главная страница / библиотека / к оглавлению книги / обновления библиотеки
Я.А. ШерКаменные изваяния Семиречья.// М.-Л.: 1966. 140 с.
Глава 3. Хронология.
При определении большинства рассматриваемых здесь каменных изваяний исходным считается их принадлежность древним тюркам, установленная уже давно по данным исторических источников, подтверждённых и археологическими исследованиями (Бартольд, 1897; Веселовский, 1915; Евтюхова, 1952; Грач, 1961; Jisl, 1960, и др.). Это положение позволяет подходить к изучаемой серии памятников с достаточно ограниченными хронологическими рамками, которые определяются периодом массового проникновения и активной деятельности древних тюрок на территории Семиречья, т.е. временем до того, как процесс этнической и культурной ассимиляции снивелировал своеобразие их культуры. Из этого, однако, вовсе не следует, что время распространения изваяний и Семиречье и на Тянь-Шане можно связать с временем первого появления здесь тюркоязычного населения. О первых переселениях собственно тюрок на рассматриваемую территорию существует специальная литература, в мнениях различных авторов нет единства, и разрешение этой проблемы — дело будущего. Понятие «культура древних тюрок» употребляется нами не в этническом, а чисто в археологическом смысле: имеется в виду комплекс памятников, которые носят вполне определённые черты: оградки, изваяния, балбалы, погребения с конём, сопровождаемые своеобразным инвентарём в виде поясных наборов, стремян, стрел и т.п. В результате многолетних археологических исследований установлено, что эта культура появляется в Семиречье и на Тянь-Шане не ранее VI в. (Бернштам, 1941, 1943, 1949, 1952; Кибиров, 1957; Зяблин, 1959; Кызласов, 1959; Агеева и Максимова, 1959; Кадырбаев, 1959; Шер, 1961, 1963б). Причём до этого времени на рассматриваемой территории неизвестны памятники, которые можно было бы генетически связать с культурой древних тюрок Центральной Азии. Резкое изменение облика погребальных комплексов и появление оградок с балба- лами и каменными изваяниями в VI в. объясняются массовым проникновением в Семиречье и Тянь-Шань больших групп тюркских племён, связанным с созданием Первого Тюркского каганата, который затем раскололся на Восточный и Западный каганаты. Эти данные археологических исследований подтверждаются свидетельствами письменных источников. Так, в «Суйшу» под 600 г. упоминается тюркский Чуло-хан, который «...не имел постоянного местопребывания, а более жил в прежней Усуньской земле» (Бичурин, 1950, стр. 279). [15] Сюан-Цзян, проезжая в 630 г. по Чуйской долине, отметил, что эти места находятся уже издавна во власти тюрок (Julien, 1857, стр. 9). Составленное на основе древних источников «Землеописание Китайской империи» также свидетельствует о том, что Cемиречье и Тянь-Шань во второй половине VI в. уже были под властью тюрок (Бичурин, 1960, стр. 542, 546). В 565 г. Чач был захвачен каганом Истеми (Артамонов, 1962, стр. 134). Таким образом, установление нижней даты древнетюркских изваяний Тянь-Шаня и Семиречья — VI в. — вряд ли может быть поставлено под сомнение.
Для выяснения верхней даты приходится, к сожалению, пользоваться только косвенными данными. В X в. всё шире распространяющийся ислам укрепляется и в Семиречье (История Киргизии, 1956, стр. 132). При новой религии ещё продолжают бытовать изображения людей и животных (Дьяконов, 1947), но культовые живопись и скульптура почти сразу прекращают свое существование (Якубовский и Большаков, 1959, стр. 447). В этой связи представляется уместным напомнить, что многие из описанных выше статуй носят следы насильственного разрушения, причём это зачастую не просто уничтожение статуи или результат её вторичного использования, а именно умышленная порча изображения путём сколов передней, лицевой части фигуры. Эти сколы во многих случаях сильно патинизированы, что свидетельствует об их древности. Возможно, здесь находит своё отражение борьба с «идолопоклонством» при проникновении ислама в кочевническую среду. Эти факты, а также и то, что в конце X в. Семиречье и Тянь-Шань составили первоначальное ядро государства Караханидов — ревностных сторонников ортодоксального ислама, позволяют предполагать, что на протяжении последующего столетия обычай установки каменных изваяний, носящий явно культовый характер, должен был постепенно исчезнуть. Следовательно, общая продолжительность бытования в Семиречье и на Тянь-Шане древнетюркских «каменных баб» может быть ограничена в рамках VI-XI вв.. если расширить эти рамки для северных, степных районов, где распространение ислама было не так интенсивно до XII в.
Для более детального датирования древнетюркских каменных изваяний разработан метод сопоставления предметов, изображенных на них, с реальными вещами, обнаруженными при раскопках или другим образом. Впервые им воспользовался А.А. Спицын (1898). Широко применяется такая методика авторами специальных работ о каменных изваяниях (Евтюхова, 1952; Кызласов, 1960, 1964a; Грач, 1961). Степень её совершенства и точности весьма относительна, поскольку время самих предметов далеко не всегда определяется надёжно. Иногда продолжительность бытования отдельных форм вещей, например круглодонных чаш, превосходит по продолжительности период, в течение которого существовал обряд установки самих изваяний. К сожалению, никаким иным, более совершенным методом археология в данный момент не располагает.
Предметы, изображенные на статуях и имеющие значение для датировки, или, как их часто называют, реалии, можно сгруппировать следующим образом: оружие, украшения, сосуды.
Оружие. На изваяниях наблюдаются изображения мечей, сабель и кинжалов. Необходимо изложить критерии, которые позволили отделить изображения мечей от изображений сабель. Специальные исследования по истории раннесредневекового оружия убедительно показывают, что искривлённая сабля появилась в кочевнической среде не ранее начала VII в., одновременно со стременами, и сыграла значительную роль в дальнейшем совершенствовании конного строя и тактики (Корзухина, 1950; Мерперт, 1955). До этого времени главным оружием всадника был меч. Для нас в данном случае большое значение имеет тот факт, что сабля вообще неизвестна ранее VII в., что позволяет нам внутри большой группы изваяний с оружием выделить относительно ранние фигуры — с изображениями мечей и более поздние — с саблями. Схематичность и условность многих изображений заставляют в ряде случаев быть весьма осторожным с заключениями. Общепринятые признаки — изгиб клинка, некоторый угол оси клинка по отношению к оси рукояти — далеко не всегда могут быть прослежены со всей очевидностью; такие же признаки, как однолезвийность, вообще не могут быть установлены. Это заставляет нас искать другие критерии при определении типа оружия. Таковыми можно считать форму и размер рукояти, некоторые особенности перекрестия, ширину клинка. Наблюдения над средневековым оружием по коллекциям Государственного Эрмитажа показывают, что рукоять сабли всегда значительно короче, чем рукоять меча, так как сабля берётся одной рукой и рубить ею удобно только при условии, если рука очень плотно охватывает рукоять. Поэтому длина рукояти сабли всегда не превышает средней ширины ладони и очень часто имеет ребристую насечку для удобства держать саблю в руке. Что касается меча, то он в бою часто брался двумя руками и поэтому его рукоять должна быть в связи с этим значительно длиннее. Клинок сабли всегда уже, чем клинок меча. Навершие рукояти у сабли часто имеет выступ в сторону острого края лезвия, в то время как у меча навершие выступает в обе стороны равномерно. Существенные отличия имеются и в способе ношения меча и сабли. Меч носился в ножнах на перевязи и висел под близким к прямому углом к поясу. Об этом свидетельствуют не только наблюдения над средневековым оружием, но и раннесредневековые изображения всадников и пеших воинов с мечами, относящиеся к IV-VI вв., по предметам так называемой сасанидской торевтики (Смирнов, 1909, рис. 52, 56-58, 60, 308; Орбели и Тревер, 1935. рис. 8, 9, 11, 15; SPA, 1938, IX, рис. 213, 229б, 230а) и по другим памятникам изобразительного искусства раннего средневековья, например на рельефах Так-и-Бустана (SPA, 1938, табл. 163).
Способ ношения сабли резко отличается от способа ношения меча. Это, конечно, объясняется в первую очередь иным назначением сабли и вызвано потребностью быстро и удобно выхватывать саблю из ножен и в максимально короткий срок изготовиться для нанесения рубящего удара. В связи с этим сабля носилась под значительным углом к поясу, часто почти параллельно ему. Это хороню видно, например, на блюде с «согдийским всадником» (Смирнов, 1909, стр. 61; Орбели и Тревер, 1935, рис. 1).
Исходя из вышеперечисленных критериев, представляется возможным выделить три [17] изваяния с явными изображениями мечей, отнести их к раннему периоду древнетюркской скульптуры и датировать VI в. [18] Изображения других предметов на этих фигурах не противоречат такой датировке. Так, например, кубок изваяния № 43 находит себе аналогии в росписях Балалык-тепе, относящихся к VI в. (Альбаум, 1960, стр. 179). Серьги с шаровидными подвесками известны в VI в. и позднее в могильнике Кудыргэ (Руденко и Глухов, 1927, стр. 41), а также в ранних аварских погребениях Венгрии (Laszlo, 1955, табл. II).
Сабли и кинжалы наблюдаются на изваяниях №№ 1, 2, 4, 5, 6-13, 15-27, 29-60. Рассмотрим сначала изваяния №№ 9, 17 и 35. Большое значение для их датировки имеют формы рукоятей сабель, которые на них изображены. Особенно интересны навершия в виде слегка сплюснутой овальной петли. Сабли с такими рукоятями в кочевнических древностях евразийских степей встречаются довольно редко. На территории нашей страны такая сабля известна в единственном числе среди вещей Перещепинского клада (MAP, 34, 1914). Правда, петлевидное навершие здесь обломано, но его легко реконструировать по металлической обкладке, в которую оно было вправлено. В значительном количестве сабли с такими рукоятями встречаются в аварских курганах на территории Венгрии. Для некоторых из этих могильников такая форма оружия может быть признана типичной. Время перещепинской сабли и упомянутых аварских могил определено с достаточной убедительностью, это VII в. Несомненная аналогия и форме рукоятей сабель позволяет датировать наши изваяния временем не позднее VII в., ибо вряд ли в Восточном Казахстане они могли появиться позднее, чем в степях Придунавья.
Такое совпадение в форме наверший заставляет нас более внимательно отнестись к другим изваяниям, на которых изображены сабли и кинжалы с навершиями в виде петли. Правда, здесь они не настолько явно выражены, как это было на фигурах, рассмотренных выше. Однако в инвентаре кочевнических погребений неизвестны другие формы оружия с петлевидными навершиями, что позволяет, хотя и с меньшей долей очевидности, отнести все изваяния с изображениями такого вида оружия к VII в. Датировка других предметов, изображённых на перечисленных выше фигурах, не противоречит этому. Изображения сабель, кроме рассмотренных выше, не выходят за пределы форм, известных нам по археологическим исследованиям, а также по изображениям оружия на аналогичных изваяниях Южной Сибири и Монголии (Евтюхова, 1952; Кызласов, 1960; Грач, 1961). Вряд ли есть необходимость подробно на этом останавливаться, поскольку аналогичный анализ для изваяний Южной Сибири и Монголии уже проделан в указанных выше работах Л.А. Евтюховой, Л.Р. Кызласова и А.Д. Грача. Всё, что касается датировки сабель, вполне может быть распространено и на изваяния Тянь-Шаня и Семиречья.
Сосуды. Кубки на ножке изображены на изваяниях №№ 1-3, 5, 7-9, 13, 16-20, 23, 26, 29, 30, 34, 37, 38, 40, 41, 43, 48, 50, 53, 61, 72, 74 и др. Их форма неодинакова, однако всё это разные варианты широко распространённой формы кубка, восходящей, по мнению некоторых авторов, к «традиционным персидским прототипам» (Gyllensvärd, 1958, стр. 65). Часто такие кубки обнаруживаются в комплексах, датируемых VI-VII вв. (MAP, 34, 1914, табл. 12, 23; Тревер, 1947, стр. 130; Laszlo, 1955, табл. I). Нельзя также не обратить внимания на многочисленные изображения таких кубков в настенной живописи раннего средневековья, относящейся также к рассматриваемому времени (Альбаум, 1961, стр. 179). Вероятно, не только Иран, но и Средняя Азия могла быть поставщиком такой посуды. Вместе с тем некоторые кубки, очевидно, изготовляли на месте, копируя привозные образцы.
Хотя никто из исследователей не пишет об этом прямо, везде подразумевается, что на каменных изваяниях изображаются металлические кубки. Вряд ли в культовых пиршествах употреблялась глиняная посуда, не имевшая особом ценности. В неоднократно цитировавшихся выше работах Л.А. Евтюховой и А.Д. Грача изображения сосудов на каменных изваяниях уже были объектом специального исследования. Они были подвергнуты классификации, которую вряд ли можно назвать хронологической, однако в то же время предложить что-либо более эффективное сейчас трудно. Дело в том, что большинство кубков и сосудов, берущихся в качестве аналогии, происходит из случайных находок и, конечно, не может служить основой для более или менее чёткой хронологической шкалы. Датировка групп сосудов, предложенная Л.А. Евтюховой и использованная А.Д. Грачом, соответствует современному состоянию наших знаний в может быть вполне принята, правда с некоторыми уточнениями и дополнениями, которые уже относятся к изваяниям Тянь-Шаня и Семиречья.
Обращают на себя внимание различия в преобладающих формах сосудов между изваяниями Южной Сибири и Монголии, с одной стороны, и изваяниями Тянь-Шаня и Семиречья — с другой. Рассмотрим отношение количества изваяний с изображением кубков на ножке к общему числу изваяний с сосудами вообще.
Нетрудно доказать, что эти различия очень значимы (Урбах, 1963, стр. 264) и что в дальнейшем в Южной Сибири, например, на каждые вновь обнаруженные 100 изваяний с изображениями сосудов будет приходиться не более 13 изваяний с кубками на ножке; в то же время в Семиречье на каждые 100 новых изваяний с сосудами будет приходиться не менее 39 с кубками на ножках. [19] Если вспомнить, что эти формы сосудов ведут своё происхожде- нив из Персии (Gyllenevärd, 1958) и, вероятно, из Согда, то становится ясно, что преобладание на семиреченских изваяниях кубков на ножке — результат тесной связи с осёдло-земледельческим населением Средней Азии.
Кубки «уйбатско-копёнского» типа [20] встречаются на очень многих изваяниях из Южной Сибири (Евтюхова, 1952; Грач, 1961) и на некоторых статуях из Семиречья (см., например, №№ 11, 21, 32, 33). Датировка металлических и керамических сосудов подобной формы довольно определённа — VII-VIII вв. (Мелиоранский, 1902, стр. 17-22; Евтюхова, 1948, стр. 40-52; Кызласов, 1959а, стр. 212; Распопова, 1960, стр. 144-147).
Украшения. Серьги (№№ 3, 8, 9, 15, 17-19, 21, 23, 23, 28, 29, 32, 35, 39, 40, 44, 50, 53, 72, 73 и др.) воспроизводит широко известную форму серёг с шаро- или каплевидными подвесками и датируются VI-VIII вв.
Таким образом, если отдельные группы вещей не дают чёткой датировки, то весь комплекс предметов, показанных на рассмотренных изваяниях I типа, особенно изображения наверший сабель и кубков, позволяет выделить некоторые фигуры VII в. из всей совокупности изваяний, датируемых более широко — VI-VIII вв. К этому времени может быть отнесено наибольшее количество статуй четырёх первых иконографических групп (рис. 15). Изваяния II типа. ^
Изваяния II типа значительно труднее распределить хронологически, чем предыдущие, прежде всего потому, что, за исключением невыразительных сосудов, здесь почти не изображены датирующие предметы. Поэтому и обоснование датировки изваяний II типа соответственно слабее. Интуитивно чувствуются хронологические различия, но доказать их каким-то объективным образом почти невозможно. Высказанные здесь больше в форме догадок, чем научных рассуждений, соображения станут несколько яснее и убедительнее при чтении главы 4, раздела, который касается семантики изваяний II типа.
Изваяния II типа, вероятно, появились значительно раньше древнетюркских, какое-то время сосуществовали с ними, а затем пережили их и получили дальнейшее развитие в монументальной скульптуре кочевников Поволжья и южнорусских степей (рис. 15).
Древний, дотюркский период в скульптуре этого типа выделить пока не удаётся, хотя в его наличии можно не сомневаться.
Некоторые изваяния II типа имеют детали, свидетельствующие об их синхронности древнетюркским статуям. Это прежде всего отдельные изображения сосудов №№ 139, 140, 144, Рис. 15. Схема хронологии каменных изваяний Семиречья.(Открыть Рис. 15 в новом окне)145. [21] Затем наблюдается ряд стилистических аналогий. Например, стилизованное изображение бровей заметно на изваяниях №№ 136-138, 143, 144, и др. Исследования подобных по иконографии южносибирских изваяний с более выразительными деталями позволяют датировать перечисленные выше фигуры VIII-IX вв. (Кызласов, 1960, стр. 153; Грач, 1961, стр. 67). Одна из таких фигур имеет на спине надпись (Евтюхова, 1952, стр. 95, рис. 42). В связи с пересмотром датировки памятников енисейской письменности эта надпись и само изваяние отнесены ко второй половине IX в. (Кызласов, 1960в). Правда, нельзя считать доказанным, что надпись одновременна статуе, но и оспаривать датировку Л.Р. Кызласова пока нет оснований.
Особый интерес представляет группа изваяний, обнаруженных у памятника, связываемого народной легендой с эпическими героями Козы-Корпеш и Баян-Слу (Абрамов, 1858, 1858а; Баранов, 1899; Кастанье, 1910). Головные уборы изваяний, стилистические особенности, детали одежды и, наконец, общий изобразительный канон не оставляют никаких сомнений в непосредственной близости их к южнорусским «каменным бабам» не только по стилю, но и по времени. Что же касается сооружения, с которым они связаны, то сооружение подобной формы известно в Восточной Монголии и датируется X-XII вв. (Jisl, 1960, стр. 21. рис. 16; Вяткина, 1959). Показательно, что и статуи у памятника Козы-Корпеш постигла участь многих других. Ещё в первой половине прошлого века они находились внутри упомянутого сооружения (Левшин, 1832, стр. 205). Впоследствии их вытащили отсюда и разбили.
В заключение следует отметить, что датировка каменных изваяний на основе довольно устаревшей методики не может претендовать на точность и безошибочность. Вместе с тем эта методика апробирована в других подобных работах и даёт некоторое представление о хронологии рассматриваемых памятников. Нужно надеяться, что она будет исправлена в будущем с помощью каких-то более совершенных методов.
[15] Перевод этого текста, сделанный Э. Шаванном, не расходится с переводом Н.Я. Бичурина (Chavannes, 1904, стр. 14). Локализация «Усуньской земли» на Тянь-Шане сомнений не вызывает.[16] См. классификацию в предыдущей главе.[17] №№ 38, 43, 51 (см. приложение I).[18] К этому же времени, очевидно, относится одно из изваяний Тувы, опубликованное Л.Р.Кызласовым в Вестнике МГУ, № 1, 1960, стр. 65.[19] Расчёт сделан на основе правил сравнения двух вероятностей (Ван дер Варден, 1960, стр. 54-58).[20] Условное название кубков с петлевидной ручкой, аналогичных найденным в Уйбатском и Копёнском чаатасах.[21] Отметим, что в Южной Сибири значительно больше статуй II типа с изображениями явно древнетюркских сосудов (Евтюхова, 1952, №№ 19, 36. 37, 40, 42, 43, 44, 50, 52, 56, 62 и др.).
наверх |
главная страница / библиотека / к оглавлению книги / обновления библиотеки