главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Античный мир и варвары Евразии. / КСИА. Вып. 204. М.: 1991. Н.Л. Членова

Ещё раз о дате оленного камня из Аржана.

// КСИА. Вып. 204. М.: 1991. С. 24-30.

 

В 1973 г. при раскопках кургана Аржан в Северной Туве М.П. Грязновым и М.Х. Маннай-оолом был найден обломок нижней части оленного камня цилиндрической формы с выбитыми на нём изображениями: поясом с подвешенными к нему кинжалом, оселком и горитом и фигурами оленей и кабанов, расположенными ниже подвешенных предметов или между ними (рис. 1, 1). Камень был найден в каменной насыпи кургана, над разграбленной камерой 34-а. [1] М.П. Грязнов вначале датировал курган Аржан VII-VI вв. до н.э., но впоследствии, под влиянием археологов Украины, стал датировать его VIII-VII вв. до н.э., [2] а ещё позже, на основании анализов по С14, произведённых в лаборатории ЛОИА Ю.Н. Марковым, «самым началом VIII в. до н.э.». [3] Наконец, в 1983 г. М.П. Грязнов отнёс курган Аржан к «Аржано-черногоровскому типу» скифо-сибирских культур IХ-VIII вв. до н.э. [4] Оленный камень, найденный в этом кургане, М.П. Грязнов «по аналогии с монгольскими камнями» датировал эпохой поздней бронзы, ХII-IX вв. до н.э., [5] т.е. предполагал вторичное использование этого оленного камня в качестве строительного материала кургана. Мнение о дате ХII-IX вв. до н.э. для оленных камней, по крайней мере восточных, и в том числе для аржанского камня, разделяют Я.А. Шер, В.Н. Корпусова и В.П. Белозор. [6] В то же время сам М.П. Грязнов уже в 1975 г. изменил своё мнение о соотношении кургана Аржан и олен-

(24/25)

Рис. 1. Изображения на оленном камне из Аржана и датирующие параллели им.

1 — изображения на камне из Аржана, развёртка (по М.П. Грязнову); 2 — изображения на оленном камне из Ушкийн Увера, Монголия (по В.В. Волкову); 3, 4 — бронзовые ножи из Закаменского клада, Забайкалье (по Е.А. Хамзиной); 5 а-г — оленный камень из с. Целинной, Крым (по В.Н. Корпусовой и В.П. Белозору).

1-4 — разные масштабы.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

(25/26)

ного камня, написав, что «обломок оленного камня в Аржане — первый случай привязки оленных камней к погребальным комплексам» и что к аржанскому этапу (т.е. к VIII-VII вв. до н.э.) относятся почти все оленные камни Тувы. [7] Также и А.Д. Грач «не исключал реальной возможности синхронности оленного камня (из Аржана. — Н.Ч.) и курганного комплекса». [8] Однако, ни М.П. Грязнов, ни А.Д. Грач не приводили фактически никаких аргументов в пользу датировки оленного камня из Аржана. Этой задаче посвящена интересная статья A.A. Ковалёва, который датировал оленный камень из Аржана на основании изображенного на нём кинжала с кольцевым навершьем. К сожалению, наряду с наиболее типологически близкими аржанскому изображению предтагарскими кинжалами А.А. Ковалёв приводит и кинжалы карасукского типа с грибовидными и зооморфными навершьями к поздние кинжалы из комплексов Тувы, Монголии и Средней Азии V-III вв. и даже II-I вв. до н.э. Несмотря на всё это, А.А. Ковалёв сумел придти к правильному выводу о синхронности кургана Аржан и найденного на нём оленного камня. [9]

 

Путь А.А. Ковалева — датировка изображений на аржанском камне реалиями — правилен, и я его продолжу. Для датировки аржанского камня могут быть использованы все изображения на нём: кинжал, горит, оселок, фигуры кабанов и оленей. Только аналоги должны быть точными. Так, аржанское изображение кинжала с кольцевым навершьем и перекрестьем-шипами ближе всего напоминает предтагарские кинжалы VIII-VII, скорее VII в. до н.э. [10] Напомню, что дата эта получена путём сравнения группы предтагарских кинжалов с карасукскими и тагарскими кинжалами и с навершьями предтагарских ножей. Кроме того, можно сравнить изображение на оленном камне из Аржана с изображениями на других оленных камнях Евразии, как восточных, так и западных. Так, кинжал с аржанского камня очень похож на некоторые кинжалы с монгольских оленных камней; вместе с одним из них из Ушкийн Увера [11] изображены также оселок и колчан (как на аржанском камне) и дуговидно изогнутый нож с овальным кольцом (рис. 1, 2). Этот же нож весьма похож на ножи группы 14 по Н.Л. Членовой, [12] дата которых VIII-VII вв. до н.э. [13] Несколько таких ножей найдено в Закаменском кладе в Западном Забайкалье, [14] они найдены вместе с тагарским ножом VII-VI вв. до н.э. (рис. 1, 4). Кроме того, кинжал аржанского камня находит аналог и на западе, а именно, он очень похож на кинжал с оленного камня у с. Целинное близ г. Джанкоя в Крыму; на том же камне изображены лук и оселок, а во впускном погребении 3 в этом кургане (к которому, видимо, и относился оленный камень) найден реальный оселок и железный клинок кинжала, который авторы публикации называют «восточноевропейской разновидностью карасукских кинжалов». [15] Это неверно, так как восточноевропейские карасукские кинжалы все бронзовые и без срединной жилки. [16] Может быть, джанкойский кинжал был кабардино-пятигорского, или киммерийского типа, но об этом трудно судить, поскольку перекрестье и ручка не сохранились. Во всяком случае инвентарь джанкойского погребения (оселок, кинжал) вполне соответствуют изображениям на оленном камне с этого кургана (оселок, кинжал) (рис. 1, 5а-г).

 

Итак, кинжал джанкойского оленного камня по деталям формы — кольцевое навершье, перекрестье-шипы — очень похож на кинжал с аржанского камня и предтагарские кинжалы VIII-VII, скорее VII в. до н.э. На обоих камнях, аржанском и джанкойском, изображены также оселки. Ношение оселков на поясе и положение их в могилу с покойником более всего характерно для архаической скифской и предскифской эпохи, VIII-VI вв. до н.э.; они изображались почти на всех оленных камнях, западных и восточных. [17] [18] Из киммерийских оленных камней, где изображён оселок, инвентарём курганов и изображениями на самих камнях датированы четыре: белогра-

(26/27)

Рис. 2. Датирующие параллели оленным камням (1-8) и положение камня на кургане Белоградец (9, 10).

1, 2 — могильник Тли, Юго-Осетия (по Б.В. Техову); 3 — курган Аржан, камера I (по М.П. Грязнову); 4 — Гуляй-Город, кург. 38, Украина (по В.А. Ильинской); 5 — Чиликты, кург. 5, Восточный Казахстан (по С.С. Черникову); 6, 7 — с. Туран, Тува (по Н.Л. Членовой); 8 — Уйгарак, кург. I, Приаралье (по О.А. Вишневской); 9, 10 — курган Белоградец, Болгария (10 — вид кургана и камня на нём; 9 — деталь: камень, врытый в насыпь из булыжника); 9, 10 — по Г. Тончевой.

1-4, 6-8 — бронза; 5 — золото, 9 — камень; 10 — кург. 1-10 — разные масштабы.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

(27/28)

децкий, зубовский, устьлабинский и гумаровский. Все эти камни и погребения под ними относятся к VII в. до н.э. [19] Наконец, пояс джанкойского изваяния — широкий, с продольными полосами, такой же, как пояс оленных камней из Ольвии, Белоградца, окрестностей Армавира. Из них хорошую дату по инвентарю погребения даёт, как уже сказано, камень из Белоградца, а пояс на армавирском оленном камне имеет очень близкие к джанкойской пряжки — прямоугольные, соединённые тонким стержнем или ремешком (рис. 1, ). [20] Уже приходилось сравнивать эти пояса и пряжки с реальными кобанскими бронзовыми поясами с продольными рёбрами и с кобанскими бронзовыми пряжками в хороших комплексах VII-VI вв. до н.э. могильника Тли (рис. 2, 1, 2). [21]

 

Таким образом, изваяние из Джанкоя должно датироваться VII в. до н.э. (а не IX в. до н.э., как его датируют авторы публикации). Перекрёстная датировка кинжала на оленном камне из Аржана (изображениями кинжалов на восточном и западном оленных камнях) даёт скорее VII, чем VIII-VII вв. до н.э.

 

Изображения на аржанском камне шести кабанов с подчёркнутыми клыками, острым горбом на спине и глазами-кружочками, стоящих «на цыпочках» (на пуантах), находят точнейшую параллель в самом кургане Аржан: это зооморфное навершье кинжала из камеры I (рис. 2, 3), [22] ноги кабана спускаются на ручку кинжала. Такие навершья-фигурки кабанов, ноги которых спускаются на ручку кинжала или ножа, известны в тагарской культуре в VI в. до н.э. [23] Бляшка-кабан «на цыпочках» известна в хорошем комплексе середины — второй половины VI в. до н.э. на Украине (курган №38 у с. Гуляй-Город), [24] но есть подобные изображения и VII в. до н.э. (Чиликты, курган 5 в Восточном Казахстане) [25] (рис. 2, 5).

 

Олени, стоящие «на цыпочках» (группа II «скифских» оленей по Н.Л. Членовой) — широко распространены, они известны на ручках тагарских ножей и ножа из Тувы VI в. до н.э., [26] на оборотной стороне одного из тагарских ножей изображены кабаны «на цыпочках». Известны и олени с Кавказа в этой позе: на поясе из Душети VI в. до н.э. и на сосудах из Нальчика и Ставропольского кургана VII в. до н.э. [27] Более поздняя вариация этих изображений, уже со следами кобанской стилизации известна на сосуде из кургана 4 могильника Нартан в Кабардино-Балкарии; автор публикации В.М. Батчаев считает возможным отнести этот курган даже к V в. до н.э. [28] Наконец, подпружная пряжка в виде оленя «на цыпочках» известна из кургана 41 могильника Уйгарак в низовьях Сыр-Дарьи, который по стремевидным удилам с выпуклыми зубчиками («строгие удила») должен датироваться VII в. до н.э. (автор публикации О.А. Вишневская датирует этот курган VI в. до н.э.). [29]

 

Поскольку аржанский оленный камень представляет собой своеобразный закрытый комплекс (все изображения нанесены на нём одновременно) для его датировки можно построить график по И.С. Каменецкому, Б.И. Маршаку и Я.А. Шеру [30] (рис. 3).

 

Как видно по этому графику, аржанский оленный камень датируется скорее VII, чем VI в. до н.э.; VI в. до н.э. совсем невероятен, не говоря уже о ХII-IX вв. до н.э. — первоначальной дате М.П. Грязнова.

 

Нам известно в Европе и на Кавказе достоверно пять оленных камней, врытых над погребениями VII в. до н.э. в курганах Белоградец, Целинное (Джанкой), Усть-Лабинская, Зубовский хутор и Гумарово. [31] Так, в кургане Белоградец (Северо-Восточная Болгария), как установлено раскопками Г. Тончевой, оленный камень был установлен на кургане, в центре его он был вставлен в постамент, сложенный из камней и почти целиком скрытый курганной насыпью (рис. 2, 2). [32] В кургане у ст. Усть-Лабинской камень сохранил своё первоначальное положение: он был врыт в насыпь из камня-голыша, которым была завалена впускная могила и, как

(28/29)

Рис. 3. Хронологический график.

а — изображение кинжала; б — изображение горита; в — изображение оселка; г12 — изображения кабанов; д12 — изображение оленей.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 

показывает профиль этого кургана, сохранившийся в отчёте Н.И. Веселовского, находился под курганной насыпью (очевидно, досыпанной в более позднее время, как свидетельствуют поздние вещи из этого кургана). [33] Очевидно, так же были первоначально установлены оленный камень из Зубовского хутора и из Джанкоя. [34] Наконец, оленный камень из Гумарово был разломан в процессе добычи камня из кургана I местными жителями, верхняя часть камня была доставлена в Оренбургский музей, а нижняя часть осталась в кургане и была извлечена при раскопках Р.Б. Исмагиловым Гумаровского могильника в 1980 г. [35] Все пять перечисленных оленных камней были надгробными памятниками. По всей очевидности, и оленный камень из Аржана был надгробным памятником и был врыт первоначально над одним из погребений, следовательно, синхронен кургану Аржан.

 

Для обоснования датировки кургана Аржан VII в. до н.э. требуется больше аргументов, и они будут приведены в специальной статье.

 


 

[1] Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Третий год раскопок кургана Аржан // АО. 1973 г. М., 1974. С. 195; Грязнов М.П. Аржан. Л., 1980. С. 39, 41.

[2] Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Курган Аржан — могила «царя» раннескифского времени // Учён.зап. ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1973. Вып. 16.

[3] Грязнов М.П. Указ.соч. С. 54.

[4] Грязнов М.П. Начальная фаза развития скифо-сибирских культур // Археология Южной Сибири. Кемерово., 1983. С. 16, 17.

[5] Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Третий год раскопок... С. 195.

[6] Шер Я.А. Ранний этап скифо-сибирского звериного стиля // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980. С. 341-342; Корпусова В.Н., Белозёр В.П. Могила киммерийского воина у Джанкоя в Крыму // СА. 1980. №2 [надо: 3].

[7] Грязнов М.П. Некоторые вопросы хронологии ранних кочевников в связи с материалами кургана Аржан // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975.

[8] Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. С. 27, 28.

[9] Ковалёв А.А. О датировке оленного камня из кургана Аржан // Скифо-сибирский мир: Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. С. 97.

[10] Членова Н.Л. Карасукские кинжалы. М., 1976. Табл. 2, 5-7.

[11] Волков В.В. Оленные камни Монголии. Улан-Батор, 1981. Табл. 75, 1.

[12] Членова Н.Л. Хронология памятников карасукской эпохи // МИА. 1972. №182. Табл. 7, 21, 22.

[13] Там же. С. 124.
(29/30)

[14] Хамзина Е.А. Клад бронзовых изделий из Закамны // Новое в археологии Забайкалья. Новосибирск, 1981. С. 42. Сергеева Н.A. Древнейшая металлургия меди на юге Восточной Сибири. Новосибирск, 1981. Табл. 4.

[15] Корпусова B.Н., Белозёр В.П. Могила... С. 240, 241. Рис. 5.

[16] Членова Н.Л. Карасукские кинжалы. Табл. 9.

[17] [позиция сноски в тексте не обозначена] Членова Н.Л. Оленные камни как исторический источник. Новосибирск, 1984. С. 84.

[18] Там же. С. 18. Табл. 1.

[19] Савинов Д.Г., Членова Н.Л. Западные пределы распространения оленных камней и вопросы их культурно-этнической принадлежности // Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 82; Тончева Г. Два надгробных монументальных памятника фракийским вождям // Thracia. Serdicae. 1975. I; Она же. О фракийцах нынешних Украины, Молдовы, Добруджи и Северо-Восточной Болгарии в XI-VI вв. до н.э. // Studia Thracica. София, 1975. I. Табл. V, 4, 6; VI, 4, 5; VII, 4. С.45: Tončeva G. Nicropole tumulaire pres du village Belogrades du VIIе s.av.n.e. // Tracia. Serdicae. 1980. 5. Pl. X, XII. Р. 25-34. Членова Н.Л. Оленные камни... С. 30-56; Исмагилов Р.Б. Каменная стела и золотые олени из Гумарово // Скифо-сибирский мир. С. 89.

[20] Членова Н.Л. Оленные камни... С. 14. Рис. 5; Корпусова В.Н., Белозер В.П. Могила... С. 241. Рис. 5.

[21] Членова Н.Л. О связях Северо-Западного Причерноморья и нижнего Дуная с Востоком в киммерийскую эпоху // Studia Thracica. София, 1975. I. С.86; Техов Б.В. Тлийский могильник: (Комплексы второй половины VII — VI вв. до н.э.). Тбилиси, 1985. Т. 3. Рис. 104, 8, 16; 108, 16, 17; 159, 8, 16; Воронов Ю.Н. О хронологических связях киммерийско-скифской и колхидской культур // Скифия и Кавказ. Киев, 1980. С. 201.

[22] Грязнов М.П. Аржан. Рис. 11, 3; 29, 2.

[23] Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М., 1967. Табл. 28, 12, 12а; 32, 5, 6. С. 172. Табл. 1. Раздел «Кинжалы», №10. Раздел «Ножи», №23. С. 153. №6.

[24] Ильинская В.А. Раннескифские курганы бассейна р. Тясмин. Киев, 1975. С. 58. Табл. II, 23.

[25] Черников С.С. Загадка золотого кургана. М., 1965. С. 37. Табл. ХVII. С. 38; Табл. ХVIII; Членова Н.Л. Скифский олень // МИА. 1962. №115. Табл. 32, 4.

[26] Членова Н.Л. Скифский олень. С. 187, 202. Табл. IV, 6, 6-А: Грязнов М.П. Саяно-алтайский олень // Проблемы археологии. Л., 1978. Вып. 2. С. 225. Рис. 3, 7 [надо: Рис. 1, 7].

[27] Членова Н.Л. Скифский олень. С. 188. Табл. IV, 1, 3.

[28] Батчаева В.М. Древности предскифского и скифского периодов // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1985. Т. 2. Табл. 17. С. 50-52.

[29] Вишневская О.А. Культура сакских племён низовьев Сыр-Дарьи в VII-VI вв. до н.э. М., 1973. С. 116, Табл. ХIV, 7.

[30] Каменецкий И.С., Маршак Б.И., Шер Я.А. Анализ археологических источников. М., 1975. С. 96. Рис. 29.

[31] Членова Н.Л. Оленные камни. С. 8-10, 50. Рис. 20, 1.

[32] Тоnčeva G. Op.cit. Р. 10, 11. Pl. IV, 4; Tончева Г. Монументални скулптурни паметници от къснобронзовата и от ранножелязната епоха в България // Thracia. Serdicae. 1984. VI. С. 93.

[33] Членова Н.Л. Оленные камни. С. 8, 50. Рис. 20, 1.

[34] Там же. С. 13.

[35] Исмагилов Р.Б. Указ.соч. С. 89.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки