[ научно-популярное издание ]
Сокровища Эрмитажа.
// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Содержание
Византийское блюдо с изображением пастуха (А. Банк). — 119
Диптих с изображением цирковых сцен (А. Банк). — 123
Бронзовая курильница в форме орла (Л.Г.). — 127
Ваза Фортуни (О. Доброклонская). — 131
Икона Григория Чудотворца (А. Банк). — 135
Симоне Мартини. Мадонна (М. Щербачёва). — 139
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (М. Щербачёва). — 143
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (М. Щербачёва). — 147
Пьеро ди Козимо. Этюд головы пожилого мужчины (М. Доброклонский). — 151
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (М. Щербачёва). — 155
Джорджоне. Юдифь (М. Щербачёва). — 161
Тициан. Мария Магдалина (М. Щербачёва). — 165
Микельанджело. Скорчившийся мальчик (Ж. Маиулевич). — 171
Антонио Пизано. Две медали (И. Спасский). — 175
Николо Пеллипарио. Майоликовая тарелка (О. Доброклонская). — 181
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел (М. Щербачёва). — 185
Мурильо. Мальчик с собакой (М. Щербачёва). — 191
Рубенс. Персей и Андромеда (М. Варшавская). — 195
Рубенс. Портрет камеристки (М. Варшавская). — 201
Рубенс. Меркурий покидает Антверпен (М. Варшавская). — 205
Ван Дейк. Автопортрет (М. Варшавская). — 211
Ван Дейк. Портрет Лазаруса Махаркейзуса (М. Варшавская). — 215
Шпалера «Свадьба Беатрисы» (А. Верховская). — 219
Шпалера «Семь свободных искусств» (А. Верховская). — 223
Рембрандт. Даная (В. Левинсон-Лессинг). — 227
Рембрандт. Портрет старика в красной одежде (В. Левинсон-Лессинг). — 235
Рембрандт. Возвращение блудного сына (В. Левинсон-Лессинг). — 239
Герард Терборх. Бокал лимонада (Р. Хай). — 245
Яков Рейсдаль. Болото (В. Левинсон-Лессинг). — 251
Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX (Т. Каменская). — 255
Пуссен. Пейзаж с Полифемом (В. Герц). — 259
Клод Лоррен. Утро (В. Герц). — 263
Ватто. Капризница (Н. Лившиц). — 267
Шарден. Прачка (В. Левинсон-Лессинг). — 271
Фрагонар. Поцелуй украдкой (Н. Лившиц). — 277
Грёз. Паралитик (В. Герц). — 231
Гудон. Статуя Вольтера (Ж. Мацулевич). — 285
Гудон. Бюст Бюффона (Ж. Мацулевич). — 239
Фарфоровая севрская ваза (Р. Соловейчик). — 293
Две табакерки работы И. Позье и И. Адора (С.Т). — 297
Б.А. Демальи. Чесменская чернильница (Т. Эристова). — 301
Гейнсборо. Портрет герцогини де Бофор (А. Кроль). — 307
Рейнольдс. Младенец Геркулес, удушающий змей (А. Кроль). — 311
Чарльз Кендлер. Серебряный холодильник (С.Т.). — 315
К.Б. Растрелли. Бюст Петра I (Т. Соколова). — 319
Рака Александра Невского (Т. Соколова). — 323
И.П. Кулибин. Часы «яйцевидной фигуры» (Н. Раскин). — 327
Огюстэн Ритт. Портрет А.Л. Нарышкина (К. Агафонова). — 331
Лазуритовая ваза (И. Андреев). — 335
Большая колыванская ваза (И. Андреев). — 339
Ваза «Россия» (Т. Соколова). — 343
На цветной вклейке [ между стр. 4-5 ]:
Главная лестница Зимнего дворца. Акварель К.А. Ухтомского.
Заставки и концовки выполнены по архитектурным мотивам решёток Зимнего дворца.
Предисловие ^
Государственный Эрмитаж, как собрание художественных памятников, возник в 1764 году, являясь личной коллекцией Екатерины II в её Петербургском «Эрмитаже». Но историю Эрмитажа нужно начинать с тех первых сборов художественных произведений и памятников культуры, которым так много внимания уделял ещё Пётр I. Собранные при Петре картины, скульптуры и замечательные творения искусства глубокой древности и в наши дни принадлежат к числу лучших украшений величайшего музея нашей Родины.
Расположенный в чисто дворцовых помещениях (сначала Ламоттова павильона, а затем Фельтеновского Старого Эрмитажа), Эрмитаж до середины XIX в. хотя постепенно и становился доступным более широким слоям общества, чем это было в конце XVIII в., но сохранял свой чисто придворный характер.
Открытым музеем он стал только после завершения постройки специального музейного здания, законченного в 1852 г., когда для входа в двери великолепного Теребеневского портика уже не требовалось особого разрешения «придворной конторы».
Однако и после того, как Музею были предоставлены более благоприятные условия для устройства выставок, и после того, как его рамки значительно расширились включением в круг собирательства античных и древневосточных памятников, археологических находок из раскопок на юге России и монет, —
(5/6)
состояние его в ведении министерства двора налагало свою печать на жизнь Музея и всё развитие его научной и просветительной работы. Тем не менее, с каждым годом всё больше укреплялись связи с Эрмитажем передовых представителей русской интеллигенции. Эрмитаж всё больше завоёвывал себе почётное положение в развитии художественного образования и, независимо от воли российских императоров, всё больше отражал в подборе выставленных памятников ход развития русской научной мысли. Эрмитаж всё больше становился сам, во всём своём богатстве, явлением русской культуры.
Но, несмотря на участие в построении Эрмитажа ряда выдающихся представителей русской исторической и, в частности, историко-художественной науки, Эрмитаж мог стать подлинно научным учреждением, обслуживаемым научно подготовленными силами и готовящим себе пополнение молодыми специалистами, только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Советская власть проложила перед Эрмитажем новый широкий путь научно-исследовательских изысканий и открыла возможность усиления и углубления научной работы в общении с широчайшими народными массами, проявляющими с каждым днём нарастающий интерес к истории культуры и повышающими свою требовательность к характеру и направлению научно-популяризационной работы Музея.
Эрмитаж стал подлинно народным достоянием не только потому, что накопленные в нём сокровища перешли в собственность народа, но и потому, что в нашей стране народным достоянием стали наука и культура в целом.
Советская власть обогатила сотнями тысяч замечательных памятников культуры и искусства старые отделы Эрмитажа — Отдел западноевропейского искусства, Античный и Монетный отделы — и открыла возможность создания в его составе совершенно новых отделов, в том числе и таких, которые никак не могли бы возникнуть в дореволюционном Эрмитаже.
В советские годы возник Отдел истории первобытной культуры, всеми своими документами и научными выводами опро-
(6/7)
вергающий схоластическую буржуазную науку о возникновении и развитии человеческого общества и человеческой культуры.
С 1920 г. в Эрмитаже создан Отдел культуры и искусства Востока, который, опираясь на неколебимые устои ленинско-сталинского учения по национальному вопросу, стремится воссозданием картины развития культуры народов Востока к опровержению расходящихся с фактами и научной методологией расистских теорий об исконном приоритете западноевропейских народов в развитии культуры.
Создание в недавнее время только начинающего свою работу Отдела истории русской культуры ещё более расширяет возможности Эрмитажа как в обосновании общего хода истории человеческой культуры, так и того почётного места, которое в ней занимает творчество русского народа.
Советская власть необычайно улучшила условия работы Эрмитажа, передав ему полностью величайший из дворцов нашей Родины, Зимний дворец, бывший на протяжении 160 лет символом царской власти.
Перед составителями этой книги стояла очень трудная задача — выбрать из тысяч и тысяч замечательных произведений искусства и памятников культуры, собранных в Эрмитаже, лишь несколько десятков предметов. Естественно, что эта небольшая книга не может дать исчерпывающего представления о культурных и художественных ценностях Эрмитажа, но она должна служить напоминанием о некоторых наиболее ярких произведениях искусства и памятниках культуры, мимо которых не пройдёт без внимания ни один посетитель Эрмитажа.
|