главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.В. ВласоваСосуды в форме рога из Семибратних курганов.// Ювелирное искусство и материальная культура. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2001. С. 20-27.
При раскопках II и IV Семибратних курганов (около середины V в. до н.э.) были обнаружены сосуды из золота и серебра в форме рога, которые обычно называют ритонами. Таких сосудов пять: четыре найдены в IV, один — во II кургане. В обоих курганах сосуды лежали в изголовье погребённых. [1]
Из этих пяти сосудов ритоном является только серебряный сосуд с наконечником в виде полуфигуры крылатого козла (рис. 1, 2); сливное отверстие в пасти животного. Первое описание и правильную датировку (V в. до н.э.) сосуда дал Л. Стефани. [2] Я.И. Смирнов первым определил ритон как работу ахеменидского мастера. [3] Ритон часто воспроизводится и упоминается в различных работах, но конкретно данному сосуду посвящена только статья К.В. Тревер. [4]
Ритон из IV Семибратнего кургана один из самых больших ахеменидских ритонов. К сожалению, он найден сильно повреждённым. Повреждены верхний край сосуда, тулово, морда козла, один рог; утрачены уши и рог животного. [5] Тулово сильно изогнуто. По краю идут две орнаментальные полосы: верхняя — из 18 чередующихся цветков лотоса и пальметок на дугах, нижняя — из плетёнки. Орнамент нанесён с помощью пуансона и «металлического карандаша». [6] Ниже этих орнаментальных полос до места крепления наконечника тулово покрыто 80 каннелюрами, более широкими вверху и более узкими внизу, имитирующими годовые кольца на рогах животных.
Наконечник в виде полуфигуры козла состоит из двух половин. Все мелкие детали: оперение в нижней части крыльев в виде лепестков, «бакенбарды», брови, шерсть на лбу, подшёрсток на груди, животе и на спине — исполнены с помощью разнообразных чеканов. Крылья сделаны отдельно, вставлены в специально просверленные отверстия и припаяны. Рога, уши (не сохранились), борода были отлиты отдельно и затем припаяны, причём для крепления рогов и ушей в голове козла сделаны отверстия и внутрь её помещена пластина, к которой они и были припаяны.
При украшении «бакенбардов» и верхнего яруса крыльев, по-видимому, были использованы тонкие золотые накладные пластины, о чём свидетельствует наличие в этих местах отверстий для крепления: по четыре — на «бакенбардах» и по 16 — на крыльях. В верхнем ярусе одного крыла сохранилось четыре золотых стерженька.
Пояс, надетый в месте крепления наконечника к тулову, представляет собой серебряную полосу с напаянными на неё крупными «жемчужинами» (посередине) и рифлёной проволокой (по краям).
Полуфигура козла выполнена согласно строгому канону ахеменидского искусства, для которого характерны поза лежащего животного с подогнутыми ногами, большой выпуклый каплевидный глаз, тяжёлые брови в виде широкой выпуклой дуги, передача волос (на спине, груди и животе) схематичными дугообразными прядями, «бакенбарды» в виде рубчатых полосочек, крылья из трёх рядов оперения, верхний конец которых загибается к голове, дугообразные рога с поперечными перетяжками и «шишечками». Следует отметить каноничность не только стилистических, но и технических приёмов ахеменидского искусства: рога и уши козла были
сделаны отдельно и затем прикреплены к голове; то же мы наблюдаем и при изготовлении капителей колоссальных колонн из камня в Персеполе. [7]
Полагают, что изображение козла в ахеменидском искусстве имеет видовые признаки безоарового козла (caper aegagrus) [8] и каменного барана-козерога (caper ibex). [9] Это животные с бородой и широкими саблевидно изогнутыми рогами, имеющими поперечные валики. Мотив горного козла с мощными дугообразными рогами был излюбленным средством украшения в Передней Азии ещё со времён Шумера и Элама. В ритонах использовался с ахеменидской эпохи, причём не только в качестве наконечника ритона, но и в виде ручек, как, например, на амфоре-ритоне из Кукувой Могилы, [10] и в качестве декоративного элемента, как, например, на роге-ритоне из Эребуни с наконечником в виде всадника лошадь покрыта чепраком, на котором «вышиты» сидящие друг против друга козлы. [11] Считают, что крылатый козёл персонифицировал инкарнацию бога победы Веретрагны. [12]
Другие четыре сосуда из Семибратних курганов ритонами не являются, поскольку у них нет сливного отверстия; это рога для питья. Три из них найдены в IV кургане: золотой сосуд с наконечником в виде полуфигуры собаки (рис. 3; 4, 1), золотой сосуд с наконечником в виде головы барана (рис. 4, 2) и фрагменты серебряного сосуда с золотым наконечником в виде головы льва (рис. 4, 5). Фрагменты аналогичного сосуда с наконечником в виде головы льва найдены во II кургане (рис. 4, 4).
Конструкция сосудов одинакова: наконечник в виде полуфигуры (собака) или головы (баран, лев) животного, средняя часть в виде усечённого конуса с отверстиями у широкого края, верхняя часть в виде короткого широкого изогнутого усечённого конуса. На стыках частей и по верхнему краю сосуда припаяны узкие золотые кольца с орнаментом (овы, рубчики). Наконечник прикреплён к средней части золотым гвоздём или шплинтом. При изготовлении применялись выколотка, пайка, «металлический карандаш». Декор из ов на кольцах, вероятно, был получен путём прокатки по золотому листу колеса с нанесённым на нём орнаментом.
Сосуды из Семибратних курганов представляют собой не целые формы, а нижние части рогов для питья — основу для вставок из рога или дерева, не сохранившихся к моменту раскопок. Именно для их крепления в средней части основы были сделаны отверстия. Вероятно, в качестве тулова были использованы рога тура. [13]
Очевидно, рог и дерево часто использовались при изготовлении рогов для питья. Так, например, тулово сосуда из кургана Солоха представляло собой рог буйвола. [14] Оно было украшено серебряным ободом, четырьмя треугольными пластинами и полусферическими бляшками. Сосуд из Талаевского кургана изготовлен из рога оленя. [15] В кургане Великая Знаменка был найден рог, деревянное тулово которого обшито серебром, нижняя часть с наконечником в виде головы льва была золотой, а край украшен поясом из золотых пластин с изображением оленя. [16] Рога использовались при изготовлении сосудов, найденных в могильнике «Скоробор», [17] в кургане №9 у ст. Елизаветовской, [18] в Большом Рыжановском кургане. Так называемый «малый ритон» из кургана Гайманова Могила с наконечником в виде головы барана представляет собой только нижнюю часть рога для питья, тулово которого не сохранилось. [19]
Из-за плохой сохранности органических материалов до нас дошли не многие изделия из рога и дерева, однако в курганах нередки находки золотых накладных пластин. Некоторые из них могли быть украшением рогов для питья, как например, две золотые накладные треугольные пластины, [20] найденные в центральной гробнице кургана Толстая Могила. Рог, украшенный накладной пластиной в виде головы грифа, изображен на каменном изваянии (рис. 4, 17), найденном у с. Терновка близ Николаева (вторая половина V в. до н.э.). [21]
Во II и IV Семибратних курганах также обнаружены подобные пластины — накладки на края рогов-сосудов. [22] Это треугольные золотые пластины, нижний угол которых закруглен, верхний край загнут, а по периметру пробиты отверстия для крепления (в некоторых сохранились гвозди). Изображения на пластинах выполнены в технике басмы.
В IV кургане найдено пять пластин: две — с изображением орла, терзающего зайца (рис. 4, 7), одна — с изображением сенмурва (рис. 4, 6), одна — с изображением льва, терзающего оленя (рис. 4, 5) и одна — с изображением крылатого барса, терзающего козла. Пластина, аналогичная последней, найдена во II кургане (рис. 4, 8). Поскольку во II и IV Семибратних курганах найдены фрагменты одинаковых сосудов, можно говорить о том, что в каждом кургане было по одному рогу с золотой накладной пластиной с изображением крылатого барса, терзающего козла, и с серебряной нижней частью, завершающейся золотым наконечником в виде головы льва. На долю двух других сосудов остается по две пластины.
К сожалению, пластины были выпрямлены, и реконструкция сосудов невозможна. Но их конструкция, одинаковые пропорции и размеры, примене-
ние одинаковых технических приёмов и деталей позволяют предполагать об их происхождении из одного центра, может быть, даже из одной мастерской. Там же, по-видимому, были сделаны рога из так называемого «Майкопского клада», фрагменты которого хранятся в Берлине; четыре накладные пластины с изображением орла, терзающего рыбу (рис. 4, 12), два наконечника в виде головы льва (рис. 4, 11), четыре фрагмента в виде усечённых конусов от средней части (рис. 4, 9) и два фрагмента в виде короткого широкого изогнутого усечённого конуса от верхней части (рис. 4, 10). [23]
На край последних надеты кольца с напаянными на них золотыми бляшками в виде фигурок лося (на одном — девять, на другом — десять). Ноги животного подогнуты, повёрнутая влево голова лежит на спине, а завершается рог головой грифа. На семибратних сосудах такие кольца отсутствуют, но подобные бляшки в виде фигуры лося, которые использовались как нашивные, [24] были найдены в Малых Семибратних курганах [25] и кургане №17 некрополя Нимфея (рис. 4, 13). Золотые бляшки того же типа были обнаружены при раскопках Уляпских курганов №1, 4 и 5 (рис. 4, 14). [26]
Наконечники рогов из «Майкопского клада» идентичны наконечнику рога из Уляпского кургана 4; [27] вероятно, для их изготовления использовалась одна и та же форма, а затем наружная поверхность наконечников была по-разному доработана. По-видимому, в той же форме была сделана подвеска в виде головы льва из Уляпского кургана №1 (рис. 4, 16), [28] но её лицевая поверхность дальнейшей обработке не подвергалась. При изготовлении формы за основу, вероятно, был взят ахеменидский образец. Близкая по трактовке головка льва из обсидиана ахеменидского происхождения хранится в коллекции Тернбаха в Нью-Йорке. [29]
Вероятно, в Кубанском регионе существовал центр, где производились подобные изделия. Там, по-видимому, были изготовлены рога для питья из Семибратних курганов, «Майкопского клада», Уляпского кургана №4 и все бляшки, найденные в Нимфейских, Семибратних и Уляпских курганах, разные по типам, но близкие по стилю и технике исполнения. [30] О развитии металлообработки в этом регионе свидетельствует находка в Уляпском кургану №5 двух бронзовых пуансонов, один из которых предназначался для изготовления половины дольчатой бусины, а второй — для бляшки с изображением льва. [31] Литейные формы были также найдены в Фанагории. [32]
Среди дошедших до нас рогов для питья наиболее ранним является рог-Пегас из Уляпского кургана №4; он был изготовлен в Греции в конце VI в. до н.э. и переделан в 470-460 гг. до н.э. [33] Рог с наконечником в виде головы льва из того же кургана и рога из Семибратних курганов можно датировать около середины V в. до н.э. Сосуды из Семибратних курганов и Уляпского кургана №4 наиболее ранние (около середины V в. до н.э.).
Очевидно, рог-сосуд появился в Скифии в конце VI — начале V в. до н.э. — в тот период, когда происходили «изменения внешнего облика скифской европейской культуры» и появились инновации в вещевых наборах. [34] С этого времени рог стал встречаться в качестве атрибута на скифских изваяниях, а в IV в. до н.э. его изображения появляются на памятниках греко-скифской торевтики, среди которых многочисленные бляшки со сценой «священной клятвы», бляшки типа «богиня с зеркалом — скиф с рогом», изображения на пластине [35] и большом роге [36] из кургана Карагодеуашх, на золотой пластине из Сахновки. [37]
Приложение. ^
1) Ритон с наконечником в виде полуфигуры крылатого козла. Дл. с наруж. стор. 63 см, дл. с внутр. стор. 56 см, наиб. диам. 14 см. Серебро. Вес 675 г. Инв. №СБр.IV.3. Состоит из трех частей: тулова, наконечника в виде полуфигуры крылатого козла и круглого обруча-пояса, надетого в месте крепления тулова и наконечника. Сливное отверстие в пасти козла. При изготовлении применялись выколотка, чеканка, пайка, пуансон, «металлический карандаш». Описание сосуда дано в тексте.
2) Рог с наконечником в виде полуфигуры собаки. Дл. с нар. стор. 27 см, дл. с внутр. стор. 23,5 см. Диам. 5,9×5,7 см. Золото. Вес 182,69 г. Инв. №СБр.IV.1. Состоит из трёх частей: наконечника в виде полуфигуры лежащей собаки, средней части в виде изогнутого усечённого конуса с четырьмя отверстиями у широкого края, верхней части в виде короткого слегка изогнутого усечённого конуса. Верхняя часть орнаментирована лепестками лотоса, средняя — двойными и тройными ромбами. На край сосуда напаяно узкое кольцо с орнаментом из ов; на стыке средней и верхней частей — узкое кольцо с рубчатыми краями; на стыке наконечника и средней части — узкое кольцо с орнаментом из ов и кольцо из рубчатой проволоки; полоска рубчатой проволоки напаяна на шею собаки. Голова животного лежит на вытянутых передних лапах. На обеих лапах семь пальцев. Соединение наконечника и средней части скреплено золотым шплинтом: его шляпка находится на спине собаки, а края загнуты на брюхе животного. Орнамент (лепестки лотоса и ромбы) нанесён «металлическим карандашом», причём мастер не делал предварительной разметки, поэтому размеры лепестков и ромбов варьируют, и отдельные элементы орнамента (ромбы) накладываются друг на друга. Декор из ов, вероятно, был получен путём прокатки по золотому листу колеса с нанесённым орнаментом.
3) Рог с наконечником в виде головы барана. Дл. с внеш. стор. 23,5 см, дл. с внутр. стор. 18,2 см. Диам. 6,7 см. Золото. Вес 119,6 г. Инв. №СБр.IV.2. Состоит из трёх частей. Верхняя — в виде широкого изогнутого усечённого конуса, по краям которого напаяны узкие золотые кольца, орнаментированные рубчатой проволокой. Средняя часть в виде слегка изогнутого усечённого конуса с четырьмя отверстиями у верхнего края; прикреплена к нижней части с помощью двух золотых гвоздей. Наконечник в виде головы барана; по краям втулки напаяны кольца из рубчатой проволоки. Все части литые. Рога и шерсть барана доработаны резьбой и гравировкой.
4) Фрагменты рога с наконечником в виде головы льва. Золото, серебро. Общий вес 32,74 г. Инв. №СБрIV.4. а) золотой наконечник. Дл. 4,14 см. Наконечник в виде головы льва с оскаленной пастью; по краям втулки напаяны кольца из рубчатой проволоки. б) золотое плоское кольцо, на которое напаяно кольцо рубчатой проволоки. Диам. 4,5 см. в) кольцо аналогичное. Диам. 6,75 см.
5) Фрагменты рога с наконечником в виде головы льва. Золото, серебро. Общий вес 69 г. Инв. №СБр.II.33. а) золотой наконечник в виде головы льва с оскаленной пастью на серебряной втулке, по краям которой напаяны кольца из рубчатой проволоки. Дл. 9,2 см. б) серебряная верхняя часть сосуда в виде широкого изогнутого усечённого конуса, по краям которого напаяны узкие золотые кольца, орнаментированные рубчатой проволокой. Диам. ниж. 6,7 см, диам. верх. 8,9 см. в) мелкие серебряные обломки.
6) Треугольная пластина: крылатый барс, терзающий козла. 9,4×11,0 см. Золото. Вес 28 г. Инв. №СБр.II.35.
7) Треугольная пластина: крылатый барс, терзающий козла. 9,8×9,5 см. Золото. Вес 24,53 г. Инв. №СБр.IV.5.
8) Две треугольные пластины: орёл, терзающий зайца. 10,3×8,3 см и 10,1×8,3 см. Золото. Вес 13,53 и 20,6 г. Инв. №СБр.IV.6.
9) Треугольная пластина: лев, терзающий оленя. 12,65×15,5 см. Золото. Вес 27,2 г. Инв. №СБр.IV.7.
10) Треугольная пластина с изображением сенмурва. 8,0×8,35 см. Золото. Вес 29,7 г. Инв. №СБр.IV.8.
Примечания. ^
[1] OAK-1875, с. VII; OAK-1876, с. VI-VII.[2] OAK-1877, с. 15-16, табл. I-5.[3] Смирнов Я.И. Восточное серебро. СПб, 1909. С. 4-5, 7.[4] Тревер К.В. Ахеменидский ритон. Сокровища Эрмитажа. Л., 1949. С. 95-98.[5] На рисунке в OAK за 1877 г. козёл изображён с двумя рогами; на хранящихся в фотоархиве ИИМК негативах 1902 г., сделанных фотографом Чистяковым, виден один целый рог и часть второго; на негативах 1917 г., сделанных тем же фотографом, можно увидеть лишь обломок одного из рогов, второй уже утрачен. Когда и как это произошло, неизвестно.[6] Определение технических приёмов, которые применялись при изготовлении сосудов из Семибратних курганов, сделано Р.С. Минасяном, которого я искренне благодарю за помощь.[7] Ghirchman R. Perse. Proto-iraniens, Medes, Achéménides. Paris, 1963, p. 217, il. 266.[8] Аракелян Б.Н. Очерки по истории искусства древней Армении (VI в. до н.э. — III в. н.э.). Ереван, 1976. С. 41.[9] OAK-1877. С. 15; Amandry P. Toreutique achéménide. Antike Kunst. 1 959. Heft 2. S. 40.[10] Маразов И. Ритоните в древна Тракия. София, 1978. Ил. 19, 20.[11] Аракелян Б.Н. Очерки по истории... Табл. LVI-LVII; Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977. Фото на с. 76.[12] Loukonine V., Ivanov A. L’art persan. Bournemouth; Saint-Pétersbourg. 1995, p. 66.[13] Максимова M.И. Ритон из Келермеса // СА. 1956. XXV. С. 220.[14] Манцевич А.П. Курган Солоха. Л., 1987. С. 102-104. Фото на с. 103.[15] Манцевич А.П. Ритон
|