Б.И. Маршак
Серебро за меха.
В этой статье речь пойдет о множестве серебряных сосудов IV-XIV вв., которые были найдены в тайге на севере Европейской части России и в северо-западной Сибири. [1] Их начали находить ещё в позднем Средневековье, но находки продолжаются по сей день. С 1770-х гг. появились научные публикации этих сосудов, а с XIX в. они стали попадать в музеи, в основном в Эрмитаж. Самые ранние из этих сосудов были сделаны в Иране и Тохаристане еще в IV-V вв. н.э., приблизительно с 500 г. к ним присоединились византийские, несколько позднее — хорезмские, а с VII в. и согдийские. Около 750 или 800 г. на север начали привозить изделия Большого Хорасана — восточной части Аббасидского халифата и государств или сильных племенных объединений кочевников: хазар и венгров Восточной Европы. С X в. ведущую роль в этом обмене начала играть Волжская Болгария. Серебро обменивали на меха, добываемые финно-угорскими охотниками, которые нуждались в нём, потому что верили, а в долине Оби и сейчас иногда считают, что сосуд из белого металла может служить идолом или лицом идола, а жертвенное мясо можно класть только в светлую металлическую посуду. Кроме того, возможно, что для удачливых охотников и местной знати обладание серебряной утварью стало престижным. [2] Путешественники рассказывали, что язык северян был им непонятен, и обмен шёл между людьми, которые не только не говорили между собой, но даже не видели друг друга, выкладывая свои товары в отведённом для такой торговли месте и забирая оттуда товары своих партнёров. Трудно понять, как в таких условиях торговцы из южных стран сумели привить северным охотникам столь прибыльные для себя обряды и обычаи. Ситуация напоминает ту, которая сложилась в эпоху колониальной экспансии европейцев, быстро внушивших африканцам и коренным жителям Америки, как престижно иметь стеклянные бусы, бисер и прочие привозные вещи. «Немая торговля» могла быть всего лишь бродячим фольклорным мотивом, тогда как контакты продавцов и покупателей были более тесными.
Возможно, что в IX-X вв. и вторично во второй половине XII — начале XIII в. функционировал и Северный морской путь вокруг Норвегии, по которому поступали изделия Скандинавии, Рейнских земель или, возможно, Англии. [3]
Византийские и, как будто, итальянские, сирийские и киликийские изделия эпохи Крестовых походов попадали на Север, скорее всего, через порты Крыма и затем через Древнюю Русь и Волжскую Болгарию. Эти контакты с Византией не всегда имели существенное значение. Если Меховой путь функционировал на протяжении примерно тысячи лет, с IV по XIV в., то значительные связи с Византией засвидетельствованы только на протяжении двух довольно коротких отрез-
(72/73)
ков времени. В данной статье я пытаюсь ответить на вопросы: чем это было обусловлено и на какие периоды делится история Мехового пути?
Первыми этот путь освоили среднеазиатские купцы, которые привезли персидские (сасанидские) серебряные сосуды, встречающиеся в Камском бассейне чаще, чем где-либо в другом месте, не исключая и сам Иран. Однако самые ранние сасанидские блюда из Прикамья относятся приблизительно к середине IV в., хотя более ранние персидские серебряные сосуды III в. были найдены в Иране, Грузии и на Северном Кавказе, а династия Сасанидов утвердилась уже в 220-х гг. Есть, правда, одно сасанидское блюдо III в. из Камского региона, но у него на оборотной стороне имеется надпись согдийским курсивом, датируемым не ранее V в. [4] Три из пяти персидских сосудов IV в. тоже снабжены согдийскими надписями их владельцев, за одним исключением более поздними, чем сам иранский сосуд. Ещё три согдийские надписи обнаружены на сасанидском серебре V-VII вв. [5]
Таким образом, мы видим, что сравнительно ранние сасанидские сосуды попали на север не из самого Ирана, а через Согд. Можно думать, что Иран, как правило, не экспортировал свои серебряные сосуды, но согдийские купцы, доминировавшие на так называемом Шёлковом пути, получили возможность покупать эти блюда и чаши у кочевых завоевателей, которые в IV-V вв. боролись с Сасанидами за власть над Тохаристаном (древней Бактрией) — в первые века нашей эры центральной частью Кушанской империи. [6] Кочевники выбросили на рынок то, что хранилось в сокровищницах сасанидских наместников, правивших в бывшем Кушанском государстве. Серебро, видимо, стало настолько дешёвым, что обмен художественных изделий из него на меха сделался выгодным. Как характерный пример можно назвать блюдо со сценой охоты сасанидского принца, правившего в Кушаншахре (Кушанском царстве) в IV в. На оборотной стороне этого сосуда есть согдийская надпись того же столетия, свидетельствующая, что сосуд принадлежал правителю Чача (Ташкента), но найден он не под Ташкентом, а в Прикамье в 1893 г. [7] Тохаристанские (бактрийские) чаши III-IV вв. могли попасть к охотникам Прикамья тоже через Согд — северного соседа Тохаристана. [8]
Около 510 г. эфталиты, правившие первоначально на территории современного Афганистана, подчинили себе Согд. До этого они дважды разбили армию сасанидского государя Пероза. После первого поражения он попал к ним в плен и был отпущен лишь за огромный выкуп, а во время своей второй войны с ними убит в 484 г. Его преемники начали выплачивать эфталитам регулярную дань деньгами и, видимо, различными ценными предметами. Согдийские купцы, ставшие эфталитскими подданными, распространяли монеты Пероза, которые достигли Китая и Приобья. Надо отметить, что в Пермской области было найдено великолепное блюдо со сценой охоты Пероза на диких баранов. [9]
Итак, около 500 г. сасанидское серебро снова подешевело, а обмен между охотниками и согдийскими купцами стал более регулярным. В это время императором Византии был Анастасий, и, видимо, не случайно именно его штампы распознаются на самом раннем византийском сосуде из бассейна Камы. [10] Ко времени Юстиниана (527-565) относятся штампы уже на нескольких блюдах. Мне не известно, подешевело ли тогда серебро и в Византии. Об этом хотелось бы спросить специалистов по истории Византии.
Стоит отметить, что на блюде со штампами Юстиниана имеется надпись бухарским вариантом согдийского письма, примерно того же времени, что и штампы, сообщающая, что сосудом владел тогдашний правитель Бухары. [11] Другая среднеазиатская (хорезмская) надпись засвидетельствована на византийском блюде со штампами Константа II (641-651/2 гг.). [12] Собственную продукцию Хорезма — серебряные чаши VI-VIII вв. — вывозили на север наряду с сасанидскими и византийскими сосудами. Лёгкие, небольшие чаши Хорезма конкурировали с полновесными бактрийскими, иранскими или византийскими блюдами. Их на севере найдено не менее девяти. [13] Не ранее 600 г. на север повезли и согдийскую серебряную посуду, в VI-VII вв. тоже довольно тонкостенную. [14] Позднее — с конца VIII по IX в. — согдийская и трудно отличимая от неё чачская и хорасанская (мервская?) продукция становится преобладающей в потоке серебра, идущего на север, вытесняя там византийскую продукцию; запад Ирана времени после падения Сасанидов представлен несколькими сосудами. [15]
О значении византийского вклада в циркуляцию серебряных сосудов по торговым путям говорят, в частности, подражания византийским
(73/74)
образцам, выполненные согдийцами. Например, типично согдийский кувшин имеет на дне имитации пяти штампов первой половины VII в. [16] Возможно, мастер хотел выдать своё изделие за более престижный сосуд, привезённый из Византии. Можно привести и другие примеры. Недавно я получил из Улан-Батора фотографии серебряной чаши из частной коллекции. [17] Чаша найдена в Монголии, на территории Восточнотюркского каганата конца VII — первой половины VIII в. На её дне тоже имитация византийских штампов VII в. рядом с геральдическим знаком в виде горного козла, характерным для Восточнотюркской династии, и тюркской рунической надписью с именем владельца, но орнамент на стенках чаши в основном согдийский, немного изменённый в духе кочевнической привычки к многократному повторению одинаковых завитков растительного орнамента. Форма и пропорции ближе к кочевническим чашам-ковшам, хотя многие детали ручки согдийские. Это согдийско-тюркская чаша VII в., вероятно, попавшая к её восточнотюркскому владельцу не ранее рубежа VII-VIII вв. (ил. 1: 1-3; 2: 1-3).
Другой пример — согдийская гранёная кружка VIII в., найденная в Прикамье. [18] У неё над ручкой две маски сатиров — воспроизведение римского мотива. Самый восточный сосуд из Прикамья — тибетский VII-VIII вв., его форма такая же, как у чаши из Монголии, а на щитке над ручкой есть голова Силена в фас между двух голов слонов в профиль. [19] Надо сказать, что в Тибет классическая маска Силена попала, видимо, через согдийцев, поскольку парные головы слонов — мотив согдийский. Они обнаружены на ручке ещё одной согдийской кружки, на этот раз найденной в Китае. [20] Эти головы расположены так же, как парные маски сатиров.
Все приведённые материалы ещё раз показывают, что согдийцы, которые господствовали на Шёлковом пути с III по начало IX в., участвовали не только в торговле, но и в обмене художественными мотивами между Римом и Византией, с одной стороны, и Центральной Азией и Китаем, с другой. Кроме того, византийское влияние на согдийскую торевтику позволяет предположить, что немало сосудов этой страны попадало в Согд. Однако в Прикамье византийских сосудов найдено в два раза меньше, чем сасанидских (17 на 34). Падение Сасанидской империи под натис-
ком арабов в середине VII в. могло резко увеличить долю сасанидской продукции на рынке. Арабы, захватившие сокровища Царя Царей и его вельмож, конечно, продали часть своей добычи купцам ещё независимых стран Средней Азии: Согда и, возможно, Хорезма. Интересно отметить, что хорезмская надпись владельца есть на лучшем образце согдийского серебра — кувшине с изображениями крылатого верблюда, [21] а на согдийских сосудах почему-то меньше согдийских владельческих надписей, чем на сасанидских.
Среднеазиатские и восточноиранские торговцы были в контакте с северянами и в аббасидский период (вторая половина VIII-IX вв.). Важное изменение торговых путей произошло на век раньше, во второй половине VII в., когда серебряные сосуды начали привозить не только в бассейн Камы, но и в Приобье. [22] Надо сказать, что блюдо начала V в., единственный сасанидский сосуд из Приобья, имеет на наружной стороне новоперсидскую надпись приблизительно X в. В ней всего два слова: «серебряная чаша». [23]
Исламские, в основном восточноиранские и мавераннахрские, сосуды VIII-IX, X и XI вв. нередки среди находок в обоих северных регионах: европейском и сибирском. [24] В VIII-IX вв. арабские серебряные монеты стали проникать в Прикамье. Это было начало того процесса, который в X в. «наводнил» Русь и балтийские страны саманидскими дирхемами. [25] Христианские (несторианские) блюда из Семиречья были найдены в Прикамье и Приобье. Их дата — приблизительно 800-950 гг. [26]
Напротив, византийский импорт внезапно прекращается во второй половине VII в. Можно думать, что это связано с политикой Хазарского каганата, возникшего в это время. Однако до этого момента византийские торговцы, возможно, сами путешествовали по Меховому пути, конкурируя или сотрудничая со среднеазиатскими. Иначе трудно было бы объяснить, почему среднеазиатские надписи есть только на 11,7 % византийских сосудов VI-VII вв. из Прикамья, в то время как на сасанидских IV-VII вв. их 20,6 %. Надо отметить, что кто-то даже завез около 300 серебряных монет Ираклия в языческое святилище в Бартыме (Прикамье). [27] Однако в Приобье нет ранних византийских сосудов, поскольку оно было вовлечено в торговлю мехами лишь во второй половине VII в. В VIII-IX вв. сами хазары
(75/76)
делали свои сосуды из привозного серебра. Один из них попал в Прикамье, а другой — в Приобье, причем первый имеет форму согдийской кружки, а второй — византийской труллы, [28] но их декор хазарский.
Стиль сосудов восточноевропейских венгров сложился под влиянием иранских образцов IX в., но он также предвосхищает искусство дунайской Венгрии X в. [29] Сосуды и бляхи IX и, может быть, X вв., выполненные восточными венграми, найдены в бассейнах Камы и Оби.
С середины X в. и до монгольского нашествия в XIII в. Волжская Болгария, до начала X в. вассал Хазарии, была независимым государством. Она стала наиболее важным участком Мехового пути. Купцы мусульманской Волжской Болгарии оказались посредниками для торговцев мехами из южных стран. Кроме того, их собственная торговля
Ил. 3.
Блюдо с изображением вознесения Александра Македонского.
Ок. 1210 г. Серебро. ГЭ.
(76/77)
с северными охотниками сделалась столь интенсивной, что они научились учитывать вкусы этих покупателей. Серебряные изделия Волжской Болгарии декорированы в смешанном стиле, для которого характерно сочетание исламских и финно-угорских мотивов. [30] Несколько византийских серебряных сосудов X — начала XIII в. попало на север, вероятно, через Болгар. Среди них — две кружки X в. (одна — с почти цилиндрическим, а другая — с выпуклым туловом) [31] и ковш, по-видимому, XI в. [32] Однако нет ничего византийского с середины VII по IX в.
В X в. в Приобье попадают и западноевропейские вещи, как, например, фибула, типичная для скандинавской продукции времени викингов. [33] Найдено и несколько западных (северогерманских, рейнских или английских и фламандских) вещей романского стиля (XII — начало XIII в.), в том числе бронзовые водолеи и 5 серебряных чаш с крышкой (от них обычно сохраняются или чаши, или высокие чашевидные крышки). [34] В частности, в кладе из с. Мужи были чаша и две крышки рейнского или английского круга, изготовленные во второй половине XII в. и около 1200 г. [35] В том же кладе находилось блюдо с изображением вознесения на небо Александра Македонского (ил. 3). Мне кажется весьма вероятным, что оно было изготовлено греческим мастером около 1210 г. для греческого вассала латинского императора Константинополя Генриха Фландрского. [36] Новый клад византийских серебряных блюд, приобретённых недавно греческими музеями, показывает, что более поздняя дата этого сосуда из с. Мужи невозможна. [37]
Западные изделия могли попадать в Приобье и Пермь по Северному морскому пути — вокруг Норвегии или через Балтийское море, причём Балтийский путь имел две ветви: на Смоленск и на Новгород. Надо отметить, что в 1229 г. немецкие купцы получили право путешествовать по русским городам согласно своему договору со Смоленским княжеством. Немцы бывали и в Волжской Болгарии. [38]
Напротив, более могущественные новгородцы старались монополизировать все контакты с Пермью, Печорой и Югрой (которая, очевидно, находилась в низовьях Оби). Они брали дань с этих земель мехами и серебром, видимо, ранее туда завезённым и принадлежавшим языческим святилищам и отдельным семьям, поскольку тогда там этот металл не добывали. Время от времени новгородцы совершали грабительские набеги. Вероятно, именно поэтому древнерусские вещи в Приобье редки и невысокой ценности. [39] Однако византийские сосуды XII в. могли попасть в северные таёжные земли через Крым, южную Русь и Волжскую Болгарию. В течение этого столетия экспорт серебра из Средней Азии и Ирана прекратился, но Волжская Болгария оставалась основным поставщиком серебряных изделий для северных охотников, хотя она тоже не имела серебряных рудников и получала этот металл от своих западных и южных торговых партнеров. Говоря о ситуации XII в., нельзя забывать, что в этот период даже в Константинополе жило много итальянских купцов. Хотя в 1171 г. венецианцев изгнали из Константинополя, а их имущество конфисковали, итальянцы продолжали господствовать на морских путях восточного Средземноморья. Южные сосуды XII в. не так многочисленны, как византийские VI-VII вв. На одной провинциальной византийской чаше, купленной в Сибири, есть древнерусская надпись владельца [40] (ил. 4). Правда, в данном случае Ю.А. Пятницкий выяснил, что чашу приобрели у семьи, переселившейся из Нижнего Новгорода, [41] но остаются две возможности: или этот сосуд привезли в Сибирь из Нижнего Новгорода в XIX в., или выходцы из этого города получили чашу уже в Сибири от человека, который её там нашел. Последнее представляется более вероятным. Недавно Эрмитаж приобрел в Перми серебряный церковный сосуд — евхаристическую чашу XII в., выполненную в итало-византийском стиле. На ней есть так называемый знак Рюриковичей XII в. и русская надпись того же времени с точным обозначением веса сосуда. [42] Другие серебряные изделия XII — начала XIII в. из Прикамья и Приобья — это крышка византийской чаши (ил. 5); [43] возможно киликийская, Вильгортская чаша (ил. 6); [44] чаша с крышкой из христианских земель вдоль малоазийской границы Византии (может быть, Эдессы?), найденная в Барсовом Городке (ил. 7), [45] и два сосуда XII в., скорее всего, из Сирии, завоёванной крестоносцами (оба обнаружены в Приобье). [46] Относительно сосудов, возможно, доставленных из Киликии и Эдессы, надо учесть, что они старше первой волны армянских эмигрантов в Крым, поселившихся там уже после монгольского завоевания. [47]
(77/78)
|
|
Ил. 4. Византийская чаша из Берёзова. Серебро. ГЭ. |
Ил. 5. Крышка византийской чаши. XII-XIII вв. Серебро. ГЭ. |
|
|
(78/79)
|
|
Ил. 6. Вильгортская чаша. XII-XIII вв. Серебро. ГЭ. |
Ил. 7. Чаша с крышкой из Барсова Городка. XII-XIII вв. Серебро. ГЭ. |
|
|
(79/80)
Во второй половине XIII и в XIV вв. восточный Крым, Волжская Болгария и все земли между ними принадлежали Золотой Орде. В это время на меха обменивали только сосуды золотоордынского стиля, тщательно описанного М.Г. Крамаровским. [48] Серебра в этом богатом государстве было очень много.
В заключение можно кратко перечислить восемь периодов истории Мехового пути.
Первый. Конец IV-V вв. — это время первых контактов среднеазиатских купцов с северными охотниками в Прикамье.
Второй. Конец V-VI вв. Преобладают среднеазиатские купцы. Византия втягивается в торговлю с Севером серебряными сосудами.
Третий. Первая половина VII в. Расцвет всей торговли с Прикамьем. Согдийцы начинают экспорт своих собственных сосудов в дополнение к персидским и византийским.
Четвертый. Конец VII-VIII вв. Прекращается византийский импорт. Хорасан и Мавераннахр наиболее активны. Приобье втягивается в торговлю мехами за серебро.
Пятый. IX в. Хорасан и Мавераннахр были по-прежнему активны. Хазарские и венгерские (не дунайские, а восточноевропейские)серебряные сосуды появляются в Прикамье и Приобье.
Шестой. X-XI вв. Волжская Болгария становится монополистом. Товары других стран идут через нее. На север попадали волжскоболгарские и восточноисламские сосуды, тогда как византийских очень мало.
Седьмой. XII — начало XIII в. Новгородская экспансия и Северный морской путь становятся важными факторами. Импорт из Средиземноморья через Крым, Русь и Волжскую Болгарию значительно возрастает по сравнению с предыдущим периодом. Прекращается привоз серебра из Ирана и Мавераннахра.
Восьмой. Середина XIII — конец XIV в. Золотая Орда, тогда включившая в себя Волжскую Болгарию, становится монополистом в торговле серебряными сосудами с Прикамьем и Приобьем. Торговля менее интенсивна, чем в раннем Средневековье, поскольку финно-угорские племена платили дань Золотой Орде, Новгороду и, позже, Москве, которые стали важными поставщиками мехов на мировой рынок.
Далее, вплоть до конца XVI в., когда монополистом оказалась Россия, нет материальных свидетельств о северной меховой торговле. Византия (через Крым) была вовлечена в торговлю серебром за меха в VI и первой половине VII в. Затем следует перерыв примерно с 660-х до 900-х гг. Позже, в X — начале XIII в., Византия участвовала в северной торговле только через Русь и Волжскую Болгарию, которые стали посредниками, тогда как Северо-Западная Европа вступила в контакт с Приобьем, скорее всего, по Северному морскому пути.
[1] Основные работы: Смирнов Я.И. Восточное серебро: Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. СПб., 1909; Matzulewitch L. Byzantinische Antike. Berlin; Leipzig, 1929; Чернецов B.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Приобье. // ТИЭ. Нов. сер. 1947. Т. 1. С. 113-134; Лещенко В.Ю. Использование восточного серебра на Урале. // Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв.: произведения восточной торевтики на территории Европейской части СССР и Зауралья. М., 1976. С. 176-188; Даркевич В.П. Произведения западного художест-венного ремесла в Восточной Европе (X-XIV вв.) // САИ. Вып. E1-57. М., 1966; Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII вв. М., 1975; Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв....; Effenberger A. und andere. Spätantike und frühbyzantinische Silbergefässe aus der Staatlichen Ermitage Leningrad. Ausstellung der Staatlichen Ermitage Leningrad in der Frühchristlich-byzantinischen Sammlung der Staatlichen Museen zu Berlin. Dezember 1978 bis März 1979 [Berlin, 1978]; Сокровища Приобья: Каталог выставки / Предисл. М. Пиотровского. Вступ. ст. Б. Маршака. Ред. Б. Маршак, М. Крамаровский. СПб., 1996; Фёдорова Н.В. Сокровища Приобья в истории западносибирского Средневековья // Сокровища Приобья: Западная Сибирь на торговых путях Средневековья: Каталог выставки. Салехард, 2003. С. 9-18; Бауло A.B. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004.
[2] Лещенко В.Ю. Использование восточного серебра... С. 188; Фёдорова Н.В. Западносибирское Средневековье в зеркале художественного металла (VIII-XIV вв.) // Северный археологический конгресс. Екатеринбург. 2002. С. 210-221; Фёдорова Н.В. Сокровища Приобья... С. 9-18; Бауло А.В. Атрибутика и миф... С. 20-21.
[3] Сокровища Приобья... С. 14, 25 (Б.И. Маршак). С. 82 (Н.В. Фёдорова). С. 104 (О.И. Давидан). С. 165-199 (М.Я.Крыжановская).
[4] Маршак Б.И. Согдийское серебро: Очерки по восточной торевтике. М., 1971. С. 79, 80. Рис. 30; Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирака III-VIII веков. М., 1987. С. 49, 51, 52, 107, 121, 123. Табл. 1.
[5] Лившиц В.А., Луконин В.Г. Среднеперсидские и согдийские надписи на серебряных сосудах // ВДИ. 1964. № 3. С. 167-176.
(80/81)
[7] Лившиц В.А., Луконин В.Г. Среднеперсидские и согдийские надписи... С. 170-172; Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро... С. 61-62, 108, 121, 123-124. Табл. 14, 15.
[8] Маршак Б.И. «Бактрийские» чаши. // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978. С. 258-268; Marschak B.I. Silberschätze des Orients. Metallkunst des 3-13. Jahrhunderts und ihre Kontinuität. Leipzig, 1986. S. 35-39, 247-254, Taf. 14,15; Marshak B.I. Central Asian Metalwork in China. [Exh. cat.]. China. Dawn of a Golden Age. 200-750 A.D. The Metropolitan Museum of Art. New York, 2004. P. 47-50, 55. N 19, в подписи под рис. 35 вместо ГИМ ошибочно указан Эрмитаж.
[9] Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро... С. 73-74, 108, 109, 126. Табл. 16, 17.
[10] Matzulewitsch L. Byzantinische Antike... S. 6, 7, 75-80. Taf. 16, Abb. 9-11.
[11] Лившиц В.А., Луконин В.Г. Среднеперсидские и согдийские надписи... С. 165-167; Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Т. 1. М., 1977. С. 97. Кат. № 132.
[12] Лещенко В.Ю. Новое византийское блюдо из Верхнего Прикамья. // СГЭ [Вып.] XXXI. 1970. С. 49-51; Искусство Византии в собраниях СССР. Т. 1. М., 1977. С. 109. Кат. № 149.
[13] Azarpay G. Nine inscribed Chorasmian bowls // Artibus Aside. S. XXXI. Ascona, 1969. P. 185-203; Marschak B.I. Silberschätze des Orients... S. 240-245; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 103, 105-114. Табл. 24, 25. Рис. 14.
[14] Маршак Б.И. Согдийское серебро... Рис. 14, Т9, Т10, Т21.
[15] Маршак Б.И. Согдийское серебро, passim; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 75-100; Marschak B.I. Silberschätze des Orients... S. 42-93, 297-304; Бауло А.В., Маршак Б.И. Серебряный ритон из хантыйского святилища // АЭАЕ. № 3. 2001. С. 113-141. Западноиранские сосуды относятся, скорее, ко второй половине VII и VIII вв. См.: Тревер К. В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро... Кат. № 15, 40, 41.
[16] Маршак Б.И. Согдийское серебро... С. 86-90, Т11, конкорданс к таблице.
[17] Приношу мою искреннюю благодарность господину М. Одхуу (М. Odkhuu) за любезное разрешение опубликовать эту, принадлежащую ему, чашу.
[18] Маршак Б.И. Согдийское серебро... Т26; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... Кат. № 18. Табл. 18: 2-4.
[19] Даркевич В.П. Художественный металл Востока... Кат. № 54. Табл. 15; Marshak В.I. «Plate. Tibet, 8th or 9th century A. D.». Ancient Art from the Shumei family collection. The Metropolitan Museum of Art, New York. P. 81-83; Marshak B.I. Central Asian Metalwork in China... P. 50.
[20] Gyllensvärd Bo. T’ang gold and silver. Stockholm, 1957. P. 23, 35, 63, 64, 203, 217. Fig. 24 k, 77 aa; Маршак Б.И. Согдийское серебро... Т25; Sasan Asha Perushia Koin. Chukinto Bunka Senta. Tokyo, 2003. P. 15. Fig. 17 (сейчас кружка принадлежит Центру культуры Среднего Востока в Токио).
[21] Смирнов Я.И. Восточное серебро... Фот. 84; Маршак Б.И. Согдийское серебро... Рис. 4, Т7; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 23, 24. Табл. 10.
[22] Сокровища Приобья... С. 6, 9 (Б.И. Маршак).
[23] Бауло А.В. Сасанидское серебряное блюдо с реки Сыня // АЭАЕ. № 1 (9). 2002. С. 142-148.
[24] Маршак Б.И. Серебряные сосуды X-XI вв., их значение для периодизации искусства Ирана и Средней Азии // Искусство и археология Ирана. Вып. 11. М., 1976. С. 148-173; Маршак Б.И. Согдийское серебро... С. 76-79, 86-89, 96-112, 308, 354; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 75-85, 114-132; Бауло A.B., Маршак Б.И. Серебряный ритон... С. 113-141.
[25] Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского Средневековья. Домонгольский период. М., 1956. С. 86-100.
[26] Маршак Б.И. Согдийское серебро... С. 11; Marschak В.I. Silberschätze des Orients... S. 320-324. Abb. 209-214; Гемуев И.Н. Ещё одно серебряное блюдо из Северного Приобья // Изв. СО АН СССР. Сер. ист., филол. и филос. Новосибирск, 1988. Вып. 1. № 3. С. 39-48; Бауло А.В. Серебряное блюдо с Малой Оби // АЭАЕ. № 4 (4). 2006. С. 143-153; Бауло А.В. Атрибутика и миф... С. 23-30. Рис. 5, 7. Новые находки подтвердили мои предположения о библейском сюжете на знаменитом Аниковском блюде со сценой осады и о том, что оно является слепком конца IX-X вв. с более раннего сосуда. Блюдо с бесспорно библейским сюжетом — изображением царя Давида — конца VIII или, скорее, начала IX в. отличается от Аниковского прекрасным рисунком. Напротив, Нильдинское блюдо, которое восходит к тому же образцу, что и Аниковское, судя по грубости рисунка, нанесённого после отливки, тоже вряд ли моложе конца IX в. На нём, однако, оружие и сбруя всадников воспроизведены ближе к оригиналу, без поздних признаков соответствующих деталей Аниковского блюда.
[28] Маршак Б.И. Согдийское серебро... С. 36, 54, Т40; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 167-170. Табл. 54; Сокровища Приобья... С. 74-76. Кат. № 27 (Б.И. Маршак).
[29] Маршак Б.И. Серебряные сосуды X-XI вв., их значение для периодизации искусства Ирана и Средней Азии // Тез. докл. 2-й Всесоюзной конф. по искусству и археологии Ирана. М., 1976; Маршак Б.И. Серебряные сосуды X-XI вв... С. 152-154; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 172-173. Табл. 56; Сокровища Приобья... С. 16-19, 114-121. Кат. № 53, 55 (Б.И. Маршак); Бауло А.В., Маршак Б.И., Фёдорова Н.В. Серебряные блюда с реки Войкар // АЭАЕ. № 2. 2004. С. 107-114.
[30] Лещенко В.Ю. Бляхи с охотничьими сценами из Поволжья // СА. № 3. 1970. С. 136-148; Маршак Б.И. Серебряные сосуды X-XI вв. ... // Тез. докл...; Маршак Б.И. Серебряные сосуды X-XI вв. ... С. 152-154; Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 173. Табл. 55:4-8;
(81/82)
Сокровища Приобья... С. 13-16, 92-93, 98-99 (Б.И. Маршак), 80-85, 90-91, 94-97, 100-102 (Фёдорова Н.В.); Фёдорова Н.В. Торевтика Волжской Болгарии: серебряные изделия X-XIV вв. из зауральских коллекций // Труды Камской археол. экспедиции. Пермь, 2003. Вып. 3. С.138-153.
[31] Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 173-176. Табл. 37: 1-3; Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978. С. 42-43. Рис. 29. Близость формы и орнамента этой кружки из музея в Березниках к образцам X в., в частности к бордюру Лимбургской ставротеки (там же, рис. 9), позволяет предположить, что этот сосуд может быть датирован X в. (Даркевич В.П. Художественный металл Востока... С. 176).
[32] Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966. Табл. 205-207; Искусство Византии в собраниях СССР. Т. 2. 1977. С. 86, 88. Кат. № 551.
[33] Сокровища Приобья... С. 164. Кат. № 71 (О.И. Давидан).
[34] Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла... С. 38-42. Кат. № 68-70. Табл. 19: 26, 1-2; Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972. С. 141-143; The Year 1200. The Metropolitan Museum of Art [Exh. Cat.], New York, 1970. Cat. N 169; Лапковская Э.А. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. Изделия из металла. М., 1971. Кат. № 53.
[35] Сокровища Приобья... С. 165-199 (М.Я. Крыжановская).
[36] Эту свою гипотезу я попытался обосновать в трёх статьях: Маршак Б.И. Вступ. ст. к каталогу «Сокровища Приобья...». С. 25-41; Маршак Б.И. Серебряное блюдо со сценой полета Александра Македонского // Византинороссика. Т. 2. СПб., 2003. С. 2-41; Marshak B.I. Plate with the Ascension of Alexander the Great. The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843-1261. [Exh. cat.]. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1997. C. 399-401.
[37] Ballian A., Dranaki A. A Middle Byzantine silver treasure // Μουσειο Μπενακη, 2003. T. 3. P. 47-77.
[38] Рыбаков Б.А. Торговля // История культуры Древней Руси. Т. 1. М.; Л.,1949. С. 349.
[39] Фёдорова Н.В. Западная Сибирь и мир средневековых цивилизаций. История взаимодействия на торговых путях // АЭАЕ. № 4 (12). 2002. С. 93.
[40] Даркевич В.П. Светское искусство Византии... С. 80-99; Банк А.В. Прикладное искусство Византии... С. 46-51, 62, 63. Рис. 33.
[41] Пятницкий Ю.А. К истории поступления в Эрмитаж византийской серебряной чаши XII в. // Византия в контексте мировой истории: Материалы науч. конф., посвящ. памяти А.В. Банк. СПб., 2004. С. 132-138.
[42] Маршак Б.И., Пятницкий Ю.А. Чаша Евхаристическая // Синай 2000. С. 95-97.
[43] Банк А.В. Византийское искусство... Табл. 208-212; Искусство Византии в собраниях СССР... С. 89. Кат. № 554; Даркевич В.П. Светское искусство... С. 100-117 etc.; Сокровища Приобья... С. 25-26,146-147 (Б.И. Маршак).
[44] Орбели И.А. Киликийская серебряная чаша конца XII в. // Памятники эпохи Руставели. Л., 1938. С. 261-274. Табл. 47,48; Даркевич В.П. Светское искусство Византии... С. 229-230; Банк А.В. Прикладное искусство Византии... С. 58-61. Рис. 45-61; Marschak B.I. Silberschätze des Orients... Abb. 152-154, 157 etc.; Сокровища Приобья... С. 25-26, 140-141 (Б.И. Маршак).
[45] Фёдорова Н.В. Два серебряных сосуда из района г. Сургута // СА. 1960. № 1. С. 183-194; Сокровища Приобья... С. 140-141 (Б.И. Маршак).
[46] Смирнов Я.И. Восточное серебро... Фото 93; Маршак Б.И. Серебряные сосуды X-XI вв. ... С. 22; Marschak В.I. Zur Toreutik der Kreuzfahrer // Metallkunst von Spätantike bis zum ausgehenden Mittelalter. Berlin, 1982. S. 180,182. Abb. 22; Marschak B.I. Silberschätze des Orients... S. 112-120. Abb. 142-143, 148, 150, 162; Сокровища Приобья... С. 162-163 (Б. И. Маршак).
[47] Армянская сабля из Приобья относится к XII-XIII вв.: Джанполадян Р.М., Кирпичников А.Н. Средневековая сабля с армянской надписью, найденная в Приполярном Урале // ЭВ. 1972. Вып. 21. С. 23-29 с ил.
[48] Крамаровский М.Г., Фёдорова Н.В. Восточный художественный металл из Среднего Приобья. Новые находки. Л., 1991; Фёдорова Н.В. Золотоордынская торевтика в Приобье // Исследования по средневековой археологии лесной полосы Восточной Европы. Ижевск, 1991. С. 193-204; Сокровища Приобья... С. 200-210 (М.Г. Крамаровский); Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001.
|