главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 3-8 августа 1998 г. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ. 1998. А.В. Варёнов / А.V. Varenov

Оленные камни из Восточного Туркестана. *
The deer stones from Eastern Turkestan.
Les stèles à cerf du Turkestan Oriental.

// Международная конференция по первобытному искусству. ТД. Кемерово: 1998. С. 91-92.

 

[сноска к заголовку: * Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 97-01-00108а.]

 

Первый оленный камень на территории КНР был обнаружен осенью 1984 г. близ древнего могильника Цялагээр (Цяэргээр), т.е. Цялгер или Цяргер на юге волости Туэрхун (Турхун) в уезде Фуюнь (Кёктокай) Синьзцян-Уйгурского автономного района. Первооткрыватель принял выбитые на нём фигуры оленей с клювовидными мордами за «изображения пяти фениксов среди стелющихся трав», круглую серьгу на боковой грани — за рисунок солнца, а ожерелье трактовал как границу, отделяющую небо от земли. Он сопоставил их с античными известиями о «стерегущих золото грифах» и с китайскими намогильными стелами ханьского времени с изображениями фениксов, однако, поскольку раскопки расположенных поблизости курганов не производились, воздержался от точного определения даты создания памятника.

 

К середине 90-х гг., по подсчётам китайских археологов, в Восточном Туркестане было известно не менее 37 оленных камней. Распространены они исключительно в китайской части Монгольского Алтая, в двух уездах: Цинхэ (12 пунктов) и Фуюнь (5 пунктов) и локализованы в межгорных котловинах, в ущельях и на предгорных участках местности, в основном к востоку от расположенных поблизости каменных насыпей курганов. В силу этого китайские исследователи считают оленные камни надмогильными памятниками. Но так как сами «курганы» никто не раскапывал, на поверку они вполне могут оказаться керексурами, сочетание которых с оленными камнями столь характерно для Алтая, либо оленные камни в данном случае переиспользованы в качестве стел вблизи курганов более поздней пазырыкской культуры.

 

В настоящее время китайские археологи, вслед за учёными других стран, считают оленные камни изображениями людей-воинов и вычленяют в них по вертикали две или три зоны по линиям ожерелья и/или пояса. Все оленные камни они делят на три типа: I — с реалистическими изображениями животных, II — «типичные» оленные камни со стилизованными изображениями животных и III — «атипичные» оленные камни без изображений животных. «Типичные» оленные камни (II типа) китайские исследователи считают более ранними, чем «атипичные» оленные камни (III типа). Появление

(91/92)

оленных камней они относят ко времени не позже среднего периода эпохи бронзы, а верхнюю границу их существования — к эпохе раннего железа.

 

«Атипичных» камней «общеевразийского» стиля, без изображений животных, найдено в Китае больше всего. Мне удалось выявить ещё два неучтённых экземпляра таких памятников, причём в принципиально новом районе — не на Алтае, а на северном склоне восточной оконечности Тянь-Шаня, в местности Синьдигоу уезда Цзимусаэр (Цзимусар), что примерно в 450 км к югу от зоны распространения остальных синьзцянских оленных камней. Они переоформлены в древнетюркские каменные изваяния, и в качестве таковых фигурируют в китайской публикации. Ю.С. Худяков упоминает об экспонировавшемся в Историческом музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в г. Урумчи древнетюркском каменном изваянии, изготовленном из оленного камня, но без указания на место его находки. Возможно, это один из камней из уезда Цзимусаэр.

 

Не столь многочисленные оленные камни II типа, со стилизованными изображениями животных, соответствуют стелам монголо-забайкальского стиля. Единственный известный в Синьцзяне оленный камень I типа, «с реалистическими изображениями животных», происходит из района Акэтубай, что в волости Кээрмуци (Цермурцек) уезда Алтай. По мнению китайских археологов, он переоформлен в древнетюркское изваяние и относится к оленным камням саяно-алтайского стиля. Мне кажется, что эта стела вообще причислена к оленным камням ошибочно. Она представляет собой вертикально стоящую плоскую подпрямоугольную каменную плиту, на широкой грани которой одно под другим нанесены несколько крупных изображений быков с направленными вперёд изогнутыми рогами. Фигуры перекрыты разбросанными там и сям углублениями-ямками, а верх плиты оформлен в виде человеческой головы с чётко обозначенным лицом и пекторалью на шее.

 

Очевидно, что данная стела создана в эпоху бронзы и переоформлена позже, возможно, не только в древнетюркское, но и в скифское время. Территориально и композиционно ближайшим её аналогом является плита из пос. Озёрного в Горном Алтае. Правда, стилистически изображения животных на двух памятниках несколько различаются. Что касается углублений-ямок, то они представляют собой микроформы карстового рельефа, известные среди специалистов как лунковые карры. Видимо, аналогично по происхождению и большинство углублений на так называемых «чашечных камнях», поскольку микрокарры, как желобковые, в виде мелких и узких, в 2-3 см, параллельных желобков, так и лунковые, в виде сферических углублений диаметром до 6 см и глубиной 1-2 см, особенно характерны для долины р. Чуи в Горном Алтае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки