П.П. Азбелев. Древние кыргызы. Очерки истории и археологии.
назад | оглавление | далее
II. 2. Вопросы хронологии таштыкских склепов.
II. 2. 5. Малые склепы и памятники "камешковского типа".
Как уже говорилось, в состав таштыкской культуры входят не только классические
склепы. После отделения оглахтинских могил от склепов остаются ещё две
проблемы, без изучения которых вопрос о сложении и развитии таштыкской культуры
не решается. Это вопрос о т.н. малых склепах и проблема памятников “камешковского
типа”, определённых С.В.Киселёвым как переходные
погребения и составившими выделенный Л.Р. Кызласовым камешковский переходный этап.
Малые склепы были выделены как тип памятников М.П. Грязновым
(Грязнов 1979: 119-122) и до сих пор лишь упоминались более или менее подробно.
Между тем ряд конструктивных и обрядовых особенностей этих памятников
заставляет обратить на них особое внимание.
При всём разнообразии конструкций таштыкских склепов всегда
есть некий набор обязательных признаков. Одним из таких элементов является
вход: в срубе или клети устраивался проём, так или иначе оформленный как
изнутри — деревом, так и снаружи — камнем. Каменная конструкция в целом
соответствовала деревянной.
Особенностью же малых склепов является отсутствие подземной деревянной
входной конструкции, притом что снаружи всё оформлено так, словно вход есть.
Строители малых склепов воспроизводили внешний облик больших, а само погребение
устраивали по иным канонам.
Внутри малых склепов не бывает полатей, не имеют они и
шатровых перекрытий. Стенки необычно мелких котлованов облицовывали не тыном,
как в больших склепах, а каменными плитками; до раскопок эти плитки выступают
на поверхность и кажутся дополнительной внутренней оградкой (интересно, что
много позже на кыргызских чаатасах стали появляться сооружения, где вокруг
могильных ям устраивались уже настоящие оградки, составленные из врытых на
ребро каменных плиток; есть ли здесь основания для сопоставления, неясно).
Если инвентарь малых склепов вполне сопоставим с типовым набором находок в больших склепах,
то погребальный обряд отличается уже весьма заметно. В целом этот ритуал близок
общим стандартам оглахтинской культуры. Вместе с очевидной имитацией внешнего
облика больших склепов это можно считать прямым указанием на то, что малые
склепы — поздняя версия оглахтинских грунтовых могил, результат воздействия
таштыкской традиции на местные погребальные обычаи. О том же пишет и
Э.Б. Вадецкая: “существует группа недатируемых склепов малых конструкций,
напоминающих большие таштыкские могилы. В них нет ни пряжек, ни цепочек, но по
косвенным признакам они могут относиться к IV в. [? — П.А.] Значит, внутренняя хронология склепов сопровождалась и
этническими отличиями...” (Вадецкая 1999: 129). Нужно заметить, что хронологические построения
Э.Б. Вадецкой кажутся несколько странными: малые склепы очевидно имитируют
внешний облик больших склепов и, соответственно, не могут быть отнесены к более
раннему времени — а ведь Э.Б. Вадецкая принимает амброзовскую датировку больших склепов (V-VII вв.).
Исходя из критериев выделения археологической культуры,
предложенных выше для раннесредневековых южносибирских материалов, малые склепы
нужно признать органической частью таштыкской культуры. Пряжки в малых склепах,
вопреки мнению Э.Б. Вадецкой, всё же встречаются — например, в тепсейском скл.4
(Грязнов 1979: 122 — Рис.71: 3-7; Вадецкая 1999: табл. 9: 1, 5; табл. 119) — и
позволяют надёжно синхронизировать эти памятники с основным типом таштыкских
погребений. Погребённые в малых склепах — это, насколько можно судить,
оглахтинцы таштыкского времени. Существование этих памятников лишний раз
подтверждает, что становление новой культуры не было связано с исчезновением
носителей культуры предшествующего этапа — они оставались на той же территории,
заметно усложняя картину культурогенеза.
“Переходные” погребения были выделены С.В.Киселёвым прежде
всего по материалам раскопок Л.А. Евтюховой (Рис.21-22). Автор убедительно
показал принадлежность этих памятников к таштыкской традиции, но вместе с тем
отметил наличие признаков, свойственных скорее кыргызской культуре
(погребальный обряд и “некоторые конструктивные детали”). Хронологию
“переходных” погребений С.В. Киселёв определял, по его собственному признанию,
“весьма обобщённо” и, добавлю, очень странно. Взяв за отправную точку
кудыргинские находки, автор видит в них
“формы, характерные для инвентаря алтайских и кыргызских могильников VII
и след. столетий”, но наряду с ними и “формы таштыкских, пазырыкских и позднеханьских
изделий”. На этом основании могильник Кудыргэ отнесён Киселёвым к “дотюркскому”
времени - V и VI вв. А раз в таштыкских “переходных” погребениях такого
сочетания признаков не наблюдается, то,
по мысли Киселёва, их, как и могильник Кудыргэ, нужно отнести к “дотюркскому
времени”. Такова логика построений С.В. Киселёва (Киселёв 1949: 262 - 264).
Совершенно непонятно, при чём тут могильник Кудыргэ; впечатление С.В. Киселёва о “переходном” характере этого памятника
не оправдалось, это вполне самостоятельный комплекс, представляющий на Алтае
общность континентального масштаба, и сравнивать его с таким заведомо локальным
явлением, как памятники “камешковского типа”, некорректно.
Рис.21. Уйбат II. Памятники “камешковского типа” (По Э.Б. Вадецкой).
Особое внимание уделил этим памятникам Л.Р. Кызласов
(Кызласов 1960: 151-156). Этот автор исходил из трактовки, предложенной
С.В. Киселёвым, и лишь добавил к списку памятников ямы под каменными выкладками,
раскопанные на Изыхском чаатасе, а также изменил основания датировки,
использовав две находки из своих раскопок — наконечник стрелы “эпохи
переселения народов” (не имеющий, по современным представлениям, узкой даты) и
необычную трёхъязычковую пряжку, почему-то сопоставленную с накладными
кресалами рубежа I/II тыс. н. э. — морфологически это сравнение совершенно не
оправдано и для датировки бесполезно, хотя сама находка интересна (может быть,
её стоит сравнить с причерноморскими находками пряжек первых веков н.э. с
вильчатым, или двузубым язычком).
Рис.22. Находки с памятников “камешковского типа” (По Э.Б. Вадецкой, Л.Р. Кызласову).
Таким образом, аргументация датировки памятников
“камешковского типа”, предложенная С.В. Киселёвым и Л.Р. Кызласовым, оказывается
явно недостаточной. Между тем и само выделение “камешковского этапа” было
оспорено Э.Б. Вадецкой, которая вообще отказалась признать эти памятники
погребениями и привела аргументы в пользу своего понимания, согласно которому
это всего лишь одна из разновидностей поминов, и вопрос о “камешковском этапе” должен быть закрыт
(Вадецкая 1999: 116 - 118).
Вместе с тем специальная проработка данного вопроса,
предпринятая С.В. Панковой, не позволяет принять столь категоричный вывод.
Во-первых, среди “камешковских” памятников всё-таки есть погребения по обряду
трупосожжения (см., напр.: Вадецкая 1999: табл. 77: 14); во-вторых, некоторые
особенности конструкции и керамический комплекс этих памятников в известной
степени сближают их с грунтовыми могилами; в-третьих, общий вывод: “велика
вероятность того, что “камешковские” выкладки сооружались на всём протяжении
таштыкской эпохи” — снимает остроту значения этих памятников для решения
вопросов хронологии (Панкова 1996: 43).
Нужно заметить, что облик наземной части этих памятников — подквадратные выкладки,
иногда со скруглёнными углами — заставляет предположить, что и здесь мы имеем дело
с имитацией внешнего вида склепов; если это так, то “камешковские” памятники нужно
рассматривать в одном ряду с малыми склепами. Очень интересно совпадение устройства
одного из типов могил с одним из типов поминов — на одном из ранних чаатасов (Арбанском)
то же самое зафиксировано и для классической кыргызской культуры.
Не исключено, что к этой же группе нужно отнести погребение на ул. Советской в Абакане (А.Н. Липский, 1946; № 65, Абакан XIII по списку Вадецкой, см. Вадецкая Э.Б. Археологические памятники… С. 152) и похожий комплекс на Сосновом оз. в Бейском р-не Хакасии (раск. 1984).
Нужно признать, что вопрос о памятниках “камешковского типа” пока не может быть признан окончательно выясненным.
Эта неясность будет сохраняться до тех пор, пока не будет найдена и тщательно, на современном методическом уровне,
исследована представительная серия таких комплексов. Однако ясно, что теория об их "переходном" характере,
о том, что эти памятники представляют нечто ещё не кыргызское, но уже не таштыкское — определённо должна быть
признана несостоятельной; "камешковские" памятники — часть таштыкской культуры, одно из проявлений разнообразия погребально-поминальных
ритуалов этого времени — но и не более того.
Таким образом, весьма вероятно, что оглахтинское население
не только никуда не исчезло с появлением таштыкских традиций, но и сохранило
сравнительно сложное общественное устройство, отразившееся в разнообразии
погребений. Интересно, однако, что если малые склепы встречены пока в основном к
северу от Абакана, то памятники “камешковского типа” — в основном к югу. Конечно,
при столь малом числе памятников любые рассуждения о локальных особенностях
предварительны. Ясно лишь, что на каком-то этапе оглахтинские и таштыкские
традиции сосуществовали и взаимодействовали, чем и объясняется, например,
сходство части материалов грунтовых могил и склепов Уйбатского чаатаса, столь
много значившее для построений С.В. Киселёва.
* * * * * * *
Таков необходимый минимум данных, обязательных при изучении вопроса о времени и обстоятельствах появления кыргызов на Енисее.
Проблема же появления, становления и развития собственно кыргызской культуры в её классическом виде требует более широкого взгляда.
назад | оглавление | наверх | далее
главная страница / библиотека
|