главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.В. Волков, Э.А. НовгородоваОленные камни Ушкийн-Увэра (Монголия).// Первобытная археология Сибири. Л.: 1975. С. 78-84.
Среди археологических памятников, которыми так богаты высокогорные монгольские степи, особенным своеобразием отличаются оленные камни, изящно украшенные резным рисунком, порою заполняющим всю поверхность. Они издавна привлекали внимание путешественников и учёных, но лишь в последние годы были конкретизированы представления о них, уточнены их роль и значение, место в хронологической шкале древней истории Монголии (Волков, 1967; Новгородова, 1970б). Однако до сих пор остаётся немало проблем в центральноазиатской археологии, ключ к решению которых следует искать в анализе этих монументальных стел, оставленных населением I тысячелетия до н.э.
Число оленных камней и их фрагментов, зафиксированных и обработанных нами в Монголии, превосходит 500 экз. Особенно часто встречаются эти монументальные скульптуры в западной и северо-западной частях страны. Известны они также в Туве (Маннай-оол, 1970) и Забайкалье (Диков, 1958). И хотя тщательные разведки этих памятников ведутся уже более десяти лет, каждый новый полевой сезон приносит исследователям всё новую информацию. Особенно результативны работы отряда по изучению памятников бронзового и раннего железного веков Советско-Монгольской историко-культурной экспедиции в августе 1970 г.
Остановимся на описании и анализе лишь наиболее интересного памятника, исследованного нами в местности Ушкийн-Увэр в окрестностях г. Мурена — центра Хубсугульского аймака. Памятник этот и ранее посещался археологами. Упоминание о нём можно найти в отчётах Н. Сэроджава. Проведённые нами обследования позволяют вновь говорить о ушкийн-увэрской группе как об одном из интереснейших памятников Монголии I тысячелетия до н.э.
Ушкийн-Увэр — это неширокая долина на левом берегу р. Мурена. Она окружена с трёх сторон горами, по имени одной из которых (Ушкийн-Уул означает «гора в виде лёгкого») и получила название. В верхней части долина переходит в ровную надпойменную террасу, всю превращённую в некрополь и заполненную памятниками двух видов: керексурами и оленными камнями.
Все керексуры долины Ушкийн-Увэр окружены круглыми или квадратными выкладками и сопровождаются небольшими кольцевыми выкладками диаметром 3-4 м. Около самого большого керексура с северной его стороны располагаются квадратные оградки, выложенные из крупных необработанных камней, отдалённо напоминающие плиточные могилы. По углам этих кладок стоят высокие камни, окружённые каменными завалами.
На краю могильного поля у самой оградки южного керексура начинаются оленные камни (рис. 1). Они тянутся с С на Ю тремя параллельными рядами. После детального обследования мы насчитали 15 стел. В древности они все стояли, к настоящему времени часть упала и оказалась засыпанной землёй. Именно на этих стелах, бывших под землёй, лучше всего сохранился рисунок, часто удивляющий тонкостью выполнения и чёткой продуманностью композиции.
Первые три камня (1-3) образуют несколько обособленную группу. Они лежали в 60 м к В от остальных, хотя прежде, бесспорно, стояли в строгом порядке, вытянувшись цепочкой с С на Ю. Вокруг всей этой небольшой группы едва видны кольцеобразные выкладки диаметром 2-2.5 м.
Камень 1 — самый южный в этой группе — лежал на широкой стороне, бо́льшая его часть оставалась на поверхности и потому плохо сохранилась. Камень из легко разрушающегося серого песчаника, несимметричной формы, длина 1.6, ширина 0.35, толщина 0.3 м. По едва различимым линиям можно определить характер рисунка: олени выбиты рядами друг над другом, а пространство между ними заполнено их ветвистыми рогами. Рис. 1. План расположения оленных камней.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
Камень 2 лежал в 8 м на С от первого камня. Он высечен из розового гранита. На поверхности земли была видна лишь его верхушка (0.7×0.25 м), полностью покрытая рисунком, что встречается крайне редко. Изображенные на этой верхней, обращённой к небу и потому плохо видимой снизу части камня олени красиво выделяются более светлым глубоким силуэтом на розовом фоне. Особенно интересна своеобразная трактовка крайнего правого оленя, голова которого повёрнута клювовидной мордой к спине. Рога же его развёрнуты по обе стороны туловища: одна ветвь спускается по шее, другая традиционно поднимается над спиной. Остальные олени переданы в привычной стилизованной манере с длинными шеями, клювообразно вытянутыми мордами, огромными во всю голову глазами, преувеличенно длинными ушами и рогами, простирающимися вдоль всей спины, и подогнутыми как бы в быстром беге ногами.
После того как камень был раскопан, выяснилось, что рисунок сохранился неважно и лишь на трёх его сторонах. На одной широкой стороне едва различимы рога и олени, на другой — вверху круг диаметром 15 см с точкой в центре. Под кругом выгравировано четыре пояса оленей, распростёршихся слева направо, снизу вверх. В верхней части камня левее круга выбиты маленькие олени. Этот рисунок хорошо виден и выделяется чётким углублением. Внизу под последним оленем высечен желобок, опоясывающий весь камень. На третьей стороне камня выбиты только олени.
Камень 3, самый северный в этом ряду, лежал в земле в 13 м от камня 2. Эта большая стела длиной 1.8, шириной 0.7 и толщиной 0.14 м была высечена из серовато-жёлтого гранита. Верхняя часть её обломана, потому, вероятно, на сохранившейся части нет традиционных кругов, видны лишь ряды оленей, изображённых в привычной стилизованной манере.
Под фигурами оленей выбит пояс, орнаментированный двумя рядами треугольников. На одной из сторон к поясу «подвешен» нож (длина 0.22 м) с кольцевым навершием (диаметр кольца 4 см). По аналогии с раннетагарскими ножами из погребений Южной Сибири он может быть датирован рубежом бронзового и раннежелезного веков.
Оленные камни 1-3, как отмечалось, стояли особняком от всего памятника. В 40 м на СЗ от них возвышается керексур с круглой оградкой. А в 27 м от него начинается следующий ряд оленных камней, тянущихся с С на Ю на 150 м, окружённых кольцеобразными выкладками. Во втором ряду стояли и лежали камни 6-8, 11, 13 и 15.
Камень 6 — самый северный во втором ряду стел. Головная часть его обломана, лежит в 3 м от камня. Стела высечена из розовато-серого гранита и хорошо сохранилась. На узкой лицевой части вдоль всей её поверхности (длина камня 3.4, ширина 0.38, толщина 0.27 м) выбито всего два оленя друг под другом, головами вверх. Широкий пояс украшен по краям треугольниками и рядом ромбов в середине. Под поясом, на левой боковой стороне стелы выбит кинжал с выемчатым эфесом, аналогичный ранним образцам ордосского типа, на правой — к поясу подвешен боевой топор, а под поясом чётко прочерчен лук со стрелой.
Эффектно выполнена задняя сторона стелы, на которой выбит всего один олень с длинной вытянутой мордой, повёрнутой к спине. Рога же его ветвисто, словно дерево, поднимаются над головой, красиво заполняя всю верхнюю часть камня. Под оленем над поясом изображена решётчатая фигура — щит с пятью перекладинами.
Камень 7 — самый большой в Ушкийн-Увэре: длина 3.75, высота наземной части 1.7, ширина 0.75, толщина 0.25 м. Стела высечена из плотного тёмно-серого мрамора с чёрными и белыми вкраплениями. При столь больших размерах она удивительно правильной формы, сечение её — прямоугольник со сторонами 0.75 и 0.25 м. Самая длинная и узкая плоскость камня служила лицевой частью.
На хорошо отполированной поверхности рисунок выделяется более светлым серым цветом, с меньшей степенью загара. Рисунок выполнен тщательно и продуманно. На лицевой плоскости в 0.33 м от верхушки выбита овальная линия оригинального ожерелья со свисающими вниз каплевидными украшениями. Под ожерельем видны олени, высеченные неглубоким контррельефом.
В верхней части камня на его боковых широких сторонах нанесены большие кольца (диаметр 22 и 20 см). На правой стороне кольцо усложнено прямоугольником и двумя спускающимися подвесками. Слева от круга с подвесками высечено ещё одно небольшое кольцо (диаметр 4 см).
Вся поверхность камня заполнена изображениями оленей. Пояс (ширина 10 см) обозначен лишь сзади и на широких гранях плиты, украшен аналогично орнаменту на предыдущем камне. Но в данном случае рисунок выполнен тщательнее и с точным расчётом: ширина всех ромбов неизменно равна 5, а длина 10 см. Также аккуратно выбит и боевой топор с длинной рукоятью (0.5 м) и длинной рубящей частью. Этот рисунок был прочерчен па камне первоначально резной линией (которая, однако, до сих пор хорошо сохранилась), а уж затем вся внутренняя часть оружия была выбита контррельефом, но менее глубоким, чем линия контура. Под топором вдоль камня тянутся фигуры оленей. Самый крайний левый, видимо, не помещался, поэтому голову его художник развернул к спине, а рога изобразил вертикально вдоль камня (70 см), как на камне 6. На «задней» стороне камня, под поясом (хотя традиционное место этой фигуры — над поясом) , высечена пятиугольная решётчатая фигура — щит с кругом в середине.
В целом камень 7 отличается большими размерами, пропорциональностью расположения фигур, оригинальной формы ожерельем и поясом, показанным лишь сзади и с боков.
Камень 8 лежал рядом со стоящим камнем 7. Он выбит из серовато-жёлтого гранита, прекрасно отшлифован, имеет саблевидную форму (длина 2.3, ширина 0.4-0.5, толщина 0.15-0.18 м). Камень интересен тем, что кроме традиционных оленей с удлинёнными мордами на нём выбиты два горных козла с длинными шеями, большими загнутыми рогами, острыми ушами и крупными глазами. Подобные изображения иногда встречаются и среди наскальных рисунков Монголии. Данная находка позволяет датировать всю серию горных козлов, выполненных в такой же манере. О возрасте камня позволяет судить выбитый на нём выемчато-эфесовый кинжал карасукского типа с характерным навершием в виде головы животного.
Второй интересный предмет, изображённый на стеле, — это орудие в виде мотыги с листовидной рабочей частью и длинной изогнутой рукоятью. Подобный рисунок встречен впервые, но он выбит на том самом месте стелы, где обычно бывает помещён боевой топор. Да и стеблевидная форма рукояти более всего напоминает рукоять топора. Можно предположить, что изображена боевая секира, рукоять которой показана в профиль, а рабочая часть в развороте; ведь известны нам случаи, когда художники того времени выбивали оленя в профиль, а рога его разворачивали на плоскости камня.
Камень 11 — следующая стела в этом ряду. Он высечен из розовато-серого гранита с черными вкраплениями (высота над землей 1.9, ширина 0.38, толщина 0.17 м). Со всех сторон камня выбиты олени с удлинёнными клювообразными мордами. В верхней части его, спереди, изображено ожерелье из крупных углублённых жемчужин. В нижней — пояс, выбитый только спереди и с боков. С правого бока — кольцо с такими же подвесками, как на камне 7. Под поясом изображены кинжал, крючок, нож, оселок и древовидный предмет с боковыми отростками.
Камень 13 лежал в 3 м от камня 11. Он плохо сохранился и сильно зарос лишайником. Видны лишь стилизованные фигуры оленей.
Камень 15 — самый южный камень в среднем ряду. Он лежал неглубоко в земле и прекрасно сохранился. Высечен из желтовато-серого гранита и имеет квадратное сечение (длина 2.2 м). По тонкости и чёткости обработки это самый изящный камень в Ушкийн-Увэре. На нем выбита сцена с кошачьими хищниками, съедающими коня. От коня уже осталась лишь голова, шея и передняя нога. У хищников подчеркнуты клыкастые пасти, когти на лапах. На другой, боковой, стороне камня древний художник изобразил табун лошадей (рис. 2).
В богатый поясной набор включены боевой топор, крючок, нож, нечто вроде сумочки-кисета и, что самое интересное, кинжал с навершием в виде стилизованной в обычной манере головы оленя. Кинжал показан в футляре с пластинчатым перекрестьем.
Третий ряд стел, расположенный параллельно первым двум, так же как второй, состоял из шести оленных камней.
Камень 4 — самый северный из них. Он был едва виден над поверхностью земли, хотя лежал неглубоко. Две его стороны находились полностью в земле и потому хорошо сохранились. Рисунок на них выполнен чётким глубоким контррельефом, все линии строго рассчитаны и гармоничны. Стела изготовлена из плотного розовато-серого гранита с чёрными вкраплениями; все стороны её параллельные, размеры их одинаковы сверху донизу — это правильные прямоугольники (высота 2.4, ширина 0.58 м). Одна из сторон, представляющая лицевую часть, сверху окаймлена ожерельем со свисающими украшениями в виде остроугольных треугольников. Под фигурами четырёх оленей выбиты налучье с вложенным в него луком и оселок с удлинённым отверстием для подвешивания к поясу. Но самого пояса на лицевой части камня нет. Он опоясывает стелу с остальных трёх сторон и украшен крестовидными фигурами, образующими треугольники по краям и ромбы в центре.
Боковые стороны камня, примыкающие к лицевой части, украшены сверху кольцами геометрически правильной формы (диаметром 0.17 и 0.18 м). В одном случае рядом с большим крутом помещен маленький (диаметр 7 см), в другом — круг заканчивается двумя развевающимися подвесками несколько отличающейся длины (14 и 14.5 см).
На левом боку этой каменной фигуры рядом с кругом, изображающим, по всей вероятности, круглую серьгу, нам удалось обнаружить довольно редкое изображение — пять маленьких фигур пятнистых хищников, скорее всего барсов. Несмотря на небольшие размеры, видны непропорционально огромные глаза животных, занимающие почти всю голову, маленькие полукруглые уши, особо подчёркнуты широко открытые пасти с языком и большими острыми зубами. Очевидно, это стая барсов, представленная в момент охоты на бегущего перед ними коня. В этом убеждает нас и финальная сцена подобной охоты, запечатлённая на оленном камне 15. Интересно, что хищники изображены в несколько иной манере, чем олени. Если последних художник выбивал сплошным глубоким контррельефом (до 10-15 мм), оставляя выпуклыми только окаймлённые глаза, то силуэты хищников обычно переданы неглубокой
резной линией по контуру. В середине фигуры по выступающему фону показаны пятна или полосы на шкуре точечными углублениями.
На камне 4 внизу, почти как и на всех остальных камнях, высечен пояс, к которому подвешены налучье с луком и стрелой, на боковой стороне — выемчато-эфесовый кинжал, кож с кольцевым навершием и боевой топор. Пожалуй, наиболее интересный предмет изображён на узкой задней части камня: над самым поясом тонкой резной линией прочерчена подпрямоугольная фигура с закругленными краями, 0.17(0.18)×0.13(0.12) м. Это, бесспорно, изображение новой формы щита, который часто бывает показан в виде пятиугольника с кругом в центре и ёлочным орнаментом, спускающимся сверху вниз. Но в данном случае он украшен вписанными друг в друга треугольниками и ромбами. Кстати, этот орнамент напоминает типично монгольский декор, встречающийся и в настоящее время в западных и в северо-западных аймаках Монголии как украшение войлочных и тканых предметов. Интересно, что аналогичный орнамент известен и на пазырыкском щите.
Камень 5 стоит в 45 м от камня 4. Он высечен из розового мрамора, на котором чётко выделяется рисунок. Вершина его обломана, лежит рядом. Основная часть вкопана в землю под углом и обращена лицевой стороной на В. На нём выбиты три оленя и пояс без орнамента, переданный едва заметным углублением. Над самым поясом тонкой линией прочерчен лук с натянутой тетивой и со стрелой, справа от него — налучье. На левом боку стелы видны лишь олени и пояс, на правом — дисковидное углубление, кинжал с кольцевым навершием и прямым пластинчатым перекрестием. На четвёртой узкой стороне камня — четыре оленя и пятиугольный щит с елочным орнаментом (как всегда над поясом).
Камень 9 лежал в земле, одна его сторона сплошь покрыта лишайником. На других плоскостях изображён полный набор снаряжения воина: лук со стрелой, налучье, диск, боевой топор, кинжал и крючок.
Камень 10 стоит в 2 м от камня 9, высота его 2.5, ширина 0.55, толщина 0.16 м. Он высечен из розового гранита с чёрными вкраплениями. Вершина его скошена, самой длинной и узкой стороной (лицевой) он наклонен к земле и повёрнут к востоку. На всех сторонах выбито по три, четыре и пять рядов оленей. В каждом ряду по три оленя. Пояс изображён лишь на задней плоскости камня, причём там же выбит щит с большим кругом внутри. Из оружия показаны топор и кинжал в ножнах, имеющий навершие треугольной формы с таким же отверстием.
Камень 12 лежал в земле, в 9 м от камня 11. Стела эта с обломанной верхней частью и неровными краями (плохо обработана предварительно) высечена из серого гранита (высота 2.2, ширина 0.23, толщина 0.3 м). Под поясом, орнаментированным двумя рядами треугольников, выбит нож с большим кольцевым навершием и налучье, а под поясом (что встречается редко) выбит кинжал выемчато-эфесовый с кольцевым навершием. Кинжал этот аналогичен карасукским из Южной Сибири.
Камень 14 (рис. 3) — самый южный в третьем ряду. Он целиком находился в земле, и потому рисунки хорошо сохранились. Стела изготовлена из блока серого гранита (длина 3.18, ширина 0.25, толщина 0.37 м), правильной четырёхугольной формы. Наружная поверхность тщательно обработана, плоскости её совершенно гладкие.
Рисунок, как обычно, разделён двумя поясками на 3 зоны. Верхний поясок узкий, в виде глубокого желобка, нижний более широкий, орнаментирован плетёнкой с треугольными и ромбическими фигурами. Среднюю часть стелы между поясами занимают изображения крупных стилизованных оленей, которые как бы опоясывают камень, переходя с плоскости на плоскость. Фигурки оленей располагаются друг к другу, а свободные места заполнены мелкими оленями. Здесь мы ещё раз наблюдаем особенность оленных камней — максимально заполнена орнаментируемая поверхность.
Несколько необычным кажется изображение оленей в нижней части камня, под поясом. Всё же такие случаи известны и в других местах, не единичен этот приём и в Ушкийн-Увэре.
Уникальным является оформление верхней части данной стелы в виде скульптурного изображения головы человека, не оставляющего сомнения в том, что в основе семантики оленных камней лежит антропоморфный образ, что они в условной форме передают фигуру человека. Лицо человека, как и все изображения на этом камне, выполнено очень тщательно. Оно удлинённых пропорций с округлым массивным подбородком и резко очерченными выделяющимися скулами. Глубокие овальные глазницы с выпуклостями глаз, над которыми нависает хорошо выраженное тяжелое надбровье. Нос плоский и длинный, полные губы слегка выступают вперёд. Между ними маленьким прямоугольным углублением передан рот. По бокам головы рельефными валиками показаны уши, сквозь мочки которых продеты крупные кольцеобразные серьги. Колечки меньших размеров помещены выше и как бы продеты через раковины ушей. Изображения серёг выполнены резной линией, т.е. так же, как аналогичные кольца на многих других оленных камнях. Становится совершенно ясным, что традиционные для оленных стел резные кольца в верхней части (и особенно кольца с подвесками), если не всегда, то в большинстве случаев изображают серьги. Кстати, на описываемом камне одна серьга, а именно правая, также снабжена подвесками.
Камень 14 достаточно хорошо датируется по формам выгравированных на нем предметов вооружения, которые изображены подвешенными к нижнему поясу. Инструменты и оружие размещены на разных плоскостях камня, в строгом соответствии с тем, как их носили. Спереди находился коромыслообразный крючок и точило. На левом боку высечен кинжал с навершием в виде головы кошачьего хищника и перекрестьем, едва выступающим за контуры клинка и рукояти. На правом боку к поясу подвешен боевой топор с квадратной петелькой на обушке и отчётливо показанной втулкой, налучье и какой-то круглый предмет, назначение которого определить пока трудно.
Формы топора и особенно кинжала несомненно ранние, нехарактерные для карасукских образцов, поэтому камень может быть отнесен к началу I тысячелетия до н.э.
Заканчивая описание скопления оленных камней в Ушкийн-Увэре, необходимо отметить, что они, по всей вероятности, не связаны с погребениями, а входили в состав какого-то культового сооружения, скорее всего жертвенника.
Однородность оленных камней и серия предметов карасукского типа, высеченных на них, позволяют считать предполагаемый жертвенник Ушкийн-Увэра одним из древнейших памятников такого рода в Монголии.
Литература.
наверх |