С.В. Панкова, Н.Н. Николаев, С.В. Хаврин
Тувинская, Южно-Сибирская и
Центрально-Азиатская экспедиции в 2001-2007 годах.
Тувинская экспедиция Государственного Эрмитажа начала свою работу в 2001 году: в 2004 году она была переименована в Южно-Сибирскую в связи с расширением географии исследований и во избежание путаницы, т.к. в те же годы в Туве работала Тувинская экспедиция Института истории материальной культуры РАН. Тувинская экспедиция включала два отряда. Один из них (начальник С.В. Панкова) начал свои исследования на западе Тувы, на могильнике Усть-Хадынных. Памятник, впервые описанный и исследованный в 1970-е годы Сибирской археологической экспедицией Ленинградского Дворца пионеров, включал более 70 разновременных объектов. Среди них были зафиксированы сильно задернованные каменные сооружения, внешне сходные с наземными конструкциями могильника Кудыргэ на Алтае, вблизи границы с Тувой — уникального памятника раннетюркского времени, материалы которого хранятся в Государственном Эрмитаже. Задача первого сезона работ состояла в том, чтобы проверить это предположение, исследовав несколько подобных сооружений и в случае успеха заняться их изучением.
Два объекта были выбраны на разных участках могильника, однако, как выяснилось в результате раскопок, под ними оказались погребения предскифского и скифского времени (разграбленная циста монгун-тайгинской культуры и уюкско-саглынский сруб V в. до н.э.). Разведки, проведённые вверх по течению р. Устю-Ишкин, к перевалу, связывающему Алтай и Туву, выявили большое количество курганов скифского времени и отдельные крупные памятники с необычными конструкциями (Чугунов, Панкова, Хаврин, 2002). Однако материалы кудыргинского типа так и не были выявлены, и в следующем сезоне отряд сосредоточился на решении иных задач.
Объектом изучения снова стали памятники предтюркского и раннетюркского времени, но уже в Минусинской котловине — замкнутом горно-степном регионе к северу от Тувы. В I тыс. н.э. здесь существовала так называемая таштыкская культура, известная обычаем изготовления погребальных кукол и расписными гипсовыми погребальными масками. Отчасти она продолжала местные минусинские традиции, но в значительной степени представляла какое-то пришлое население. Существуют разные версии его происхождения — от таёжных племён, живших в лесах вокруг Минусинских степей, до групп, пришедших из оазисов Восточного Туркестана. Черты тех и других можно проследить в культуре таштыкских погребений (поселения этого времени малопоказательны и ещё слабо изучены), однако цельная картина из этих материалов не складывается. Между тем, таштыкцы создавали необычные изобразительные памятники — на плоских деревянных плакетках вырезались фигуры бегущих животных, сцены охоты и сражений. Серия таких плакеток представлена и в коллекции Эрмитажа (Тепсей III, раскопки
(304/305)
М.П. Грязнова 1967-1968 годов), в том числе на экспозиции в зале 31. Эти резные рисунки содержат ценную информацию по костюму, вооружению и даже исторической ситуации своего времени, так как очень детальны и фиксируют столкновения различных групп воинов (Панкова 2011). В силу непрочности материала деревянные планки сохраняются крайне редко; между тем имелось немало свидетельств о многочисленных изображениях, выполненных в том же стиле и технике на скалах Минусинской котловины (красных девонских песчаниках) и плитах курганных оград. Нашей специальной задачей стал поиск, картографирование, копирование и изучение таких изображений. В течение трёх сезонов (2002-2004) небольшой отряд из трёх-четырёх человек, включая водителя, работал в Республике Хакасия и южных районах Красноярского края. В результате были исследованы резные и выбитые изображения на восемнадцати памятниках: от сложных многофигурных композиций до небольших сцен и отдельных фигур. Большую помощь в исследовании этих комплексов, часто труднодоступных и малоизвестных, оказали археологии из Минусинска, Абакана, Кемерово, а также наши коллеги из Санкт-Петербурга 1. [сноска: 1 Пользуясь случаем, хотим принести свою искреннюю благодарность Н.В. Леонтьеву, А.И. Готлибу, B.C. Зубкову, А.И. Поселянину, В.П. Балахчину, Л.П. Ерёмину, Е.А. Миклашевич, О.С. Советовой, Н.А. Боковенко, Е.Д. Паульсу, а также водителю А.И. Толканёву, сотрудникам экспедиции В.Н. Архипову, М.Б. Слободзяну и Н.В. Царёву.] Копирование гравировок проводилось на плёнку для ламинирования гелевыми чернилами, фрагменты композиций и детали фигур фотографировались, и по этим увеличенным снимкам проверялась точность прорисовок. Выбитые композиции протирались на микалентную бумагу. Исследования велись и на памятниках наскального искусства, предшествующих таштыкским по времени — важно было понять, на каком культурном фоне появилась новая художественная традиция, связаны ли её истоки с местным или пришлым населением (Панкова, 2005).
Фиксация и подробное описание петроглифов — отдельная важная задача, ведь расположенные на скальных плоскостях изображения, особенно тонкие гравировки, подвержены выветриванию и другим природным разрушениям, а также страдают от надписей и граффити, оставляемых посетителями памятников. Бо́льшая часть изученных резных изображений опубликована. В первую очередь, это крупные комплексы, включающие по нескольку композиций одной эпохи — Ошкольская писаница, гравировки на плитах у с. Подкамень, петроглифы на горе Георгиевской (илл. 1-[2-3]-4), а также впервые обнаруженные композиции (илл. 5-6). В результате проделанной работы наскальные изображения таштыкской эпохи предстают как значительный пласт памятников, характеризующих свою эпоху. В 2013 году несколько микалентных копий участвовали в выставке «Наскальное искусство Сибири» в Российской академии художеств. Работы с петроглифами были завершены в 2004 году, а сама Южно-Сибирская экспедиция перешла под руководство К.В. Чугунова, с 2007 года начавшего новые исследования — раскопки погребений в Алтайском крае и в Туве (см. статью К.В. Чугунова).
Второй отряд экспедиции (Н.Н. Николаев, С.В. Хаврин) осуществлял спасательные исследования на погребально-поминальном комплексе Догээ-Баары вблизи г. Кызыла. Эти работы были продолжением исследований, ранее проводившихся Центрально-Азиатской экспедицией НИИ Культурного и природного наследия под руководством К.В. Чугунова и прерванных в связи с началом раскопок кургана Аржан 2. Раскопки на могильнике Догээ-Баары проводились Эрмитажем с 2001 по 2008 год (с 2004 года — в составе Центрально-Азиатской экспедиции под руководством Н.Н. Николаева). С самого начала в работе отряда принимал участие сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) к.и.н. В.А. Кисель,
(305/306)
Илл. 1. Ошкольская писаница, плоскость 3.
Илл. 2. Ошкольская писаница, плоскость 4.
(306/307)
|
|
Илл. 3. Могильник у д. Подкамень. Фигура на камне кургана 21.
|
Илл. 4. Георгиевская гора, плоскость 2А.
|
(307/308)
|
|
Илл. 5. Гора Куртуяк I, плоскость 5.
|
Илл. 6. Гора Сосниха, плоскость 2.
|
благодаря чему исследования носили комплексный археолого-этнографический характер (Кисель 2010).
Большая часть курганов, исследованных здесь до 2001 года, относились к V-IV векам до н.э. Эрмитажные раскопки, проводившиеся на участке Догээ-Баары II, охватили в основном памятники завершающего этапа скифской культуры в Туве (III-I века до н.э.), а также средневековые погребения IX-X веков. Первые содержали изделия, характерные для хуннских памятников Забайкалья (определённого вида керамика, костяные наконечники стрел), а также китайские импорты — фрагменты бронзовых зеркал, стеклянные бусы и остатки лаковых изделий. Вторые, представлявшие погребения, совершённые главным образом по обряду сожжения, принадлежали, по всей видимости, енисейским кыргызам, пришедшим в Туву из Минусинской котловины после разгрома уйгуров в 840 году.
На территории могильника Догээ-Баары II раскопано также поминальное (?) сооружение кокэльской культуры (начало н.э.) и несколько небольших безынвентарных каменных насыпей поминального характера.
В 2007 году начаты раскопки на могильнике Догээ-Баары I, расположенного на распахиваемых полях обширного фермерского хозяйства. Курганы, попавшие в зону активной хозяйственной деятельности, возводились в скифскую эпоху VI-IV веков до н.э., а также в эпоху распространения кокэльской культуры (I-III века н.э.). Параллельно с раскопками экспедиция проводила обследование ближайших склонов гор Догээ и Сесерлиг. В результате было выявлено более десятка каменных плоскостей с древними рисунками, выбитыми в разные эпохи от скифского времени до этнографической современности.
С 2008 года Центрально-Азиатская экспедиция сосредоточила свои усилия на раскопках погребального комплекса хуннского времени Оронгой в Забайкалье (см. статью Н.Н. Николаева [в издании нет]).
(308/309)
Литература. ^
Кисель В.А., Николаев Н.Н., Слободзян М.Б., Хаврин С.В. Работы Центрально-Азиатской экспедиции Государственного Эрмитажа. АО 2005 года. М., 2007.
Кисель В.А., Николаев Н.Н. Клад кузнеца-специалиста по конскому снаряжению из Юго-Западной Хакасии (предварительное сообщение) // Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул, 2005. С. 140-144.
Кисель В.А., Слободзян М.Б., Хаврин С.В. Спасательные раскопки на могильнике Догээ-Баары в Республике Тыва. АО 2008 года. М., 2011. С. 443.
Кисель В.А., Хаврин С.В. Новое местонахождение петроглифов в Республике Тыва // АО 2007 года. М., 2010. С. 467, 468.
Леонтьев Н.В., Панкова С.В. Петроглифы горы Георгиевской (таштыкские резные рисунки) // Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ). Вып. X. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 5-27.
Миклашевич Е.А., Панкова С.В., Мухарева А.Н. Петроглифы горы Сосниха // Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ). Вып. X. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 72-111.
Морозов С.В., Слободзян М.Б., Николаев Н.Н., Хаврин С.В., Кисель В.А. Работы Центрально-Азиатской экспедиции Государственного Эрмитажа // АО 2007 года. М., 2010. С. 498-500.
Николаев Н.Н., Хаврин С.В. Работы Кызыльского отряда Центрально-Азиатской экспедиции Государственного Эрмитажа. АО за 2003 год. М., 2004. С. 453, 454.
Панкова С.В. Таштыкские гравировки на севере Хакасии. АО за 2003 год. М., 2004.
Панкова С.В. «Фигуры-лопасти» на таштыкских изображениях лошадей // Тропою тысячелетий. Сборник научных трудов, посвящённый юбилею М.А. Дэвлет / Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ). Вып. IV. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 106-114.
(309/310)
Панкова С.В., Хаврин С.В. Работы Тувинской экспедиции // Отчётная археологическая сессия за 2001 год. СПб., Издательство Государственного Эрмитажа, 2002. С. 10-12.
Хаврин С.В. Китайские импорты в материалах могильника Догээ-Баары II (по материалам рентгено-флюоресцентного анализа) // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул, 2009.
Чугунов К.В. Могильник Догээ-Баары II как памятник начала уюкско-саглынской культуры Тувы (по материалам раскопок 1990-1998 гг.) // А.В.: Сборник научных трудов в честь 60-летия А.В. Виноградова. СПб., 2007. С. 123-144.
Чугунов К.В., Панкова С.В., Хаврин С.В. Работы в Центральной и Западной Туве // АО 2001 года. М., 2002. С. 495-497.
|