главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ювелирное искусство и материальная культура. СПб: Государственный Эрмитаж. 1996-... . [ книжная серия ]

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников коллоквиума.

// СПб: Государственный Эрмитаж. 1996-... .

 


Сборники тезисов: | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX |


Сборники статей: | 2001 | 2006 | 2015 |


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников первого коллоквиума «Памятники ювелирного искусства и проблемы их изучения и реставрации». СПб: Государственный Эрмитаж. 1996. I.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников первого коллоквиума

«Памятники ювелирного искусства и проблемы их изучения и реставрации».

// СПб: Государственный Эрмитаж. 1996. 62 с.

 

Содержание

 

И.И. Баранова. К вопросу об унификации описания музейных памятников из металла. — 5

Е.В. Власова. Ритоны из Семибратних курганов. — 6

П.Р. Гамзатова. О некоторых особенностях искусствоведческого изучения ювелирных украшений. — 8

О.В. Горовая. Драгоценная мандала Ваджрабхайравы из собрания Российского Этнографического музея. — 9

М.М. Дандамаева. Золото Южной Америки в коллекции Эрмитажа. — 11

В.А. Дмитриев. Об атрибуции двух коллекций «подарочного оружия» из собрания РЭМ. — 12

Л.И. Добровольская. Неизвестное клеймо мастера фирмы Фаберже. — 13

М.А. Добровольская. Знаки, жетоны и печати фирмы Фаберже в собрании Отдела Нумизматики Государственного Эрмитажа. — 14

Е.С. Ермакова. Ювелирные украшения г. Бухары конца XIX — начала XX вв. из собрания Бухарского музея. — 16

И.А. Загородняя. Карманные часы XVI-XVII веков в Оружейной палате. — 18

A.Ю. Заднепровская. Украшения народов Среднего Поволжья как компонент традиционной культуры. — 19

B.Н. Залесская. Византийские серьги-лунницы. — 21

Н.А. Захарова. История Особой кладовой Отдела Востока, её коллекции и некоторые аспекты изучения ювелирного искусства. — 22

Е.Ф. Королькова. Гривны и браслеты скифо-сарматской эпохи. — 24

О.Г. Костюк. Табакерки мастера-монограммиста LFT из собрания Эрмитажа. — 26

М.Г. Крамаровский. Золотой филактерий XIV века из Музея Искусств в Денвере. — 27

Л.М. Ломко. К вопросу об атрибуции некоторых типов серёг из собрания Российского Этнографического музея. — 29

М.Д. Малченко. Тульские златокузнецы. — 30

Н.Б. Марголина. Ювелирные украшения народов Приамурья в собрании Российского Этнографического музея. — 31

М.Л. Меньшикова. Вывозившиеся в Европу изделия китайских ювелиров в собрании Эрмитажа. — 32

Р. С. Минасян. Литьё в древнегреческом ювелирном производстве. — 34

B.И. Мордвинцева. Стилистические группы фаларов III-I вв. до н.э. из музеев России и Украины. — 36

О.Я. Неверов. «Минералогия» Плиния Старшего и её проблематика. — 37

М.А. Неглинская. Буддийские мотивы в китайских ювелирных украшениях цинского времени. — 38

Н.Ю. Питомцева, Е.Е. Попова. Золото из природной сокровищницы. — 40

Ю.А. Пятницкий. Золотая панагия внучки Иоанна Грозного в коллекции Эрмитажа. — 41

А.В. Ратникова, Г.Г. Сорокина. Ювелирное искусство народов России в Особой кладовой Российского Этнографического музея. — 43

C.С. Рябцева. Ювелирные украшения и предметы убора из раскопок Десятинной церкви в собрании Эрмитажа. — 45

И.И. Саверкина. Греческие ожерелья на рубеже классики и эллинизма. — 46

Е.Я. Селиненкова. Культурные функции серебряных сосудов в Грузии. — 48

Л.А. Сластникова. Женские пояса народов Крыма. — 49

Л.И. Третьякова, Ю. В. Третьякова. Неразрушающая инструментальная диагностика самоцветов. — 50

Н.Г. Троепольская. О коллекции Отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея. — 51

Л.Б. Урицкая. Серебро в еврейских коллекциях РЭМ. — 53

М.А. Фёдоров. Реставрация и консервация памятников прикладного искусства из стали на примере изделий тульских мастеров. — 55

М.Б. Щукин. Фалары «Греко-Бактрийского» типа из собраний Эрмитажа и Западной Европы (к проблеме контактов Восток-Запад). — 56

Е.С. Щукина. Неизданный медальон работы И.Б. Гасса в собрании Эрмитажа. — 58

 


 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников третьего коллоквиума. СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. III.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников третьего коллоквиума.

// СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. 84 с.

 

Содержание

 

Н.А. Захарова. Год спустя: третий коллоквиум. — 3

Г.Ф. Анастасенко. Самоцветы из коллекции Ярославского архиепископа Нила в минералогическом музее Санкт-Петербургского Университета. — 5

Ю.В. Болтрик, Е.Е. Фиалко. Золотые ажурные аппликации у скифов. — 5

В.И. Борисова. Ростовская финифть. Эволюция стиля и жанра. — 7

А.Г. Булах. Дом фирмы Фаберже в Петербурге: взгляд со стороны. — 9

Г.Э. Введенский. Зульфакар. — 9

Г.Н. Вольная. Об иконографии одного типа конского налобника. — 11

П.Р. Гамзатова. Эстетика архаики и археологических открытий постиндустриального общества. — 12

В.П. Гребенщиков, Р.В. Дигас. Свердловский ювелирный завод и Акционерное общество «Ювелиры Урала». — 14

В.В. Дереневская. Мотивы средневековой символики в ювелирных изделиях мастеров стиля модерн. — 17

В.А. Дмитриев. Об орнаментике оборотной стороны кавказских кинжалов. — 19

А.А. Дубровина. Г.Я. Рассудова. Этнографическое значение сердолика в Средней Азии. — 20

Ю.Л. Дюков. Т.Н. Смекалова. Некоторые закономерности в составе золотых монет Боспора первых веков н.э. — 21

Н.В. Ениосова, Т.А. Пушкина. Сканные и зернёные украшения кладов Гнёздова. — 24

Е.С. Ермакова. Ювелирные амулетницы Туркестана конца XIX — начала XX века. — 26

Ю.Я. Зек. Английский механик и ювелир Джеймс Кокс и его изделия для восточного рынка. — 27

А.Я. Каковкин. Ювелирные изделия армян Кесарии Каппадокийской XVII-XVIII веков. — 30

И.А. Карапетова. Бисер в культуре народов Сибири. — 31

В.А. Кисель. Об одном памятнике раннескифской торевтики. — 32

О.А. Кондратьева. Металлические зооморфные гребни в бытовой и обрядовой культуре русских и финно-угров (XIX-XX вв.). — 34

Н.С. Корепанов. Зарождение камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге (20-30-е годы XVIII века). — 36

О.Г. Костюк. Выставка «Ювелирное искусство 1850-1910-х годов» из собрания Schmuck-музея города Пфорцхайм. — 38

М.Я. Крыжановская. «Инкунабула» французской выемчатой эмали. — 40

Л.К. Кузнецова. О прототипах нескольких ювелирных изделий. — 41

Г.Р. Кутушева. Женские украшения приуральских башкир и татар (конец XIX — начало XX века). — 42

А.К. Левыкин. Императорская Рюст-Камера. — 43

М.В. Медведева. Бусы Рюрикова Городища конца I тысячелетия. — 47

О.Б. Мельникова. Царская ездовая упряжь XVII века в Оружейной палате. — 48

В.И. Мордвинцева, Н.В. Хабарова. Парадные упряжь, оружие и украшения пояса из разрушенных погребений у города Ленинск. — 50

О.Я. Неверов. К вопросу о начале искусства глиптики на Боспоре. — 51

Е.Е. Никонорова. Особенности украшения башкирского женского костюма XVIII-XIX веков. — 52

А.А. Новик. Албанская серебряная филигрань. — 53

А.А. Новик. Арберийские украшения. — 54

Е.Ю. Новикова. Подвески-маски из кладов Швеции, Балтики и Древней Руси. — 55

Э.С. Пак. Эволюция техники изготовления изделий в связи с развитием стилей в ювелирном искусстве Кореи (I век до н.э. — XX столетие). — 57

В.А. Прищепова. Конское убранство работы золотошвеев Бухары в Кунсткамере. — 60

С.С. Рябцева. Серьги «волынского» типа (Тип В). — 62

Т.Г. Сарачёва. Инструментарий вятичских ювелиров. — 64

С.А. Смирнов. Художественные эмали: причины повреждения, вопросы музейного хранения, реставрация. — 66

И.П. Суханов. Артиллерийская батарея великого князя Павла Петровича. — 68

А.И. Терюков. Особая кладовая Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. — 69

А.К. Тихонков. Солярная символика в творчестве современных художников-ювелиров. — 70

Ю.В. Третьякова. История бриллиантовой огранки. — 72

А.А. Туаллагов. Изображение сцен охоты на зайца в скифской торевтике. — 73

М.А. Фёдоров. «Пальцевая» коррозия металлов. — 74

Е.Е. Фиалко, Ю.В. Болтрик. Эллинские золотые миниатюры из Северного Причерноморья. — 75

Н.А. Фонякова. Черты иконографии и стиля изображений животных в художественном металле Хазарии VIII-IX веков. — 76

О.С. Хижняк. Предметы буддийского ритуала: древнеиндийская символика и её буддийское толкование. — 78

Элизабет Штрак (Германия). Искусственное выращивание пресноводного и морского жемчуга: прошлое и настоящее. — 80

М.Б. Щукин. К вопросу о времени появления и распространения техники клуазоне. — 81

 

Сокращения. — 82

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников четвёртого коллоквиума. СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. IV.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников четвёртого коллоквиума.

// СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. 82 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах Семинара. — 5

 

Н.А. Захарова. Осенний коллоквиум 1997 года. — 7

 

Н.Б. Ажарова. «Золотой человек» и традиции скифского «звериного стиля» в казахском ювелирном искусстве XIX — начала XX веков. — 9

Ю.Д. Аксентон. Самоцветы в ювелирном искусстве Древней Руси (XI-XV века). — 10

Д.П. Алексинский, A.M. Бутягин. Горгонейоны на античном оружии. — 12

А.К. Буйко, Г.А. Буйко. Объективная оценка цветных ювелирных камней: основные принципы и области применения. — 14

И.И. Гончарова. Платина в ювелирном деле (1890-1990 годы). — 16

В.В. Дереневская. Некоторые особенности растительного орнамента в ювелирных изделиях стиля модерн. — 18

Е.С. Ермакова. Мотивы вооружения в ювелирном искусстве Средней Азии. — 21

В.П. Ерцев. О реставрации мозаичной Карты СССР из камней-самоцветов. — 22

М.Г. Ерцева. Реставрация янтарных изделий из собрания Государственного Эрмитажа. — 25

А.Ю. Заднепровская. Возрастная регламентация ношения украшений у народов Волжско-Уральского региона. — 27

Ю.О. Каган. Античный герой как образ идеального правителя (о двух камеях русской работы около 1825 года). — 28

А.Я. Каковкин. Ювелирное искусство армян в XVI-XIX веках (общая характеристика). — 30

О.В. Калашникова. К истории пуговицы. — 31

В.Н. Квасница, Е.П. Подвысоцкая, В.А. Баглей, И.Н. Бондаренко, А.Н. Ващенко, Т.Ф. Шамина. К вопросу о технической экспертизе древних золотых изделий. — 33

В.А. Кисель. Уникальные «украшения трона» из Келермесского кургана. — 34

Д.Ю. Коробков. О византийском серебряном потире из херсонесских раскопок. — 36

Е.Ф. Королькова. К атрибуции так называемой «чаши» из Первого Филипповского кургана. — 38

Л.К. Кузнецова. Об «Аметистовом приборе» на фрак великого князя Павла Петровича. — 39

В.П. Курылёв. «Айбалта» — казахский боевой гонор (декоративное убранство: традиции и преемственность). — 41

Л.М. Лойко. Отражение исламской символики в ювелирном искусстве казанских татар (по материалам из фондов РЭМ). — 43

Н.Г. Мельникова, Г.Ф. Анастасенко. Кристалломорфология диопсида Ковдорского массива. — 44

М.А. Неглинская. К проблеме различия китайских и японских перегородчатых эмалей в «цинском стиле» (конец ХIХ — начало XX века). — 45

А.А. Новик, Ю.Ю. Шевченко. Арберийские раннесредневековые украшения с территории Албании в контексте европейской хронологии. — 46

К.А. Орлова. Произведения фирмы Грачёвых в собрании Эрмитажа. — 49

А.Б. Островский, А.В. Ратникова. Наперсные кресты православных мирян: от семиотической схемы к художественному образу. — 50

В.В. Павлова. Каменный шаблон из киевской коллекции. — 52

Э.С. Пак. Современное ювелирное искусство Кореи и пути его развития. — 54

Л.Н. Пешехонова. Поиск новых художественно-образных решений в современной авторской живописной миниатюре на эмали. — 56

А.Х. Пшеничнюк. Раскопки Филипповских курганов на Южном Урале. — 57

В.В. Скурлов. Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже. — 59

Л.А. Сластникова. Чеканные пряжки поясов крымских татарок. — 61

Л.В. Строкова. К вопросу о технике изготовления серёг «волынского типа» из Копиевского клада. — 61

А.Н. Терюков, Г.А. Закржевский. Паникадило елизаветинского времени из Кунсткамеры. — 63

А.К. Тихонков. Священный источник творчества (концепция как непрерывно развивающаяся система). — 65

Ш.Ж. Тохтабаева. Традиционное ювелирное искусство казахов. — 67

В.К. Фёдоров. Ритуальная посуда для отправления культа Сомы из центрального Филипповского кургана. — 70

М.В.Фёдорова. Бурятский художественный металл в собраниях Российского этнографического музея. — 72

Е.А. Хачатурова, М.И. Смаглюк. Исследование погребения у хутора Бойко-Понура Краснодарского края. Реставрация находок. — 73

В.В. Черненко. Золотой век уральского малахита. — 75

Ю.Ю. Шевченко. Раннесредневековые украшения из археологических памятников в Низовьях Десны. — 76

С.Ю. Янсон. Лазуриты Ляджвардаринского и Мало-Быстринского месторождений. — 78

 

Сокращения. — 80

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников пятого коллоквиума. СПб: Государственный Эрмитаж. 1998. V.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников пятого коллоквиума.

// СПб: Государственный Эрмитаж. 1998. 90 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах Семинара. — 3

 

Н.А. Захарова. Ювелирный Семинар и Золотая Кладовая. — 5

 

Н.Л. Беручашвили. К истории перегородчатых эмалей из коллекции М.П. Белкина в Государственном музее искусств Грузии. — 7

В.В. Бобылев. К истории ясписа. Загадочный камень халкидон. — 9

З. Брагвадзе. Некоторые образцы перегородчатой инкрустации позднеантичной эпохи в грузинском искусстве. — 12

М.А. Бубнова. Бадахшанские лалы (благородная шпинель). — 13

А.К. Буйко. Экспортно-геммологическая оценка влияния цветовых характеристик на стоимость ювелирных камней. — 14

Г.А. Буйко. Основные ценоопределяющие характеристики бриллиантов. — 16

Е.В. Власова. Сосуды в форме рога из кургана Куль-Оба. — 18

Т.М. Гельфман. Форма и декоративное убранство серебряных ханукальных ламп. — 19

С.М. Гонтарь. Великий князь Георгий Михайлович — коллекционер и покровитель русского ювелирного искусства. — 21

Е.М. Горожанкина. Нагрудники как тип украшений женщин ислама. — 23

Е.В. Денисова. Культовые предметы из перламутра в ГМИР. — 24

В.В. Дереневская. Украшения и мода. — 26

Р.В. Дигас. «Золотые солнечные часы» — новая работа В.В. Уфимцева. — 28

М.А. Добровольская. Большой государственный герб Российской империи ювелирной работы. — 31

В.М. Домрачёв. К вопросу об инженерно-технологических проблемах воссоздания Янтарной комнаты. — 33

Е.С. Ермакова. Традиционные украшения казанских татар и народов Средней Азии в ХIХ — начале XX века. — 34

О.Ю. Жиронкина. Янтарь Нетайловского могильника. — 36

А.А. Золотарёв. Запутанные магические тайны камней и кристаллов. — 37

Ю.О. Каган. «Каменное художество» на колыванской шлифовальной фабрике. — 40

А.Я. Каковкин. Изделия золотых и серебряных дел мастеров России и Западной Европы в собрании отдела Востока. — 43

С.Ю. Каргопольцев, Ю.Ю. Шевченко. К проблеме происхождения и эволюции литых браслетов с расширяющимися концами. — 45

Т.Н. Карсакова. Ювелирные украшения петровского времени. — 47

В.А. Кисель. Золотое украшение боевого шлема из скифского кургана. — 48

С.Ю. Клементьева. Три лиможские пиксиды XIII века. — 51

С.Я. Коварская. Произведение серебряника А.М. Постникова из Благовещенского собора Московского Кремля. — 52

Л.В. Королькова. Об одном редком типе коньковых подвесок XII века. — 53

О.Г. Костюк. «...царапанье нам никогда не противно, потерять же мы не любим». — 55

М.Я. Крыжановская. Средневековые кольца в Эрмитаже. — 56

Л.К. Кузнецова. Об истории «кок-де-перлового» убора Екатерины II. — 58

Н.В. Лавыгина. Образы фантастических животных в сарматском искусстве первых веков. — 59

Д.А. Мачинский. Семантика Келермесского зеркала. — 60

О.Б. Мельникова. Серебряные конские цепи в Оружейной палате. — 63

В.И. Мордвинцева. О термине «Греко-бактрийский стиль». — 64

О.Я. Неверов. Медальоны с геммами — остатки редкого типа греческих женских украшений «нагрудных лент». — 66

А.А. Новик. Призрен как важнейший центр украшения оружия на территории Косова. — 67

С.С. Рябцева, Я.В. Френкель. Некоторые замечания о древнерусских браслетах из калий-свинцово-силикатного стекла. — 69

Хелле Салсков Роберте. Этрусские ювелирные украшения в Датском Национальном музее. — 71

А.И. Семёнов. Малоперещепинский комплекс: к истории открытия, собирания, экспонирования. — 72

В.В. Скурлов. Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже. — 73

И.П. Суханов. Памятная сабля с надписью «Фрегат Светлана». — 75

А.И. Терюков. Ювелирные изделия из собрания Николая II в Кунсткамере. — 78

Л.В. Фролова, М.К. Чижов. Особенности идентификации александрита. — 79

В.А. Хршановский. Новый памятник гуннской эпохи из некрополя Китея. — 80

М.Н. Шалашов. Ювелирное искусство и письменность у кочевников Южною Урала. — 81

Ю.Ю. Шевченко. К вопросу о хронологии украшений с Пастырского городища. — 83

О.А. Щеглова, А.Н. Егорьков. О технологической особенности изготовления предметов Трубчевского клада «древностей антов». — 84

М.Б. Щукин. К проблеме происхождения североевропейского «филигранного стиля» I-II веков. — 85

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников шестого коллоквиума. СПб: Государственный Эрмитаж. 1998. VI.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников шестого коллоквиума.

// СПб: Государственный Эрмитаж. 1998. 90 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах Семинара. — 3

Н.А. Захарова. «Бросим гемму в ювелирное море...». — 5

А.А. Архангельский. Особенности геммологических исследований музейных экспонатов. — 6

Милко Аспарухов. Никопольское сокровище XIV-XV веков. — 7

И.А. Бобровницкая. Расписные эмали Вятки рубежа XVII — XVIII веков. — 9

В.В. Бобылев. Забытые названия самоцветов: карбункул и яхонт. — 100

А.К. Буйко, Г.А. Буйко. Значение цвета бриллиантов при установлении их геммологических и стоимостных характеристик. — 12

Г.В. Григорьева. Украшения верхнепалеолитического поселения Юдиново. — 14

М. Грынчаров. Золотой крест 1877 года — подарок русского императора Александра II? — 16

В.А. Дмитриев. О дизайне шарика наконечника ножен кавказских кинжалов. — 19

М.А. Долголенко. Пурпур и золотой шёлк морей. — 20

М. Долмова. Ювелирные камни из Тырновграда. — 24

Н.В. Жилина. Бляха из Шахрисябского клада и «Шапка Мономаха». — 26

А.Ю. Заднепровская. Об обрядовой роли украшений в культуре народов Среднего Поволжья. — 28

М.Л. Засецкая. Особенности художественной композиции «большой пряжки» сету. — 29

Л.А. Иволгина. О верхней передней пластинке эрмитажного реликвария св. Валерии (РСВ). — 31

Н.Б. Ивочкина. Золотые ямбы как сырьё для ювелиров. — 33

А.Я. Каковкин. Изделия коптских переплётных дел мастеров. — 34

О. Калашникова. Художественное моделирование и ювелирное искусство: проблемы синтеза. — 36

М.Н. Калинина. Воплощение творческого замысла художника в изделиях ювелирного искусства. — 37

В.А. Кисель. Об одной группе скифских колчанных застёжек. — 38

А.З. Коников. Генетические типы нефритов и их геммологические особенности. — 40

Е.Ф. Королькова. Кавказское ожерелье с зернью и возможности его атрибуции. — 41

М.Я. Крыжановская. Несколько слов об итальянских эмалях XIV века. — 43

И.К. Малкиель. Трансформация цвета во время. — 45

М.В. Мартынова. Царские венцы первых представителей династии Романовых. — 46

Д.А. Мачинский. О смысле изображений на серебряном сосуде с «горным ландшафтом» из Майкопского кургана. — 48

Е.Ю. Моисеенко. Жемчужные и бисерные серьги XVIII и XIX веков в собрании Эрмитажа. — 50

А.А. Новик. Украшения албанцев Приазовья. — 52

А.А. Новик, Ю.Ю. Шевченко. Арберийские фибулы. — 53

И.А. Павлова. Коллекция предметов культа из серебра конца ХIХ — начала XX веков в собрании ГМИР. — 55

А.А. Пескова. О богородичных энколпионах и литейных формах из тайника Десятинной церкви в Киеве. — 57

С.С. Потапов. Тенгизит — новый ювелирно-поделочный камень. — 59

К. Привольнев. Особенности американского Арт Деко в ювелирном производстве. — 60

С.С. Рябцева. Круглые полусферические подвески к ожерельям. — 63

А.М. Савин, А.И. Семёнов. Перещепинский колчан: к обоснованиям реконструкции. — 66

Л.А. Сластникова. О двух типах съёмных украшений головных уборов крымских татарок начала XX века. — 70

Н.В. Сорокин. Содействие государственных и земских учреждений в организации сбыта продукции красносельских кустарей-ювелиров в конце ХIХ — начале XX века. — 71

И.П. Суханов. К истории отечественных кортиков. — 73

В.В.Тюленева. Орнитоморфные золотые украшения Колумбии и Центральной Америки в коллекции Эрмитажа. — 76

Е.А. Хачатурова, И.В. Цокур, В.В. Шахов, М.И. Смаглюк. Работа над реэкспозицией Золотой кладовой в Краснодарском ГИАМЗ. — 78

О.В. Шаров. Богатый конский убор из Керчи. — 79

Ю.Ю. Шевченко. Пастырско-волынцевские древности Поднепровья и Великая Болгария Кубрата. — 81

О.А. Щеглова, А.Н. Егорьков. Серебряные украшения в Трубчевском кладе VII века. — 85

 

Сокращения. — 88

 


 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников восьмого коллоквиума (11-16 октября 1999 года). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2001. VIII.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников восьмого коллоквиума (11-16 октября 1999 года).

// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2001. 162 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах Семинара. — 3

A.А. Архангельский, М.К. Чижов. Методы отличия бирюзы и её имитаций. — 6

B.В. Бобылёв. Как сапфир стал сапфиром. — 7

М.А. Бубнова. Дополнения к исследованиям древних янтарных изделий из Средней Азии. — 9

B.В. Буканов. Опыт составления геммологического словаря названий самоцветов. — 12

C.М. Гонтарь. Знаки и жетоны Фаберже. — 24

С.В. Дмитриев. Материалы В.Ю. Крупянской по ювелирному ремеслу Хивы (1920-е годы.). — 30

М.А. Долголенко. Раковины моллюсков: материал для украшений, резки камей и ювелирных изделий. — 33

М.Ф. Дубровин. К вопросу о клеймении русского художественного серебра. — 40

А.Л. Емельянов. Реставрация парадного оружия из коллекции фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника. — 42

Н.В. Жилина. Древнерусские медальоны (бармы и мониста). — 43

И.А. Загородняя. Произведения златокузнечного дела и натуралии в дипломатических дарах из Литвы и Речи Посполитой. — 46

И.Е. Зайцева. Литейные формы древнерусского Серенска. — 49

A.А. Золотарёв, А.А. Книзель, Н.И. Пономарёва. Включения в драгоценных камнях. — 55

Г.А. Кадырова. Миндалевидные серьги казанских татар и особенности их бытования в традиционной одежде волго-уральских кряшен. — 58

B.А. Кисель. Келермесское зеркало: проблема авторства. — 60

Е.Ф. Королькова. «Зооморфные превращения» и «цитаты» в скифо-сибирском зверином стиле (к проблеме формирования художественного образа и композиции). — 63

Л.К. Кузнецова. О «колье со шлейфом» и булавках лалового убора Екатерины II. — 71

Т.Н. Лужняк. Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства: история, экспозиция, фонды. — 74

А.А. Новик. Ремесло золотошвеев Албании. — 78

Dr. Christian Pilet. La lyonnaise Seconde (Normandie actuelle) pendant la période des Grandes Migrations, IVe-VIe s. — 84

Д-р Кристиан Пиле. Нормандия во время великого переселения народов, IV-VI века. — 87

М.А. Папчинская, Е.Ю. Селиванова. Янтарь приморского месторождения. — 89

О.А. Разумейченко. Ювелирные украшения в костюме казанских татар. — 92

Е.Е. Резниченко, М.К. Чижов. Сапфир из разных месторождений мира. — 96

С.В. Романова. Нагрудное украшение пого в свадебном обряде хакасов. — 98

С.С. Рябцева. Ювелирные украшения из Войнештского клада. — 101

Ю.Р. Савельев. Н.В. Султанов как мастер русского стиля в ювелирном искусстве. 1883-1904. — 109

А.И. Семёнов. Две створки форм для литья украшений с раннесредневекового Дона. — 116

М.С. Сергеева. Животные в ювелирном искусстве района дельты р. Дикис (Коста-Рика). — 118

Н.В. Сорокин. Изделия красносельских ювелиров на международной выставке промышленности и труда в Турине (1911 год). — 122

И.В. Спирина. Предметы убранства стола из собрания омского музея изобразительных искусств (русское серебро конца XIX — начала XX века). — 124

Л.В. Строкова. Василицкий клад XIV века. — 126

С.В. Суслова. Роль Заказанья в становлении ювелирного дела у волго-уральских татар. — 128

И.П. Суханов. Тайна обуховских сабель. — 131

М.В. Фёдорова. Бронзовые зеркала толи как шаманский атрибут у бурят. — 136

Л.В. Фролова. Включения и их значение для диагностики и оценки хризобериллов. — 138

О.С. Хижняк. Буддийская алтарная ступа: психокосмический символизм. — 140

О.В. Шаров. О распространении полихромной поясной гарнитуры в Восточной и Центральной Европе. — 144

О.А. Щеглова. Конструктивные особенности пальчатых фибул Поднепровья и их место в женском костюме. — 147

Л.К. Кузнецова. О хризолитовом гарнитуре из собрания Алмазного фонда. — 151

Л.К. Кузнецова. Создание К.Э. Болином бриллиантового фермуара «в виде подков» и судьба исполненного Л. Пфистерером алмазного убора Екатерины II. — 153

 

Сокращения. — 158

Содержание. — 159

 


 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников двенадцатого коллоквиума (3-10 апреля 2003 года). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2003. XII.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников двенадцатого коллоквиума (3-10 апреля 2003 года).

// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2003. 148 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах семинара. — 3

 

Ж.Х. Арустамян. К вопросу о производстве киевских финифтей в первой половине XIX века. — 7

В.В. Бобылев. Символика самоцветов Апокалипсиса.  — 11

Л.А. Кудрина. Матрицы печатей из собрания МИКиЮИ: некоторые иконографические типы. — 14

Т.А. Вольвах, Е.П. Подвысоцкая. Золотая брошь из коллекции МИДУ. — 18

И.И. Гончарова. Ювелирное дело Индии: от традиций к разумной эволюции. — 20

М.А. Долголенко. Символ паломничества. — 24

Ю.Л. Дюков, Т.Н. Смекалова, А.В. Мельников, Н.М. Вечерухин. Исследование состава сплава тетрадрахм Александра Македонского из собрания Эрмитажа. — 26

Ю.И. Елихина. Буддийские гау-реликварии из Галереи Драгоценностей Эрмитажа. — 29

А.Ю. Заднепровская. Саамское серебро в коллекции РЭМ. — 31

Т.Г. Зуйкова, А.Я. Пивоваров. Модерн в ювелирном искусстве. — 35

Н.М. Калашникова. О своеобразии нашивных украшений в русских костюмах XVI-XVII веков. — 38

В.А. Кисель. Серебряные быки из раннескифских курганов. — 40

Л.С. Клочко, З,А. Васина. Новые материалы для реконструкции скифских головных уборов. — 44

А.В. Комар. Поясной набор «глодосской» традиции из Вознесенки. — 49

A.З. Коников. Образ камня-растения в древнем мире. — 52

В.А. Кротова. Мастерство ювелиров и златошвей Иркутска конца XVIII-XIX веков. — 55

М.Я. Крыжановская. Фрайбургский крест из собрания Эрмитажа (история изучения). — 58

М.Я. Крыжановская. Пастиши средневековых ювелирных памятников. — 63

Л.К. Кузнецова. Петербургский ювелир Карл Гзель (Гезель). — 67

Ю.М. Лесман. Псевдоушки — диагностический признак скандинавских подвесок эпохи викингов. — 70

А.В. Мартынов, Н.В. Слепкова, М.А. Долголенко. О вероятном происхождении трёх резных наутилусов Зоологического института из ранних коллекций Кунсткамеры. — 75

Е.П. Подвысоцкая, И.Т. Черняков. О технологии изготовления наконечников пекторали из Толстой Могилы. — 81

Е.А. Попельницкая. Ювелирные изделия из клада у села Лелюховка на Полтавщине. — 83

С.С. Потапов. Искусство флорентийской мозаики и творчество уральского мастера Ю.Г. Шевцова. — 86

С.В. Романова. Традиционные тувинские украшения и аксессуары (история формирования и состав коллекций РЭМ). — 89

Т.Е. Романовская. Серебряная иудаика Киева второй половины XIX — начала XX столетия. — 93

М.В. Русяева. Ювелирное искусство Херсонеса Таврического в римскую эпоху. — 99

В.А. Рябова, И.Т. Черняков. Типы технологий изготовления больших золотых скифских конусов для скальпов. — 102

С.С. Рябцева. Лунницы — античное наследие в средневековом уборе. — 105

М.С. Сергеева. Хищная птица в древнем ювелирном искусстве Центральной Америки. — 109

О.И. Сийдра, М.Д. Евдокимов, М.С. Бабушкина, П.Б. Соколов. Особенности окрасок топаза. — 112

О.Ю. Скворцова. К вопросу об атрибуции мужских наборных поясов народов северо-западного Кавказа. — 115

Р.В. Стоянов. Погребальные венки IV-I веков до н.э. из Херсонеса Таврического (по материалам городского некрополя). — 118

М.В. Фёдорова. Семантика бурятского нагрудного украшения холобши. — 121

К.В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер. Ювелирные изделия из кургана Аржан-2. Вопросы происхождения комплекса. — 125

Ю.Ю. Шевченко. Амулеты и перстень с рыбами: первохристиане в Крыму. — 129

С.А. Шкляева. Художественное сознание и ювелирная практика: к стилистике современных поисков (творчество художника А. Голубева). — 132

Е. Strack. Emerald Imitations in the XIXth and XXth Century. — 135

А.Я. Щетенко. Изделия торевтики эпохи бронзы из клада Фуллол (северный Афганистан). — 136

Н.Л. Щурик. Интерпретация декора изделий ремесленников домонгольской Руси (к проблеме взаимодействия культур восточных славян и ираноязычного мира). — 139

 

Сокращения. — 143

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников тринадцатого коллоквиума (12-18 апреля 2004 года). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2004. XIII.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников тринадцатого коллоквиума (12-18 апреля 2004 года).

// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2004. 114 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах семинара. — 3

 

Е.Н. Абызова, Т.Ф. Рябой, С.С. Рябцева. Два ювелирных украшения из раскопок городища Старый Орхей. — 6

Е.Н. Абызова, С.С. Рябцева. Лотосовидная бляшка с поселения Костешты (Молдова). — 8

Н.Л. Беручашвили. История одного «Евангелия из Гелатского монастыря». — 11

Н.Л. Беручашвили, И. Бичикашвили. Новая атрибуция креста Квирике Хахульского складня и Шемокмедского квадрифолия в свете определения национальной школы ювелирного мастерства. — 15

В.В. Бобылев. Историко-геммохронологическая шкала самоцветов. — 19

В.В. Бобылев, Б. Куликов, Е. Лазарев. Первое издание трактата Теофраста «О камнях» на русском языке. — 24

Г.Н. Богданова, Н.В. Боровкова. Опал как ювелирно-поделочный материал. — 25

М.А. Бубнова. Среднеазиатские украшения из лазурита (древность, средневековье). — 27

О.А. Ващук. Образцы «New jewelry» в ювелирном искусстве Финляндии. — 29

Е.М. Веремейчик. Браслеты и перстни из сельских поселений X — первой половины XIII века междуречья низовий Десны и Днепра. — 33

Н.Г. Голант. Украшения из перламутра в традиционной культуре болгар. — 34

И.И. Гончарова. Драгоценные камни и русское практическое камнезнание в XVI-XVII веках. — 36

Н.М. Данилко, И.С. Витрик. Ювелирные украшения из женского курганного погребения скифского времени у села Малая Лепетиха Херсонской области. — 38

Р.В. Дигас. Ювелирное производство Урала сегодня. — 40

М.А. Долголенко. Моллюски в геральдике. — 43

Н.В. Жилина. Филигранные лунницы X — начала XI века. — 45

Ю.П. Зайцев. Золотые «лицевые» пластины в позднескифской культуре Крыма. — 47

И.М. Игнатенко, Л.М. Нижник. Трагическая судьба одного ювелирного изделия. — 50

А.Я. Каковкин. Предполагаемый мастер серебряного оклада русской иконы из музея Женевы. — 52

Е.Ф. Королькова. Золото Сибирской коллекции и деревянная резьба из памятников Алтая. — 54

В.А. Кротова. Современные художники-ювелиры Иркутска. — 58

Л.К. Кузнецова. Об эрмитажных и «бриллиантовых» букетах. — 61

В.И. Мордвинцева. О ювелирном производстве на Неаполе скифском. — 64

С.М. Новаковская-Бухман. Фрагменты древнегрузинской чеканки с исламизирующим орнаментом в собрании М.П. Боткина. — 66

Е.А. Попельницкая. Украшения женского головного убора XVI-XVII столетий из собрания Национального музея истории Украины: попытка интерпретации. — 68

М.А. Пупкова. Серебряный оклад иконы «Святые Артемий Веркольский и Николай Чудотворец». — 70

Т.Е. Романовская. Серебряная иудаика Одессы второй половины XIX — начала XX столетия. — 73

С.С. Рябцева. Листовидные украшения. Подвески или копоушки? — 78

Е.С. Свирина, Н.В. Боровкова. Лазурит в коллекции Горного музея. — 80

М.С. Сергеева. К изучению больших золотых пекторалей из Центральной Панамы. — 83

Л.А. Сластникова. Крымскотатарские подставки для чашек в собрании Российского этнографического музея. — 85

В.А. Созинов. Ярославские «басемных» дел мастера последней трети XVIII века. — 88

В.А. Созинов. Неизвестные автографы серебряных дел мастеров Ярославского края. — 90

И.В. Спирина. «Золотые курганы Омского Прииртышья». Выставка в Омском музее. — 92

Р.В. Стоянов. Несколько ювелирных изделий V-IV веков до н.э. из частных коллекций. — 95

С.А. Честных. Особенности развития промышленности плакированных изделий на примере фабрики Иосифа Фраже. — 98

Б.М. Шмакин. Геммология не просто наука, а широкая сфера деятельности представителей многих наук и ремёсел. — 100

Е. Strack. The origin of the emeralds in some of the Moghul objects in the collection of the State Hermitage Museum. — 101

Т.Н. Исакова. Народные промыслы и оформление сценического костюма. — 107

 

Сокращения. — 111

Содержание. — 113

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников четырнадцатого коллоквиума (11-16 апреля 2005 года). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2005. XIV.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников четырнадцатого коллоквиума (11-16 апреля 2005 года).

// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2005. 120 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах Семинара. — 3

 

А.Р. Алмаметов. Описание кинжала «танто» (Япония, XIX век) из коллекции Особой кладовой Российского Этнографического Музея. — 6

А.А. Анисимова, А.А. Сайдяшева, Л.А. Иванова. Изменение окраски агатов. — 9

В.В. Бобылев. Географические синонимы самоцветов. — 12

В.В. Бобылев. Какие бывают камни (словник). — 14

Л.А. Будрина. Металл в работах А.К. Денисова-Уральского. — 18

О.А. Ващук. Территория формы: студийное ювелирное искусство Санкт-Петербурга. — 22

Е.М. Веремейчик. Стеклянные браслеты сельских поселений центральных регионов Черниговской земли. — 25

О.А. Габуева. Новые формы в искусстве эмали (1980-1990-е годы). — 27

М.А. Долголенко. Выставка «Зов моря», прошедшая в Петербурге в 2004 году. — 29

Ю.Л. Дюков, Т.Н. Смекалова, А.В. Мельников, Н.М. Вечерухин. Состав сплава статеров Александра Македонского (к постановке задачи исследования). — 30

Н.В. Жилина. Возникновение древнерусских бусинных височных колец. — 32

Т.Г. Зуйкова. Россия — Франция: ювелирное искусство в 1830-1880-х годах. — 34

Т.Г. Зуйкова, А.Я. Пивоваров. Особенности ювелирного искусства Британии в викторианскую эпоху. — 36

Н.М. Калашникова, Т.П. Нестерова. К вопросу об атрибуции богатого захоронения из каменной церкви Старого Орхея. — 39

Л.С. Клочко, Е.П. Подвысоцкая. Золотые ювелирные изделия эпохи бронзы. — 40

Г.Н. Ковалёва. «Образ и форма» (Международный конкурс молодых дизайнеров ювелирных украшений). — 42

Л.К. Кузнецова. Исполнение орденских знаков в «мастерской Её Императорского Величества алмазных дел» при Екатерине II. — 44

Р.М. Лобацкая, Б.М. Шмакин. О номенклатуре ювелирных материалов. — 47

Л.П. Михайлик. Перстни X-XI веков из Киева (хронология, типология). — 50

М.А. Неглинская. Европейские механические часы в китайском костюме маньчжурского времени (XVII — начало XX века). — 53

Е.Н. Некрасова. Переплёты лиможской выемчатой эмали в собрании Эрмитажа. — 55

И.Ю. Перфильева. О взаимодействии интернациональных тенденций и национальных традиций в современном «авторском» ювелирном искусстве. — 58

А.Я. Пивоваров. Россия и Франция: ювелирное искусство конца XIX — начала XX века. — 60

М.В. Почекунина, Л.А. Иванова. Кварцевые полихромные гальки Коршуновского месторождения. — 62

С.В. Романова. Об утилитарной функции некоторых украшений и аксессуаров костюма тюркоязычных народов Южной Сибири. — 64

Т.Е. Романовская. Серебряная иудаика Варшавы в собрании Музея исторических драгоценностей Украины. — 67

С.С. Рябцева. Западнославянские элементы в ювелирном уборе восточных славян. — 70

С.С. Рябцева. Древнерусские головные уборы с колтами и ряснами. — 75

М.С. Сергеева. Ювелирные изделия в доколумбовых аборигенных культурах Промежуточной зоны. — 77

В.В. Скурлов. Пасхальное яйцо «Весенние цветы». — 79

Л.А. Сластникова. Женские ювелирные украшения крымчаков в собрании Российского этнографического музея. — 83

И.В. Спирина. Тронное кресло из собрания Омского музея изобразительных искусств. — 85

И.В. Спирина. Фалары из Новоузенска. По материалам архива Я.И. Смирнова. — 88

Ю.С. Тихинькая. Перспективы использования графических пегматитов в ювелирном и камнерезном искусстве. — 91

Ю.С. Тихинькая. Критерии оценки коллекционных образцов на примере некоторых минералов. — 92

А.К. Тихонков. Знаково-символическая система в ювелирном искусстве народов Древней Руси. — 97

О.И. Травкина. Серебряные оклады петербургского мастера из коллекции архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». — 101

Т.Н. Хашковсая. Самородное золото: минеральные формы, история исследований. — 103

С.А. Честных. Продукция фирмы «Петербургская коллекция Тео Фаберже». — 105

E. Strack. The European Freshwater Pearl Mussel: Margaritifera (М.) margaritifera (L., 1758) and its pearls. — 109

Е.В. Щербина. Временные выдачи экспонатов Оружейной палаты во второй половине XIX — начале XX века. — 111

Н.Л. Щурик. Основные структурные и содержательные параметры учебного (вузовского) курса «История ювелирного искусства». — 113

 

Сокращения. — 116

 


 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников шестнадцатого коллоквиума (15-20 октября 2007). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2007. XVI.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников шестнадцатого коллоквиума (15-20 октября 2007).

// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2007. 150 с.

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах Семинара. — 3

 

Часть I.

 

Жанна Арустамян. Царские врата Киево-Софийского кафедрального собора. — 8

Вероника Бушлякова. Ювелирные украшения в кладах из собрания Тверского музея. — 14

Дина Валеева. Булгарские зеркала в системе средневековой культуры Евразии. — 17

Елена Веремейчик. Льговский клад и археологические памятники около селения Льгов. — 20

Елена Власова. Накладка на ножны меча из Чертомлыка. — 23

Наталия Жилина. Методика атрибуции произведений ювелирного искусства. — 25

Юрий Зеленский, Игорь Астахов. Стремя с насечкой золотом из Западного Закубанья. — 28

Наталья Калашникова. Творческая мастерская Алёшиных. — 30

Ольга Калинина. Прибалтийские браслеты и их типы на территории северо-запада Новгородской земли (по материалам коллекций Государственного Эрмитажа). — 32

Мария Капитонова. Мелкая пластика с изображением Св. Никиты Бесогона из раскопок на территории Зачатьевского монастыря. — 35

Александр Коников. К истории библейских названий минералов: «телячий глаз» в арамейских таргумах. — 37

Лилия Кузнецова. Изготовители регалий императрицы Елизаветы Петровны. — 41

Лариса Липина. Сюжеты с зооморфными образами на бронзовых украшениях прикамского костюма. — 46

Раиса Лобацкая, Борис Шмакин. Ежегодные ювелирные выставки в Иркутске. — 49

Евгений Лукьянов. Серебряный сервиз Великого князя Константина Николаевича (из истории создания). — 52

Василий Матвеев, Владимир Максимов. Преподавание основ камнерезного и ювелирного искусства в детской художественной школе. — 55

Марина Неглинская. Алтарный набор угун в цинском художественном металле XVII-XVIII веков. — 56

Александр Новик. Антикварный рынок украшений в Албании (результаты исследований 2006 года). — 59

Вера Пак. Ювелирное обрамление живописи по эмали в современной практике ростовских финифтяников. — 62

Елена Попельницкая. Западноевропейские медальоны паломников XIX — начала XX века в собрании Национального музея истории Украины. — 64

Сергей Потапов, Владимир Максимов. Австралийские опалы в произведениях уральских мастеров (от истории минерала до ювелирного изделия). — 67

Евгений Пчёлов. Несомненное мастерство и геральдическое «невежество» Юрия Фробоса (тарель из собрания Оружейной палаты). — 74

Татьяна Романовская. Уникальный Торашилд общины резников Житомира. — 77

Светлана Рябцева. Диадемы и венцы в памятниках нижнедунайского региона IX-XIII веков. — 79

Марина Сергеева. Древнерусские костяные полусферические пуговицы из Киева. — 83

Людмила Сластникова. О влиянии турецкого декоративно-прикладного искусства на ювелирные украшения народов Крыма. — 86

Ирина Спирина. Ювелирные клады в коллекции Омского музея изобразительных искусств. — 87

Борис Фролов, Татьяна Юрченко, Наталия Корсакова. Именное серебряное оружие в собрании КГИАМЗ. — 89

Юрий Шевченко, Татьяна Богомазова. Шиферные иконки-амулеты от гробов предков (возможность интерпретации). — 92

Светлана Шкляева. Ювелирное дело и костюм эпохи бронзы на территории Казахстана. — 95

 

Часть II.

 

Галина Анастасепко. Из истории открытия коренных месторождений алмазов в России. — 100

Людмила Бакаютова. Postart как часть балтийской коммуникации (презентация международного проекта). — 103

Наталия Василькова. «Водосвятная чаша» Ивана Равича. — 104

Татьяна Зуйкова, Варвара Пономарева. Ювелир из Дании Георг Йенсен (1866-1935). — 108

Надежда Иванова. Сказочно-былинные образы в ювелирном искусстве Москвы рубежа XIX-XX веков. — 111

Тамара Исмагулова. Три золотые табакерки графов Зубовых. — 114

Ольга Кишинёва. Предметы полихромного стиля в Кудашевском могильнике (IV-V века н.э.). — 117

Ирина Комарова. Возрождение утраченных традиций (к истории ювелирных шкатулок для хранения почтовых марок). — 119

Рафаэль Минасян. Литьё китайских котлов в эпоху династий Шан и Чжоу. — 123

Britt Nowak-Böck. The conservation and restoration of early medieval grave goods with special research into organic remains. — 126

Александр Пивоваров. Портобелло — место, где антиквары мечтают... — 127

Марина Сергеева, Сергей Тараненко, Дмитрий Шевченко. Древнерусское ювелирное ремесло на киевском Подоле: новые находки. — 129

Валентин Скурлов. Комплексная экспертиза произведений фирмы Фаберже. — 131

Людмила Сластникова. Пепельница (?) из Бахчисарая (об атрибуции экспоната). — 137

Ксения Чугунова. Исследование состава металла бубенчиков (по материалам погребальных комплексов). — 139

Юлия Шустова. Символика и иконография изображений евангелистов на окладах напрестольных Евангелий московских ювелиров-эмальеров конца XV-XVII веков. — 1420

 

Сокращения. — 146

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников семнадцатого коллоквиума (14-18 апреля 2009). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2009. XVII.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников семнадцатого коллоквиума (14-18 апреля 2009).

// СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. 188 с. ISBN 978-5-93572-321-7

 

Содержание

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах семинара. — 3

 

Анна Анисимова. Мрамор как нетрадиционный материал в дизайне ювелирных изделий. — 7

Жанна Арустамян. Киевский серебряных дел мастер Герасим Проценко. — 9

Аглая Ашешова. Распылённая коллекция (о местонахождении эмалей из собрания М.П. Боткина). — 14

Феликс Балонов. Кузнечики в греческой ювелирной пластике Северного Причерноморья. — 16

Мира Бубнова. Сердолик в Средней Азии. — 16

Людмила Будрина. Произведения современных мастеров в камнерезной коллекции МИКиЮИ. — 20

Вероника Бушлякова, Асия Момбекова. Серебряный оклад тверской работы XIX века. — 24

Наталия Василькова. Некоторые проблемы атрибуции раки 1831 года (коллекция НХМУ). — 27

Елена Веремейчик. Низковский клад и археологические памятники Низковки. — 31

Наталья Воронцова, Мария Буйволова. Виды декоративных покрытий и их классификация. — 34

Анна Дементьева. Односторонние составные гребни с бронзовыми накладками эпохи викингов. — 38

Юлия Елихина. Золотые и серебряные предметы из курганов Ноин-Улы в собрании Эрмитажа. — 41

Надежда Иванова. Образы природы в портсигарах модерна (произведения московских ювелиров). — 43

Александр Каковкин. О группе бронзовых курильниц из Северо-Восточной Африки (середина первого тысячелетия). — 46

Валентина Кардапольцева, Нонна Чхетиани. Ювелирное искусство в диахроническом аспекте. — 49

Юрий Коваленко. Вещи из погребения XI-XII веков в летописном городе Глухове. — 51

Ольга Кондратьева. Материал — образ — символ. — 54

Анна Кочкина, Дмитрий Сташенков. Ювелирные клады Волжской Болгарии в Самарском Поволжье. — 58

Алексей Краевский. Польские короны Московского Кремля. — 61

Александр Краснопёров. Археология и массовая культура: варианты визуального представления археологических артефактов. — 66

Вера Кудрявцева. Современное ювелирное искусство: о творчестве Игоря Кудрявцева. — 67

Лилия Кузнецова. Тресила-цитернадели, дофины-перешники и цветки. — 69

Нина Лаврова. Исламские мотивы в образном строе подвески «Каравелла» из Галереи драгоценностей Эрмитажа. — 74

Раиса Лобацкая. Ювелирный дизайн на кафедре геммологии Иркутского государственного технического университета. — 79

Евгений Лукьянов. Серебряные произведения фирмы «Сазиковъ» по моделям Е.А. Лансере. — 83

Леонид Макаров. Ювелирное ремесло XII-XV веков на Вятке. — 86

Игорь Малкиель. Реставрация клада М.И. Лихачёвой. — 89

Любовь Мержиевская. Условия реализации профессиональной идентичности студенческой проектной культуры в сфере дизайна ювелирных изделий. — 91

Марина Неглинская. Астрономические и геодезические инструменты в цинском ритуале и придворной жизни XVIII века. — 93

Антонина Нефёдова. Семантика якутских женских серёг XIX — начала XX века. — 96

Лилиана Никорич. Творческий путь ювелира: Владимир Михайлович Васильков. — 99

Светлана Новаковская-Бухман. Зарубежные древности из коллекции М.П. Боткина в собрании Русского музея. — 102

Александр Новик. Украшения македонцев-мусульман (по материалам экспедиции 2008 года в северо-восточную Албанию). — 106

Вера Пак. К истории ювелирного оформления живописи по эмали Ростова Великого в XX веке: творчество А.Г. Алексеева и Б.М. Михайленко. — 109

Вадим Парфёнов. Лазерная очистка предметов из позолоченной меди и бронзы. — 111

Татьяна Плотникова. Экскурсы диалога эстетических традиций ювелирного искусства Урала и Санкт-Петербурга. — 113

Сергей Потапов. Продолжение уральских традиций мастеров-горочников в работах художника Ю.А. Шерстнева. — 116

Евгений Пчёлов. Символика российских государственных регалий: проблемы исследования. — 120

Ольга Романова, Татьяна Зуйкова. Камеи Анны Семеновны Голубкиной. — 125

Татьяна Романовская. Житомирские римонимы из коллекции МИДУ. — 129

Игорь Рынков. Новые технологии в проектировании ювелирных изделий. — 132

Марина Сергеева. Образец древнерусской художественной резной кости из Ржищева. — 134

Михаил Смаглюк, Владислав Дымченко. Термическая масса в реставрации памятников материальной культуры. — 136

Игорь Суханов. Тематика и стилевые особенности художественного оформления разновидностей клинкового оружия. — 138

Николай Тельнов, Светлана Рябцева, Лилия Дергачёва. О новом денежно-вещевом кладе на территории Молдовы. — 142

Татьяна Черникова. История развития миниатюрной эмали в России. — 146

Ольга Швец. Создание стилевого единства костюмно-ювелирного ансамбля. — 150

Артём Швецов. Возможности влияния художественного образа и символа на современное холодное украшенное оружие. — 153

Артём Швецов. Об использовании элементов различных видов искусства при создании образцов современного холодного оружия. — 156

Екатерина Швиглева. Серебряная дарохранительница из коллекции музея-заповедника «Царское Село». — 159

Борис Шмакин. Преподавание истории ювелирного искусства на кафедре геммологии ИрГТУ. — 162

Юлия Шустова. Символика Страстей Христа на окладе напрестольного евангелия 1678 года. — 167

Екатерина Щербина. Особенности экспонирования произведений ювелирного искусства в музеях Московского Кремля (1920-1930-е годы). — 171

Наталья Щурик. Произведения художников-ювелиров Северного Кавказа на выставках в Краснодаре. — 175

Татьяна Юрченко, Наталия Корсакова. Серебряные китайские украшения цинского времени в коллекции Краснодарского ГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына. — 178

 

Сокращения. — 182

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников восемнадцатого коллоквиума (19-23 апреля 2010). СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2010.

XVIII.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников восемнадцатого коллоквиума (19-23 апреля 2010).

// СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2010. 188 с.

 

Содержание.

 

Музеи и научные учреждения, участвующие в программах семинара. — 3

Вступительная статья. — 7

 

Феликс Балонов. О некоторых предметах из курганов Чертомлык и Хохлач. — 8

Дина Валеева. Эволюция булгарских шумящих подвесок (X-XIII вв.) к татарским чулпам (XVIII — начало XX в.). — 10

Евгения Величко. Сердоликовый медальон из сарматского погребения у Чугуно-Крепинки. — 13

Сергей Зверев. Портретные монеты царя Алексея Михайловича середины XVII в. и их прототипы. — 16

Надежда Иванова. Фаберже в «Царицыно». — 19

Наталья Калашникова. Реконструкция — реплика (к вопросу о дефинициях). — 22

Валентина Кардапольцева. Некоторые варианты подготовки художников-ювелиров в уральском вузе (доклад прочитан на XVII коллоквиуме). — 25

Татьяна Корсакова. Эволюция формы эгретов в контексте русской культуры XVIII в. — 28

Лилиана Кондратикова. Страницы истории Кишинёвского ювелирного завода. — 31

Анна Кочкина. Ювелирные предпочтения населения Волжской Болгарии X — начала XIII в. — 34

Алексей Краевский. Диадемы Российских императриц. Европейская мода XVIII — начала XX в. и национальные традиции. — 38

Александр Краснопёров. Образы в зооморфной пластике Прикамья: общая динамика. — 42

Лилия Кузнецова. «Готический» браслет Алмазного фонда России. — 45

Евгений Лукьянов. Русский Бенвенуто Челлини: Павел Игнатьевич Сазиков и его роль в истории отечественного золотого и серебряного дела. — 50

Антонина Нефёдова. Якутские женские нагрудные кресты «сюрэх» XIX — начало XX в. — 55

Александр Новик. Украшения арбрешей Италии (по материалам экспедиции 2009 г.). — 58

Евгений Пчелов. Символическая преемственность в регалиях российских государей: ювелирный аспект. — 62

Татьяна Романовская, Татьяна Савченко. Особенности декора торашилда из Золотоноши из коллекции МИДУ. — 64

Марина Сергеева. Об изображении птицы на костяном предмете из Киева. — 67

Марина Сергеева, Дмитрий Пефтиц, Дмитрий Шевченко. Клад стеклянных изделий Киевского Подола («Пефтицевский клад»). — 70

Валентин Скурлов. К 150-летию Михаила Перхина. — 72

Валентин Скурлов. Традиции Фаберже в творчестве современных российских камнерезов (доклад прочитан на XVII коллоквиуме). — 73

Людмила Сластникова. Бить в вышивках народов Крыма (доклад прочитан на XVII коллоквиуме). — 78

Людмила Сластникова. Крымский ювелир Айдер Асанов. — 81

Дмитрий Сташенков. Ещё раз об образе дракона в искусстве средневекового населения Поволжья. — 82

Игорь Суханов. Из коллекции наградного золотого холодного оружия. — 85

Светлана Рябцева, Николай Тельнов. О находке подвески «гнёздовского» типа с поселения X — начала XI века у села Алчедар. — 90

Артем Швецов. Возможности решения проблем, стоящих перед авторским холодным оружием. — 93

 

Сокращения. — 97

 


 

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников восемнадцатого коллоквиума (19-23 апреля 2010). СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2010.

XIX.   ^

Ювелирное искусство и материальная культура.

Тезисы докладов участников девятнадцатого коллоквиума (18-21 апреля 2011).

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2011. 132 с.

 

Содержание.

 

Маргарита Альбедиль. Магические браслеты. — 3

Феликс Балонов. Золотое оружие Зевса. — 6

Людмила Будрина. Скульптура из горного хрусталя: традиции европейского возрождения в камнерезном искусстве Урала. — 7

Людмила Будрина. Уральский камень Картье (доклад прочитан на XVIII коллоквиуме). — 12

Вероника Бушлякова. Памятный кубок из собрания Тверского музея. — 15

Лусинэ Гущян. Филигрань в армянском ювелирном деле (конец XIX — начало XXI века). — 19

Юлия Елихина. Монгольские серебряные печати из Галереи драгоценностей Эрмитажа (доклад прочитан на XVIII коллоквиуме). — 22

Анна Жабрева. Украшения в костюме древнерусской женщины глазами художников второй половины XIX века (по материалам журнала «Нива»). — 25

Марина Засецкая. Особенности иконографии православных крестов в ювелирных изделиях сету. — 27

Дмитрий Иванов. Экспонаты из музейного фонда в дальневосточных коллекциях МАЭ. — 31

Надежда Иванова. Серебряная кладовая в музее «Царицыно». — 32

Наталья Калашникова. Украшения в светском костюме Московской Руси. — 35

Ирина Карапетова. Айнские украшения в собрании Российского этнографического музея. — 39

Валентина Кардапольцева. Ювелирное искусство Урала в условиях современности: некоторые замечания. — 41

Татьяна Корсакова. Особенности русского рококо (на материале ювелирных украшений). — 45

Юрий Коваленко. Древнерусские кресты-энколпионы Глуховской земли. — 49

Лилиана Кондратикова. Некоторые аспекты творчества ювелиров-евреев в Молдове на рубеже XIX-XX веков. — 53

Анна Кочкина. Каменные украшения волжских болгар (по материалам поселений Самарской Луки). — 58

Алексей Краевский. Российские короны в изобразительном искусстве, нумизматике, кино, 3-D, графике XVIII-XXI веков. — 60

Александр Краснопёров. Образы в зооморфной пластике Прикамья: возможности датировки. — 66

Лилия Кузнецова. Сувенирная табакерка. — 68

Евгений Лукьянов. Александр Степанович Каминский и русские ювелирные фирмы второй половины XIX века. — 73

Антонина Нефёдова. Якутский женский наборный пояс сирэй кемюс кур и его семантика. — 77

Александр Новик. Ювелирные традиции Албании: школа Шкодры (по материалам частных коллекций). — 80

Варвара Пономарёва, Татьяна Зуйкова. Быстротечная мода: ювелирные предпочтения московской буржуазии рубежа веков. — 84

Евгений Пчелов. «Малая корона Дома Романовых»: мифы и реальность. — 88

Светлана Романова. К типологии серёг и височных украшений тюркоязычных народов Южной Сибири (по материалам фондов РЭМ и МАЭ). — 91

Светлана Рябцева. О находках подвесок и накладок в виде фигурок наездников в Карпато-Балканском регионе. — 94

Леонид Сашин. Внешнее и внутреннее в пространстве ювелирной вещи. — 98

Анна Сеничкина. Техника чернения в Дагестане. — 100

Валентин Скурлов. Авторское ювелирное и камнерезное искусство Урала и Сибири постсоветского периода (1990-2010). — 103

Валентин Скурлов, Ираклий Мегрелишвили. Искусство художников-эмальеров Грузии. — 109

Лариса Соловьёва. Два тосканских потира из собрания Оружейной палаты. — 111

Дмитрий Сташенков. Литейные формы ювелира с Муранского селища золотоордынской эпохи. — 112

Марина Фёдорова. Типология наборных поясов бурят. — 117

Олег Шаров. О дате «бронзовой пряжки» из склепа Деметры в Керчи. — 120

Михаил Юдин. Классы «металлического делопроизводства» и школа при фабрике П.А. Овчинникова (пример подготовки мастеров в русской золотосеребряной промышленности второй половины XIX — начала XX века). — 122

 

Сокращения. — 127

 


 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки