главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.А. БоковенкоПисаница Хызыл-Хая — обретённая и потерянная.// Невский археолого-историографический сборник. К 75-летию кандидата исторических наук А.А. Формозова. СПб: СПбГУ. 2004. С. 389-395.
Гора Хызыл-Хая (в переводе с хакасского — Красная Скала) находится в юго-западной части Республики Хакасия (Россия) среди многочисленных хребтов горного массива Саксар, в 4 км южнее улуса Кобельковского и реки Уйбат. Эта гора является частью тектонического разлома, северные склоны которого пологие, заросшие травой и удобные для выпаса скота с древних времён. Южные склоны обрывистые, с обнажениями вертикальных плоскостей красного девонского песчаника, тянущиеся на запад от с. Капчалы на несколько километров. Западная часть этих выходов представляет собой отдельный массив обнажений, имеющий три яруса плоскостей, где и сосредоточены петроглифы.
В 1887 году экспедицией И.Р. Аспелина обнаружена основная плоскость этой писаницы с изображениями всадников и котлов. На ней выбиты всадники и группы людей, варящие в котлах «ритуальную» пищу для некого события. Несколько позже её осмотрел И.Т. Савенков (Савенков. 1910), а X. Аппельгрен-Кивало частично её опубликовал (Appelgren-Kivalo. 1931), причём достаточно хорошо, так как приведённые им изображения наиболее близки реальным (рис. 1). Долгое время её никто найти не мог, лишь после долгих поисков среди многочисленных хребтов, автору совместно с Н.В. Леонтьевым в 1983 году удалось её обнаружить и обследовать ещё и прилегающие скалы, на которых были выявлены новые сюжеты. Позднее, по нашим следам, её также обследовал Л.Р. Кызласов. Конечно же, необходимо продолжить эти исследования, так часть рисунков едва прочерчена и практически не видна без специальной подсветки. В ближайшие годы мы постараемся закончить эту работу и ввести в научный оборот весь изобразительный комплекс.
Ниже приводятся описание плоскостей и воспроизведение лишь нескольких композиций. Наскальные изображения выбиты в северной части небольшой котловины, в центре которой находится небольшое озерцо, в настоящее время сильно заросшее. Петроглифы обнаружены на трёх ярусах. Самый верхний ярус (1) скальных плоскостей находился у вершины хребта, ниже верхнего на 5-10 м располагался средний (2) ярус, ещё на 7-10 м ниже — нижний ярус (3), но и он размещается выше уровня долины на 30-40 м. Таким образом, все плоскости с рисунками сосредоточены в верхней части крутого склона. Далее приводится описание петроглифических комплексов, выполненное автором во время обследования:
Грань 1 (3 ярус) — 110×60 см — находится в восточной части склона. Само изображение выбито в центральной части плоскости: всадник с перьями, рядом — человек с «посохом-жезлом» и начало неопределённого изображения. Выбивка сплошная, мелкоточечная, плотная, патинизирована.
Грань 2 (2 ярус) — 60×35 см — находится в 40 м западнее грани 1. Изображе- Рис. 1. Писаница Хызыл-Хая:
|
|
|
Рис.2. Писаница Хызыл-Хая: 1 — грань 6; 2 — западная часть плоскости; 3 — восточная часть плоскости.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Рис. 3. Писаница Хызыл-Хая и аналогии к ней 1 — Тепсей, Волчий Лог (Красноярский край), грань 6, 2 — из кургана у ПМК 6 (Аскиз), 3 — Каракол (Алтай), 4 — Тепсей 2 (Красноярский край), 5 — Островки 3 (Енисей), 6 — Чёрный Июс (Хакасия), 7 — Минусинский край, 8 — Хызыл-Хая (плоскость 9), 9 — таштыкский склеп Тепсей 3 (Енисей), 10 — таштыкский склеп Ташеба (Хакасия).(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
ты и даже Монголии (Советова. 1995. Табл. IV; Jacobson, Kubarev, Tsevendorj. 2001. С. 156). Внутренняя хронология этого сюжета базируется на том, что часть фигур выбита контурно. Контурно выбиты котлы и три человека около них. Остальные фигуры силуэтные. По способу изготовления, технике выбивки и стилистическим особенностям фигур эти изображения относятся к одному и тому же времени, но, возможно, контурные фигуры людей (а не котлов) сделаны несколько позднее, так как отчасти перекрывают силуэтные изображения.
В целом это панно представляет собой единую композицию, которая посвящена какому-то событию. Доминирует фигура стоящего человека с посохом («жезлом») в сложном головном уборе из перьев, по обе стороны от которой находятся варщики в котлах пищи. Левее — изображение двух всадников в перьевых головных уборах. Крайняя левая группа изображений — человек и два котла, которая частично перекрывает изображение коня, запряжённого в сани.
Несомненно, на этом сюжете отражена подготовка к «празднику», которым руководит некий священнослужитель (жрец, шаман или даже вождь). На особый статус указывают его большая величина и поза, наличие посоха-жезла (атрибута власти) и сложный головной убор. Такие изображения людей-великанов на скалах Енисея в это время изображали довольно часто, видимо, подчёркивая таким способом их особый статус (Советова. 1987. С. 173-176). Сложный головной убор также является обязательным атрибутом этих образов, например, на петроглифах Тепсея (рис. 3: 1, 4) и Островки 3 (рис. 3: 5) (Шер. 1980; Советова. 1995; Мельникова, Николаев, Мандрыка. 2000). Генезис его восходит к эпохе бронзы, где в памятниках окуневской культуры мы встречаем похожие перьевые головные уборы, связанные, по мнению некоторых исследователей, со священнослужителями или шаманами (рис. 3: 2-3) (Паульс. 1997. Рис. 4; Кубарев. 1988; Дэвлет. 1997. С. 13). В скифскую эпоху на Енисее шаманизм как религиозное течение, видимо, практически сложился, о чём определённо свидетельствуют наскальные изображения людей с характерными атрибутами, относящимся к этому времени (Боковенко. 1996. Рис. 1). Таким образом, писаница Хызыл-Хая иллюстрирует подготовку к празднику некого коллектива, который происходил, видимо, внизу, на удобной площадке у озера. Такие праздники в скифской среде, непременным атрибутом которых были и бронзовые котлы для варки жертвенных животных, ярко и детально описаны Геродотом (Геродот. IV. 60).
Таштыкские изображения процарапанные и выполнены либо на периферийной части плоскости, либо поверх тагарских. Примером может служить плоскость 9 (рис. 3: 8). Они исполнены в характерной стилистической манере, широко известной по рисункам на деревянных планках из таштыкских склепов Тепсея и Ташебы (Грязнов. 1979. Рис. 59-61; Efimov, Pauls, Podolsky. 1995. Fig. 2-6) (рис. 3: 9-10). Для этой эпохи характерна детализация лица и причёски в виде «косы» (перетягивание длинных волос сзади лентой). Сам сюжет охоты всадника на двух косуль, несмотря на забитость поздними выбивками, выполнен мастерски. Несколькими тонкими штрихами переданы все видовые черты испуганных животных и динамичная поза всадника. Два котла, видимо, подрисованы позднее, поскольку левый котёл перекрывает круп лошади, а правый — морду коня. Но не исключено, что они находятся в семантической связи со сценой охоты на «жертвенных» животных и художник изобразил сосуды для следующего этапа процесса жертвоприношения.
Состояние памятника. Сохранность скальных поверхностей сейчас очень плохая. Происходит интенсивное отслаивание верхнего слоя. Необходимы скорейшие мероприятия по сохранению оставшихся изображений, так как, к сожалению, при-
ходится констатировать, что значительная часть петроглифов может быть уничтожена в ближайшие годы:
— в результате антропогенного фактора, элементарная порча древних рисунков современными надписями и выбивками;
— в результате природного фактора, так как из-за увлажнения климата происходит отслаивание поверхностной корки и соответственно уничтожение рисунков; сползание блоков с изображениями и т.д. Особенно сильно пострадал восточный участок горного массива хребта Хызыл-Хая, где много сползших блоков и осыпавшихся плоскостей. Пока здесь не обнаружены петроглифы, хотя именно на этом участке встречены самые большие и удобные плоскости для создания величественных композиций. Возможно, современные археологи уже опоздали, и великолепные шедевры прошлого уже осыпались и утрачены для нас навсегда.
Литература. ^