[ коллективная монография ]
Эрмитаж.
История и современность. 1764-1988.
// М.: «Искусство». 1990. 368 с. ISBN 5-210-00010-9
Содержание
История Эрмитажа. Б.Б. Пиотровский. — 17
Отдел Запада. И.Н. Новосельская. — 80
История картинной галереи. 1764-1917. Л.Л. Каганэ. — 83
Картинная галерея. 1917-1987. Л.А. Дукельская. — 97
Отделение скульптуры. С.О. Андросов, Н.К. Косарева. — 118
Отделение рисунков. И.С. Григорьева. — 127
Отделение гравюр. Ю.А. Русаков. — 142
Отделение прикладного искусства. Н.Ю. Бирюкова, М.Н. Лопато. — 152
Отдел Востока. А.А. Иерусалимская, А.А. Иванов. — 215
Отдел истории русской культуры. Г.Н. Комелова. — 252
Арсенал. Ю.А. Миллер. — 275
Научная библиотека Эрмитажа. В.И. Фёдорова. — 284
Архив. Г.И. Качалина. — 300
Отдел научной реставрации и консервации памятников. — 304
Реставрация станковой живописи. Т.П. Алёшина. — 305
Реставрация монументальной живописи. Е.Г. Шейнина. — 311
Реставрация графики. В.А. Козырева, В.И. Хованова. — 315
Реставрация скульптуры и произведений из цветного камня. М.Н. Лебель. — 317
Реставрация предметов прикладного искусства. Н.А. Панченко. — 322
Реставрация предметов прикладного искусства и археологических находок из органических материалов. К.Ф. Никитина. — 325
Реставрация тканей. Н.С. Пинягина. — 328
Группа биологического контроля и защита. Л.В. Славошевская. — 330
Лаборатория химических исследований. Н.Г. Герасимова. — 331
Лаборатория научно-технической экспертизы памятников. А.И. Косолапов. — 335
Научно-просветительный отдел. Г.А. Васильева, Л.Н. Воронихина, И.А. Куреева, Ю.Г. Шапиро. — 339
Эрмитаж. История и современность. Перспективы. В.А. Суслов. — 351
(/13)
Памяти Бориса Борисовича Пиотровского. ^
Эта книга была подготовлена к печати, когда 15 октября 1990 года на 83-м году жизни скончался директор Государственного Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский. Действительный член Академии наук СССР и Армянской ССР, почётный член ряда зарубежных академий, Б.Б. Пиотровский был крупным учёным и внёс неоценимый вклад в развитие отечественной науки и художественной культуры. Более 200 его научных работ посвящены вопросам древней истории, археологии, теории культуры. Открытие в конце 30-х годов древней цивилизации Урарту принесло молодому учёному мировую известность. Деятельность Б.Б. Пиотровского была многогранной. Он был председателем научного совета Академии наук СССР по истории мировой культуры, возглавлял экспедицию ЮНЕСКО в Египте, много сил отдал преподавательской работе в Ленинградском университете.
Последние годы Борис Борисович Пиотровский был увлечён изучением истории Эрмитажа, с которым была связана вся его жизнь. Здесь он начал работать в 1931 году младшим научным сотрудником, а с 1964 года до последних своих дней был директором музея. Для этой книги он написал большую статью и уже приступил к созданию фундаментальной работы, подготовил к публикации отечественные архивы, собирал материалы за рубежом и многое успел сделать для будущей книги, посвящённой истории Эрмитажа, без которого он не представлял своей жизни.
(/14)
[ Предисловие. ] ^
Эрмитаж — один из старейших и крупнейших музеев мира, ему исполнилось 225 лет. Начало собирания его сокровищ относится ко времени императрицы Екатерины II, имевшей свою коллекцию предметов искусства, которую она называла «своим Эрмитажем» — местом уединения, — поскольку эта коллекция сохранялась на антресолях её личных покоев. При помощи своих советников и дипломатов русская императрица закупала на аукционах Западной Европы большие партии картин, продолжая начатое Петром I сближение русской культуры с западной.
Через десять лет после первой покупки 1764 года галерея Зимнего дворца насчитывала уже 2080 картин. Доступ в эту галерею, расположенную в зданиях, пристроенных в разное время к Зимнему дворцу, был весьма ограничен, но русские художники допускались для копирования картин, совершенствовали своё мастерство.
После Екатерины II внимание к картинной галерее дворца ослабло, но при Николае I, считавшем себя полновластным хозяином музея, возросло с новой силой. Под давлением русской общественности был поставлен вопрос о большей доступности коллекций. И в 1851 году было построено специальное музейное здание — так называемый Новый Эрмитаж, который включал произведения античной культуры, западноевропейского и русского искусства.
В этой книге отражено постепенное становление Эрмитажа, превращение его в крупнейший музей и научный центр, связанный с Петербургской Академией наук, обрисована деятельность учёных, работавших в музее.
Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила Эрмитаж, который стал музеем мирового искусства, значительно расширившим свои коллекции, центром эстетического воспитания, научно-исследовательским институтом, изучающим историю мировой культуры. Постепенно определилась и структура музея, ныне состоящая из семи научных отделов: археологии (Восточной Европы и Сибири), античного мира, истории и культуры Востока, как народов, входящих в Советский Союз, так и зарубежных стран, истории русской культуры, наиболее популярного отдела западноевропейского искусства, нумизматики, арсенала. Большую роль в жизни музея играет и отдел реставрации памятников, зарождение которого относится к началу XIX века. Не менее важны и такие подразделения музея, как библиотека и архив. Научно-просветительная работа проводится в особом отделе, охватывая работу со школьниками, дошкольниками и студентами; при Эрмитаже есть лекторий, устраиваются выездные лекции и временные выставки по всему Советскому Союзу.
В книге приводятся сведения по истории Эрмитажа в целом, его отделов и подразделений, рассказывается о деятельности работников музея.
Тяжёлые испытания пали на Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны. Основная часть коллекций была эвакуирована в Свердловск. Но в Ленинграде оставались не вывезенные музейные экспонаты и часть штата музея, обеспечившего в дни блокады их консервацию и защиту. За короткое время, несмотря на значительное повреждение зданий Эрмитажа, музей был восстановлен, и 8 ноября 1945 года было открыто 69 залов музея.
Послевоенный период истории Эрмитажа отмечен не только ростом коллекций и развитием научных исследований, но и широкими связями с зарубежными музеями. За последние двадцать пять лет в стенах Эрмитажа было организовано 240 выставок из иностранных музеев разного характера и всех континентов земного шара. Они знакомили посетителей музея с шедеврами искусства Европы, а также с памятниками малоизвестных культур Азии, Америки, Африки. Эрмитаж имеет своим филиалом дворец А.Д. Меншикова, где развёрнута выставка русской культуры первой четверти XVIII века, и в связи с реконструкцией готовит экспозицию в восточном крыле здания Главного штаба на Дворцовой площади. Эта экспозиция должна знакомить посетителей с громадным материалом обширных коллекций музея, ныне хранящихся в его кладовых.
Эрмитаж в настоящее время насчитывает 353 экспозиционных зала, хранит более 2 млн. 700 тысяч экспонатов, принимает ежегодно 3 млн. 300 тысяч посетителей из разных городов Советского Союза и из-за рубежа.
Юбилейное издание содержит подробный очерк истории музея в целом и его подразделений. Оно сделает доступным для широких кругов музей, который, несмотря на громадную популярность, носит по традиции имя «Эрмитаж».
Директор Государственного Эрмитажа, академик Б.Б. Пиотровский
июль 1989 г.
|