главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Северная Евразия от древности до средневековья. СПб: 1992. М.П. Завитухина

Три золотых предмета круга Сибирской коллекции Петра I
из Забайкалья, Монголии и Тувы.

// Северная Евразия от древности до средневековья. ТК к 90-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб: 1992. С. 138-139.

 

Сибирская коллекция Петра I неоднородная по происхождению и хронологическому составу, локализуется по принятой ныне версии в междуречье Оби и Иртыша (Руденко, 1962). Та часть коллекции, которая датируется от III в. до н.э. и позже, может быть отнесена к северным, лесостепным районам Западной Сибири, которые явились местами сборов коллекции голландского учёного Н.К. Витсена (Завитухина, 1991). Обь-Иртышское степное междуречье было областью находок сакской группы изделий, составляющих основное ядро Сибирской коллекции. Эту группу отличает способ литья с сохранением на оборотной стороне изделий позитивного отпечатка ткани, нигде больше не получивший распространения. В Сибирской коллекции по этой технологии отлита большая группа золотых предметов; проведённое химиком Эрмитажа Е.А. Миколайчук микроскопическое исследование отпечатков ткани выявило не менее 50 экземпляров. За пределами предполагаемой территории сборов сакской части Сибирской коллекции известны три золотых предмета, выполненные по этой технологии. Они происходят из Забайкалья, Монголии и Тувы и также относятся к сакскому периоду. Пластина поясная, одна из пары, правая, приобретена в Верхнеудинске (Эрмитаж, К. Варранд, 1846). Она исполнена в традиции уже известных нам сюжетов, представляющих сцену нападения небольшого кошачьего хищника на фантастическое копытное существо с туловищем кулана и клювовидной головой с ветвистыми рогами, отростки которых заканчиваются головками грифонов, Туловище фантастического копытного заполнено изображениями головы горного барана и хищных птиц. Несвойственная для Сибирской коллекции особенность заполнения основной фигуры рельефными изображениями других животных и птиц характерна для восточного региона искусства звериного стиля, наиболее ярко отражённая в памятниках Тувы V в. до н.э. Необходимо отметить сходство силуэта забайкальской пластины с пластинами Сибирской коллекции, по сравнению с ними она уменьшенного размера, а также сходство техники отливки с отпечатком ткани на обороте. Образ фантастического копытного, из-

(138/139)

вестный в памятниках искусства Ордоса, Горного Алтая, Сибирской коллекции воплощён в бронзе, золоте, дереве, на татуировке Пазырыкского вождя в V-IV вв. до н.э. [Прим. сайта: см. Завитухина, 1998]

 

Вторым предметом является пряжка из Монголии со сценой нападения двух тигров на двух горных козлов (Метрополитен музей, J. Pierpont Morgan, 1917). Предмет является левой половиной парной пряжки. На ней имеется крючок-застёжка, подобно пряжкам сакского периода, а на оборотной стороне — скоба для продевания широкого ремня, характерная для этих изделий в Монголии. [Прим. сайта: видимо, речь о пряжке 17.190.1672, описанной не вполне точно.] Композиция, сюжет и стиль этой пряжки сходны с «алтайской» манерой искусства звериного стиля не позднее V в. до н.э. Американская исследовательница Э. Банкер связывает эту пряжку с культурой сюнну, датирует III в. до н.э. и переносит эту дату на предметы Сибирской коллекции с позитивными отпечатками ткани на оборотной стороне (E. Bunker, 1970).

 

Из трёх представленных предметов наиболее близка к Сибирской коллекции бляха из Тувы (МАЭ, 1981 [Прим. сайта: №6841-1]). На объёмном коническом предмете воспроизведена композиция со сценой охоты: охотник поражает кинжалом кабана, собака вцепилась в ногу зверя. Форма предмета, физический тип охотника, его одежда и снаряжение, детали изображения, подчёркнутые плоскими вставками из бирюзы и сердолика, аналогичны для Сибирской коллекции. Первым исследователем этого предмета А.Д. Грачом правильно определено место этого предмета, «...композиция из Балгазына относится к кругу скифо-сибирской золотой коллекции Петра I. В то же время композиция эта уникальна: подобной ей нет среди сокровищ Особой кладовой Эрмитажа» (Грач, 1980 [стр. 81]).

 

Рассмотренные предметы из Забайкалья, Монголии и Тувы объединены принадлежностью к восточному региону искусства звериного стиля. Каждому из этих предметов присущи особенности своего очага культуры. Включение их в круг Сибирской коллекции по признакам общности не только стиля, но главным образом по технологическим особенностям не позволяет утверждать, что эти вещи импортного происхождения. Вероятно, в данном случае имеет место заимствование местными литейщиками этой уникальной технологии, которая и для создателей предметов Сибирской коллекции была возможно не простой и кратковременной по применению (VII-IV вв. до н.э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки