главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Золотой олень из станицы Костромской (А.А. Иессен)
Золото. 31.5×22.5 см; толщина 0.8-1.2 мм. Начало VI в. до н.э. Поступил в 1901 г.
[ Открыть в новом окне. См. цветной аналог из альбома: Алексеев 2012. ]
В VII в. до н.э. в Северном Причерноморье сложилась культура скифских и близких им племён, перешедших на высшую ступень варварства, — последнюю ступень в развитии первобытно-общинного строя. В конце VII в. и в начале VI в. до н.э. в изобразительном искусстве этих племён широкое распространение получило течение, характеризуемое использованием образов животных или отдельных частей их, — так называемый скифский звериный стиль. Этот художественный стиль, воспринявший различные влияния более раннего искусства Передней Азии, Кавказа и других смежных территорий, а позже (в конце VI в. и в V веке до н.э.) — греческого искусства, в основном сложился на местных культурных традициях и на идеологических представлениях, господствовавших в среде скифских племён. В итоге получился новый, цельный и оригинальный стиль, близко родственный одновременному с ним художественному стилю ранних кочевников южной Сибири. Памятники скифского и сибирского искусства являются, вероятно, наиболее яркими явлениями в истории первобытного искусства на территории СССР.
Среди образов скифского звериного стиля наиболее характерны образы оленя, хищника — барса, орла и ряда других животных. Образы эти в представлениях создававших их мастеров, несомненно, были связаны с мифами, в которых они олицетворяли космические силы природы. В частности, образ оленя связывался с представлением о солнце, свете, животворящем начале.
Памятники VI в. до н.э. дают наиболее полное представление о скифском зверином стиле, недавно только сложившемся и ещё не подвергшемся искажающему влиянию греческого искусства. Для этих ранних памятников характерны большая живость и динамичность образа в целом, свидетельствующие о прекрасном знании изображаемых животных. В то же время отдельные детали даны в условной трактовке, приводящей в более позднее время к схематизации образа и, наконец, иногда к превращению его в сложный и на первый взгляд непонятный орнамент.
Олень из Костромской станицы в Прикубаньи — один из самых ярких памятников раннего скифского звериного стиля. Пластина, украшавшая круглый железный щит, найдена Н.И. Веселовским в раскопках кургана в 1897 г. Она выполнена чеканом с оборота; глаз и ухо оленя были украшены несохранившейся цветной инкрустацией. Олень дан в быстром беге или прыжке, с подобранными ногами, с вытянутой и поднятой головой, с закинутыми на спину рогами. Несмотря на то. что как положение ног, так и трактовка рогов и головы являются совершенно неправдоподобными, не отвечающими действительности, всё изображение в целом дает цельное и живое представление об олене. Резкие контуры плеча и бёдра, чёткая продольная грань на шее усиливают впечатление стремительного движения и единства всей композиции. В то же время эти резкие грани говорят нам о том, что изображения этого рода изготовлялись при помощи резанной в дереве или мягком камне негативной матрицы, так как только в резьбе могли получиться такие поверхности.
Собрание произведений скифского искусства в Эрмитаже является единственным в своем роде. Как в количественном, так и в качественном отношении оно не имеет равных себе в других музеях.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги