главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Золотая маска из погребения. (А.И. Вощинина).

 

Золото. 22.5×15 см. III в. н.э. Поступила в 1838 г.

 

(35/36)

 

Открыть фотографию в новом окне.
См. также каталог выставки «Тайна золотой маски».
 ]

 

(36/37)

 

 

В 30-х годах прошлого столетия, ещё на первых шагах развития русской археологии, в Керчи, на месте античного города Пантикапея, столицы древнего Боспорского царства, была сделана ценнейшая находка: археолог Ашик, один из первых русских археологов, обнаружил при раскопках кургана погребение в мраморном саркофаге с богатым набором утвари и ювелирных украшений. «Вместе с восхищением мною овладело изумление, — пишет в рапорте Ашик, — когда я увидел в саркофаге остов с золотым лицом, с диадемой на голове и в полном наряде. Одежда царицы усеяна золотыми украшениями; ткань, которой покрыта была голова, ниспадала до пояса и сохранила свой цвет. Эта ткань была шерстяная с золотыми узорами и другими украшениями, но едва к ней прикоснулся воздух, как всё разлетелось в пыль, и остались только золотые блёстки».

 

Извлечённый из могилы набор вещей был тотчас доставлен в Петербург, в Эрмитаж, где хранится и в настоящее время.

 

«Золотое лицо», упомянутое в рапорте Ашика, представляет собою маску из золотой пластины.

 

Обычай накладывать золотую маску при погребении на лицо умершего неоднократно встречается в погребальном обряде древних народов Средиземноморья от древнейшего периода крито-микенской культуры до времени разложения античной культуры. В раскопках же в Причерноморье подобные находки единичны. Исходя из первого впечатления Ашика, это погребение считалось женским и называлось «погребением царицы с золотой

(37/38)

маской». Характер одежды и ювелирных украшений (золотые серьги с сердоликами), а также наличие среди прочих погребальных вещей золотой палочки типа веретена давали повод к такому определению, тем более что и тип безбородого полного лица этой маски при первом впечатлении кажется женским. Теперь же, в процессе сравнительного изучения всего материала находки, становится ясным, что погребение принадлежало мужчине. На это указывает находившийся в могиле украшенный золотыми бляшками с сердоликами серебряный уздечный набор, нож с золотой рукоятью, золотая шейная гривна — обруч, который носили обычно только мужчины. Наконец, и самый характер лица маски передаёт портретные черты молодого мужского лица: широкое полное лицо, короткий, с небольшой горбинкой нос, пухлые губы, полный, круглый подбородок, резко очерченные веки открытых глаз. Поверхность маски гладкая, лишена гравировки; однако зрачки глаз намечены пластически углублением и создают впечатление взгляда, устремлённого вдаль.

 

Сделана маска из целой золотой пластины набивкой — следы ударов молотка видны совершенно ясно.

 

Эта маска — прекрасный портрет, исполненный в традициях античного портретного искусства.

 

Богатейший убор умершего с пышной золотой диадемой, браслетами, перстнями и многочисленной серебряной и бронзовой утварью мог принадлежать только представителю царского рода. Так хоронили боспорских царей.

 

Найденное в погребении хорошей работы серебряное блюдо с греческой надписью «царь Рескупорид» и с монограммой римского императора Каракаллы (211-217 гг. н.э.) даёт основание предполагать, что это погребение принадлежало самому боспорскому царю Рескупориду III (210-226 гг. н.э.), а наша золотая погребальная маска является его портретом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги