Л.Л. Баркова
Изображение человека в искусстве древнего Алтая
(по материалам Больших Алтайских курганов).
Изображение человека — мотив, редко встречающийся среди произведений древнеалтайского искусства. Он представлен антропоморфной личиной, изображением человека-зверя, человеческим лицом, выполненным реалистически и полной фигурой мужчины и женщины. Все названные сюжеты найдены были в 1 и 5 Пазырыкских курганах (V-IV вв. до н.э.).
Антропоморфная личина. Плоское изображение выполнено из нескольких слоёв кожи, где прорезями показаны черты человеческого лица. Голову личины украшает убор в виде цветка лотоса, состоящий из семи лепестков. Стилистическая манера в трактовке цветка ближе всего к персидской. Цветок завершается обрамлением в виде бахромы из конского волоса, окрашенного в красный цвет. Известно, что у многих древних народов цветок лотоса связан с солнечным началом, а красную бахрому можно рассматривать как световые лучи, идущие от солнца. Возможно, мы имеем дело с одной из ипостасей солнечного божества.
Изображение человеческого лица, трактованное реалистически. Пять деревянных блях с изображением человеческого лица в фас составляют украшение узды. Они сделаны по одному образцу, но некоторые детали и пропорции варьируют. В одном случае на бляхе изображён человек с длинным тонким носом и другими европеоидными признаками, в другом — этих признаков меньше, а на третьей бляхе — преобладают признаки монголоидности.
Особо выделяется носовая бляха. Она не плоская, как остальные, а изогнута в соответствии с рельефом морды коня. На бляхе переданы
(13/14)
индивидуальные черты человеческого лица. Глаза каплевидной формы (у всех остальных миндалевидные), полностью отсутствует складка верхнего века. Лицо очень высокое, с тонкими губами, непропорционально коротким носом и, соответственно, высокой верхней губой. В расовой характеристике преобладают монголоидные особенности.
Изучение антропологического состава погребённых в Больших Алтайских курганах, проведённое на костных останках и мумиях, показало его сложность. Среди захороненных были европеоиды и монголоиды, но преобладали люди со смешанными чертами. Антропологический анализ изображений на бляхах в целом соответствует этим выводам и, следовательно, в них отражён реальный антропологический состав социальной верхушки общества древних кочевников Алтая. Подчёркиваем это обстоятельство, так как рядовое население было более однородным и в нем преобладали европеоидные черты.
С.И. Руденко, С.В. Киселёв и М.И. Артамонов полагали, что алтайские деревянные бляхи напоминают изображение Беса из Аму-дарьинского клада, образ которого распространился в эллинистическом Египте и проник на восток вплоть до Алтая. Можно предположить, что узда была украшена головами поверженных врагов. Б.В. Техов был первым, кто обратил внимание на свидетельство Геродота о том, что у скифов существовал обычай вешать на конскую сбрую отрубленные головы поверженных врагов. На Алтае этот «скифский» обычай мог иметь место, в особенности если вспомнить, что А.Д. Грачом в курганах алдыбельской и саглынской культур в Туве обнаружены черепа с посмертными отверстиями в теменных костях для продергивания ремня и подвешивания головы к седлу [прим. сайта: ср., однако, у А.Д. Грача], совершенно аналогично тому обычаю, который известен у поздних кочевников Монголии.
Бляхи с изображением человеческого лица вместе с остальными элементами узды следует рассматривать как единый смысловой комплекс, связанный с солярнолунной символикой.
Изображения человека-зверя. Этот сюжет представлен двумя экземплярами. На первом, выполненном из кожи, изображено человеческое лицо, похожее на маску. Над головой — рога со скруглёнными концами и длинные звериные уши. Между рогами — трапециевидная фигура с круглым значком в центре (солярный символ). В свете известных исторических аналогий это пазырыкское изображение можно рассматривать как антропо-зооморфное солнечное божество.
Другое изображение человека-зверя. Оно выполнено в технике аппликации из цветного войлока. У фантастического существа голова и верхняя часть тела человеческие, нижняя часть — львиная. Над
(14/15)
головой — оленьи рога, за спиной — высокие крылья. Маховая часть крыла заканчивается тремя заострёнными чёрными перьями. Между ног — длинный хвост, разделённый на три ветви, каждая из которых завершается узором, напоминающим стилизованный олений рог. Тело антропоморфного существа покрыто кружками, в которых помещаются четырёхлучевые розетки — солярный символ.
Подобный мотив человека-зверя пришёл на Алтай из Передней Азии, но трактовка образа местная, древнеалтайская. Любопытен сам тип человеческого лица — по С.И. Руденко, «арменоидно-ассироидный», т.е. европеоидный. Аналогичный тип лица и у воина-всадника на большом ковре из 5-го Пазырыкского кургана и у охотника на золотой фигурке из Балгазына в Туве.
Семантически этот образ отождествляется с Мировым деревом, связанным с солярной символикой, и является солнечным божеством.
Изображение человека во весь рост. На войлочном ковре из 5-го Пазырыкского кургана представлена одна и та же повторяющаяся сцена: всадник стоит перед сидящей на троне женщиной-богиней. Композиция разворачивается фризообразно, двумя поясами, как это было характерно для искусства почти всех стран Переднего Востока.
Верхний композиционный ряд отделяется от нижнего орнаментальной полосой, состоящей из ритмически повторяющихся квадратов, в которые вписаны стилизованные оленьи рога и фигуры, образованные четырьмя бутонами лотоса. Известно, что в представлениях древних скотоводов Евразии рога (барана, козла, оленя) символизировали Мировое дерево — древо жизни — и являлись солярным знаком. Таким же солярным символом и образом Мирового дерева была и фигура из четырёх бутонов лотоса.
Женщина-богиня, держащая в руках Мировое дерево с цветами выступает как Великое солнечное божество, от которого все произрастало, оплодотворялось, рождалось. Вождь-воин желает вступить в брак с Великой богиней. Символический жест левой руки богини «отверзающей уста», вероятно, — положительный ответ на призыв «жениха». У вождя на поясе горит с луком. Известно, что в обряде бракосочетания у многих народов, в том числе и у алтайцев (Кочо-Кан), особую роль играла стрельба из лука. Этот брак давал возможность вождю получить власть и царственность и делает его проводником божественной солнечной силы на земле.
Таким образом, культ Солнца, Неба, солярная символика, Древо жизни — эти понятия, присущие всей мировой мифологии, в скифосибирском искусстве кочевого мира Евразии воплощались как в образе животных, так и в образе человека.
|