главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К.В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер

Ювелирные изделия из кургана Аржан-2.
Вопросы происхождения комплекса.

// Ювелирное искусство и материальная культура. ТД участников двенадцатого коллоквиума (3-10 апреля 2003 года). СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2003. С. 125-128.

 

В 2001 году при исследовании погребально-поминального комплекса Аржан-2 в Туве было открыто непотревоженное захоронение представителей высшего социального слоя эпохи ранних кочевников (Чугунов, Парцингер, Наглер, 2002). Скелеты мужчины и женщины были буквально усыпаны изделиями из золота, некогда украшавшими парадные одежды. Оружие, найденное в могиле, было изготовлено из железа и также украшено золотым орнаментом, выполненным в традициях скифо-сибирского звериного стиля. Войлоки, ткани, кожаные изделия и одежда не сохранились, однако золотые нашивные бляшки, обоймы, ворворки, бисер позволяют с большой долей достоверности реконструировать убранство погребальной камеры и захороненных в ней людей.

 

При продолжении работ в 2002 году на памятнике обнаружена серия сопроводительных захоронений, также сохранившихся непотревоженными. Могилы содержали не столь уникальный набор вещей, однако именно эти предметы позволяют соотнести весь комплекс с известными памятниками как в Туве, так и за её пределами. Особенно хорошо хронология определяется по конскому снаряжению и сериям бронзовых наконечников стрел. Анализ этих

(125/126)

категорий вещей позволяет датировать курган серединой — второй половиной VII века до н.э. Сейчас эта датировка получила подтверждение в виде серии радиоуглеродных дат, полученных в лаборатории ИИМКа и за рубежом.

 

Определение столь ранней даты для комплекса Аржан-2 неизбежно ставит перед нами ряд вопросов. В частности, они возникают при рассмотрении технологических особенностей изготовления ювелирных изделий. Даже не являясь специалистом в этой области, всю коллекцию можно разделить на две части, выделив из основной массы литых тиражированных бляшек и обойм предметы, выполненные с использованием сложной пайки, зернения и инкрустации. К таковым относятся серьги (кроме зерни на них присутствует и сканный узор), пластины на женской обуви, две бусины-подвески, ворворка-застёжка от пекторали. На этих предметах зернение выступает в качестве основного декора, однако на некоторых изделиях полоски зерни закрывают места пайки (в основании рогов оленя на навершии шпильки, в поддоне модели котла и в ряде других случаев).

 

Особое место в комплексе основного погребения занимает железное оружие, инкрустированное золотом. Кропотливая работа реставраторов Эрмитажа позволила нам увидеть эти шедевры древних мастеров. Акинак, кинжал, чекан, ножи и даже наконечники стрел украшены криволинейным узором, образующим на крупных предметах фигуры животных. На акинаке декор, покрывающий всю рукоять и большую часть лезвия, выполнен таким образом, что чередование золота и железа придаёт предмету ажурность, а образам животных большую определённость. Хищники, изображенные здесь таким способом, уверенно распознаются как тигры. На гранях наконечников стрел узор выполнен не только золотом, но и серебром.

 

Понимание технологических приёмов, применявшихся в древности для изготовления этих вещей, очень важно для определения той роли, которую играл центрально-азиатский регион в формировании искусства скифо-сибирского звериного стиля и культуры ранних кочевников в целом. Вопрос о способах и месте производства ювелирных изделий из кургана Аржан-2 в связи с этим выходит на первый план. Оставляя «за скобкой» технологический аспект,

(126/127)

попробуем на основании данных археологии рассмотреть вторую часть вопроса — о месте формирования комплекса.

 

Несмотря на то, что большинство предметов из основного погребения уникально, весь комплекс типологически соответствует местной культурной традиции раннескифского времени. В рядовых курганах алды-бельской культуры Тувы неоднократно находили серьги с покрытыми зернью конусовидными колпачками; некоторые имели эмалевые вставки (Семёнов, 1999). За счёт находок этих предметов в сопроводительных погребениях Аржана-2 количество серёг такого типа, происходящих из Тувы, увеличилось в два раза. Золотые и бронзовые пекторали, хотя и без изображений, также известны. Они, например, найдены in situ в женских могилах алды-бельского комплекса Копто (Cugunov, 1998). Золотые обоймы и пряжки наборного пояса также имеют аналоги из бронзы в памятниках алды-бельской культуры (Семёнов, 2001). В сопроводительных могилах комплекса соответствий материалам алды-бельских памятников ещё больше. Погребальный обряд этих захоронений также соответствует традициям этой культуры.

 

Таким образом, на основании данных археологии комплекс кургана Аржан-2 безусловно местный. Этот памятник является захоронением представителей высшего социального слоя населения, составившего алды-бельскую культуру раннескифского времени. Однако констатация этого факта не является подтверждением местного производства всех ювелирных изделий, найденных в кургане. Как раз наоборот: элитарность захоронения делает возможным помещение в него престижных предметов, выполненных на заказ в отдалённых мастерских или добытых в результате военных походов.

 

Стилистический анализ образов животных, представленных на изделиях, позволяет разделить их на две группы — выполненные реалистично и — в орнаментальной манере. Это также может указывать на неоднородность комплекса, хотя, возможно, является следствием технологии изготовления. Орнаментальные изображения, как правило, резные. Технология их изготовления может восходить к искусству резьбы по дереву, широко распространённому в кочевом мире.

(127/128)

 

Очень важно, что обширный набор изображений не включает ни одного синкретичного образа. Все животные имеют реальные прототипы в живой природе. Это, с одной стороны, характерно для искусства раннескифского времени, с другой — ограничивает возможную территорию происхождения традиции. Очевидно, что она лежит вне областей ближневосточных цивилизаций. Изображения грифонов известны в Туве с конца VI века до н.э. и связаны с появлением здесь носителей уюкско-саглынских традиций (Чугунов, 2001). В искусстве алды-бельской культуры были распространены так называемые «загадочные картинки» (Грач, 1980), широко представленные в материалах Аржана-2.

 

Всё это указывает на местное, центрально-азиатское формирование традиций искусства звериного стиля из комплекса кургана. Учитывая, что курган Аржан-1, исследованный М.П. Грязновым в этой же долине (Грязнов, 1980), из-за ограбленности почти не сохранил ювелирных украшений, нельзя утверждать, что это место — именно Тува. Возможно, они проникают сюда вместе с носителями алды-бельской культуры, генезис которой, вероятно, связан с областями Казахстана (Савинов, 1994). Изделия, наиболее близкие по стилю материалам Аржана-2, происходят как раз из этого региона. Не исключено, что в раннескифское время существовал не исследованный до сих пор центр кочевой культуры, расположенный в горно-степных областях Северной Индии и Пакистана, где известны большие курганные могильники. Единичные находки, происходящие оттуда, также близки по стилю.

 

Исследования материалов из погребально-поминального комплекса Аржан-2 только начинаются, но уже сейчас можно констатировать наличие у населения Тувы раннескифского времени ювелирных технологий высочайшего уровня.

 

Тщательное исследование технологий, применявшихся при производстве ювелирных изделий из кургана Аржан-2, может прояснить способы их изготовления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки