● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Международная конференция по первобытному искусству. Труды. Т. I. Кемерово: 1999. [ сборник ]

Международная конференция по первобытному искусству.

/ Труды. Т. I. Кемерово: «Никалс». 1999. 260 с. ISBN 5-8154-0014-9

 

См. также Том II и Тезисы докладов.

 

Под общей редакцией Я.А. Шера.

 

аннотация: ]

В книге представлена первая часть статей по докладам участников конференции (Кемерово, 3-8 августа 1998), включая тех, кто по уважительным причинам не смог присутствовать на конференции. Статьи сгруппированы по разделам, отражающим основные тематические направления конференции. В статьях рассмотрены актуальные вопросы теории и методов исследования изобразительных памятников древности; проблемы датирования и смысловой интерпретации древних изобразительных «текстов»; методы реставрации, консервации и музеефикации древних изображений. Книга рассчитана на специалистов: археологов, историков культуры, искусствоведов, этнографов, а также на студентов и аспирантов. Книга может быть интересна всем, кто интересуется указанными выше вопросами.

 

Содержание. Contents

 

Предисловие. Preface. — 5

 

А.Г. Тулеев (Кемерово, Россия). A.G. Tuleev (Kemerovo, Russia).
Приветствие губернатора Кемеровской области.
Greetings of the governor of the Kemerovskaya region. — 7

 

I. Теория и методы. Theory and methods. — 10

 

З.А. Абрамова (Санкт-Петербург, Россия). Z.A. Abramova (St-Petersburg, Russia).
Два вида палеолитического искусства Евразии. Сравнительный анализ.
Two types of the Eurasian palaeolithic art. Comparative analysis. — 10

Н.В. Бродская (Санкт-Петербург, Россия). N.V. Brodskaja (St-Petersburg, Russia).
«Примитивное искусство», петроглифы и художники XX века.
«Primitive art», petroglyphs and the artists of the XXth century.
— 23

Д.Л. Бродянский (Владивосток, Россия). D.L. Brodyansky (Vladivostok, Russia).
Дальневосточная провинция древнего искусства.
Far eastern province of ancient art. — 36

A.-С. Welté (Toulouse, France). A.-К. Вельте (Тулуза, Франция).
Images d’animaux isolées ou assemblées dans l’art mobilier magdalénien: le cas de la vallée de l’Aveyron.
Одиночные и групповые изображения животных в мелкой пластике мадлена (по материалам долины Авейрон). — 42

Pierre Vidal (Perigeux, France). Пьер Видаль (Перигё, Франция).
Alterations observées sur les surfaces rocheuses de quelques sites a petroglyphes d’Asie Centrale (Sibérie du sud et Kazakhstan).
Повреждения скальных плоскостей некоторых петроглифических памятников Центральной Азии (Южная Сибирь и Казахстан). — 60

Л.Б. Вишняцкий (Санкт-Петербург, Россия). L.В. Vishnyatsky (St-Petersburg, Russia).
Символизм, «современное культурное поведение» и «верхнепалеолитическая революция».
Symbolism, «modern cultural behaviour» and «the upper palaeolithic revolution». — 66

J.-C. Gardin (Paris, France). Ж.-К. Гарден (Париж, Франция).
Théories générales et méthodes formelles dans l’interprétation de l’art préhistorique.
Общие теории и формальные методы интерпретации доисторического искусства. — 77

С.А. Демещенко (Санкт-Петербург, Россия). S.A. Demeshchenko (St-Petersburg, Russia).
Относительная хронология палеолитического искусства малых форм и художественно-стилистические традиции.
Relative chronology of palaeolithic art of small forms and artistic-stylistical traditions. — 96

E.П. Маточкин (Новосибирск, Россия). Е.P. Matochkin (Novosibirsk, Russia).
Искусствознание и проблемы изучения первобытного искусства Сибири.
The art criticism and problems of studying prehistoric art in Siberia. — 110

Д.С. Раевский (Москва, Россия). D.S. Raevsky (Moscow, Russia).
Некоторые замечания об интерпретации древних изобразительных памятников.
Some notes on the interpretation of ancient pictorial monuments. — 118

А.П. Сенчилов (Кемерово, Россия). А.Р. Senchilov (Kemerovo, Russia).
Использование методов теории информации в исследовании геометрического орнамента эпохи бронзы.
The use of methods of the information theory in studing the geometrical ornament of the bronze epoch. — 124

 

2. Древнее искусство евразийских степей. Ancient art of the Eurasian steppes. — 127

 

Г.Г. Гурьянова (Омск, Россия). G.G. Guryanova (Omsk, Russia).
Антропоморфные изображения Западной Сибири (попытка определения критерия принадлежности находок бронзового литья к сфере искусства).
Anthropomorphic depictions of the West Siberia (an attemt to determine a criterion of the bronze castings belonging to the cultural field). — 127

E.Г. Дэвлет (Москва, Россия). Е.G. Devlet (Moscow, Russia).
Некоторые антропоморфные и орнитоморфные изображения: американо-азиатские параллели.
Some anthropomorphic and ornithomorphic images: american-asiatic analogies. — 131

Ю.H. Есин (Минусинск, Россия). Ju. Esin (Minusinsk, Russia).
Биконические фигуры в древнем искусстве Сибири (по материалам самусьской и окуневской культур).
Biconic figures in the ancient art of Siberia (based on materials of samuskaya and okunevskaya cultures). — 139

H.M. Маркдорф (Новокузнецк, Россия). N.M. Markdorf (Novokuznetsk, Russia).
Образ лося — социокультурный символ в наскальном искусстве лесной зоны Евразии.
The image of the elk as a socio-cultural symbol in the art of the Eurasian forest zone. — 148

Л.С. Марсадолов (Санкт-Петербург, Россия). L.S. Marsadolov (St-Petersburg, Russia).
Художественные образы и идеи на великом степном пути Евразии в IX-VII вв. до н.э.
Artistic images and ideas on the great Eurasian steppe way in the IX-VII cc. В.С. — 152

N. Pailhaugue (Alliât, France). H. Пайог (Аллиа, Франция).
Capra pyrenaica, le bouquetin pyrénéen: la chasse et l’image de l’animal en haute vallée de l’Ariège au magdalénien pyrénéen.
Capra pyrenaica, пиренейский козёл: охота и изображение животного в высокогорной долине Арьеж в пиренейском мадлене. — 164

В.Я. Петрухин (Москва, Россия). V.Y. Petrukhin (Moscow, Russia).
К истории некоторых изобразительных мотивов в искусстве Евразии: «небесная охота» и поединок героев.
Concerning the history of some figurative Motifs in the art of Eurasia: the «heavenly hunt» and the combat of heroes. — 175

Вл.А. Семёнов (Санкт-Петербург, Россия). Vl.A. Semenov (St-Petersburg, Russia).
Знаки-индексы в наскальном искусстве Северной Евразии.
Sign-indices in the rock art of Northen Eurasia. — 180

И.В. Спирина (Омск, Россия). I.V. Spirina (Omsk, Russia).
Две золотые серьги из комплексов саргатской культуры.
Two golden earrings from the sargat culture sites. — 186

Л.А. Чиндина (Томск, Россия). L.A. Chindina (Tomsk, Russia).
Головные уборы в художественном металле кулайского времени.
Head-dresses in metal figurines of the kulaysky period. — 188

Miklos Erdy (New York, USA). Миклош Эрди (Нью-Йорк, США).
An analysis of xiongnu/hunnic petroglyphs in the middle Yenisei basin.
Анализ петроглифов сюнну/хунну бассейна среднего Енисея. — 195

 

3. Хронология и интерпретация. Chronology and interpretation. — 204

 

О.В. Зайцева (Томск, Россия). О.V. Zaitseva (Tomsk, Russia).
Об особом отношении к человеческой голове в воинских ритуалах на примере васюганской бляхи.
Special attitude to a human head in military rituals as exemplified by the vasyugan badge. — 204

И.В. Калинина (Санкт-Петербург, Россия). I.V. Kalinina (St-Petersburg, Russia).
Архаические образы как типологические универсалии.
Archaic images as typological universals. — 207

Е.Г. Фурсикова (Санкт-Петербург, Россия). E.G. Fursikova (St-Petersburg, Russia).
Особенности композиционной симметрии в искусстве скифо-сибирского звериного стиля.
Specific features of compositional symmetry in scythian-siberian animal style art. — 212

 

4. Наскальное искусство, этнография и религия. Rock art, ethnography and religion. — 216

 

Manuel Gutierrez (Paris, France). Мануэль Гутьеррез (Париж, Франция).
Art pariétal et tradition orale l’exemple de l’Angola.
Наскальное искусство и устная традиция на примере Анголы. — 216

М.А. Дэвлет (Москва, Россия). М.A. Devlet (Moscow, Russia).
Изображения шаманов и их атрибутов на скалах Саянского каньона Енисея.
Images of shamans and their attributes in the rock art of Yenissei valley (Sayan canion). — 224

M.E. Килуновская (С-Петербург, Россия). M.E. Kilunovskaya (St-Petersburg, Russia).
Шаманистические мотивы в наскальном искусстве народов Саяно-Алтайского нагорья.
Shamanistic motifs in the rock art of peoples from the Sayano-Altai plateau. — 232

Т.И. Кимеева (Кемерово, Россия). Т.I. Kimeyeva (Kemerovo, Russia).
Семантика рисунков на шорских бубнах (по материалам коллекций музеев России).
Semantics of images on shor drums (from Russian museums collections). — 239

О.М. Рындина (Томск, Россия). О.M. Ryndina (Tomsk, Russia).
Образ берёзы в культурной и орнаментальной традиции обских угров.
The image of a birch in the cultural and ornamental tradition of the ob ugrians. — 243

 

5. Эротика в древнем искусстве: миф или реальность. Erothic in prehistoric art: myth or reality. — 247

 

P.-H. Giscard (Paris, France). П.-А. Жискар (Париж, Франция).
Sexual figurations on petroglyphs of Sahara, in prehistorical time.
Эротические изображения в петроглифах Сахары в доисторические времена. — 247

Е.А. Окладникова (С-Петербург, Россия). Е.A. Okladnikova (St-Petersburg, Russia).
Эротическая парадигма в петроглифах долины Елангаша.
Erotic paradigm in the rock art of the Elangash valley. — 250

 

6. Сохранение и популяризация памятников первобытного искусства. Preservation and presentation of prehistoric art. — 254

 

Э.H. Агеева, H.Л. Ребрикова ( Москва, Россия). Е.N. Ageeva, N.L. Rebricova (Moscow, Russia).
Памятник наскального искусства «Орсо» в Восточной Сибири. Практика консервации.
«Orso» rock art site in Siberia. Practice of conservation. — 254

John Clegg (Sydney, Australia). Джон Клегг (Сидней, Австралия).
1998 management work on the engravings at Callan Point.
Публичное использование памятника наскального искусства в Каллан Пойнт в 1998 г. — 257

Natalie R. Franklin, Ross Brown, Paul Finn (Brisbane, Australia). Натали Р. Франклин, Росс Браун, Пол Финн (Брисбейн, Австралия).
Visitors and thé protection of aboriginal rock art sites during seasonal events: case studies from far North Queensland, Australia.
Защита памятников наскального искусства аборигенов во время сезонных наплывов посетителей (на примере Северного Квинсленда, Австралия). — 265

 

Библиография. Bibliography. — 274

Список сокращений. Abbreviations. — 304

Содержание. Contents. — 305

 


 

От редакции. Editorial.   ^

 

В предлагаемой книге опубликованы доклады, представленные на международной конференции по первобытному искусству (Кемерово, 3-8 августа, 1998 г.). К 15 декабря 1998 г., т.е. к моменту истечения срока приёма публикаций, объявленного при закрытии конференции, в нашем портфеле было около 16 авторских листов, т.е. меньше, чем мы первоначально предполагали. В связи с этим было принято решение перевести некоторые доклады зарубежных коллег на русский язык, чтобы сделать их более доступными. Тем временем продолжали поступать статьи от других авторов и у редколлегии не хватило твёрдости заявить о том, что в связи с истечением срока статьи больше не принимаются. В результате, на конец января общий объём присланных публикаций достиг почти 40 авторских листов, что уже потребовало двухтомного издания.

 

Отбирая статьи для 1-го тома, редколлегия руководствовалась такими приоритетами, как реальное участие в конференции, своевременное поступление рукописи с соблюдением всех условий (объём, резюме, электронная версия и т.д.). Правда, в отдельных случаях, редколлегия имела право сделать исключения для авторов, не участвовавших в конференции по уважительным причинам, но работы которых по мнению редколлегии представляют большой интерес. Члены редколлегии А.И. Мартынов и Я.А. Шер сняли свои статьи, чтобы освободить место для других авторов. В случаях, когда одним автором было представлено две статьи, взята только одна из них по выбору редколлегии.

 

Редколлегия почти не пользовалась своим правом литературной редакции статей, их корректорской и редакторской подготовки, за исключением редких случаев, требовавших такого вмешательства со всей очевидностью. Ни у редколлегии, ни у издательства нет средств для оплаты профессиональной литературной и редакционной подготовки. Издательский макет была сделан полностью своими силами. Поэтому вся ответственность за содержание статей и их литературные качества лежит на авторах.

 

 

The reports, presented at the International rock art conference in Kemerovo on the 3d-8th of August 1998, are published in this book. By the 15th of December 1998, the date which was announced as the end of the acceptance of the papers, we had about 16 signature, less than expected at first. In this connection we decided to translate some papers of our foreign colleagues into Russian to make them more available. Meanwhile other reports kept on arriving and we were not firm enough to announce that the term of acceptance had expired and no more papers are welcomed. As a result, by the end of January the general amount of the papers received had reached almost 40 signaturte [signature] and so we had to think of a two-volume publication.

 

Discussing the problem of paper selection for the first volume, the editorial board decided to take into consideration a real participation in the conference, receiving papers in conformity with all requirements (amount, abstract, disk version etc.) and in good time. But in some cases the editorial board had the right to make an exception for the authors who did not participate in the conference on valid excuses. A. Martynov and Ja. Sher, members of the

(5/6)

editorial board, took off their reports to clear the place for other authors. When an author sent two papers, the editorial board chose only one of them.

 

The editorial board did not practically edit and correct the papers, with the exception of rare cases when such an interference was obviously necessary. Neither the editorial board, nor the publishing house have the means to pay a professional proof-reader, a literaty [literary] and technical editors. We prepared a complete publishing model by ourselves. So the authors bear full responsibility for the subject of the articles and their literary qualities.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки