● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Эрмитаж. История и современность. 1764-1988. М.: «Искусство». 1990. [ коллективная монография ]

Эрмитаж.
История и современность. 1764-1988.

// М.: «Искусство». 1990. 368 с. ISBN 5-210-00010-9

 

Содержание

 

Памяти Б.Б. Пиотровского. ] — 13

Предисловие. ] — 14

 

История Эрмитажа. Б.Б. Пиотровский. — 17

 

Отдел Запада. И.Н. Новосельская. — 80

История картинной галереи. 1764-1917. Л.Л. Каганэ. — 83

Картинная галерея. 1917-1987. Л.А. Дукельская. — 97

Отделение скульптуры. С.О. Андросов, Н.К. Косарева. — 118

Отделение рисунков. И.С. Григорьева. — 127

Отделение гравюр. Ю.А. Русаков. — 142

Отделение прикладного искусства. Н.Ю. Бирюкова, М.Н. Лопато. — 152

 

Отдел античного мира. — 171

История собирательства. О.Я. Неверов. — 171

Античная археология в Эрмитаже. Ю.П. Калашник. — 177

Научная и экспозиционная деятельность. Е.В. Мавлеев. — 183

 

Отдел нумизматики. В.М. Потин, Е.С. Щукина. — 199

 

Отдел Востока. А.А. Иерусалимская, А.А. Иванов. — 215

 

Отдел археологии. Г.И. Смирнова. — 235

Фонды отдела. Пути комплектования. — 237

Экспозиционная и научно-исследовательская работа. — 242

 

Отдел истории русской культуры. Г.Н. Комелова. — 252

 

Арсенал. Ю.А. Миллер. — 275

 

Научная библиотека Эрмитажа. В.И. Фёдорова. — 284

 

Архив. Г.И. Качалина. — 300

 

Отдел научной реставрации и консервации памятников. — 304

Реставрация станковой живописи. Т.П. Алёшина. — 305

Реставрация монументальной живописи. Е.Г. Шейнина. — 311

Реставрация графики. В.А. Козырева, В.И. Хованова. — 315

Реставрация скульптуры и произведений из цветного камня. М.Н. Лебель. — 317

Реставрация предметов прикладного искусства. Н.А. Панченко. — 322

Реставрация предметов прикладного искусства и археологических находок из органических материалов. К.Ф. Никитина. — 325

Реставрация тканей. Н.С. Пинягина. — 328

Группа биологического контроля и защита. Л.В. Славошевская. — 330

Лаборатория химических исследований. Н.Г. Герасимова. — 331

Лаборатория научно-технической экспертизы памятников. А.И. Косолапов. — 335

 

Научно-просветительный отдел. Г.А. Васильева, Л.Н. Воронихина, И.А. Куреева, Ю.Г. Шапиро. — 339

 

Эрмитаж. История и современность. Перспективы. В.А. Суслов. — 351

 

Список иллюстраций. — 361

 


(/13)

Памяти Бориса Борисовича Пиотровского.   ^

 

Эта книга была подготовлена к печати, когда 15 октября 1990 года на 83-м году жизни скончался директор Государственного Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский. Действительный член Академии наук СССР и Армянской ССР, почётный член ряда зарубежных академий, Б.Б. Пиотровский был крупным учёным и внёс неоценимый вклад в развитие отечественной науки и художественной культуры. Более 200 его научных работ посвящены вопросам древней истории, археологии, теории культуры. Открытие в конце 30-х годов древней цивилизации Урарту принесло молодому учёному мировую известность. Деятельность Б.Б. Пиотровского была многогранной. Он был председателем научного совета Академии наук СССР по истории мировой культуры, возглавлял экспедицию ЮНЕСКО в Египте, много сил отдал преподавательской работе в Ленинградском университете.

 

Последние годы Борис Борисович Пиотровский был увлечён изучением истории Эрмитажа, с которым была связана вся его жизнь. Здесь он начал работать в 1931 году младшим научным сотрудником, а с 1964 года до последних своих дней был директором музея. Для этой книги он написал большую статью и уже приступил к созданию фундаментальной работы, подготовил к публикации отечественные архивы, собирал материалы за рубежом и многое успел сделать для будущей книги, посвящённой истории Эрмитажа, без которого он не представлял своей жизни.

 


(/14)

[ Предисловие. ]   ^

 

Эрмитаж — один из старейших и крупнейших музеев мира, ему исполнилось 225 лет. Начало собирания его сокровищ относится ко времени императрицы Екатерины II, имевшей свою коллекцию предметов искусства, которую она называла «своим Эрмитажем» — местом уединения, — поскольку эта коллекция сохранялась на антресолях её личных покоев. При помощи своих советников и дипломатов русская императрица закупала на аукционах Западной Европы большие партии картин, продолжая начатое Петром I сближение русской культуры с западной.

 

Через десять лет после первой покупки 1764 года галерея Зимнего дворца насчитывала уже 2080 картин. Доступ в эту галерею, расположенную в зданиях, пристроенных в разное время к Зимнему дворцу, был весьма ограничен, но русские художники допускались для копирования картин, совершенствовали своё мастерство.

 

После Екатерины II внимание к картинной галерее дворца ослабло, но при Николае I, считавшем себя полновластным хозяином музея, возросло с новой силой. Под давлением русской общественности был поставлен вопрос о большей доступности коллекций. И в 1851 году было построено специальное музейное здание — так называемый Новый Эрмитаж, который включал произведения античной культуры, западноевропейского и русского искусства.

 

В этой книге отражено постепенное становление Эрмитажа, превращение его в крупнейший музей и научный центр, связанный с Петербургской Академией наук, обрисована деятельность учёных, работавших в музее.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила Эрмитаж, который стал музеем мирового искусства, значительно расширившим свои коллекции, центром эстетического воспитания, научно-исследовательским институтом, изучающим историю мировой культуры. Постепенно определилась и структура музея, ныне состоящая из семи научных отделов: археологии (Восточной Европы и Сибири), античного мира, истории и культуры Востока, как народов, входящих в Советский Союз, так и зарубежных стран, истории русской культуры, наиболее популярного отдела западноевропейского искусства, нумизматики, арсенала. Большую роль в жизни музея играет и отдел реставрации памятников, зарождение которого относится к началу XIX века. Не менее важны и такие подразделения музея, как библиотека и архив. Научно-просветительная работа проводится в особом отделе, охватывая работу со школьниками, дошкольниками и студентами; при Эрмитаже есть лекторий, устраиваются выездные лекции и временные выставки по всему Советскому Союзу.

 

В книге приводятся сведения по истории Эрмитажа в целом, его отделов и подразделений, рассказывается о деятельности работников музея.

 

Тяжёлые испытания пали на Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны. Основная часть коллекций была эвакуирована в Свердловск. Но в Ленинграде оставались не вывезенные музейные экспонаты и часть штата музея, обеспечившего в дни блокады их консервацию и защиту. За короткое время, несмотря на значительное повреждение зданий Эрмитажа, музей был восстановлен, и 8 ноября 1945 года было открыто 69 залов музея.

 

Послевоенный период истории Эрмитажа отмечен не только ростом коллекций и развитием научных исследований, но и широкими связями с зарубежными музеями. За последние двадцать пять лет в стенах Эрмитажа было организовано 240 выставок из иностранных музеев разного характера и всех континентов земного шара. Они знакомили посетителей музея с шедеврами искусства Европы, а также с памятниками малоизвестных культур Азии, Америки, Африки. Эрмитаж имеет своим филиалом дворец А.Д. Меншикова, где развёрнута выставка русской культуры первой четверти XVIII века, и в связи с реконструкцией готовит экспозицию в восточном крыле здания Главного штаба на Дворцовой площади. Эта экспозиция должна знакомить посетителей с громадным материалом обширных коллекций музея, ныне хранящихся в его кладовых.

 

Эрмитаж в настоящее время насчитывает 353 экспозиционных зала, хранит более 2 млн. 700 тысяч экспонатов, принимает ежегодно 3 млн. 300 тысяч посетителей из разных городов Советского Союза и из-за рубежа.

 

Юбилейное издание содержит подробный очерк истории музея в целом и его подразделений. Оно сделает доступным для широких кругов музей, который, несмотря на громадную популярность, носит по традиции имя «Эрмитаж».

 

Директор Государственного Эрмитажа, академик Б.Б. Пиотровский

июль 1989 г.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки