П.П. Азбелев. Древние кыргызы. Очерки истории и археологии.
назад | оглавление | далее
II. 2. Вопросы хронологии таштыкских склепов.
II. 2. 4. Об относительной хронологии склепов.
Наборы пряжек в таштыкских склепах различны по составу типов. Если публикации и отчёты
полны и в должной степени выверены (а это, к сожалению, не всегда так), то
можно выделить четыре варианта наборов типов пряжек, представляемых ниже по наиболее показательным и известным комплексам.
1). Пряжки, преимущественно язычковые, прямо воспроизводящие западные типы предтюркского
времени. Цельнолитых щитков с насечками и рамок со вписанными волютами нет.
Эталон — скл.1 Изыхского чаатаса (Рис. 17).
2). Пряжки, имеющие в основе композиции типа западные элементы, но уже перекомпонованные и
трансформированные. Господствуют шпеньковые пряжки, прежде всего стандартные, с цельнолитыми щитками и с
рамками с Т-образными прорезями или с симметрично развёрнутыми волютами. Эталон
— скл.2 Изыхского чаатаса (Рис.18).
3). Сочетание типов,
характерных для обоих предыдущих вариантов. Наряду с точными повторениями
западных типов есть их местные версии, осложнённые признаками, свойственными
пряжкам из наборов варианта 2. Шпеньковые и язычковые пряжки сочетаются. Эталон
— скл.1 Сырского чаатаса (Рис.19).
4). Свободное сочетание любых типов. Признаки деградации Т-образных прорезей и симметричных
волют в просветах рамок стандартных пряжек. Крепёжные скобы часто сглажены,
многие пряжки сделаны небрежно. Часто в состав комплекса входят вещи, имеющие
аналоги в кудыргинских материалах. Эталон — тепсейские склепы (Рис. 20). [1]
Сравнение выделенных вариантов приводит к ряду выводов.
Заметная типогенетическая противопоставленность вариантов 1 и 2 сочетается с
целой серией признаков, общих для двух изыхских склепов и вместе с тем более
нигде не представленных — например, эти склепы не сожжены и не имели настоящих
наземных каменных сооружений. Показательно и то, что эти склепы входили в
состав одного чаатаса. Можно предположить, что в двух изыхских склепах хоронили
своих умерших две группы местных жителей, в целом близкие и объединённые
житейскими обстоятельствами, но не забывающие о своих различиях, проявлявшихся
по меньшей мере в фурнитуре костюма и в раздельном погребении на общих
кладбищах по единому обряду. Типологическая обособленность и крайняя редкость
варианта 1 показывает, что он маркирует сравнительно небольшую группу,
инокультурную и/или иноэтничную по отношению к численно господствующему
населению, пользовавшемуся пряжками из второго варианта наборов. Вариант 3 наглядно показывает, как
немногочисленные пришельцы растворялись в массе преобладающего населения.
Резонно считать, что типологически синхронные пряжки из наборов 1 и 2 и
датируются одинаково, а вариант 3 несколько позже обоих предыдущих. Вариант 4,
отразивший деградацию традиции, следует считать позднейшим. Появление вместе с
наборами варианта 4 аналогов кудыргинским (тюркским) вещам подтверждает именно
такую расстановку позиций. Таким образом, можно говорить о том, что выделенные
варианты имеют и хронологическое содержание.
Пряжки варианта 1, наиболее редкие и заведомо инокультурные,
фиксируют появление на Енисее группы мигрантов западного происхождения,
немногочисленной и вскоре ассимилированной. Полное, до мелких деталей,
совпадение пряжек с их западными прототипами позволяет говорить о прямой
миграции носителей восточноевропейских традиций в Южную Сибирь. Пряжки варианта
2, также восходящие к западным прототипам, несут следы заметных
типогенетических трансформаций, свидетельствующие о том, что появлению
соответствующего населения в Южной Сибири предшествовал какой-то период более
или менее долгого развития вне исходной этнокультурной среды (скорее всего — в
Центральной Азии). Именно с этой группой связан яркий и мощный “восточный”
компонент таштыкской культуры, подробно разобранный в работах С.В. Киселёва,
Л.Р. Кызласова и Д.Г. Савинова. Неясно, когда и где именно произошло смешение
этих двух групп — в Центральной Азии
или уже в Южной Сибири. Как уже говорилось, именно этот конгломерат стал
основой для формирования культуры тюрков-ашина; с точки зрения датирования это
означает, что проникновение носителей данного смешанного культурного комплекса
в Южную Сибирь произошло сразу после 460 года, выступающего в качестве terminus
post quem для целого ряда южносибирских культур.
Другим важным хронологическим репером оказывается
соотносимость кудыргинского предметного комплекса с культурой тюрков Первого
каганата. Летопись фиксирует тюрко-кыргызские контакты в 550-х гг.- не ранее
этого времени в таштыкских склепах появляются вещи, аналогичные кудыргинским.
Таким образом, время изыхских и сырского склепов — последняя
треть V — первая половина VI вв., причём изыхские относятся к начальной фазе
этого периода, назовём его раннеташтыкским; тепсейские склепы принадлежат более
позднему времени.
К числу раннеташтыкских нужно отнести, например,
усть-тесинские склепы (Киселёв 1929: табл.V) — по шпеньковой пряжке с
трапециевидно-вогнутой рамкой на пластинчатом щитке-обойме с боковым кольцом; к
тому же периоду относится часть
уйбатских склепов. Это время наибольшего культурного разнообразия,
отражающего сложные интеграционные процессы. Ко времени их окончания, стабилизации
культуры и появления кудыргинских аналогий относятся тепсейские и ташебинские
склепы, часть уйбатских, т.н. “тагаро-таштыкские” курганы Думной горы,
Степновка II, Хызылар и др. О позднейших памятниках речь пойдёт особо в
следующих разделах.
Не следует забывать, однако, о том, что в литературе отсутствует полноценный
анализ других важнейших для хронологии категорий таштыкского инвентаря, прежде
всего керамики — либо о сосудах пишут обзорно, либо привязывают классификацию к
уже построенной периодизации, что совершенно обессмысливает работу. Несомненно,
при большем внимании к этой теме, когда будут подробно и основательно
определены локальные и хронологические отличия — именно керамика даст возможность
детально разработать относительную хронологию таштыкских склепов, да и других минусинских типов памятников
эпохи поздней древности — раннего средневековья; во всяком случае, некоторые опубликованные
наработки, свободные от "исторического концептуализма" и основанные прежде всего на глубоком
изучении собственно материала (напр., Панкова 2000а),
позволяют надеяться на это.
[1] При подготовке тепсейских материалов к публикации часть находок, происходящих из скл.1, но
найденных уже при просмотре отвалов, по ошибке попала в таблицу находок из скл.2 (Грязнов 1979: 112 - Рис.67). Не зная этого, некоторые исследователи
строили полемику с опорой на неверный состав находок из скл.2. Ошибка повторена и в монографии Э.Б.Вадецкой (1999: Табл. 104-105).
В данной работе находки из тепсейских склепов 1 и 2 распределены в соответствии с надёжными описями Гос.Эрмитажа.
назад | оглавление | наверх | далее
|