкулов, Ж. Жетыбаев (Алматы, Казахстан). Z. Samashev, Zh. Kurmankulov, Zh. Zhetybayev (Almaty, Kazakhstan).
Петроглифы Казахского Мелкосопочника.
The petroglyphs of the Kazakh Low Hills. — 98
H.H. Скакун, И.Ф. Никитинский (Санкт-Петербург, Вологда, Россия). N.N. Skakun, I.F. Nikhinsky (Saint-Petersburg, Vologda, Russia).
Трасологические исследования техники нанесения рисунков Тиуновского святилища.
Traceological investigations of the drawing technique at the Tiunovo sanctuary. — 101
Ю.Г. Цапко (Екатеринбург, Россия). Ju.G. Tsapko (Ekaterinburg, Russia).
Феномен изобразительной деятельности населения лесной зоны Урала и Восточной Европы периода энеолита.
The phenomenon of chalcolithic art of the forest zone population in the Orals and Eastern Europe. — 104
3. Хронология и интерпретация. Chronology and interpretation. — 112
Ю.Н. Есин (Минусинск, Россия). Ju.N. Esin (Minusinsk, Russia).
Универсальный космический знак окуневского искусства.
The universal cosmic sign of the okunevo art. — 112
B.Е. Ларичев (Новосибирск, Россия). V.Ye. Larichev (Novosibirsk, Russia).
Дракон — dyaus pitar, «бог величайший, всё порождающий и в себе содержащий» (опыт реконструкции систем счисления времени и космогонических мифов жречества скифской эпохи юга Западной Сибири).
«The great code of laws of the vault of heaven as it is depicted on the bronze mirror». — 121
S. Legrand (Paris, France). С. Легран (Париж, Франция).
То the origin of animal style of the karasuk metal artifacts and bronze of the «karasuk type».
К вопросу о происхождении звериного стиля карасукских металлических изделий и бронзы «карасукского типа». — 137
Н.В. Леонтьев (Минусинск, Россия). N.V. Leontyev (Minusinsk, Russia).
Сакральные календарные мотивы в окуневском искусстве.
Sacral calendar motifs in the okunevo art. — 143
Ivan Marazov (Sofia, Bolgaria). Иван Маразов (София, Болгария).
The «coiled carnivore»: visual etymology of the subject.
«Хищник, свернувшийся кольцом»: изобразительная этимология сюжета. — 150
Ю.И. Михайлов (Кемерово, Россия). Ju.I. Mikhailov (Kemerovo, Russia).
«Фантастический хищник» и «личина-маска» в древних памятниках Хакасии.
«A fantastic beast of prey» and «a face-mask» in the ancient monuments of the Khakasia. — 173
Д.Г. Савинов, Е.А. Миклашевич (Санкт-Петербург, Кемерово, Россия). D.G. Savinov, E.A. Miklashevich (Saint-Petersburg, Kemerovo, Russia).
Географическая карта эпохи бронзы на горе Холаас.
A bronze epoch geographical map at the Kholaas mountain. — 177
А.Ю. Тарасов, А.Л. Заика (Красноярск, Россия). A.U. Tarasov, A.L. Zaika (Krasnoyarsk, Russia).
Малые формы окуневских каменных изваяний (проблемы интерпретации).
Small forms of the okunevo stone sculptures (problems of interpretation). — 182
4. Наскальное искусство, этнография и религия. Rock art, ethnography and religion. — 189
E. Comba (Turin, Italy). Э. Комба (Турин, Италия).
Shamanism and initiations in Vancouver island rock art.
Шаманизм и инициации в наскальном искусстве острова Ванкувер. — 189
Д.Г. Савинов (Санкт-Петербург, Россия). D.G. Savinov (Saint-Petersburg, Russia).
Изобразительные памятники и ритуал (по материалам эпохи бронзы Южной Сибири).
Imaginative monuments and a ritual (based on the bronze epoch materials from South Siberia). — 197
Ю.Б. Сериков (Нижний Тагил, Россия). Yu.В. Serikov (Nizhnij Tagil, Russia).
Атрибуты шаманского культа.
Attributes of a shamanic cult. — 207
M. Хужаназаров (Самарканд, Узбекистан). М. Khuzhanazarov (Samarkand, Uzbekistan).
Наскальные рисунки и их взаимосвязь с исламскими культовыми местами. Petroglyphs and their correlation with islamic cult places. — 220
5. Эротика в древнем искусстве: миф или реальность. Erothic in prehistoric art: myth or reality. — 227
D. Seglie (Pinerolo, Italy). Д. Селье (Пинероло, Италия).
Scenes of hierogamy and sexual signs in the rock art of Europe’s Western Alps.
Иерогамные сцены и секс-знаки в наскальном искусстве Европейских Западных Альп. — 227
Библиография. Bibliography. — 232
Список сокращений. Abbreviations. — 256
Содержание. Contents. — 257
|