[ научно-популярное издание ]
Сокровища Эрмитажа.
// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Золотая маска из погребения. (А.И. Вощинина).
Золото. 22.5×15 см. III в. н.э. Поступила в 1838 г.
(35/36)
(36/37)
В 30-х годах прошлого столетия, ещё на первых шагах развития русской археологии, в Керчи, на месте античного города Пантикапея, столицы древнего Боспорского царства, была сделана ценнейшая находка: археолог Ашик, один из первых русских археологов, обнаружил при раскопках кургана погребение в мраморном саркофаге с богатым набором утвари и ювелирных украшений. «Вместе с восхищением мною овладело изумление, — пишет в рапорте Ашик, — когда я увидел в саркофаге остов с золотым лицом, с диадемой на голове и в полном наряде. Одежда царицы усеяна золотыми украшениями; ткань, которой покрыта была голова, ниспадала до пояса и сохранила свой цвет. Эта ткань была шерстяная с золотыми узорами и другими украшениями, но едва к ней прикоснулся воздух, как всё разлетелось в пыль, и остались только золотые блёстки».
Извлечённый из могилы набор вещей был тотчас доставлен в Петербург, в Эрмитаж, где хранится и в настоящее время.
«Золотое лицо», упомянутое в рапорте Ашика, представляет собою маску из золотой пластины.
Обычай накладывать золотую маску при погребении на лицо умершего неоднократно встречается в погребальном обряде древних народов Средиземноморья от древнейшего периода крито-микенской культуры до времени разложения античной культуры. В раскопках же в Причерноморье подобные находки единичны. Исходя из первого впечатления Ашика, это погребение считалось женским и называлось «погребением царицы с золотой
(37/38)
маской». Характер одежды и ювелирных украшений (золотые серьги с сердоликами), а также наличие среди прочих погребальных вещей золотой палочки типа веретена давали повод к такому определению, тем более что и тип безбородого полного лица этой маски при первом впечатлении кажется женским. Теперь же, в процессе сравнительного изучения всего материала находки, становится ясным, что погребение принадлежало мужчине. На это указывает находившийся в могиле украшенный золотыми бляшками с сердоликами серебряный уздечный набор, нож с золотой рукоятью, золотая шейная гривна — обруч, который носили обычно только мужчины. Наконец, и самый характер лица маски передаёт портретные черты молодого мужского лица: широкое полное лицо, короткий, с небольшой горбинкой нос, пухлые губы, полный, круглый подбородок, резко очерченные веки открытых глаз. Поверхность маски гладкая, лишена гравировки; однако зрачки глаз намечены пластически углублением и создают впечатление взгляда, устремлённого вдаль.
Сделана маска из целой золотой пластины набивкой — следы ударов молотка видны совершенно ясно.
Эта маска — прекрасный портрет, исполненный в традициях античного портретного искусства.
Богатейший убор умершего с пышной золотой диадемой, браслетами, перстнями и многочисленной серебряной и бронзовой утварью мог принадлежать только представителю царского рода. Так хоронили боспорских царей.
Найденное в погребении хорошей работы серебряное блюдо с греческой надписью «царь Рескупорид» и с монограммой римского императора Каракаллы (211-217 гг. н.э.) даёт основание предполагать, что это погребение принадлежало самому боспорскому царю Рескупориду III (210-226 гг. н.э.), а наша золотая погребальная маска является его портретом.
|