главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.С. МарсадоловЗеркало из алтайской коллекции П.К. Фролова.// СГЭ. [Вып.] XLVII. Л.: 1982. С. 30-33.
Пётр Козьмич Фролов (1775-1839), один из передовых просвещённых деятелей России первой половины XIX в., горный инженер по образованию, был страстным собирателем старинных рукописей, книг, «чудских древностей», естественнонаучных и этнографических коллекций. [1] В 1817 г. он подарил в Публичную библиотеку Петербурга собранные им на Алтае коллекции, археологическая часть которых поступила оттуда в 1852 г. в Эрмитаж.
Данная статья посвящена только одному предмету этого собрания — бронзовому зеркалу с изображением животных. [2] Археологи в своих исследованиях по разным поводам неоднократно обращались к этому уникальному предмету, [3] но специального анализа до сих пор не было произведено. Зеркало круглое, диаметром 13,7 см, толщиной 0,25-0,3 см, со слегка наклонённым внутрь бортиком, высотой 1 см (рис. 2, 1). Лицевая сторона зеркала, первоначально хорошо отполированная, сейчас большей частью коррозирована. На оборотной стороне, в центре, находится обломанная в древности ручка-петелька (от которой сохранились два столбика с наклоном к центру). Вокруг ручки расположены шесть стилизованных фигур животных — пять благородных оленей и один горный козёл. Древний мастер нанёс углублённые контурные «рисунки» зверей на литейную форму (или модель) для зеркала, изготовленную, ве- Рис. 1. Зеркало из алтайской коллекции П.К. Фролова.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
роятно, из мягкого материала (воска, глины, мягкого камня и т.п.), и получил «негативные» изображения. «Позитивные», т.е. выпуклые литые изображения животных на зеркале последующей обработке не подвергались.
Из архивных материалов известно, что это зеркало было найдено (до 1817 г.) в кургане близ горы Кремлевой и Бухтарминского рудника в Восточном Казахстане, у современного села Усть-Бухтарма. «Сей круг был обвёрнут шёлковой и бумажною материей и лежал под кистью правой руки похороненного, которая, так как и левая, была простёрта вдоль туловища». [4] В последние годы на территории Казахстана раскопано несколько курганов, где были обнаружены близкие по форме бронзовые зеркала с бортиком. Следует подчеркнуть, что эти зеркала также находились около правой руки погребённых или, возможно, у пояса с правой стороны (могильники: Тасмола-I, курган 19; Жиланды, курган 1). [5] Руки погребённых, как и в Усть-Бухтарме, были вытянуты вдоль туловища. Тасмолинское зеркало напоминает бухтарминское не только формой и ручкой-петелькой, но и рельефным литым орнаментом в виде двенадцати полуовалов. На нём обнаружены «остатки шёлковой материи и кожи от чехла». Остатков ткани на бухтарминском зеркале сейчас нет, поэтому трудно сказать, были ли это остатки чехла для зеркала или остатки одежды погребённого, сохранившейся благодаря окислам металла.
Бронзовые зеркала с высоким бортиком по краю и ручкой-петелькой, найденные на территории Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, большинством археологов датируются VII-VI вв. до н.э. [6] Такие зеркала близки по форме бухтарминскому, но отличаются от него размерами, формой ручки и тем, что многие из них не имеют изображений. По стилю олени и козёл на зеркале близки к рисунку на обломке «оленного» камня из насыпи кургана Аржан (VIII-VII вв. до н.э.), наскальным рисункам Саяно-Алтая и Тянь-Шаня. [7] Их объединяют общие приёмы изображения животных: высоко поднятая вверх голова на длинной шее, спина с остроугольной холкой, подтянутый живот, выступающий передний отросток рога (у оленей) и четыре как бы свисающие прямые тонкие ноги с острыми копытцами. Но рога у всех зверей переданы по-разному. На современном этапе изучения археологических источников бухтарминское зеркало можно датировать в пределах VIII-VII вв. до н.э.
Особого внимания заслуживают обобщённые, но легко опознаваемые и анатомически верные «рисунки» пяти оленей и горного козла. Звери на зеркале даны в профиль и стилистически восходят к более ранним прототипам на «оленных» камнях и наскальных рисунках Саяно-Алтая и Монголии. [8] На основании изучения «оленных» камней М.П. Грязнов пришёл к выводу, что первоначально рисунок оленя наносился краской на каменном столбе, а затем выбивался по контуру. Фигуру оленя древний «художник» начинал рисовать с глаза, к которому добавлял туловище, нос, рога и ухо. [9] Изучение изображений оленя и козла на зеркале показало такую же последовательность их «рисования» углублённым контуром на литейной форме. Глаз — точка опоры всего рисунка, и мастер изображал его в первую очередь. Об этом свидетельствует то, что глаз перекрывают линии шеи и головы животного, которые нанесены позже, что хорошо можно видеть при увеличении.
Наметив глаз, мастер «рисовал» туловище и голову зверя. Безотрывной линией передать контур тела оленя трудно. Точками остановки были: на спине — выступающая остроугольная холка, затем круп оленя с сильно подтянутым животом, линия нижней части туловища и, наконец, линия головы животного, расположенная по другую сторону глаза. Линии соединялись на кончике носа или, возможно, около глаза оленя. После этого к туловищу были добавлены четыре прямые параллельные ноги, оканчивающиеся острыми копытцами. Интересно исполнение рога оленя. Так S-образное окончание рога и его передний отросток исполнены по отдельности, а затем прямой линией и перпендикуляром к ней соединены с глазом. К глазу оленя было «пририсовано» также ухо подтреугольной формы (вершиной вниз), а к крупу — Г-образный хвостик. Доказательством такой последовательности изобразительных приёмов могут служить утолщения в местах стыков и остановок при «рисовании» и соединении различных частей тела зверя.
Приёмы передачи контура козла тождественны приёмам изображения оленя. Глаз, голова, ухо и ноги козла выполнены в той же «манере», что и профильный контур оленя. Но есть и особенности: тело козла укорочено, отсутствует выступающая холка и хвостик, спина и круп переданы одной сильно изогнутой линией. Рог козла, очень большой и толстый, заходит за середину спины. Верхняя часть рога была изображена первой, так как его нижняя часть в месте пересечения с верхней образует утолщения. Такие массивные рога характерны как для сибирского горного козла, так и для безоарового.
В работах Г.И. Боровки, М.П. Грязнова и М.И. Артамонова бухтарминское зеркало дано в разных положениях. Нам представляется, что можно установить правильное положение зеркала в пространстве. Выше было отмечено, что ручка-петелька была сломана ещё в древности. Тогда же Рис. 2. Прорисовка, разрез зеркала; предполагаемая разметка.(Открыть Рис. 2 в новом окне)
для переноски зеркала было проточено овальное отверстие (размером 6×4 мм), которое, несомненно, должно было располагаться в верхней части. Края отверстия заполированы и покрыты такой же благородной патиной, как и всё зеркало.
Вереница зверей на зеркале составляет гармоничную композицию. Можно высказать две точки зрения по поводу расположения животных. Первая версия предполагает, что древний мастер мог без предварительной разметки вписать зверей в круг. Вначале он изобразил пятерых оленей и, заметив, что для шестого оленя осталось мало места, дорисовал козла. Вторая версия предполагает, что существовала предварительная разметка. Зеркало имеет форму правильного круга, центр которого лежит между столбиками ручки. Звери на зеркале также следуют по кругу, и было бы правомерно думать, что такую гармоничность можно достигнуть, взяв за основу тот же центр круга и расположив животных на равном расстоянии друг от друга. На поверку оказывается, что глаза животных не лежат на одной окружности и удалены на разное расстояние от центра круга зеркала. Глаза оленей и козла расположены как бы на двух дугах, радиусы которых равны между собой (по 5,2 см), но центры этих дуг лежат в двух разных точках — около верхнего и нижнего столбиков ручки.
При внимательном рассмотрении зеркала можно заметить, что глаза у животных по размерам разные. Для большей ясности обозначим наиболее важные точки буквами от А до И (рис. 2, 2). Наблюдается чередование зверей с большими (точки В, Д, Ж) и малыми глазами (точки Г, Е, З). Два больших глаза с одним малым между ними (точки В, Г, Д) лежат на дуге с центром в точке А. Два малых глаза с одним большим между ними (точки Е, Ж. З) расположены на противолежащей дуге с центром в точке Б. Олени с большими глазами имеют также и наиболее крупные размеры тела.
Как же практически можно было осуществить такую разметку на литейной форме (или модели) для зеркала? Сложных математических формул и приборов для подобной разметки не требуется. Для этого достаточно самого простого циркуля. А циркуль у мастера, вероятно, был, — об этом говорит правильная форма круга зеркала.
Вначале из одной точки (А или Б) проводится дуга радиуса 5,2 см, а из противоположной точки — другая дуга того же радиуса. Эти точки А и Б потом будут служить основанием для ручки-петельки. Две дуги пересекутся в точках В и Е. Из точки В циркулем того же радиуса отложим отрезки ВГ и ВЗ, а из точки Е — отрезок ЕЖ. Из верхней точки З, через центр круга зеркала (И), между точками А и Б, опустим прямую до пересечения с другой дугой в точке Д. Можно отметить, что в дальнейшем примерно по этой же прямой будет проточено отверстие в верхней части зеркала. Таким путём или близким к нему можно получить шесть точек-глаз.
Если мы мысленно соединим глаза зверей одной ломаной линией, то получим неправильный шестиугольник, три стороны которого равны радиусам дуг (т.е. по 5,2 см каждая), две противолежащие стороны равны 4,8 см и одна — 4,3 см (рис. 2, 3). Интересно, что длина и высота зверей примерно соответствуют этим же числам. Линии, соединяющие глаза оленей В и Г и верхний столбик ручки (точка А), образуют равносторонний треугольник со стороной в 5,2 см. Точно такой же треугольник образуют линии, соединяющие глаза оленя Ж и козла с нижним столбиком ручки. Петелька-ручка как бы соединяет эти треугольники вместе. Любопытно отметить, что передние ноги оленей и козла как бы параллельны линиям, проходящим через центр круга зеркала и глаза животных (рис. 2, 4). Вероятно, по глазам организовывалась композиция из шести зверей. Если соединить линиями отдельно большие и малые глаза животных, то получатся два пересекающихся равнобедренных треугольника: ВДЖ и ГЕЗ с вершинами в точках В и Г. Такая шестиконечная фигура близка к поздним широко распространённым буддийским и мусульманским знакам. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что это не простая разметка, а разметка с более глубоким смыслом.
Зеркало разнообразно по своим функциям. Оно может рассматриваться как бытовой предмет и как предмет магии, отгоняющий злых духов или приносящий счастье его владельцу. У многих народов зеркало было миниатюрной копией вселенной, а изображения на нём — своеобразным календарем. [10] Календарные идеи, имеющие огромное значение для практической и хозяйственной деятельности людей, обычно находят широкое распространение, хотя их истоки теряются в глубине времен.
Связь оленя, солнца м зеркала для первой половины I тысячелетия до н.э. предполагается многими археологами. [11] Сами животные на бухтарминском зеркале следуют неразрывной круговой цепочкой, как бы символизируя бесконечный круговорот. S-образно изогнутые рога и тело оленей подчиняются этой же идее.
Вереница из шести зверей на зеркале может, вероятно, напомнить по своему смыслу шестилучевые фигуры на протоиндийских печатях из Мохенджо-Даро (конец III — начало II тысячелетия до н.э.). Их сближает как направление движения зверей по часовой стрелке, так и то, что в их состав входят травоядные копытные — тур, бык и др. Большинство исследователей интерпретирует протоиндийские шестилучевые фигуры, а также колесо с шестью спицами, как символ года, состоящего из шести сезонов, связанных с годичным движением солнца. [12] Правомочность привлечения гимнов Ригведы для объяснения некоторых черт материальной и духовной культуры скифов и саков подтвердили лингвисты, филологи, археологи и другие учёные. В Ригведе говорится, что год состоит из двенадцати месяцев и разделён на четыре четверти по 90 дней каждая. [13] Каждую четверть года можно связать с периодами между основными точками отсчёта времени: днями весеннего равноденствия (20/21 марта), летнего солнцестояния (21/22 июня), осеннего равноденствия (22/23 сентября) и зимнего солнцестояния (21/22 декабря). Период между двумя точками в среднем длится около 90 дней. Летом солнце находится гораздо выше (севернее) точек весеннего и осеннего равноденствия, лежащих на одной прямой, а зимой ниже (южнее) тех же точек.
Произведённый выше анализ расположения зверей на зеркале позволяет предложить одну из возможных интерпретаций. Как мы отметили, глаза трёх зверей на одной дуге как бы противостоят трём другим на другой дуге. Нам представляется, что такое расположение глаз не случайно. Если предположить, что на одной дуге находятся точки восхода (В, Г, Д), а на другой — точки захода солнца (З, Ж, Е), то, возможно, оленей Г и Ж следует связывать с точками восхода и захода солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий, которые обычно лежат на одной прямой. Тогда олень В будет точкой восхода, а олень З — точкой захода солнца в день летнего солнцестояния. Соответственно, олень Д и козёл будут точками восхода и захода солнца зимой. Почему же в точку захода зимнего солнцестояния входит козёл? По календарю Самватсара (конец II — I тысячелетие до н.э.) точка зимнего солнцестояния находилась в зодиаке Макара, соответствующего интернациональному названию созвездия Козерога. [14] Поэтому появление козла среди оленей на зеркале, может быть, не случайно и объясняется не только недостатком места для изображения ещё одного оленя. Козёл как бы завершает солнечный год.
Однако все эти точки восходов и заходов солнца не оторваны друг от друга, а неразрывно связаны между собой, что подчёркивается бесконечной цепочкой зверей на зеркале. Ведь движение солнца можно рассматривать в двух аспектах: как суточное движение солнца по небосклону (восход и заход) и как годичное движение, характеризуемое сменой времён года, постоянным умиранием и воскрешением природы и всего живого. Годичный курс солнца в индийской мифологии приравнен к суткам богов. Двенадцать месяцев индийского солнечного года носят названия созвездий, на которые падало новолуние соответствующего солнечного месяца, что, вероятно, изображено на одной из протоиндийских печатей. [15] Следует вспомнить и тасмолинское зеркало, [16] на котором 12 полуовалов, возможно, также символизируют один год.
Таким образом, бухтарминское зеркало, может быть, наряду с другими функциями выполняло и функцию своеобразного солнечного календаря.
[1] Виргинский В.С. Пётр Козьмич Фролов. М., 1968, с. 153 и сл.[2] ГЭ, инв. №1122/54.[3] Муральт Е.Г. Скифские древности, хранящиеся в Императорском Эрмитаже. — Записки Императорского Археологического общества. Спб., 1853, т. 5, с. 212-215; Грязнов М.П. Памятники майэмирского этапа эпохи ранних кочевников на Алтае. — КСИИМК, 1947, вып. 18, с. 11, рис. 4, 11; Артамонов М.И. Сокровища саков. М., 1973, с. 51, 55, ил. 66; Borovka G. Scythian Art. London, 1928, pl. 41, p. 34, 37, 71, 76.[4] Архив ГЭ. Оп. 1, 1852 г., св. 24, д. 13, л. 2, №13.[5] Маргулан А.X., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966, с. 312-314; Кадырбаев М. К. Могильник Жиланды на реке Hype. — В кн.: В глубь веков. Алма-Ата, 1974, с. 41-43.[6] Грязнов М.П. Памятники..., с. 10; Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М., 1967, с. 82; Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964, с. 155; Вишневская О.А. Культура сакских племён низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н.э. По материалам Уйгарака. [Тр.ХАЭЭ. Т. VIII] М., 1973, с. 84-85; Ильинская В.А. Скифы днепровского лесостепного Левобережья (курганы Посулья). Киев, 1968, с. 152.[7] Грязнов М.П. Саяно-алтайский олень. — В кн.: Проблемы археологии. Л., 1978, вып. 2, с. 225; Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980, с. 243-249.[8] Грязнов М.П. К вопросу о сложении культур скифо-сибирского типа в связи с открытием кургана Аржан. — КСИА, 1978, вып. 154, с. 15-16; Волков В.В., Новгородова Э.А. Оленные камни Ушкийн-Увэра (Монголия). — В кн.: Первобытная археология Сибири. Л., 1975, с. 78-84; Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). Новосибирск, 1979, с. 109-110.[9] Грязнов М.П. К вопросу..., с. 15; Грязнов М.П. Саяно-алтайский олень..., с. 227-230.[10] Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. М., 1975, с. 8, 16 и др.[11] Окладников А.П. Олень — «3олотые Рога». Л.; М., 1964; Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979, с. 140-143.[12] Cообщения об исследовании протоиндийских текстов. Proto Indica: 1972. М., 1972, т. 2, с. 198, 282-286, 347.[13] Там же, с. 283.[14] Там же, с. 287-288, 310.[15] Там же, с. 284, 347.[16] Маргулан А.X. и др. Указ.соч., с. 314, рис. 5, 10.
наверх |