главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Золотая бляха с изображением борьбы животных (М.П. Грязнов)

 

Золото. 12.5×8 см. IV-III вв. до н.э. Поступила в 1860 г.

 

(71/72)

 

 

Открыть в новом окне. См. цветной аналог из альбома: Алексеев 2012. ]

 

(72/73)

 

 

Эрмитаж располагает единственным в своём роде собранием золотых художественных изделий, известным под названием Сибирской коллекции Петра I и являющимся одним из самых ранних археологических собраний в Советском Союзе. В начале XVIII в., когда к русским владениям были присоединены Барабинская и Кулундинская степи, так называемые «бугровщики» — искатели ценностей в древних курганах — устремились на новые земли и здесь в 1713 или 1714 г. напали, повидимому, на какую-то группу курганов, богатых золотыми художественными изделиями. Часть этих вещей попала к Демидову, который поднес их в 1715 г. царице, «на зубок» новорождённому царевичу. Тогда же Петр I дал наказ сибирскому губернатору Гагарину разыскать ещё такие же вещи. Всё это явилось основным ядром знаменитого собрания сибирских древностей Кунсткамеры, позже — предметом гордости Эрмитажа. Основная часть вещей сибирской коллекции относится к IV в. до н.э. — I в. н.э. и состоит из поясных блях, шейных гривн, браслетов и других украшений, почти всегда с изображениями в обычном для ранних кочевников Сибири зверином стиле.

 

Характерный пример этого стиля — золотая бляха, найденная между Обью и Иртышом. Она выполнена чеканом, детали выбиты пунсоном, глаза зверей и фигурки на бёдрах были заполнены эмалью.

 

Сюжет изображения вписан в форму поясной бляхи так, что полностью использована вся её площадь. Мифический крылатый тигр с рогами антилопы терзает коня. Обе фигуры даны в про-

(73/74)

филь, несмотря на сложность поз их перекрученных тел. Без излишних подробностей, несколько сухо, подчёркивая лишь характерные формы тела, соблюдая ритм в распределении линий и отдельных элементов рисунка, художник, стеснённый условиями композиции, очень выразительно показал заключительный момент борьбы. В центре композиции находятся могучие лапы и зубы чудовища, впившиеся в загривок коня, голова которого поникла между бессильно подкашивающимися ногами.

 

Сочетание декоративности и орнаментальности изображения с большой выразительностью и динамичностью свойственно и десяткам других вещей Сибирской коллекции Петра I, а также многочисленным в собраниях Эрмитажа памятникам изобразительного искусства, добытым путём научных раскопок из курганов ранних кочевников в южной Сибири. Отлитые из бронзы, вырезанные из кости, рога и дерева, покрытые листовым золотом или оловом, сшитые из войлока, кожи, меха, конского волоса, раскрашенные яркими красками, многочисленные изображения горных козлов и баранов, маралов (оленей), лосей, тигров, мифических крылатых тигров, хищных птиц со звериными ушами и мощным гребнем, рыбоподобных и антропоморфных чудовищ, представленных часто в яростной борьбе друг с другом, украшали одежду, оружие, конскую сбрую. Всё это исполнено в своеобразном стиле. И всё это — не только художественные украшения оружия, сбруи или одежды.

 

Это — космические и мифические образы, которые в изобразительном искусстве ранних кочевников Сибири представлялись в виде то вполне реальных зверей, то каких-то зооморфных и антропоморфных чудовищ, а в миропонимании создавших их мастеров-художников были могучими властителями подземного, земного и небесного мира, деятельностью которых обусловливались все события в жизни человека и окружающей его природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги