главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Золотая обкладка Келермесского меча (А.А. Иессен)

 

Золото. Длина ножен 47, длина рукояти 15.5 см, начало VI в. до н.э. Поступила в 1905 г.

 

(61/62)

 

В книге — чёрно-белое фото. См. цветной аналог из альбома: Алексеев 2012. ]

 

(62/63)

 

В VIII-VII вв. до н.э. в степных областях юга СССР формируется скифская культура; в это время наблюдается значительный рост скотоводства, приведший к резкому увеличению стад и освоению коня как средства передвижения, а в технике — быстрый переход от использования бронзы к железу в качестве основного материала для изготовления орудий труда и оружия. В результате изменений в хозяйстве развивалось значительное имущественное и социальное расслоение, приведшее к выделению внутри варварских племён слоя племенной знати. Кочевые племена степняков постоянно сталкивались между собой, а также со своими осёдлыми соседями. В VII в. до н.э. значительные группы киммерийцев и скифов вторглись с севера в Переднюю Азию через Кавказ и приняли участие в борьбе древневосточных государств, доходя до границ Египта. В частности, скифы сыграли значительную роль в последней борьбе с Ассирией в конце VII в. и в падении государства Урарту, распавшегося в самом начале VI в. до н.э.

 

Среди памятников Северного Кавказа и Причерноморья выделяется группа богатых погребений скифских племенных вождей у станицы Келермесской, близ Майкопа, содержавших разнообразный погребальный инвентарь, включающий изделия из золота и серебра урартского, иранского и раннегреческого производства. Эти курганы подверглись хищническим раскопкам

(63/64)

в 1903 г. и были научно доследованы в 1904 г. Н.И. Веселовским. Сделанные как при первых, так и при вторых раскопках находки поступили в Эрмитаж и представляют собой наиболее ценное в историческом и художественном отношении собрание, характеризующее культуру и быт скифской племенной знати в начале VI в. до н.э.

 

К наиболее интересным находкам из этих курганов относится воспроизводимый короткий железный меч — акинак — с рукоятью и ножнами, обложенными богато орнаментированным золотым листом. Мечи этого типа были широко распространены в Иране и у кочевников-скифов. Эти мечи носились на правой стороне; их подвешивали к поясу при помощи ремня, пропущенного через круглое отверстие в боковом выступе ножен.

 

Акинаки раннескифского типа были одним из первых предметов железного вооружения, сменившего на юге СССР более раннее оружие из бронзы. У рядовых скифских воинов мечи отделывались сравнительно скромно, но у предводителей, знати рукоятки мечей и ножны часто богато украшались золотом. Келермесский акинак среди других ранних скифских мечей выделяется наибольшим богатством и хорошей сохранностью украшений.

 

И рукоять и ножны меча обложены золотым листом, покрытым сложным и тонким чеканным рисунком. Рисунок этот симметрично повторён на обеих сторонах ножен и рукояти и состоит из целого ряда разнообразных фигурных украшений, помещённых в орнаментальных обрамлениях.

 

На обкладке рукояти помещено стилизованное до схемы священное дерево, повторяющее подобные изображения на целом ряде предметов бесспорно урартского производства VII в. до н.э. Ниже, на перекрестии, изображено другое древо жизни со стоящими по обе его стороны крылатыми человеческими фигурами, держащими в правой руке плоды, в левой — чаши, — сюжет, общий переднеазиатскому искусству, в том числе ассирийскому и урартскому. Подобная же сцена повторена на верхней расширенной части обкладки ножен. Ниже, на обкладке ножен,

(64/65)

помешена продольная композиция из 8 фантастических существ в виде быков и львов с головами этих же или других животных и с крыльями в виде рыбы. Чётные по порядку существа держат в руках лук с натянутой тетивой и наложенной стрелой. Первым изображён фантастический зверь с головой козла на львином теле. За ним следует лев с задними ногами быка, стреляющий из лука. Далее третьим изображён зверь с бараньей головой на львиных ногах, затем опять стрелок из лука со львиными телом и задними ногами, с передними ногами быка и головой фантастического грифона. Пятым по порядку следует зверь с бычьей головой на теле и ногах льва. Шестое, седьмое и восьмое изображения повторяют с несущественными отклонениями второе, третье и четвёртое. Каждая последующая фигура несколько меньше предыдущей. В целом мы видим в средней части ножен композицию в виде шествия мощных фантастических зверей, отражающих образы древних мифов.

 

Эти изображения также входят в круг образов древнего переднеазиатского, в частности месопотамского искусства. Наконец, в нижней части ножен изображены два льва, обращённые навстречу друг другу. Совершенно особняком стоит изображение на боковом выступе ножен. Здесь мы в центре видим фигуру скачущего оленя, весьма близкого к оленю из Костромской станицы (стр. 68); по краям выступ ножен обрамлён рядом стилизованных птичьих голов. Изображения оленя и птичьих голов являются прекрасными образцами раннего искусства кочевников — так называемого скифского звериного стиля.

 

Таким образом, в келермесском мече и в его декоровке нашло прямое отражение близкое соприкосновение кочевников-скифов с древней культурой переднеазиатского Востока в бурных событиях VII в. до н.э.

 

Разнородность изображений на мече, наличие образов, характерных специально для Урарту и для более широких областей Передней Азии, а также и для скифов, при иранской в основном форме самого меча и его ножен, заставляют считать, что местом изготовления меча являлась область государства Урарту (совре-

(65/66)

менная Армения), где в VII-VI вв. до н.э. скрещивалась местная культурная традиция с течениями, идущими как с юга, из Передней Азии и Ирана, так и с севера, из степей нашей страны.

 

На Северный Кавказ описываемый меч и целый ряд других памятников попал в результате интенсивных сношений мирного и военного порядка между скифскими кочевыми племенами и странами Закавказья и Передней Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги