[ сборник ]
Византийская идея.
Византия в эпоху Комнинов и Палеологов.
К XXI Международному конгрессу византинистов (Лондон, 21-26 августа 2006 года).
// СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. 248 с. (216 с.+ цв. табл.)
ISBN 5-93572-219-4
Содержание
Цветная вкладка [цв. табл. I-XXXII]
Л.М. Воронцова. Византийские камеи из ризницы Троице-Сергиевой лавры. — 11
В.В. Гурулёва. Хрисовул Андроника II Палеолога в Музее промышленности и искусств им. Д.Г. Бурылина (г. Иваново). — 31
В.Н. Залесская. Византийская керамика типа «Зевксипп» в свете новых открытий торевтики XII-XIII веков. — 36
А.Я. Каковкин. Деревянное резное панно из церкви Абу Сарга в Каире. — 44
М.Г. Крамаровский, В.Д. Гукин. Крест-реликварий XII — начала XIII века из могильника в пригороде золотоордынского города Солхата (Крым). — 53
М.Я. Крыжановская. А.П. Базилевский и его коллекция «памятников становления христианского искусства». — 62
А.С. Мирзоян. Грузинский прецессионный крест из собрания Эрмитажа. Вопросы датировки. — 82
О.В. Ошарина. Образ св. Даниила во рву львином в византийском искусстве позднекомниновского времени. — 93
Е.В. Платонов. Отпечаток солида Юстиниана II в русском соборнике XVII века. — 103
Л.Д. Притула. Свинцовая ампула из раскопок в Херсонесе. — 108
Ю.А. Пятницкий. Две мозаичные византийские иконы из собрания А.П. Базилевского. — 111
А.И. Романчук. Две стеатитовые иконки из портового района Херсонеса. К вопросу о месте и времени изготовления. — 137
Н.В. Семёнов. Деревянные резные панели XI века из церкви Св. Варвары в Каире. — 143
Т.И. Слепова. Кипрские безанты Гуго I (1205-1218 гг.) из собрания Эрмитажа. — 156
A.Ю. Степанов, Е.П. Степанова. Фреска XIV века из Чембало. Новые открытия. — 162
Е.В. Степанова. Печати с монограммами X-XIV веков из собрания Эрмитажа. — 169
И.А. Стерлигова. Малоизвестные произведения средневизантийской глиптики в Музеях Московского Кремля. — 180
С.В. Томсинский. К вопросу о местоположении остатков культового сооружения на Райковецком городище. — 186
B.С. Шандровская. Представители рода Вранов (XI-XIII века). — 192
Т.И. Галич. К вопросу о восприятии памятников византийского искусства XII-XIV веков современными зрителями. Эстетико-социологический ракурс. — 200
Резюме. — 205
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный высшего покров.
А.С. Хомяков
(8/9) [ Предисловие ]
Византийская идея как историко-культурное понятие — это идея вселенской государственности, которая сформировалась тогда, когда империя евразийского ареала приняла статус священной державы, пребывающей под знаком истинной веры. Две взаимосвязанные доктрины — «Константинополь — новый Рим» и «Константинополь — новый Иерусалим» — лежали в основе этой идеи. Она обладала огромной притягательной силой как на Западе, так и на Востоке ойкумены на протяжении Средневековья. О Византии как об «образе царства Правды» «мечтали среди холодных туманов Скандинавии, на берегах русских рек, в крепких замках Запада и в банках жадной Венеции» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. T. I. С. 13).
Главной темой XXI Международного конгресса византинистов (Лондон, 21-26 августа 2006 г.) провозглашена демонстрация — Display, Representation — современному миру величия империи ромеев. В приуроченном к конгрессу сборнике статьи подобраны таким образом, чтобы раскрыть во всём многообразии и имперском блеске расцвет искусства Византии и стран византийского культурного круга как в эпоху правления династии Комнинов, так и после восстановления империи в 1261 г. при Палеологах. Ибо по числу дошедших до нас памятников, их техническому и художественному совершенству этот период не имеет себе равных. В искусстве этому времени окончательно утвердился призванный выразить глубину греческой религиозности торжественный, возвышенный стиль. Он достиг наивысшего расцвета на константинопольской почве и сохранял ведущую роль во всех областях искусства, приобрёл огромную силу экспансии, так что произведения столичных мастеров становились для ближних и дальних соседей империи эталонами. Обилие в это время золота, символизировавшего стихию божественной энергии, в живописи и произведениях прикладного искусства знаменовало торжество истинной веры, а предельно спиритуализированные образы подчинялись идее возвышенной духовности. В декоре предметов светского назначения преобладали сюжеты, близкие триумфальному императорскому циклу, целью которого было прославление придворными панегиристами василевса, сравниваемого с посланником Бога на земле. Так, Михаил Италик называл Иоанна II Комнина ангелом, посланным сокрушить врагов империи, а хронист Константин Манасси наделял Мануила I Комнина атрибутами ангельского
(9/10)
чина. Императорский двор, являясь «отблеском небесного Иерусалима» (Maguire Н. Byzantine Court Culture from 829 to 1204. Washington, 1997. P. 247-258), в своём, установившемся к Х в., церемониале имитировал небесные чертоги.
Это искусство питал символический параллелизм, уподоблявший императора легендарным героям Древней Греции и Рима. Тема пришествия эллинских властителей и воплощения обожествлённых римских императоров была частью иконографической программы императорского искусства, где византийские василевсы представали с атрибутами «новых Дионисов», «новых Гераклов» и «новых Александров». В этих изобразительных циклах имело место смешение подвигов древних героев и богов и современных христианских правителей. (Грабар А. Император в византийском искусстве / Перевод Ю.А. Грейдинга. М., 2000. С. 241). Сцены, представленные на таких памятниках, имели между собой мало общего, кроме символики силы, победы и праздника, они являлись пожеланием всех благ их владельцу.
Содержание сборника перекликается с темами пленарных заседаний и круглых столов, таких как «Имперское искусство» (статьи Л.М. Воронцовой, В.Н. Залесской, Ю.А. Пятницкого, А.И. Романчук, И.А. Стерлиговой), «Труды и дни» — раздел по византийской археологии (статьи М.Г. Крамаровского и В.Д. Гукина, Б.И. Маршака, С.В. Томсинского), «Инфраструктуры»: информатика (статья Т.И. Галич), сигиллография (статьи Е.В. Степановой и В.С. Шандровской), нумизматика (статьи В.В. Гурулёвой, Е.В. Платонова, Т.И. Слеповой), «Православие» — раздел «культ святых мест и паломничество» (статьи О.В. Ошариной и А.Д. Притулы), «Африка и Левант» (статьи А.Я. Каковкина и Н.В. Семёнова), «Восточная Анатолия и Кавказ» (статья А.С. Мирзоян), «Реставрация византийских памятников» (статья А.В. Степанова и Е.П. Степановой), «Жизнь прошлого в будущем» — раздел «коллекции» (статья М.Я. Крыжановской).
Таким образом, кроме чисто филологических работ, в эрмитажном сборнике нашли отражение шесть из восьми основных тем, предложенных к рассмотрению на XXI Международном конгрессе византинистов.
В.Н. Залесская
Принятые сокращения.
АДСВ — Античная древность и средние века
АЭАЕ — Археология, этнография и антропология Евразии
ВВ — Византийский временник
ВДИ — Вестник древней истории
ГИМ — Государственный Исторический музей, Москва
ГОП — Государственная Оружейная палата, Москва
Гохран — Государственное хранилище ценностей, Москва
ГРМ — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ГТГ — Государственная Третьяковская галерея, Москва
ГЭ — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения
ЗИРАО — Записки Императорского Русского археологического общества
Изв. СО АН СССР — Известия Сибирского отделения АН СССР
ИИМК РАН — Институт истории материальной культуры Российской академии наук
КФ ИА НАНУ — Крымский филиал Института археологии Национальной академии наук Украины
ЛО ИВАН — Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
НЗХТ — Национальный заповедник «Херсонес Таврический»
ОАК — Отчеты Археологической комиссии
ПВЛ — Повесть временных лет
ППС — Православный Палестинский сборник
ПС — Палестинский сборник
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей
РАИК — Русский археологический институт в Константинополе
РАН — Российская академия наук
(214/215)
РАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук
РГАДА — Российский государственный архив древних актов
РК НБГЭ — Рукописная книга, научная библиотека Государственного Эрмитажа
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа
СКАЭ ГЭ — Старокрымская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа
СПМЗ — Сергиево-Посадский музей-заповедник
ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа
ТИЭ — Труды Института этнографии
ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских
ЭВ — Эпиграфика Востока
Синай 2000 — Синай — Византия — Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века: Каталог выставки / Под ред. О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкого. Лондон, 2000
BAR — British Archeological Reports
BSAC — Bulletin de la Société d'archéologie copte
BZ — Byzantinische Zeitschrift
CCMC — Catalogue general du Musée Copte
DACL — Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie
DOP — Dumbarton Oaks Papers
JACh — Jahrbuch für Antike und Christentum
JEA — Journal of Egyptian Archaeology
REA — Revue des Etudes arméniennes
SBS — Studies in Byzantine Cigillography
ZBildK — Zeitschrift des Bildenden Kunst
ZLU — Zbornik za likovne umetnosti
|