главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
А.А. ГавриловаМогильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён.// М.-Л., 1965. 145 с.
Часть вторая. Периодизация позднекочевнических могил Алтая
Глава 5. Типы могил.
6. Часовенногорский тип
Часовенногорский тип (табл. XXXI, 75-94) представлен на Алтае немногими могилами: Кудыргэ, могилы 14, 17, 19-21; Яконур, кург. 1, могилы А, Д и кург. 2; Пазырык, кург. 5, впускная могила и одна могила в предгорьях Алтая — Красноярское I, кург. 3, могила 2.
На среднем Енисее к этому типу относятся: Чаатас за Ташебой, могилы 5, 6 (Адрианов, 1902-1924); Сарагашенский спуск (Теплоухов, 1929, стр. 57, табл. II, 61, 62); Часовенная гора — могилы 1-3 (там же, стр. 58, табл. II, 64-67), могилы у горы Суханихи (Гаврилова, 1964).
Публикуем здесь одну из алтайских могил, впускную в Пазырык, кург. 5 и три часовенногорских, давших название этому типу могил.
Пазырык, кург. 5, впускная могила находилась в камнях насыпи большого кургана, на глубине 30-40 см от поверхности. Сохранились лишь кости коня; зубы и кости передних ног — в юго-западной части, позвонки, рёбра и кости задних ног — в северо-восточной, — лежавшего, судя по положению костей, головой на ЮЗ.
В камнях насыпи находились: обломок бронзовой т-образной бляхи (рис. 12, 1) и латунная пуговица (рис. 12, 2). Около костей коня обнаружены железные предметы: наконечник стрелы (рис. 12, 3), удила с кольчатыми псалиями (рис. 12, 4); седельные кольца для приторачивания, из них 3 с пробоями (рис. 12, 5-7) и одно без пробоя; пряжки (рис. 12, 8) и стремя (рис. 12, 9). Около стремени лежала челюсть овцы.
Часовенная гора, могила 1. Разрушена. В могиле железное звено удил с кольчатым псалием (рис. 13, 1) и п-образная скоба.
Могила 2, средняя. Под засыпью с мелкими угольками перекрытие из толстых плах, положенных на поперечные балки. В могиле, ориентированной с З на В, разбросанные кости и вещи — железные предметы: стремя (рис. 13, 2), седельное кольцо (рис. 13, 3), обломки пластинок, на некоторых медные трубочки, подпружные пряжки (рис. 13, 4); крюк (рис. 13, 5); нож (рис. 13, 6), молоточек с инкрустациями (рис. 13, 7), кресало в оправе (рис. 13, 8), топор-тесло (рис. 13, 9), наконечники стрел, трёхлопастной со свистункой и плоский (рис. 13, 10, 11); два серебряных навершия в форме наконечника стрелы (рис. 13, 12); обломок накладки на лук (рис. 13, 13); костяное украшение колчана с циркульным орнаментом (рис. 13, 14); медные бляхи на ремнях (рис. 13, 15, 16); остатки кожаного пояса с серебряной пряжкой; пластинка пряжки, наконечник ремня, обоймы и бляшки сделаны из агальматолита (рис. 13, 17).
Могила 3, южная. Под засыпью с мелкими угольками, на глубине 40 см слой камней. Под камнями в западной части зуб лошади, в центральной ребро барана. В могиле глубиной 93 см деревянный гроб из досок с крышкой, окрашенной сверху в красный цвет, с железными скобами в средней части, размерами 1.93х0.55х0.40 м, высотой 45 см. В гробу на берестяной подстилке скелет женщины (пол определён по находкам) на спине, головой на ССЗ (80°).
На черепе, вокруг лба, бисер, у левого виска серебряная серьга и такая же вторая в засыпи могилы (Теплоухов, 1929, табл. II, 66; рис. 14, 1, 2); под шеей остатки шёлкового платка; у правой руки берестяные колечки (утрачены); на правом бедре зеркало (утрачено), в ногах костяная копоушка (утрачена) и серебряные кубок и ковш (Теплоухов, 1929, табл. II, 63, 65; рис. 14, 3, 4). Под сосудами и скелетом остатки шёлковых тканей.
Рядом с могилой, в яме шириной 93 см, глубиной 70 см седло, с серебряными накладками на луки, с железными кольцами на пробоях (Теплоухов, 1929, табл. II, 67), с медными тиснёными кантами, украшенными выпуклыми точками и отверстиями для прибивания. При седле железное стремя, такое же, как в могиле 2, Рис. 12. Пазырык, большой кург. 5, впускная могила, вещи из могилы (часовенногорский тип).1 — обломок бляхи; 2 — пуговица; 3 — наконечник стрелы; 4 — удила; 5-7 — седельные кольца для приторачивания; 8 — остатки пряжки; 9 — стремя (1 — бронза; 2 — латунь; 3-9 — железо).
(открыть Рис. 12 в новом окне)
но обложено серебряной пластинкой, украшенной выпуклыми точками, и пара роговых подпружных пряжек с остатками железных язычков, из них одна с зубчатым краем, для закрепления ремня (рис. 13, 18). Кроме того, в коллекции имеется ряд изделий с утраченной отметкой, из какой могилы они происходят, в том числе удила с прилипшей к ним шёлковой тканью, позволяющей предполагать, что они происходят из могилы 3. Удила того же типа, как в могиле 1, но сохранились оба звена, из них одно длиннее другого (Гаврилова, 1964, рис. 3, 3).
Описанные могилы отличаются от приведённых выше позднекудыргинских лишь в деталях, указывающих на длительное сохранение местных саяно-алтайских особенностей, погребением коня в одной могиле (Пазырык) и применением широколопастных стрел в двух (Пазырык, Часовенная гора, могила 2). Серебряные кубок и ковш датируют всю группу XIII-XIV вв. На приведенном материале особенно ярко проявляется сохранение весьма древних традиций, уходящих к памятникам Рис. 13. Часовенная гора (средний Енисей) и Ильмовая падь (Забайкалье), вещи из могил (часовенногорский тип).Часовенная гора, могила 1: l — остатки удил. Часовенная гора, могила 2: 2 — стремя; 3 — седельное кольцо; 4 — подпружная пряжка; 5 — крюк; 6 — нож; 7 — молоточек с инкрустациями; 8 — кресало в оправе; 9 — топор-тесло; 10, 11 — наконечники стрел, один со свистункой; 12 — навершие в форме наконечника стрелы; 13 — обломок накладки на лук; 14 — украшение колчана; 15, 16 — бляшки, прикрепленные к ремням; 17 — пояс. Часовенная гора, могила A: 18 — подпружная пряжка. Ильмовая падь, могила 122: 19 — пронизка портупеи; 20 — пояс (1-6, 9-11 — железо; 7 — железо и медь; 8 — железо и дерево; 22, 20, 21 — серебро; 13, 14, 18, 19 — рог; 15, 16 — медь и кожа; 17 — кожа и агальматолит).
(открыть Рис. 13 в новом окне)
начала нашей эры. Но говорят они не о времени сооружения этих могил, а о той среде, где эта культура сложилась. Так, уже отмечалось, что серьги на стержне отличаются в деталях от таштыкских, но эта традиция сохранилась с таштыкского времени: таштыкские серьги также делались на стержне (Теплоухов, 1929, табл. II, 10). Пояса с обоймами, кроме упомянутого в могиле I-III вв. в Казахстане, бытовали в ранний период и в предгорьях Алтая: прямоугольная обойма из рога обнаружена на могильнике периода ранних кочевников Бийск I (Завитухина, 1961, рис. 4, 7). Последний могильник современен берёзовскому этапу осёдлых племен лесостепи и шибинскому этапу племён горно-степных и отражает, видимо, культуру племён равнинных степей. Прототипом описанных поясов был пояс таштыкский, так же с прямоугольными обоймами с петельками снизу и с пряжкой слева, как на описанных поясах (Кызласов [ — в книге опечатка, надо: Киселёв], 1951, табл. XXXVII, 32). На широкое распространение подобных поясов в монгольское время указывает серебряный пояс из Ильмовой пади (Забайкалье), с такими же обоймами на ремне и еще с одной обоймой, со следами снашивания, позволившими заключить, что она служила для ношения оружия на плече (рис. 13, 19, 20). Подобная традиция, сложившаяся в древности, видимо в районе равнинных степей, в том числе в памятниках таштыкских, стала господствующей на всей территории степей в монгольское время.
По обряду погребения позднекудыргинские могилы близки к южной могиле на Часовенной горе, с северной ориентировкой в отличие от средней, расположенной в широтном направлении, но однородность вещей в южной и средней могилах (стремена) и поздние формы ряда вещей (лук, пояс) указывают, что эти могилы одновременны и разная их ориентировка обусловлена не хронологическими, а какими-то другими причинами.
Близки позднекудыргинские могилы к часовенногорским и по антропологическому типу, туранскому (Дебец, 1948, стр. 204), указывая, что изменения в культуре на Саяно-Алтае с тюркского по монгольское время не сопровождались этническими переменами, насколько позволяют судить об этом пока единичные антропологические определения, а обусловлены политическими переменами в степи — переходом от господства тюркских племён к господству племён монгольских. Такую же картину отражают и памятники подобного типа вне Саяно-Алтая. Изменения в материальной культуре происходят после X в. во всей степной полосе, что уже прослежено от Прибайкалья на востоке (Окладников, 1937) до южнорусских степей на западе (Плетнева, 1958). Мы остановимся только на районах, окружающих Саяно-Алтай.
Вне Саяно-Алтая могилы и отдельные находки, близкие к часовенногорским, прослежены от Верхней Оби на севере (Грязнов, 1956, табл. LIX, LXII) до Центрального Казахстана и Семиречья на юге: Ждановский могильник (Арсланова, 1963б); отдельные находки между Алма-Атой и р. Чу (серебряный ковш и стремя; Архив ЛОИА, д. № 15, 1892 г.), в б. Верненском уезде (серебряный ковш, поясная обойма, обломок серьги, наконечник стрелы; Бернштам, 1952, рис. 73; АКК, 1960, табл. VIII, оконч., рис. 211-220) и в ур. Орта-Токой (серьга; OAK, 1891, стр. 128, № 131). Восточнее Саяно-Алтая могилы, близкие к часовенногорским, известны на Ангаре (Уст-Талькинский могильник, раскопки Е. Ф. Седякиной, 1959 г.), в Забайкалье (Ильмовая падь, раскопки Г. П. Сосновского, 1928 и 1929 гг.; Зукультинский могильник, раскопки Э. Р. Рыгдылона; Архив ЛОИА, д. №№ 76, 77) и в Монголии (Хушот-Худжиртэ, могила Л; Евтюхова, 1957, стр. 217-220). Менее характерны могилы сэгенутского типа в Прибайкалье (Окладников, 1958). Отличается от изделий часовенногорских типов Нюкский клад (OAK, 1853 г., стр. 18-19 и рис. 4-6). Чем обусловлены эти отличия, хронологические они или этнические, пока неясно.
Все изучавшиеся могилы, близкие к часовенногорским, получили правильную датировку, кроме одной: Могила Л из Хушот-Худжиртэ отнесена Л. А. Евтюховой к IX в., но здесь мы не будем останавливаться на этом вопросе, так как он уже освещен в другой работе (Гаврилова, 1964). Рис. 14. Часовенная гора.Серебряные вещи из могилы 3 (часовенногорский тип).1, 2 — серьги; 3 — кубок; 4 — ковш.
(открыть Рис. 14 в новом окне)
Следует отметить, что при сходстве остатков сбруи во всех перечисленных могилах (удила со звеньями разной длины, стремена с отверстием в дужке) и наконечников стрел (вытянуто ромбических и срезней), в памятниках восточнее Саяно-Алтая отличаются накладки на лук, имеющие расширяющиеся концы, а не лопатообразные, как на Саяно-Алтае. Эти отличия, видимо, племенные.
Рассмотренные материалы позволяют сделать следующие выводы, имеющие значение для периодизации позднекочевнических могил: 1) объектом для хронологического определения должен быть не могильник, а каждая могила, так как кочевники хоронили в одних пунктах в разное время (Кудыргэ, Катанда II, Капчалы II, Курай, Туэкта, Красноярское I, Яконур), что показано на карте распространения могил (рис. 1); 2) хронологические перемены отражены не в обряде погребения, а в изменениях изделий, особенно заметных при анализе типов вещей, к рассмотрению которых мы и перейдем.
наверх |