главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археологические культуры Евразии и проблемы их интеграции. СПб: 1991. М.П. Завитухина

Некоторые вопросы изучения Сибирской коллекции Петра I.

// Археологические культуры Евразии и проблемы их интеграции. СПб: 1991. С. 29-31.

 

История Сибирской коллекции, начало собиранию которой было положено 275 лет тому назад, может быть разделена на три периода. Первый — собирательский, восходящий ко второму десятилетию XVIII века, был завершён 22 декабря 1727 года передачей коллекции в Кунсткамеру. Он связан с деятельностью Петра I, который лично осматривал и определял историческую и художественную значимость поступавших к нему находок и распорядился «сберечь» их для потомков. Второй период — время хранения коллекции в Кунсткамере с декабря 1727 г. по декабрь 1859 г.; и третий — со времени поступления коллекции в Эрмитаж, где она и находится по настоящее время.

 

Одна из важных проблем, над разрешением которой работают исследователи, связана с формированием этой коллекции. Непреходящее значение имеют источниковедческие работы академика В.В. Радлова (1894 г.) и историографические исследования А.А. Спицына (1906 г.). Современный взгляд на эти источники позволяет сделать новые комментарии к ним и предложить новые гипотезы.

 

Время первых поступлений сибирских древностей к Петру I остается неизвестным. Можно предположить, что группа вещей из Сибирс-

(29/30)

кой коллекции связана с собирательской деятельностью голландского ученого, бургомистра Амстердама Н.К. Витсена (1641-1717 гг.), которая до сих пор не привлекала достаточного внимания специалистов.

 

Среди коллекций, проданных после смерти Н.К. Витсена на аукционе в 1728 г., важное место занимают древности, приобретённые в Сибири через его посредников в течение 1703-1716 гг. К сожалению, эти вещи не сохранились, но остались рисунки с них, прекрасно выполненные голландским художником под наблюдением Н. Витсена.

 

Этот ценный изобразительный материал был опубликован в 1785 г. в третьем, посмертном издании его книги «Северная и северо-восточная Татария». Я.И. Смирнов по просьбе академика В.В. Радлова в конце XIX века провёл сличение этих рисунков с сибирскими древностями Эрмитажа для выяснения, не находятся ли предметы из несохранившегося витсеновского собрания в Сибирской коллекции Эрмитажа и дал отрицательное заключение.

 

Проведённые в настоящее время сопоставления вещей обеих коллекций позволили определить их тождество и сделать вывод, что витсеновские предметы соотносимы только с определённой, хронологически поздней, постсакской группой изделий Сибирской коллекции Петра I.

 

Большую научную ценность представляют сведения из эпистолярного наследия Н. Витсена, которое, к сожалению, изучено не полностью. В его письмах к бургомистру г. Девентера X. Куперу содержатся даты находок вещей или даты их получения им. Иногда в них указываются места раскопок курганов и географическая координата — «приблизительно под 60-м градусом северной широты», проходящая через освоенные русскими районы Западной Сибири. [1] Отсюда следует, что места сборов коллекции Н. Витсена охватывают районы Верхотурья — Тобольска — Тюмени. Очевидно, что витсеновское собрание и поздняя группа изделий Сибирской коллекции (некоторые предметы найдены в одном и том же кургане), а также материалы новых раскопок в районах Тюмени (А.В. и Н.П. Матвеевы, Тюменский университет, 1981 г.) и Омска (В.И. Матющенко, 1986 г.) происходят из одного района. Они относятся ко времени не ранее III в. до н.э. Можно предположить, что в этом районе маловероятны находки предметов VII-IV вв. до н.э., тождественных изделиям основного ядра Сибирской коллекции Петра I. Очевидно, к III в. до н.э. группа племён сакской культуры, создателей художественных изделий Сибирской коллекции, мигрировала в лесостепные районы по бассейнам Оби и Иртыша и создала там родственный очаг культуры.

 

Опираясь на даты формирования витсеновского собрания и на

(30/31)

наличие тождественных вещей в эрмитажной коллекции, можно утверждать, что собирание Сибирской коллекции начато ранее известных законов и указов Петра I 1718 и 1721 гг., им предшествовали его устные «повеления» и письменные распоряжения по сбору археологических древностей. Законы Петра I 1718 и 1721 гг. способствовали более широкому проведению собирательской деятельности, созданию различного вида коллекций и последующему возникновению в России музейного дела.

 


 

[1]Прим. автора сайта: ср. уточнения — Завитухина 1999 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки