главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К.Ш. Табалдиев, Ю.С. Худяков

Древнетюркские поминальные памятники на Тянь-Шане

(по материалам исследований Нарынского отряда). *

// Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: 2000. С. 65-85.

 

* Работа выполнена по гранту РГНФ №98-01-00338.

 

Поминальные сооружения древних тюрок Западного Тюркского каганата длительное время привлекают исследователей средневековых кочевых культур Притяньшанья. Наиболее существенный вклад в их изучение внесли А.Н. Бернштам, [1] Я.А. Шер, [2] Д.Ф. Винник, [3] В.П. Мокрынин. [4] Наибольший интерес у исследователей вызывала иконография и семантика каменных изваяний. Слабо изучены входившие в состав поминальных комплексов наряду с изваяниями оградки и каменные столбы-балбалы. Такое изучение изваяний вне поминальных комплексов способствовало расширительной трактовке термина «балбал» и длительному бытованию архаичного представления об изваяниях как «надмогильных» памятниках. В работах А.Н. Бернштама, [5] Л.И. Альбаума [6] и других авторов «балбалами» именуются не только каменные столбики, символизирующие убитых врагов, но и каменные изваяния. А.Н. Бернштам полагал, что ряды каменных столбиков-«балбалов» одновременно выполняют функцию своеобразной межи, как бы отделяя одну территорию от другой”. [7] П.Н. Кожемяко считал, что каменные изваяния устанавливались над погребениями в насыпях курганов. [8] Л.И. Альбаум полагал, что статуи ставились на местах «вторичных похорон» умерших древнетюркских воинов. [9] Я.А. Шер пишет о том, что древнетюркские изваяния устанавливались «у ритуального сооружения в виде прямоугольной оградки». [10] Однако свое мнение он обосновывает материалами из Южной Сибири и Монголии, не приводя данных по оградкам Притяньшанья. В работе В.П. Мокрынина кратко описаны каменные оградки, с восточной стороны которых устанавливались изваяния. «В центре оградки отмечались ямки или каменные ящички с золой, пережжёнными костями, обломками керамики и другим... От изваяния на восток отмечалась та же вереница каменных столбиков». [11] Оградки с изваяниями он считает «мемориально-поминальными сооружениями в честь тюркских воинов». [12]

(65/66)

 

В ходе изучения памятников средневековых кочевников Нарынским археологическим отрядом в полевом сезоне 1989 г. авторами настоящей статьи было обследовано несколько изваяний и оградок в Нарынской и Кочкорской долинах на Тянь-Шане. В долине р. Нарын два изваяния и две оградки были исследованы в составе могильника Аламышик, расположенного на увалах и по гребню возвышенности на левом берегу реки, на западной окраине гор. Нарын. Могильник интенсивно раскапывался в 40-е гг. А.Н. Бернштамом, а в 50-е годы А.К. Кибировым. В процессе раскопок на памятнике было исследовано более тридцати погребений, относящихся к сакскому, усуньскому времени и эпохе средневековья. Результаты работ на памятнике изданы А.Н. Бернштамом (включая средневековые захоронения мужчин с конем, бараном, женщины с двумя детьми). [13] Оградки и изваяния при описании могильника не упоминаются. Нет данных об изваяниях из Аламышика в сводке Я.А. Шера. [14] По-видимому, в 40-50-е гг. эти памятники не были отчётливо заметны на поверхности. Оградки и изваяния расположены в западной части могильника, среди земляных насыпей, часть из которых раскопана. [15]

 

Изваяние № 1. Лежало на поверхности, в 20 м к югу от оградок на южном гребне возвышенности. Оно обломано в нижней части и сильно повреждено. Высота сохранившейся части изваяния 85 см, ширина 43 см, толщина 14 см. Изготовлено из красноватого мелкозернистого песчаника. У изваяния углублённым невысоким контррельефом изображены брови, глаза, нос, рот, овал лица, рука с сосудом. Все изображения сильно повреждены и очень нечёткие. Частично сколота правая часть лица, нос, рот (рис. I, 1).

 

По словам местного жителя, изваяние обломано в нижней части сантиметров на 30. В недавнем прошлом оно было вкопано вертикально, но указать его точное местонахождение информатор не смог.

 

Изваяние № 2. Находилось в земле, частично выступая на поверхность левым боком и задней стороной. Лежало лицевой частью вниз, головой на юго-запад.

 

Шурф № 1. Заложен вокруг лежащего изваяния, площадь 1,2x0,6 м. После снятия дёрна и зачистки изваяние очищено от земли. Никаких сооружений непосредственно рядом с изваянием нет (рис. III).

 

Изваяние сохранилось полностью. Его высота 1 м, ширина голо-

(66/67)

вы 30 см, ширина туловища 40 см, толщина 25  см. Оно изготовлено из песчаникового монолита красноватого цвета с гладко скатанной поверхностью. Изображения нанесены глубокой выбивкой по контуру. Лицевая часть изваяния находится на двух гранях, расположенных под тупым углом друг к другу. На лицевой части изображены дугообразные брови и длинный узкий нос, оконтуренные одной сплошной линией. От бровей вниз проведены линии, ограничивающие глазницы. Глаза изображены миндалевидными, близко расположенными к переносице. На верхней губе и щеках изображены пышные, волнистые усы, загибающиеся кончиками вверх. Рот выбит одной сплошной дугообразно изогнутой вверх линией. Широкая полоса выбивки ограничивает овал лица с острым подбородком, отделяя его от туловища. Какие-либо детали на туловище не изображены (рис. I, 2).

 

В 3 м к востоку от изваяния расположена оградка из валунов.

 

Оградка № 64. На поверхности прослеживались валуны западной, частично южной, северной и восточной стенок. Площадь оградки 2х2,1 м, высота 0,1 м. Ориентирована сторонами по странам света (рис. IV). Прямо по оградке прошла колея просёлочной дороги, частично повредившей сооружение.

 

После снятия дёрна и зачистки выявлены очертания сооружения в виде несомкнутой квадратной оградки из вертикально врытых, специально подобранных плоских валунов. Площадь оградки забутована валунами (рис. V).

 

После разборки и снятия валунов внутри оградки, уложенных в 1-2 слоя, выявлена конструкция стены оградки, частично поврежденная с северной стороны. Внутри оградки обнаружена широкая, неглубокая ямка, диаметром 80 см., глубиной 40 см. Ямка забутована массивными и мелкими валунами. В северной части ямки три плоских валуна установлены вертикально вдоль стенки (рис. VI).

 

Вполне вероятно, что в прошлом изваяние № 2 было установлено у оградки № 64.

 

Оградка № 65. Расположена в 20 м к югу от оградки № 64. На поверхности просматривалась слабо задернованная, подквадратной формы выкладка площадью 3х3 м, высотой 0,1 м. Сооружение повреждено запашкой. Часть камней вывернута и взята на строительство местными жителями (рис. VII).

 

После снятия дёрна и зачистки выявлены очертания сооружения

(67/68)

в виде квадратной оградки с разрушенными стенами, которые были сделаны из вертикально врытых плоских валунов. Внутри оградка забутована валунами и галькой (рис. VIII).

 

После разборки и снятия забутовки выявлены детали конструкции стены. Ограда имела площадь 2,2х2,2 м. Была ориентирована сторонами по странам света. На северо-восточной и юго-западной сторонах часть стены сохранилась неповреждённой. В центре оградки обнаружена ямка, диаметром 30 см, глубиной 50 см. Ямка забутована валунами. Часть валунов установлена вертикально. Среди валунов прослеживаются остатки истлевшего дерева (рис. IX).

 

В Кочкорской долине было обследовано 3 изваяния, происходящие из местонахождения Калмак-Таш, находящиеся в настоящее время в черте с. Кара-Сас (два из них во дворе средней школы), а также оградки с изваяниями в местности Боз-Бей, в 2 км к северу от с. Кара-Кунгей. [16]

 

Изваяние № 3. Находится во дворе средней школы с. Кара-Сес. Происходит с памятника Калмак-Таш, расположенного в нескольких километрах к югу от этого села. Высота изваяния 125 см, ширина 30 см, толщина 20 см. Изготовлено из сероватого гранитного монолита, широкая плоскость которого скатана. На гладкой поверхности невысоким рельефом изображены брови, нос, близко посаженные узкие глаза, уши, щёки. На верхней губе длинные, узкие, слегка опущенные вниз усы. Маленький рот изображён открытым, с выделенной нижней губой. Узкая полоса отделяет от туловища овал лица с острым подбородком. Ниже изображен верхний край халата с треугольными отворотами на груди. Правая рука согнута в локте, поднята к груди. В ладони глубокая чаша. Левая рука слегка согнута в локте, а ладонь опущена к рукояти сабли. Сабля изображена в ножнах, подвешенной в наклонном положении с левого бока. Рукоять без навершия круто изогнута в сторону лезвия. Перекрестье прямое, пластинчатое. Клинок прямой. На ножнах две пластинчатые петли (рис. I, 3).

 

Изваяние № 4. Находится во дворе средней школы с. Кара-Сас. Происходит с памятника Калмак-Таш, расположенного в нескольких километрах к югу от этого села. Высота изваяния 90 см, ширина 40  см, толщина 18 см. Изготовлено из серовато-желтоватого, окатанного гранитного монолита. На широкой стороне изображён трёхрогий головной убор с островерхой конической серединой и

(68/69)

изогнутыми выступами по краям. Ниже изображены изогнутые брови, тонкий нос, узкие глаза, маленькие уши, щеки, маленький приоткрытый рот. Лицо, округлые щеки и маленький острый подбородок отделены от туловища тонкой линией. Ниже изображена верхняя часть халата с приподнятыми пледами и широкими ромбическими отворотами. Руки согнуты в локтях и близко сведены ладонями на животе. Рукава халата широкие, вдвое шире ладони. Ладони изображены очень маленькими. В правой руке кубок на поддоне. Ниже рук, в центре, — овальное углубление, вероятно, изображающее пупок (рис. I, 4).

 

В отличие от остальных изваяний рассматриваемое, несомненно, изображает женщину. Вероятно, ваятель стремился передать бытовавшие в его среде представление об идеале женской красоты и характерные черты женского головного убора и одежды.

 

Изваяние № 5. Находится на обочине дороги в черте с. Кара-Сас. Происходит с памятника Калмак-Таш, расположенного в нескольких километрах к югу от этого села. Высота изваяния 145 см, ширина 50 см, толщина 40 см. Изготовлено из светло-серого, окатанного гранитного монолита. Голова изваяна со всех четырёх сторон, приближённо к объёмной скульптуре. На голове изображен плотно облегающий головной убор с округлым верхом, вырезами для ушей и длинным, до середины шеи, назатыльником. На лицевой части изображены изогнутые брови, соединённые с широким, уплощённым носом узкие глаза, щеки, тонкие изогнутые усы, маленький рот с выступающей нижней губой. По бокам рельефные уши с кольцевыми серьгами, дополненными подвесками. Овал лица и приострённый подбородок рельефно отделены от шеи, груди и плеч широкой углублённой полосой. Полоса очерчивает верхний край одежды, детали которой не отмечены. Правая рука согнута в локте, держит на ладони чашу на ножке с шаровидным расширением и широким низким поддоном. Левая рука опущена, ладонь на рукояти сабли. Рукоять сабли прямая, без навершия, перекрестье прямое с ромбическими расширениями на концах и в центре. Клинок сабли слегка изогнут в сторону спинки. Сабля находится в ножнах, имеющих две пластинчатые петли для подвешивания к поясу. Сабля изображена подвешенной с левого бока в наклонном положении. Выше сабли изображен кинжал с прямой рукоятью без навершия, прямым перекрестием, слабоизогнутым клинком. Кинжал находится в нож-

(69/70)

нах с пластинчатой петлёй для подвешивания. Он изображён подвешенным к поясу с левого бока, в наклонном положении, выше сабли. Ниже выбивка ограничена горизонтальной чертой, опоясывающей весь монолит, нижняя часть которого не имеет изображений (рис. II, 1).

 

Две оградки с изваяниями обследованы на памятнике Боз-Бей, расположенном в неширокой лощине, между гор, в 2 км к северу от с. Кара-Кунгей.

 

Изваяние № 6. Установлено в наклонном положении на западной стороне квадратной оградки из вертикально врытых плит, лицевой частью на северо-запад. Высота изваяния на поверхности 45 см, ширина 45 см, толщина 30 см. Изготовлено из светло-серого мелкозернистого гранита. На лицевой стороне изображены изогнутые брови, узкий прямой нос, узкие, близко расположенные глаза, изогнутые усы, маленький рот с выступающей нижней губой. Овал лица отделён от туловища широкой углублённой полосой (рис. II, 2).

 

Оградка № 1, у которой находится изваяние, сооружена из вертикально врытых песчаниковых плит. На поверхности виден северо-восточный угол ограды, часть северной и восточной стен, отдельные плиты забутовки. Судя по сохранившейся части, оградка имела площадь 1х1 м. Ориентирована сторонами по странам света. Изваяние установлено к оградке правым боком, частично занимая её площадь. Вероятно, эта ситуация не отражает первоначальное положение изваяния (рис. X).

 

Изваяние № 7. Установлено вертикально на западной стороне квадратной оградки. Высота на поверхности 35 см, ширина 50 см, толщина 25 см. Изготовлено из светло-серого гранита. Выделяется округлая, выступающая голова и намеченная полоса, которая должна отделять голову от туловища. Вся поверхность изваяния сильно оббита, какие-либо детали неразличимы (рис. XI).

 

Оградка № 2, у которой находится изваяние, сооружена из вертикально врытых песчаниковых плит. На поверхности различаются отдельные плиты северной и западной стенок, забутовки внутри оградки. Судя по сохранившейся части, оградка имела площадь 1х1 м. Ориентирована сторонами по странам света. Изваяние стоит с наружной стороны западной стенки оградки (рис. XI).

 

А.Н. Бернштам предлагал классифицировать каменные изваяния по технике исполнения. Изваяния Притяньшанья он датировал VI-

(70/71)

VIII вв. н.э. и связывал с «десятистрельными тюрками» и тюргешами. [17] Я.А. Шер разделил изваяния на 6 групп, объединяющихся в два типа. Время бытования изваяний I типа отнесено к VI-VIII вв. н.э. [18] Какие из них относятся к периоду Западного Тюркского, а какие — тюргешского каганата, он считает, «трудно определить». [19] Изваяния II типа отнесены к VIII-IX вв. н.э. [20] Автор считает, что «этнически значительную их часть вернее всего связывать с уйгурами». [21] Согласно В.П. Мокрынину, изваяния делятся на 5 типов. Он выделяет 3 периода их бытования: VI-VII вв., VII-VIII вв., VIII-IX вв. [22] Большинство исследователей, изучавших изваяния, пытались датировать их по реалиям, ориентируясь на анализ изваяний в Южной Сибири и Монголии, которые длительное время датировались в пределах VI-VIII вв. н.э. В последние десятилетия раскопками установлено, что оградки с изваяниями сооружались вплоть до конца X в. н.э. [23] Л.И. Альбаум пытался привлечь к датированию изображения на согдийских фресках. [24] Материалы раскопок оградок для датировки поминальных памятников и сопутствующих им изваяний в Притяньшанье практически не привлекались.

 

В серии исследованных памятников представлены оградки со стенами из вертикально врытых плит или валунов, забутовкой из плит или валунов внутри и ямкой, заполненной валунами и остатками дерева в центре. Подобные оградки являются типичными поминальными сооружениями рядовых древнетюркских воинов. Они в большом количестве зафиксированы на Алтае, в Туве и Монголии. [25] Совпадение основных конструктивных деталей оградок, раскопанных на могильнике Аламышик, с рядовыми оградками древних тюрок на Алтае, в Туве и Монголии должно свидетельствовать о появлении данного типа поминальных сооружений на Тянь-Шане в период Первого Тюркского каганата, до его разделения на Западный и Восточный, поскольку в основу их сооружения был положен один и тот же обряд поминания умерших воинов, характерный именно для древних тюрок. Данный обряд продолжал бытовать у «десятистрельных тюрок» в течение всего периода существования Западного Тюркского каганата. Не вполне ясно, сохранила ли своё значение данная традиция во время существования Тюргешского и Карлукского государств, или трансформировалась в почитание родовых предков, как мужчин, так и женщин. Судя по тому, что среди кыпчаков в конце I — начале II тыс. н.э.

(71/72)

поминальный культ приобрел именно такой характер, тянь-шаньские женские изваяния необходимо относить к такому трансформированному культу. Стремление связать женские изваяния с уйгурами не оправдало себя. [26] Считается, что со времени воцарения в Семиречье мусульманской династии Караханидов в X веке установка изваяний на Тянь-Шане прекратилась. [27]

 

Среди рассматриваемой серии с оградками Аламышика и Боз-Бея могут быть связаны изваяния с изображениями головы, лица и сосуда в правой руке. [28] На данных изваяниях нет сколько-нибудь характерных отличительных деталей, существенных для узкой датировки. Эти изваяния мало отличаются от древнетюркских изваяний Алтая, Тувы, Монголии. По-видимому, их можно считать либо древнетюркскими, либо принадлежащими «десятистрельным тюркам», у которых древнетюркский поминальный обряд не претерпел существенных изменений.

 

Сложнее судить об изваяниях с памятника Калмак-Таш, поскольку они обнаружены вне комплексов. Судя по таким реалиям, как прямые и изогнутые сабли с пластинчатым и ромбическим перекрестием, серьги с кеглевидными подвесками, сосуд на ножке с шариком и широким низким поддоном, отвороты халата, эти памятники могут быть синхронны периоду существования Второго (Восточного) Тюркского каганата и более позднему времени. Эти изваяния, как и семиреченские статуи с достаточно богатым набором реалий, демонстрируют знакомство их создателей со среднеазиатской пиршественной посудой, одеждой и украшениями. По мнению Я.А. Шера, аналогии реалиям изваяний среди вещественных комплексов не выходят за пределы VIII в. н.э., [29] т.е. могут быть связаны с «десятистрельными тюрками» времени существования Западного Тюркского каганата.

 

Наличие женских изваяний с кубком в правой руке в рассматриваемой серии свидетельствует о начале трансформации поминального обряда в среде тюркоязычного населения Притяньшанья. Хотя поза изваяния обычна для древнетюркских статуй, очевидно, что оно не могло иметь отношения к поминальному обряду в честь умершего воина, а связано с почитанием женщины-матери. Для восточных тюрок такая линия развития поминальной обрядности была, в целом, не характерна. Статуи женщин, жён поминаемых военачальников и правителей, присутствуют лишь на памятниках высшей знати Второго Восточного Тюркского каганата в Монголии и Туве. Возможно, появ-

(72/73)

ление женских изваяний надо связывать с этим временем (первыми десятилетиями V-VIII вв. н.э.) Притяньшанье в этот период входило в состав Тюргешского каганата. К сожалению, большинство женских изваяний найдено вне комплексов. Лишь в отношении одного из них имеются сведения о нахождении у разрушенной оградки, которая была ориентирована по странам света. [30]

 

Судя по этим данным, в период правления тюргешских каганов обряд поминания умерших предков был трансформирован, перенесён с воинов на родоначальников или глав семей, мужчин и женщин. Тогда же, видимо, начал постепенно трансформироваться изобразительный канон. С изваяния стали убирать воинские атрибуты, а освободившаяся левая рука стала помещаться рядом с сосудом, а со временем сосуд стали изображать в обеих руках. К VIII в. н.э. восходит традиция изображать на изваяниях птицу — символ отлетевшей души. Правда, ни в Монголии у восточных тюрок, ни у тюргешей эта традиция не получила большого распространения. Ко времени распадения изобразительного канона должны относиться и другие нетипичные изваяния с зеркалом или музыкальным инструментом в руках. [31] В кимакско-кыпчакской среде поминальная обрядность трансформировалась в почитание родовых святилищ — оградок, внутри которых помещались статуи мужского и женского родоначальников. [32] Эти памятники относятся к началу II тыс. н.э. [33] По-видимому, трансформация поминальной обрядности в культ родовых святилищ протекала в Семиречье и Прииртышье в течение VIII-X вв. н.э.

 


 

Примечания   ^

 

[1] Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая // МИА. М.-Л., 1952. № 26. С. 79-81.

[2] Шер Я.А. Памятники алтайско-орхонских тюрок на Тянь-Шане // Советская археология. 1963. № 4. С. 158-162.

[3] Д.Ф. Винником собрана значительная коллекция каменных изваяний в историко-археологическом заповеднике Бурана.

[4] Мокрынин В.П. По следам прошлого. Фрунзе, 1986. С. 107-115.

[5] Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки... С. 79.

[6] Альбаум Л.И. Об этнической принадлежности некоторых «балбалов» // КСИИМК. М., 1960. Вып. 80. С. 98.

[7] Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки... С. 79.

[8] История Киргизской ССР. Фрунзе, 1968. Т.1. С. 162-163.

(73/74)

[9] Альбаум Л.И. Об этнической принадлежности... С. 100.

[10] Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.-Л., 1966. С. 14.

[11] Мокрынин В.П. По следам прошлого... С. 109.

[12] Там же. С. 110.

[13] Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки... С. 81-84.

[14] Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья... С. 74-125.

[15] Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки... Рис. 8.

[16] В сводке Я.А. Шера эти памятники не представлены. См.: Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья... С. 74-125.

[17] Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки... С. 88.

[18] Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья... С. 44.

[19] Там же. С. 72.

[20] Там же. С. 46.

[21] Там же. С. 64.

[22] Мокрынин В.П. По следам прошлого... С. 108.

[23] Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, 1984. С. 45-46.

[24] Альбаум Л.И. Об этнической принадлежности... С. 95-96.

[25] Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // МИА. М., 1952. №24. С. 101, 116-117; Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961; Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969. С. 23-35; Кызласов Л.Р. Древняя Тува. М., 1979. С. 122-132; Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая... С. 47-63; Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники на территории Монголии // Древние культуры Монголии. Новосибирск, 1985. С. 168-184; Плотников Ю.А., Худяков Ю.С. Древнетюркские каменные изваяния в долине р. Торгалыг // Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1981. С. 188-196; Худяков Ю.С., Плотников Ю.А., Ким С.А. Древнетюркские поминальные памятники в южной части Убсунурской котловины // Археологические памятники Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1989. С. 142-159.

[26] Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья... С. 64.

[27] История Киргизской ССР... С. 331-337.

[28] Группы 2 и 3 типа I по Я.А. Шеру; типы 2 и 3 по В.П. Мокрынину.

[29] Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья... С. 42-44.

[30] Там же. С. 114.

[31] Мокрынин В.П. По следам прошлого... С. 111.

[32] Ермоленко Л.Н., Грецова Н.С., Курманкулов Ж.К. Новый вид сооружений с изваяниями из Центрального Казахстана // Проблемы охраны археологических памятников Сибири. Новосибирск, 1985. С. 147-149.

[33] Там же. С. 148.

 


    ^

(74/75)

(75/76)

Рис. І. Каменные изваяния: 1, 2 — Аламышик; 3, 4 — Калмак-Таш.

(Открыть Рис. І в новом окне)

Рис. II. Каменные изваяния: 1 — Калмак-Таш; 2 — Боз-Бей.

(Открыть Рис. ІІ в новом окне)

 

(76/77)

(77/78)

(78/79)

Рис. III. Аламышик. Шурф № 1.

(Открыть Рис. ІІІ в новом окне)

Рис. IV. Аламышик. Оградка № 64. Абрис.

(Открыть Рис. ІV в новом окне)

Рис. V. Аламышик. Оградка № 64. Насыпь.

(Открыть Рис. V в новом окне)

 

(79/80)

(80/81)

(81/82)

Рис. VI. Аламышик. Оградка № 64. Поминальная ямка.

(Открыть Рис. VІ в новом окне)

Рис. VII. Аламышик. Оградка № 65. Абрис.

(Открыть Рис. VІІ в новом окне)

Рис. VIII. Аламышик. Оградка № 65. Насыпь.

(Открыть Рис. VІІІ в новом окне)

 

(82/83)

(83/84)

(84/85)

Рис. IX. Аламышик. Оградка № 65. Поминальная ямка.

(Открыть Рис. ІX в новом окне)

Рис. X. Боз-Бей, Оградка № 1. Абрис.

(Открыть Рис. X в новом окне)

Рис. XI. Боз-Бей. Оградка № 2. Абрис.

(Открыть Рис. XІ в новом окне)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки