В.А. Кисель
Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов.
// CПб: Петербургское востоковедение. 2003. 192 с. ISBN 5-85803-245-1
Приложение II. Каталог.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
43
44, 45, 46, 47,
[ Курсивом в квадратных скобках даны дополнительные ссылки на изображения. ]
I. Оружие и предметы, связанные с вооружением. ^
|
^ 1. Меч в ножнах.
Золото, железо. Длина рукоятки 13,5 1; [сноска: 1 Все размеры даны в сантиметрах.] ширина рукоятки 3,4. Длина ножен 47,0; ширина устья 6,1; ширина бутероли 4,3. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/2.
Клинок меча сохранился в виде нескольких небольших фрагментов. Рукоятка и перекрестье меча облицованы золотыми пластинами. Под брусковидным навершием имеется плоская золотая петля округлой формы. Сверху к навершию припаяна золотая прямоугольная пластинка, украшенная треугольниками из зерни. Боковые стороны навершия орнаментированы тремя полосами из прочеканенных уголков. На рукоятке нанесены ряды двойных ромбов и кружков, обрамлённых по бокам символическим «древом жизни». Обе стороны бабочковидного перекрестья украшены изображениями двух крылатых гениев, стоящих по сторонам «древа жизни» и держащих в руках вытянутый плод или бутон и чашу. У ног гениев размещено по маленькому деревцу (кипарисы?), а над головами — по две 8-лепестковые розетки.
Устье ножен меча по форме и оформлению аналогично перекрестью, за исключением некоторых деталей «древа жизни» и большего количества круглых плодов на кронах кипарисов (?). Ножны у устья снабжены овалообразным выступом, а завершаются округлой бутеролью. На выступе проделано круглое отверстие для подвешивания к поясу/портупее и выполнено изображение лежащего оленя. Вдоль края выступа проходит пояс из голов хищных птиц. Бутероль оформлена в виде двух геральдически расположенных рельефных фигур львов. Между оскаленными пастями львов помещён ромбический знак с раздваивающимися и закручивающимися вершинами. Плоскости ножен украшены фигурами восьми крылатых чудовищ, шествующих по направлению к устью. Первое фантастическое существо отделено от остальных двумя валиками. Все фигуры представляют собой сложносоставные изображения, скомпонованные из частей тел людей, львов, быков, баранов, скорпионов, хищных птиц. Каждое второе чудовище держит в руках натянутый лук со стрелой. Композиция обрамлена валиками и полосой «бегущей спирали».
Литература: Pharmakowsky, 1904, S. 100; Ростовцев, 1918, с. 47, табл. V3; Черненко, 1980, с. 7-30; Галанина, 1997, с. 92-98, 222-223, рис. 25, табл. 7-9. [Артамонов, 1966, табл. 6-8]
|
^ 2. Пряжка.
Золото. Длина 3,4; диаметр отверстий 0,9. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/16.
Представляет собой два литых круглых в сечении кольца, соединённых друг с другом. В месте соединения с обеих сторон прочеканен знак в виде двойного ромба. Пряжка входила в состав портупейного комплекта меча (кат. 1).
Литература: Галанина, 1997, с. 94, 223, рис. 25, табл. 7.
(123/124)
|
^ 3. Ромбовидная обкладка с трубочкой.
Золото. Длина 6,6; ширина обкладки 4,0; диаметр отверстия 0,7; диаметр трубки 0,8. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/15.
Предмет изготовлен из золотого листа и состоит из двух частей, спаянных вместе, — трубочки и обкладки. Место соединения украшено тремя валиками (двумя гладкими и одним рифленым). Обкладка имеет форму ромба с выгнутыми сторонами и округлыми выступами по углам. Края её загнуты внутрь, в центре проделано отверстие, обрамлённое крупным ромбом с вогнутыми сторонами тройного контура. Пространство, образованное сторонами ромба и краем обкладки, заполнено узором из уголков. Округлые выступы обкладки орнаментированы стилизованными изображениями свернувшегося в кольцо кошачьего хищника. Предмет служил наременной обкладкой, с помощью которой ножны меча крепились к портупее.
Литература: Артамонов, 1966, ил. 11; Галанина, 1997, с. 94, 223, рис. 25, табл. 7.
|
^ 4. Меч в ножнах.
Золото, железо. Длина рукоятки 13,8; ширина рукоятки 3,4. Длина ножен 43,9; ширина устья 6,0; ширина бутероли 3,8. Литой курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1763 1/19, 20.
По форме и оформлению предмет очень близок мечу из Келермеса (кат. 1). Клинок полностью утрачен, также отсутствуют крупные части золотой обкладки рукоятки и ножен. Брусковидное навершие сверху и снизу украшено ромбическими знаками. Кроме того, сверху навершия размещается пластинка с четырьмя рядами треугольников из зерни, а по бокам — пояс из стилизованных цветов и бутонов. На рукоятке имеется золотая округлая петля с рифлением. Орнаментацией служат изображения веток с листьями и «древа жизни». По обеим сторонам бабочковидного перекрестья прочеканены фигуры лежащих козлов и 7-8-лепестковые розетки. Устье ножен украшено рисунком «древа жизни», обрамленного кипарисами (?) и идущими фигурами крылатых гениев. В руках гениев показаны гладкие стержни с круглыми навершиями (булавы?). По краю овального выступа ножен идёт пояс из S-видных завитков, а в центральной части располагаются круглое отверстие и изображение лежащего оленя. Округлая бутероль смоделирована из двух изогнутых фигур львов. На ножнах выполнен ряд шествующих фантастических существ, скомпонованных из частей тел человека, льва, быка, барана, хищной птицы, скорпиона и рыбы (сохранилось 6 фигур). Все чудовища держат натянутые луки со стрелами. Первая фигура отделена от остальных двумя валиками. По всей длине ножны оконтурены полосой из валиков и «бегущей спирали».
Литература: Придик, 1911, с. 5-14, табл. I, III, IV; Черненко, 1980, с. 7-30; Jacobson, 1995, р. 233-235. [Артамонов, 1966, рис. 2-3, табл. 1-3]
|
^ 5. Секира.
Железо, золото, дерево, смола. Длина топора 22,5; ширина лезвия 5,5; ширина обуха 4,2. Длина рукоятки 72,0; ширина 3,0. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/3, 14.
Железный топор насажен на золотую полую рукоятку, внутри которой сохранились остатки смолы (сандарак) и дерева. Обух топора украшен двумя парными золотыми скульптурами лежащих козлов с повёрнутыми назад головами. Все стороны обуха орнаментированы парными изображениями: с боков — козлами, стоящими на задних ногах и объедающими дерево (кипарис?), сверху и снизу — человека, держащего в руке Т-образный предмет. Грани проработаны полосами из уголков, обрамлённых выпуклыми валиками. Проушина топора и рукоятка покрыты с двух сторон тридцатью парными фигурами хищных и травоядных животных. На рукоятке внизу имеется гладкое неорнаментированное поле. Под ним помещена композиция из двух козлов, стоящих на задних ногах у кипариса (?). По бокам рукоятки проходят две продольные полосы из валиков и «бегущей спирали». Торцы рукоятки закрыты золотыми наконечниками с изображениями лежащего оленя и двух кабанов. Края наконечников обрамлены валиками и «бегущей спиралью».
Литература: Pharmakowsky, 1904, S. 100; Переводчикова, 1979, с. 139-155; Черненко, 1987, с. 19-30; Галанина, 1997, с. 98-102, 223-224, табл. 10-11. [Артамонов, 1966, табл. 9-19]
(124/125)
|
^ 6. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото. Длина 6,7; диаметр 0,9. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/12.
Застёжка представляет собой бронзовый круглый в сечении стержень. Центральная часть стержня гладкая. От неё в обе стороны отходят поперечные рельефные валики. Концы застёжки оформлены в виде широких выпуклых кнопок. Предмет покрыт золотой фольгой.
Литература: Черненко, 1981, с. 36, рис. 223; Галанина, 1997, с. 112-114, 224, табл. 13.
|
^ 7. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото. Длина 8,3; диаметр в центре 0,95. Келермесский курган — 4/Ш (?).
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903-1904 1/17.
Застёжка в виде бронзового круглого в сечении стержня, несколько зауживающегося к концам. Гладкая центральная часть ограничена двумя парами рельефных валиков. Концы оформлены в виде лошадиных копыт, отделённых от стержня толстыми валиками. Застёжка обтянута золотой фольгой.
Литература: Черненко, 1981, с. 36, рис. 222; Галанина, 1997, с. 112-114, 231, табл. 13.
|
^ 8. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото, янтарь. Длина 8,6; диаметр 1,8. Келермесский курган — 3/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/13.
Застёжка имеет форму вытянутого цилиндра, разделённого на три части — гладкую центральную и два широких пояса с рубчатыми валиками и круглыми и прямоугольными гнездами. Концы оформлены в виде скульптурных голов баранов. Застёжка обтянута золотой фольгой. Вставки в большинстве случаев утрачены, лишь в трёх гнёздах сохранились кусочки красного янтаря.
Литература: Pharmakowsky, 1905, S. 58, Abb. 2; Черненко, 1981, с. 36, рис. 221; Галанина, 1997, с. 112-114, 227, табл. 13. [Артамонов, 1966, табл. 52, 53]
|
^ 9. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото. Длина 6,4; диаметр 0,9. Литой курган.
До 1932 г. хранилась в Гос. Эрмитаже, затем была передана на Украину, где затерялась.
Застёжка изготовлена из бронзового круглого в сечении стержня. Центральная часть обрамлена широкими рифлёными и узкими гладкими валиками. Концы предмета оформлены в виде стилизованных рельефных львиных голов. Застёжка обтянута золотой фольгой.
Литература: Придик, 1911, с. 20, рис. 14; Черненко, 1981, с. 31, рис. 17; Галанина, 1993, с. 101.
|
^ 10. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото. Длина 6,9; диаметр в центре 1,2. Сел. Журовка, курган №406.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1903 8/118.
Застёжка представляет собой бронзовый стержень, круглый в сечении. Стержень разделен четкими гранями на три части — две одинаковые большие и одну малую. Все части плавно зауживаются от граней к центру. Концы застёжки оформлены в виде округлых выступов, на которых очень схематично прочеканены головы львов. Застёжка обтянута толстым золотым листом.
Литература: Ильинская, 1975, с. 22-23, табл. IX, 4; Черненко, 1981, с. 40, рис. 2419 [?]; Галанина, 1993, с. 101.
(125/126)
|
^ 11. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото. Длина 7,1; диаметр 1,0. Гор. Ногайск, курган №3.
Застёжка имеет вид бронзового круглого в сечении стержня, покрытого выпуклыми поперечными валиками. Два гладких валика чередуются с одним рубчатым. С одной стороны застёжки — продольный рельефный жгут, прерывающийся в середине. Концы предмета оформлены в виде округлых кнопок. Застёжка обтянута золотой фольгой.
Литература: Яценко, 1956, с. 163, рис. 6; Черненко, 1981, с. 37, рис. 239; Галанина, 1993, с. 101.
|
^ 12. Застёжка от горита или колчана.
Бронза, золото. Длина 7,2; диаметр в центре 0,8. Курган на Темир-Горе.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Т2 17 ОАМ.
Застёжка — бронзовый стержень, круглый в сечении. Центральная часть стержня гладкая, от нее в обе стороны отходят узкие и широкие поперечные валики. Узкие валики сомкнуты по два, три и четыре, а широкие украшены рубчиками. Концы предмета выполнены в виде уплощённых львиных голов, очень схематично проработанных чеканкой. Застёжка обтянута золотой фольгой.
Литература: Яковенко, 1972, с. 262, рис. 12; Черненко, 1981, рис. 224; Галанина, 1993, с. 101, рис. 4.
|
^ 13. Бляха в виде фигуры пантеры.
Золото, гематит, известняк (?), паста (?), смола (?). Длина 32,0; ширина 16,5. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/1.
Изготовлена из толстого золотого листа и представляет собой фигуру кошачьего хищника, стоящего с опущенной головой. Тело зверя проработано крупными гладкими плоскостями с чёткими гранями. В оскаленной пасти показаны язык и зубы. Круглая ноздря служила гнездом для вставки. Круглый глаз также является гнездом, куда на смолу (?) вставлены гематит-зрачок и известняк (?) — глазное яблоко.
Уши выполнены различно. Одно — гладкая полукруглая золотая пластина, припаянная с тыльной стороны бляхи, — почти полностью закрыто другим, имеющим каплевидную форму. Второе ухо оконтурено поясом из треугольников, составленных из напаянных на плоскость тонких золотых полосок. Эти гнёзда заполнены вставками из пасты, имевшей в древности бирюзовый цвет, превратившийся вследствие разложения и почвенных загрязнений в тёмно-коричневый. Хвост и окончания четырёх лап оформлены прочеканенными фигурками пантер, свернувшихся в кольцо. Край бляхи загнут назад. На тыльной стороне имеются две округлые петли.
Литература: Pharmakowsky, 1904, S. 100; Ростовцев, 1918, с. 47, табл. VI; Алексеев, 1996, с. 130-134; Галанина, 1997, с. 116-118, 224, табл. 3, 15. [Артамонов, 1966, табл. 22-24]
|
^ 14. Бляха в виде фигуры оленя.
Золото. Длина 31,5; ширина 21,0. Костромской курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №2498/1.
Предмет изготовлен из толстого золотого листа. Олень представлен лежащим с поднятой головой. Тело животного смоделировано крупными гладкими плоскостями с чёткими гранями. Вдоль спины вытянут длинный стилизованный рог с S-видными отростками. Круглый глаз и каплевидное ухо некогда были заполнены вставками, которые закреплялись в специальных гнёздах, изготовленных из тонкой золотой пластинки. Гнёзда фиксировались на основе при помощи золотых проволочек, продетых сквозь отверстия и загнутых на тыльной стороне бляхи. Край бляхи загнут назад. На тыльной стороне припаяны две округлые петли.
Литература: ОАК, 1897, табл. IV; Иессен, 1949, с. 70; Jacobson, 1995, fig. 123; Алексеев, 1996, с. 130-134. [Артамонов, 1966, табл. 62-64]
(126/127)
|
II. Украшения. ^
|
^ 15. Диадема в виде ленты, украшенной цветами.
Золото. Длина 59,4; ширина 1,5. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/4, 10.
Диадема представляет собой ленту, вырезанную из золотого листа. На торцах припаяны проволочные петли, концы которых закручены в спирали. Края длинных сторон диадемы загнуты наружу. Вдоль каждого края проходит ряд выпуклых точек. Эти ряды соединены вертикальными отрезками из таких же точек. Внутри полученных таким образом прямоугольных рамок помещены крупные полусферические выпуклости, служащие основанием для цветов. Каждый из 28 цветков изготовлен из двух золотых трубочек, вставленных одна в другую, спаянных вместе и припаянных к основанию. От нижней трубочки отходит 5 плавно изогнутых лепестков, украшенных выпуклыми продольными и контурными линиями и точками. Не исключено, что верхние трубочки когда-то служили гнёздами для вставок. Имеются следы древней реставрации.
Литература: Ильинская, Тереножкин, 1983, рис. на с. 59; Godar, 1950, р. 104-105, fig. 90; Галанина, 1997, с. 132-134, 225, табл. 28.
|
^ 16. Диадема с цветами и фигурами хищных птиц.
Золото, янтарь. Длина 67,0; ширина ленты 3,8. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/17.
Диадема вырезана из золотого листа в форме плавно изогнутой ленты. С лицевой стороны на торцах припаяны петли — золотые проволочки, изогнутые наподобие волнистой линии. Рядом с петлями помещены сделанные из зерни две 6-лепестковые розетки, заключённые в окружности. Их сердцевины представлены в виде полусфер. Диадема украшена чередующимися цветами и фигурами хищных птиц. Фигуры птиц вырезаны из золотого листа и орнаментированы зернью. 8 птиц сидят со сложенными крыльями, 2 — парят. Цветы представляют собой трёхчастную составную конструкцию: непосредственно на диадему крепится основание — цветоложе, напоминающее усеченный конус, выше располагается полуцилиндрическая чашечка с проволочным кольцом и завершают всё 6 гладких слегка изогнутых лепестков. Сердцевины цветов заполнены зернью. В центре диадемы помещён самый крупный цветок, состоящий из проволочного кольца, вогнутого цилиндра с лепестками и ленточного кольца, в которое вставлен красный янтарь. Полосу из цветов и птиц обрамляют 2 ряда проволочных колец с вертикально напаянной на них волнообразно изогнутой проволокой. К нижнему краю диадемы прикреплены 23 двенадцатилепестковые розетки. На верхнем крае размещены 6 птиц (4 парящих, 2 сидящих) и 12 штампованных кружков с выпуклой сердцевиной, украшенных точечным орнаментом.
Литература: Ростовцев, 1918, с. 47, табл. V; Манцевич, 1959, с. 62-63, рис. 9; Галанина, 1997, с. 134, 225, табл. 28-29. [Артамонов, 1966, табл. 27, 28]
|
^ 17. Диадема с протомой грифона.
Золото, паста, смола (?). Длина 64,5; ширина 1,7. Келермесский курган — 3/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/1.
Диадема имеет вид золотой ленты, украшенной скульптурной протомой грифона и 32 розетками. Края длинных сторон ленты загнуты. С торцов в эти загнутые края заправлены концы золотых проволочек, образующих полукруглые петли. К нижнему краю диадемы припаяны звенья цепочек, удерживающих 65 каплевидных подвесок, полых внутри (подвесок когда-то было 75). Тонкостенная протома грифона спаяна из двух частей. Вероятно, внутри она чем-то заполнена (смолой?). Протома прикреплена к диадеме с помощью плоского золотого кольца с рубчатыми валиками по
(127/128)
краям, в котором она фиксируется длинной золотой заклёпкой. Шея грифона покрыта рельефными чешуйками, с темени спускаются золотые «локоны» из золотой рифлёной проволоки. По-видимому, чешуйки и глаза ранее были заполнены вставками. На лбу грифона имеется выступ в виде золотого шарика на низком конусовидном основании.
Розетки, украшающие диадему, очевидно, были оттиснуты с помощью матрицы. Они прикреплены к ленте за счёт отходящих от них язычков, заправленных в отверстия на диадеме и загнутых на тыльной стороне. У розеток 8 лепестков, из них каждый второй прочеканен поперечными штрихами по контуру. В сердцевинах и лепестках розеток местами сохранились следы бирюзовых пастовых вставок.
К петлям на торцах диадемы прикреплены сплетённые из золотой проволоки шнуры, на которые подвешены полые скульптурные бараньи головы, вставленные в полусферические оправы с кольцом.
Литература: Pharmakowsky, 1905, S. 59, Abb. 4; Галанина, 1997, с. 134, 227-228, табл. 30. [Артамонов, 1966, табл. 25, 26]
|
^ 18. Диадема, состоящая из шнуров, украшенных розетками.
Золото, сардоникс. Длина 63,0. Литой курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1763 1/18.
Диадема скомпонована из трёх шнуров, сплетённых из золотой проволоки. На шнурах располагаются розетки, у которых к тыльной стороне припаяны золотые трубочки. Через эти трубочки проходят шнуры. Вероятно, первоначально было четыре шнура, так как у всех розеток четвёртая трубочка сплющена. Из девяти имеющихся розеток шесть — 9-лепестковых, одна (центральная) — 10-лепестковая и две — звездообразные с четырьмя каплевидными лучами и четырьмя кружками. Розетки изготовлены из золотого листа и украшены зернью. Центральная розетка имеет вставку из сардоникса.
Окончания шнуров заправлены в замки, выполненные в виде двух соединённых вместе трубочек. В месте стыковки трубочек вниз отходят две спаянные друг с другом золотые пластинки. Шнуры в замках удерживаются проходящим насквозь штырьком с проволочными кольцами на концах. Замки украшены геометрическим орнаментом из зерни. С одного конца трубочки замков запаяны и снабжены кольцом, к которому крепятся цепочки с подвесками, напоминающими полумесяц. От подвесок также отходят цепочки с девятью полыми шариками, орнаментированными зернью.
Литература: Придик, 1911, с. 14-16, табл. II, IV; Бессонова, 1990, с. 32-33. [Артамонов, 1966, рис. 4]
|
^ 19. Обломок пластины с изображениями животных.
Золото. Длина 11,0; ширина 2,6. Литой курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1763 1/21.
Часть золотой ленты с изображениями сидящей обезьяны и нескольких птиц, двух (страусы?), клюющих что-то на земле, и одной (утка?) идущей. Три стороны пластины имеют выпуклый валик, образованный загнутым на тыльную сторону краем. У валиков изнутри пробиты отверстия. Возможно, некогда пластина украшала головной убор (Граков, 1971, с. 127].
Литература: Придик, 1911, с. 16, табл. II, III. [Артамонов, 1966, рис. 6]
|
^ 20-21. Пара серёг.
Золото, сердолик, бирюза. Длина цепочек 5,8; длина серёг 2,7; ширина серёг 2,4. Случайная находка. Станица Крымская.
Гос. Эрмитаж. Инв. №2520/2.
Две серьги в форме полумесяца изготовлены из отдельных спаянных друг с другом частей. На выпуклой стороне каждого полумесяца расположено по четыре стилизованных цветка с восемью лепестками. В центре находится гнездо из золотой фольги с полукруглой вставкой из бирюзы. Подобные вставки, но меньшего диаметра, заключён-
(128/129)
ные в два проволочных кольца, украшают боковые стороны полумесяца (по 5 с каждой стороны). У цветов имеется основание — цветоложе, которое составлено из плоского бирюзового колечка, заключённого между кольцами. Сверху размещена круто выгнутая 8-лепестковая чашечка с вырезанной из сердолика розеткой. Завершает конструкцию полусфера, украшенная зернью.
Продольные грани полумесяцев выделены припаянными проволочками и зернью. Окончания серег плотно обмотаны проволокой и соединяются друг с другом штырьком, фиксируемым с помощью шайб. На концах штырька напаяно по золотому шарику. К штырькам крепятся шнуры, сплетённые из проволоки. Места соединения штырьков и шнуров оформлены золотыми и бирюзовыми колечками.
Литература: ОАК, 1895, с. 65, рис. 160; Манцевич, 1961, с. 154-162.
|
^ 22-23. Пара серёг.
Золото. Длина 4,0; ширина 2,0. Сел. Нартан, курган №9.
Серьги, полые внутри, имеют форму полумесяца, украшенного геометрическим орнаментом, выполненным зернью. Концы серёг плотно обмотаны золотой проволокой. К одному из них припаяна полукруглая заострённая дужка.
Литература: Батчаев, 1985, с. 27-29, табл. 27, 25-26; Махортых, 1991, с. 76, рис. 294; Алексеев, 1992, с. 50, примеч. 26.
|
^ 24. Серьга.
Золото. Длина 4,0; ширина 2,0. Сел. Нартан, курган №12.
Серьга, полая внутри, имеет форму полумесяца, украшенного пояском из проволоки и зерни. Снизу к центральной части прикреплён стилизованный плод граната. Концы серьги обмотаны золотой проволокой. От одного из них отходит круто изогнутая заострённая дужка.
Литература: Батчаев, 1985, с. 31-32, табл. 33, 27; Махортых, 1991, с. 76, рис. 292; Алексеев, 1992, с. 50, примеч. 26.
|
^ 25. Серьга.
Золото. Длина 5,3; ширина 2,9. Сел. Нартан, курган №7.
Серьга, полая внутри, имеет форму полумесяца, украшена продольными полосками из рифлёной проволоки и зерни, а также двумя золотыми лепестками, припаянными по бокам. Снизу к центральной части прикреплён полусферический колпачок с шестью бубенцами. Концы серьги обмотаны проволокой. К одному из них припаяна изогнутая заострённая дужка.
Литература: Батчаев, 1985, с. 25-26, табл. 2317; Махортых, 1991, с. 76, рис. 293; Алексеев, 1992, с. 50, примеч. 26.
(129/130)
|
III. Детали дворцовой мебели. ^
|
^ 26. Наконечник ножки.
Серебро, золото. Высота 10,9; диаметр основания 5,85. Литой курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1763 1/23.
Представляет собой полый внутри усечённый серебряный конус. Вверху наконечник завершается рельефными лепестками и поясом из трёх валиков, один из которых орнаментирован наклонным рифлением. Лепестки и валики покрыты золотой фольгой.
Литература: Придик, 1911, с. 17-18, табл. I; Манцевич, 1958, с. 198-199, рис. 16; Piotrovsky, Galanina, Grach, 1986, pl. 41.
|
^ 27. Полый цилиндр.
Серебро, золото. Высота 6,9; диаметр 2,5. Литой курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1763 1/27.
Изготовлен из серебряного листа и украшен двумя поясами из гладких и рифлёных валиков, покрытых позолотой. Один конец цилиндра обрезан ровно, другой же имеет дугообразный вырез с отогнутым краем.
Литература: Придик, 1911, с. 18, табл. I; Манцевич, 1958, с. 198-199, рис. 17.
|
^ 28-29. Пара гвоздей.
Серебро, золото. Первый гвоздь — длина 1,4; диаметр шляпки 1,2; второй гвоздь — длина 1,65; диаметр шляпки 0,8. Литой курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Дн 1763 1/34, 35.
Изготовлены из серебра и имеют подквадратное сечение, переходящее внизу в подпрямоугольное. Плоские шляпки обтянуты золотой фольгой и украшены прочеканенной 8-лепестковой розеткой с кольцевидной сердцевиной.
Литература: Придик, 1911, с. 20, табл. 1; Манцевич, 1958, с. 199, рис. 15.
|
^ 30-31. «Украшения трона».
Золото, янтарь, паста, смола (?). Длина 19,2; ширина 5,0. Келермесский курган — 3/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/11, 12.
Представляют собой цилиндрические предметы, уплощённые с одной стороны и украшенные с торцов скульптурными головами львов, а с боков — головами баранов и коробочками мака или плодами граната (?). Каждый предмет изготовлен из двух прямоугольных пластин, одна из которых — с лицевой стороны — выпукла и свёрнута в незамкнутую трубку, другая — с тыльной стороны — только слегка вогнута и припаяна к краям первой. На плоскости верхней пластины напаяны золотые перегородки, составляющие прямоугольные и треугольные гнёзда для вставок из красного янтаря и пасты бирюзового цвета. Вставки крепились в гнёздах с помощью мастики (смола?). Головы львов фиксируются на торцах предметов благодаря «ошейникам» из узкой изогнутой пластинки, украшенной круглыми янтарными вставками и проволочными кольцами с крупной зернью. Подобными кольцами и зернью орнаментированы и сами львиные головы, проработанные чеканкой. 4 головы баранов и 2 коробочки мака выполнены из золотого листа и отделаны чеканкой, прикреплены к основе с помощью припаянных плоских колец.
С тыльной стороны предметов вырублено по 4 прямоугольных и просверлено по 2 круглых отверстия. Кроме того, на этих сторонах процарапаны знаки в виде окружностей, крестов и их сочетаний.
Литература: Pharmakowsky, 1905, S. 58, Abb. 3; Балонов, 1992, с. 169-170; Галанина, 1997, с. 154, 227, табл. 4, 42-43. [Артамонов, 1966, табл. 34, 36-39]
(130/131)
|
^ 32-33. Наконечники в виде львиной головы.
Золото. Длина 4,5; ширина 3,7. Келермесский курган. Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903-1904 1/11, 12.
Наконечники изготовлены из полукруглой золотой трубки, на одном из концов которой приклёпана скульптурная голова льва. Головы хищников тщательно проработаны чеканкой и украшены кольцами из рифлёной проволоки.
Литература: Манцевич, 1958, с. 200, рис. 51, 4; Галанина, 1997, с. 154, 232, табл. 4, 27. [Артамонов, 1966, табл. 55]
|
^ 34. Фрагментированный наконечник в виде львиной головы.
Серебро, золото. Длина в месте крепления 6,0, ширина в месте крепления 4,0. Келермесский курган — 3/Ш.
Инв. №Ку 1904 1/7.
Наконечник, сильно повреждённый, с многочисленными лакунами, представляет собой полую скульптурную голову льва. Он изготовлен из серебряного листа и обложен золотой фольгой. На основу наконечник крепился, по-видимому, с помощью заклёпок, под которые были проделаны отверстия, идущие по краю обреза.
В 1949 г. наконечник был прикреплён реставраторами к остаткам серебряного ритона с золотыми накладками (кат. 40). Такая реконструкция кажется маловероятной в связи с отсутствием каких-либо оснований для этого в документации раскопок и стилистическим несовпадением львиной головы с геометрическим оформлением накладок ритона.
Литература: Максимова, 1956, с. 215; Алексеев, 1992, с. 46-47; Галанина, 1997, с. 148, 228, табл. 38-39.
|
IV. Пиршественная и ритуальная посуда. ^
|
^ 35-36. Составной сосуд.
Золото. Внешняя чаша: высота 6,3-8,3; диаметр 15,5-16,4. Внутренняя чаша: высота 7,5-8,5; диаметр 15,3-16,1. Келермесский курган — 1/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903 2/37.
Сосуд состоит из двух чаш — большой, с округлым дном и вертикальным устьем, и малой, в виде полусферы. Первая чаша изготовлена из более толстого золотого листа и служит защитным кожухом для другой чаши, вставляемой в неё. Сосуд скреплен достаточно жёстко за счёт того, что выгнутый бортик малой чаши охватывает край устья большой. Тулово внешней чаши орнаментировано чеканным узором из рельефных ромбов и каплевидных фигур. Устье её гладкое, не считая глубоких ободков, идущих вдоль края. Внутренняя чаша украшена в технике металлопластики тремя поясами из рельефных фигур животных. Верхний пояс состоит из 14 изображений бегущих страусов. Средний представлен одиночными фигурами лежащих зверей (2 оленя, тур, козёл) и двумя сценами охоты (лев терзает козла, волк преследует козу). В нижнем поясе собраны исключительно лежащие копытные животные (2 козы, козёл, олень, трудно определимый зверь). На дне чаши размещена 16-лепестковая розетка.
Литература: Смирнов, 1909, табл. CXI, 278; Манцевич, 1961, с. 331-339; Галанина, 1997, с. 146-148, 225-226, табл. 2, 32-33. [Артамонов, 1966, табл. 40-46]
(131/132)
|
^ 37. Блюдо.
Бронза, золото. Диаметр 25,0; высота 3,5. Люботинский курган №2.
Блюдо — низкий сосуд с округлыми стенками, изготовленный из бронзового листа. С одной стороны, возле устья, расположены на расстоянии 4,0 см друг от друга два колечка, служившие частью утраченной ручки. На дне блюда, в центре, помещена 8-лепестковая розетка, которую обрамляют пояса, орнаментированные заштрихованными треугольниками, окружностями, стилизованными лотосами.
Декор нанесён с помощью чеканки, гравировки, возможно, металлопластики и золотой насечки.
Литература: Бандуровский, Буйнов, Дегтярь, 1998, с. 148, рис. 42; Бандуровский, Буйнов, 2000, с. 66-67, рис. 542.
|
^ 38. Чаша.
Бронза. Диаметр 11,7; высота 4,8. Новозаведённый курган №1.
Чаша изготовлена из бронзового листа. У неё округлое тулово и резко отогнутый венчик, орнаментированный поясками из параллельных линий. На венчике имеются два отверстия, расстояние между которыми составляет 7,7 см. Дно украшено 16-лепестковой розеткой, помещённой в центре пяти окружностей. Декор выполнен чеканкой.
Литература: Кореняко, 2001, с. 59, рис. 41.
|
^ 39. Фрагментированный ритон.
Серебро, золото. Длина сохранившейся части 18,0-19,5; диаметр первоначальный ок. 4,5. Келермесский курган — 3/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/4, 5а, б, г; 9.
Ритон изготовлен из серебряного листа. Некогда имел форму плавно изогнутого рога. Его венчик украшен поясом из ов с остроугольными язычками между ними. Остальные плоскости предмета покрыты изображениями идущих птиц (журавли?); козлов; львов; бегущей крылатой богини; шествующего кентавра с деревом на плече, к которому привязан олень; человека, борющегося со львом; скачущего всадника; лежащего льва. Все фигуры разбиты на отдельные сцены, заключённые в рамки из рубчатых полос. Судя по сохранившейся местами фольге, ритон был покрыт золотыми накладками.
Литература: Максимова, 1956, с. 215-235; Раевский, 1985, с. 94-96, рис. 6; Галанина, 1993, с. 148, 228-229, табл. 35-39. [Артамонов, 1966, табл. 20]
|
^ 40. Фрагментированный ритон.
Серебро, золото. Длина устья 8,5; ширина устья 7,0, длина сохранившейся части 11,0. Келермесский курган — 3/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/6, 8, 9.
У ритона сохранилась только верхняя часть, восстановленная из множества фрагментов. Эта часть скреплена реставраторами с наконечником в виде головы льва (кат. 34) 1. [сноска: 1 Такая реконструкция вряд ли верна (см. описание к кат. 34).] Устье ритона обрамляют 6 накладок, вырезанных из золотого листа. Они имеют изогнутую треугольную форму с отходящими в стороны двумя полукружьями. Накладка орнаментирована выпуклыми точками и линиями, складывающимися в геометрический узор. К ритону на-
(132/133)
кладки крепятся с помощью загнутого внутрь края и серебряных (?) гвоздиков-заклёпок, шляпки которых обтянуты золотой фольгой.
Литература: Максимова, 1956, с. 215; Галанина, 1997, с. 148, 228, табл. 38-39.
|
^ 41. Фрагментированный наконечник в виде бычьей головы.
Серебро. Длина 5,0; ширина 3,0. Криворожский курган. Инв. №До 1864 1/2.
Сильно повреждённый наконечник (сохранилось чуть больше половины) изготовлен из серебряного листа и представляет собой скульптурную голову молодого быка. У животного показаны маленькие рожки. Его ухо завивается у основания и имеет косое рифление, имитирующее шерсть. Круглый глаз обрамляют три выпуклые складки сверху и одна снизу. По нижней челюсти от уха до рта проходит ряд рубчатых локонов. Такие же локоны изображены на лбу. Они отходят от прямой вертикальной линии, формируя широкую полосу с округлым нижним краем.
Детали рисунка головы проработаны металлопластикой и чеканкой.
Литература: Книпович, 1935, с. 99, 101, примеч. 2; Манцевич, 1958, с. 196-202.
|
^ 42. Фрагментированный наконечник в виде протомы быка.
Серебро. Длина 9,0; диаметр манжета в месте крепления 8,4. Люботинский курган №2.
Наконечник составлен из двух равных частей, изготовлен из серебряного листа и представляет собой голову, холку, шею, грудь и передние ноги молодого быка. Рога животного выполнены как два невысоких конуса. Уши завиты в тугие спирали. Круглые выпуклые глаза оконтурены складками — рельефными дугами. На нижних челюстях расположены ряды рубчатых локонов. Аналогичные локоны показаны на лбу, холке и груди быка. Передние ноги согнуты в коленях и плотно прижаты к туловищу. Место соединения наконечника с сосудом оформлено в виде манжета. Предмет копирует наконечник из Криворожского кургана (кат. 35).
При изготовлении протомы животного использовались выколотка, металлопластика и чеканка.
Литература: Бандуровский, Буйнов, Дегтярь, 1998, с. 148, рис. 41; Бандуровский, Буйков, 2000, с. 65-66, рис. 541.
|
V. Украшения транспортных средств. ^
|
^ 43. Фрагментированная обойма.
Бронза, железо. Ширина 17,7. Хут. Красное Знамя, курган №1.
Обойма, украшавшая дышло колесницы или повозки, была изготовлена из бронзового листа и крепилась к деревянному (?) основанию бронзовыми и железными гвоздями-заклёпками. Вся плоскость обоймы орнаментирована поясами из продольных валиков. В центре изображено кольцо, заполненное треугольными лучами с круглыми навершиями. Внутри кольца располагается стоящая человеческая фигура (богини Иштар — по В.Г. Петренко) в длинном одеянии и высоком головном уборе.
Литература: Петренко, 1980, с. 15-19; Кореняко, 1990, с. 12-13; Алексеев, 1992, с. 55.
(133/134)
|
VI. Предметы, не имеющие чёткой атрибуции. ^
|
^ 44. Наконечник в виде фигуры оленя.
Золото. Длина 3,1; ширина 1,9. Келермесский курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1903-1904 1/18.
Золотой литой наконечник (деталь псалия, см.: Галанина, 1983, с. 36). Выполнен в виде усечённого конуса, увенчанного скульптурой лежащего оленя. У оленя показаны два рога со стилизованными закручивающимися в спираль отростками. Круглые глаза, по-видимому, были заполнены вставками. Внутри втулки наконечника находятся два золотых шипа, которые вставлены в пробитые сверху и снизу отверстия.
Литература: Галанина, 1983, с. 34, 36, табл. 34; Минасян, 1990, с. 72, рис. 4; Галанина, 1997, с. 232, табл. 5, 17. [Артамонов, 1966, табл. 50]
|
^ 45. Наконечник, украшенный розеткой.
Золото, бронза, смола (?). Высота 2,0; диаметр 3,8. Келермесский курган — 3/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/2.
Наконечник в виде полого цилиндра имеет на верхней стороне рельефную 13-лепестковую розетку, оконтуренную выпуклыми точками. На боковой стороне сверху и снизу располагаются валики, между которыми помещались 10 бронзовых гвоздей со шляпками, обтянутыми золотой фольгой.
Возможно, предмет служил украшением табурета [Манцевич, 1958, с. 200] или навершием скипетра [Галанина, 1991, с. 16].
Литература: Манцевич, 1958, с. 200, рис. 55, 6; Галанина, 1997, с. 154, 227, табл. 27. [Артамонов, 1966, рис. 10]
|
^ 46. Зеркало.
Серебро, золото. Диаметр 17,0-17,2; высота бортика 0,6-1,1. Келермесский курган — 4/Ш.
Гос. Эрмитаж. Инв. №Ку 1904 1/27.
Предмет представляет собой литой серебряный диск с бортиком и остатками отломанной центральной ручки на тыльной стороне, которая украшена восемью золотыми накладками, обрамлёнными рубчатыми полосами. Эти накладки с помощью металлопластики и чеканки орнаментированы изображениями фантастических существ (крылатой богини, антропоморфных демонов, сфинксов, грифонов) и животных (кошачьих хищников, медведя, шакала, кабана, быка, баранов, козла, хищной птицы). В центре, вокруг остатков ручки, располагается 16-лепестковая розетка.
Предмет обычно относится исследователями к категории зеркал скифо-сибирского типа. Однако существует мнение, что он использовался в качестве фиалы [Кузнецова, 1987, с. 57-59].
Литература: Pharmakowsky, 1905, S. 58; Максимова, 1954, с. 281-305; Галанина, 1997, с. 138-142, 230, табл. 1. [Артамонов, 1966, табл. 29-33]
|
^ 47. «Обруч».
Золото. Диаметр внешний 26,5-28,0; высота 5,3-5,9. Криворожский курган.
Гос. Эрмитаж. Инв. №До 1869 1/1.
Изготовлен из золотой ленты, согнутой в кольцо. Края ленты широко отогнуты наружу. По краям и в месте стыка ленты напаян рубчатый валик. На внутренней стороне «обруча» начеканены два контурных знака. Первый изображает яйцевидную фигуру, увенчанную изогнутыми «рогами», второй — окружность с головой хищной птицы и располагающуюся вблизи точку.
Назначение предмета неясно. Часто его интерпретируют как украшение шлема [Манцевич, 1953, с. 63; Бессонова, 1990, с. 32] или как подставку под круглодонный сосуд [по: Манцевич, 1958, с. 196].
Литература: Книпович, 1935, с. 99, 101; Манцевич, 1959, с. 57-79; Алексеев, 1992, с. 54.
|
|
|