главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения Александра Даниловича Грача. СПб: «Культ-информ-пресс». 1998. М.П. Завитухина

Золотая пластина из Забайкалья в Сибирской коллекции Петра I.

// Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Д. Грача. СПб: Культ-информ-пресс. 1998. С. 143-148.

 

Древние золотые предметы, найденные в послепетровское время на территории Сибири и украшенные изображениями в зверином стиле, принято причислять к Сибирской коллекции Петра I. Если места раскопок и сборов собственно Сибирской коллекции остаются не выясненными в полном объёме, то районы находок вещей её круга известны. Это Средняя Азия, Тува, Хакасско-Минусинская котловина, Забайкалье... Они немногочисленны: в каждом из упоминаемых районов найдено по одному-два предмета. Исключение составляют курганы, раскопанные в 1980-е годы в Тюменской и Омской областях, где in situ найдены погребения с набором вещей круга Сибирской коллекции. В отличие от одиночных предметов VI-IV вв. до н.э., они относятся к III в. до н.э. — первым векам н.э.

 

Из ранней группы изделий наибольшую известность получила забайкальская поясная пластина, которая много раз была воспроизведена, но специально не изучена (Артамонов 1973: №193; Руденко 1962: табл. IV, 2, XVII [надо: XXVII], 1 — оборотная сторона; Толстой, Кондаков 1890: 53, рис. 59 и др.). По сведениям бурята, доставившего её в Петербург, она была обнаружена в Забайкалье, г. Верхнеудинске в 1844 г. (Zinas de Charles 1978: 252-253). В Эрмитаж пластина поступила от коллежского секретаря Сената Карла Варранда в 1846 г. 1 [1] Хранитель Эрмитажа Г.Е. Кизерицкий описал её в Каталоге I Отделения древностей вместе с предметами Сибирской коллекции Кунсткамеры, поступившими в Эрмитаж позднее. 2 [2] Она была выставлена для обозрения также вместе с Сибирской коллекцией. В каталоге выставки уточнено её происхождение: «Бурят сказал Варранду, что этот предмет был привезён из Монголии его предками, когда они перешли в подчинение России». 3 [3] Можно предположить, что около столетия предмет хранился в семье находчика в Верхнеудинске (Бурятия была присоединена к России в середине XVIII века). Несмотря на противоречивые сведения о времени и месте её находки (Забайкалье или Монголия), пластина относится к центральноазиатскому очагу искусства звериного стиля.

(143/144)

Рис. I.
а. Поясная пластина. Забайкалье. Золото. V-IV вв. до н.э. (по рисунку к каталогу Г.Е. Кизерицкого); б. Прорисовка изображений на туловище фантастического зверя. Увеличено. (Художник Е.С. Матвеев).

(Открыть Рис. I в новом окне)

 

Пластина ажурная, литая, представляет изображение идущего вправо фантастического зверя, в плечо которого вцепился спереди хищник кошачьей породы небольшого размера (рис. I a). Главным персонажем композиции является фантастический зверь, наделённый деталями других животных. Основу фантастической фигуры составила низкорослая степная лошадь, голова которой заканчивается клювовидной мордой с подчёркнутой восковицей. У зверя остроконечное ухо с перемычкой в нём, круглый глаз обведён рельефным ободком. Голова украшена веерообразной ветвью рога оленя с семью отростками: пятью основными, направленными вперёд, и двумя передними, направленными назад, навстречу остальным. Каждый из отростков заканчивается головой грифона на удлинённой шее с округлым ухом и глазом. Аналогичными головками грифонов завершается подстриженная грива коня и закрученный на конце тигриный хвост. Второй фигурой в композиции является маленький клыкастый хищник, который передней лапой схватил за ногу фантастического зверя. Его S-образно изогнутый хвост закинут на спину. Пластина представляет одну из пары пластин-застёжек, предназначавшуюся для ношения на поясе с правой стороны.

(144/145)

 

Её особенностью являются изображения, заполняющие свободную поверхность туловища фантастического зверя: на шее и груди — фигура орлиного грифона, в центре туловища — голова грифона, который в раскрытом клюве держит голову горного барана (рис. I б). Вписывание голов и фигур животных в свободное пространство предмета является характерным приёмом искусства Тувы скифского времени. Этот приём, названный А.Д. Грачом «загадочные картинки», встречен на предметах алды-бельской культуры Тувы VII-VI вв. до н.э. А.Д. Грач справедливо считал его относящимся к искусству звериного стиля не только Тувы, но и всего центральноазиатского района (Грач 1980: 70-78).

 

Одну из загадок Сибирской коллекции представляет техника отливки изделий с позитивными отпечатками ткани на оборотной стороне. На исследуемой пластине хорошо видны отпечатки грубой ткани саржевого переплетения с плотностью нитей по основе и утку 6×10 в 1 кв.см (Миколайчук 1994: 82-85), на обороте также имеются две петли, вертикально установленные при формовке изделия перед отливкой и отлитых вместе с ним. На поясных пластинах из Сибирской коллекции подобные петли встречены на изделиях V-IV вв. до н.э. На забайкальской пластине более тщательно обработана оборотная сторона, все зазоры и наплывы металла вокруг отверстий убраны.

 

Пластина отлита в двустворчатой глиняной форме. В глине оттискивали модель (оригинал), которая была сделана, вероятно, из кости или дерева. Полученную таким образом лицевую створку формы высушивали и обжигали. Эта часть производственного процесса не вызывает сомнения. Объяснение дальнейшего процесса изготовления золотых изделий предложено Л. Йислом (Yisl 1961: 303-305) и Р.С. Минасяном 1[4] Для изготовления второй створки литейной формы, воспроизводившей оборотную сторону изделия, в полость матрицы укладывали ткань, затем забивали полость мягкой глиной, делали петли и ушки. Полученную таким образом вторую створку литейной формы (патрицу) обжигали. Негативные отпечатки ткани после отливки становятся позитивными. Л. Йисл считает, что ткань употребляли, чтобы предотвратить приклеивание глины к сухой матрице, во-первых, и для установления толщины изделия, во-вторых. По мнению Р.С. Минасяна, для получения нужной толщины изделия ткань могли складывать в несколько слоёв. Литейную полость между створками формы можно создавать без воска, только с помощью ткани. В этом одно из расхождений Р.С. Минасяна с выводами С.И. Руденко, который представил наиболее полное описание процесса производства золотых изделий с тканевыми отпечатками на обороте (Руденко 1962: 26). С.И. Руденко считает, что ткань употребляли из экономии металла (золота) и для производства более лёгких изделий. С этим не согласен Р.С. Минасян. Так, вопрос о том, с какой целью употребляли ткань в литейном производстве, не имеет однозначного ответа.

 

Отмеченный способ производства не имел широкого применения, несмотря на то, что на других литых предметах могли употреблять вместо ткани кожу, которая не оставляет следов. Подтверждая правоту Л. Йисла в том, что этот способ не был тайной какой-либо литейной мастерской, следует заметить, что центр или центры литейного производства служили для отливок изделий Сибирской коллекции Петра I.

(145/146)

Одиночные находки из центральноазиатского региона, выполненные в этой технике, являются аналогичными предметами круга Сибирской коллекции. Забайкальская пластина выполнена по этой же технологии, но другим мастером. Поэтому, кроме его навыков и использования золота более светлого цвета, в ней нашли отражение различия в сюжете, стиле и деталях. Как и изделия Сибирской коллекции Петра I, забайкальская пластина хорошо прочеканена с лицевой стороны.

 

Литейное производство с применением ткани было известно позднее, в эпоху средневековья: авары отливали в такой технике украшения из золота, а викинги — бронзовые фибулы скандинавского типа. Их производство, так же как и скифское, не получило широкого развития. Р.С. Минасян отмечает его полную независимость от скифской эпохи.

 

В скифскую эпоху определяющим было влияние вождя в жизни кочевнических племён. В связи с этим произошло уменьшение роли мифических существ, но их сверхъестественная сила была еще не утрачена (Грязнов 1950: 84). Азиатские племена саков и хунну, так же как европейские скифы и сарматы, жили в героическую, военную эпоху, когда слагались мифы о героях и фантастических существах, создавались поэмы и сказания, передаваемые устно из поколения в поколение (Грязнов 1961). Объяснения образам фантастических зверей стремились найти в реальной действительности. Античные авторы обратили внимание на полуфантастическое существо, которое греческие писатели (Аристотель, Теофраст) называли тарандом, а римские (Стефан Византийский, Плиний Старший) — тарандром (Латышев 1890: 1904). [5] Образ таранда-тарандра известен в Скифии и Сарматии. В древности его наделяли чертами других реальных животных. Писатели расселяли его на широкой территории вплоть до границ с Азией.

 

Описание таранда находим у Аристотеля в книге «О чудесных слухах». Другие античные авторы использовали это описание. Таранд напоминает телом быка, а складом головы — оленя, только больших размеров. Авторы подчёркивают его редкую встречаемость и удивительную способность менять цвет шерсти, смотря по месту, где он находится. Таранд наделен деталями по крайней мере четырех животных, главным из которых был, по-видимому, лось, который является нестадным животным, ведет скрытный образ жизни и его ловля затруднительна. Лось имеет защитную окраску шерсти, которая меняется в период линьки — в течение весны и лета. Не исключено также, что в содержании «Чудесных слухов» Аристотеля говорится о другом персонаже семейства оленей — о северном олене, сезонная смена окраски которого также поразительна: от бурого летом до бело-голубого зимой. Это дало повод Карлу Линнею в своей классификации середины XVIII века назвать северного оленя тарандом 1[6] Г.П. Сосновский употребил имя «тарандр» к одному из фантастических существ на поясной пластине из Дэрестуйского могильника в Забайкалье (Сосновский 1935). Повидимому, он понимал под словом «тарандр» всякое чудовище. Судя по изображению на исследуемой пластине, в восточном регионе существовала своя версия о тарандре, и потому вместо лося изображен конь местной породы с головой грифона, оленьим рогом, украшенным головками грифонов. Ветвистые рога на голове зверя могли

(146/147)

Рис. II.
Сравнительная таблица поясных пластин скифской и хуннской эпох из Забайкалья и Ордоса (1 — золото; 2, 3 — бронза).

(Открыть Рис. II в новом окне)

 

вызывать ассоциацию с оленем. Современные учёные с именем тарандра связывают свои теории происхождения сарматов (Клейн 1976; Мачинский 1972).

 

Абсолютная датировка забайкальской пластины затруднительна ввиду её уникальности. Принадлежность пластины к скифской эпохе не вызывает сомнения. На это указывают способ литья с применением ткани и скифо-сибирский звериный стиль. В скифскую эпоху подобный способ литья применялся исключительно для изделий Сибирской коллекции Петра I (VI-IV вв. до н.э.) или однотипных предметов с территории восточного региона распространения скифо-сибирского звериного стиля. Аналогии позволяют конкретизировать датировку пластины. Наиболее близка изучаемой пластине бляха из Катандинского кургана V-IV вв. до н.э. (Марсадолов 1996: 57). Она представляет клювоголового лося, на которого спереди напал хищник небольшого размера. Длинный хвост зверя и отростки рога заканчиваются головками грифона. Забайкальской пластине близко изображение клювоголовых оленей на татуировке вождя из 2-го Пазырыкского кургана (Руденко 1953: 139, рис. 82-83). Определяемая для золотой пластины дата V-IV вв. до н.э. не противоречит датировке подобных пластин с отпечатками ткани на обороте из Сибирской коллекции Петра I.

 

Поясные пластины получили широкое распространение от Западной Сибири до Монголии только в хуннскую эпоху (Дэвлет 1980: 5, 18). Многие сюжеты и орнаменты Сибирской коллекции Петра I и её круга стали излюбленными в хуннскую эпоху (Волков 1967: рис. 21, 1; Миняев 1995; Animal Style Art... 1980: №124; Dalton 1964: 46-47; So, Bunker 1995: №67). Сходство в искусстве разновременных племенных образований саков и хунну является результатом их этнического родства. В Южной Сибири и Забайкалье в эти периоды состав населения был пёстрым (Алексеев, Гохман 1984: 70-71).

(147/148)

 

Хунну повторили форму забайкальской пластины, продиктованную сюжетом, а также зеркальность изображений на парных пластинах (рис. 2, 2, 3). Однако различий между ними довольно много: 1) поверхность пластины (туловище зверя) остаётся незаполненной дополнительными изображениями; 2) маленький хищник не кошачьей породы, как на золотой пластине, а типа волка; 3) застёжка в виде пряжки с вертикальным стержнем вкомпонована в изображение на пластине; 4) все отростки рога (а их только четыре) направлены вперёд; 5) имеются различия в более мелких деталях. Хуннские мастера, используя сюжеты предшествующей эпохи, передали их в новой изобразительной традиции.

 

Забайкальская золотая пластина, послужившая прототипом для бронзовых пластин хуннской эпохи, выполнена в скифо-сакском зверином стиле периода его расцвета.

 

Алексеев В.П., Гохман И.И. 1984. Антропология азиатской части СССР. М.

Артамонов М.И. 1973. Сокровища саков. М.

Волков В.В. 1967. Бронзовый и раннежелезный век Северной Монголии. Улан-Батор.

Грач А.Д. 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.

Грязнов М.П. 1950. Первый Пазырыкский курган. Л.

Грязнов М.П. 1961. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // АСГЭ. №3.

Дэвлет М.А. 1980. Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н.э. — I в. н.э. // САИ. Д4-7.

Клейн Л.С. 1976. Сарматский тарандр и вопрос происхождения сарматов // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.

Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 1. 1890. Т. 2. 1904. СПб.

Марсадолов Л.С. 1996. История и итоги изучения археологических памятников Алтая VIII-IV вв. до н.э. (от истоков до начала 80-х годов XX века). СПб.

Мачинский Д.А. 1972. О времени первого активного выступления сарматов в Поднепровье по свидетельствам античных письменных источников // АСГЭ. №13.

Миколайчук Е.А. 1994. Исследование отпечатков тканей на оборотной стороне изделий из Сибирской коллекции Петра I // Тезисы международной конференции по применению методов естественных наук в археологии, посвящённой памяти Б.А. Колчина. СПб. 27-30 ноября 1994 г.

Миняев С.С. 1995. Новейшие находки художественной бронзы и проблема формирования «геометрического стиля» в искусстве сюнну // AB. №4. СПб.

Руденко С.И. 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.;Л.

Руденко С.И. 1962. Сибирская коллекция Петра I // САИ. Д3-9. М.; Л.

Сосновский Г.П. 1935. Дэрестуйский могильник // ПИДО. №1-2.

Толстой И., Кондаков Н. 1890. Русские древности в памятниках искусства. Вып. III. Древности времени переселения народов. СПб.

Animal Style Art from East to West. 1970. New York.

Dalton O.M. 1964. The Treasures of the Oxus with other examples of early oriental metal work. London.

Yisl L. 1961. K technice zlatých sibiřskych plaket // Památky Archeologické, Rôcnik LII. 1961, číslo 1.

Zinas de Charles. 1978. Les origines de l’orfévrerie cloisonné. Recherches. Vol. II. Paris.

So J. and Bunker E. 1995. Traders and Raiders on China’s frontier. Washington.

 


 

[1] 1 Архив ГЭ «Об отчётах с 1843 по 1850 год по 1 отделению Эрмитажа и по его величества библиотеке и арсеналу», ф. 1, оп. 1, д. 12, л. 5.

[2] 2 Кизерицкий Г.Е. Каталог. Сибирские древности. Т. IV. — Рукопись на немецком языке. Хранится в ОАВЕС. №1076-а.

[3] 3 Galerie des Objets Sibiriens, pp. 57, 59. — Рукопись на французском языке, переплетена, хранится в ОАВЕС. Её название «Galerie des Objets Sibiriens» вытеснено золотом на корешке переплёта. Забайкальская пластина была выставлена в витрине №3, под №8-а. На с. 57 сделана приписка карандашом: «8-а находился в Эрмитаже до получения вещей из Академии».

[4] 1 Приношу глубокую благодарность Р.С. Минасяну за ценные консультации в области древней металлообработки.

[5]   [ Прим. автора сайта: греч. τάρανδος, лат. tarandrus — ‘северный олень’. ]

[6]  1 Автор благодарит старшего научного сотрудника Зоологического института Е.Ф. Барышникова за ценную консультацию о семействе оленей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки