● главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии

Ювелирное искусство и материальная культура. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. [ сборник ]

Ювелирное искусство и материальная культура.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 208 с. + XX с. цв.вкл.
ISBN 978-5-93572-715-4

 

Составители: В.В. Киджи, И.В. Поскачёва, Н.В. Царёв.

аннотация: ]

Очередной выпуск сборника «Ювелирное искусство и материальная культура» Государственного Эрмитажа посвящён различным аспектам изучения ювелирного искусства и включает в себя материалы одноимённой конференции, прошедшей в марте 2015 г.

Сборник предназначен для искусствоведов и историков, а также для широкого круга читателей, интересующихся ювелирным искусством.

 

На первой странице обложки:
Бляха. Могильник Филипповка 1. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3 ]

 

Аникеева О.В., Шемаханская М.С., Яблонский Л.Т. Ювелирные шедевры Ахеменидской эпохи из гробницы знатной женщины в Южном Приуралье. — 5

Беговатов Е.А., Казанцева Л.И. Средневековые ювелирные изделия с Семёновского селища в Татарстане. — 12

Беручашвили Н.Л. История оклада грузинского Четвероглава из собрания Эрмитажа. — 21

Булах А.Г., Лисовская П.А., Ольховая Е.А. Вазы Эльфдаленской порфировой мануфактуры в экспозиции Государственного Эрмитажа. — 36

Габриэль Г.Н. Аверс — реверс: монета в современном ювелирном искусстве. — 44

Елихина Ю.И. Золотые и серебряные находки из курганов Ноин-Улы. Коллекция Галереи драгоценностей Государственного Эрмитажа. — 48

Елихина Ю.И. Некоторые золотые и серебряные монгольские предметы из коллекции Галереи драгоценностей. — 55

Засецкая М.Л. Три традиции бытования монеты в женском костюме прибалтийско-финских народов. — 65

Корсакова Т.Н. Наперсный крест епископа Великоустюжского Пахомия (Симанского): хранение, атрибуция, реставрация. — 79

Корсакова Н.А. Произведения фирмы К. Фаберже в коллекции реликвий Кубанского казачьего войска. — 88

Лукьянов Е.А. Ювелирная фирма «Сазиковъ» на международных художественно-промышленных выставках 1850-1870-х годов. — 91

Марсадолов Л.С. Новая семантика изображений на золотых поясных пластинах с сюжетами «охота на кабана» из Сибирской коллекции Петра I. — 107

Новик А.А. Симон Широка: ювелирные традиции и инновации на Балканах. — 114

Радолицкая Я.С. К истории реставрации античных украшений в Императорском Эрмитаже: изменение облика «роскошных» серёг и височных подвесок из кургана Куль-Оба. — 124

Рябцева С.С. Перстни, декорированные зернью, как характерный элемент древнерусского парадного ювелирного убора X-XI вв. — 136

Соловьёва Л.В. Потир итальянской работы из Эрмитажа. Вопросы атрибуции. — 154

Суханов И.П. История награждения золотыми мечами капитана бомбардира «Петра Михайлова» и бомбардир-поручика А.Д. Меньшикова. — 162

Торгоев А.И., Кольченко В.А. Погребение позднесарматского времени с ювелирными украшениями на городище Красная Речка. — 166 (См. файл на academia.edu)

Фёдорова М.В. Символика монет в традиционном искусстве и украшениях бурят. — 175

Щербина Е.В. К вопросу об атрибуции кубка-наутилуса царевича Алексея Петровича из собрания Оружейной палаты. — 192

 

Список сокращений. — 204

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

В очередном сборнике «Ювелирное искусство и материальная культура» собраны статьи, написанные по материалам докладов, прочитанных на прошедшей в марте 2015 года одноимённой конференции.

 

Большое количество участников интенсивно проходивших заседаний подтвердило необходимость и важность этого мероприятия, углубив понимание того, что историческое наследие, представленное в памятниках ювелирного искусства, требует широкого и разностороннего изучения. Специалисты различных музеев и научных организаций, среди которых помимо Государственного Эрмитажа были представлены Музеи Московского Кремля, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Государственный исторический музей, Институт археологии РАН, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Музей кафедры минералогии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Казанский государственный институт культуры, Краснодарский историко-археологический музей-заповедник, Национальный музей Грузии, Институт культурного наследия Академии наук Республики Молдова, Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики, затронули в своих докладах широкий диапазон тем. Предметом обсуждения стали новые археологические находки, уточнения атрибуций, определение роли украшения в традиционных костюмах, изучение технологий ювелирного дела, проблем экспонирования, реставрации, учёта и хранения отдельных произведений и коллекций ювелирного искусства. Но главное — это предоставленная конференцией возможность детального обсуждения поднятых вопросов.

 

Изначально задуманная как научно-практический семинар, но с годами развившаяся до крупномасштабного формата, конференция в очередной раз показала важность обмена мнениями и материалами новейших открытий. Дискуссионное личное общение специалистов самых разных направлений, даже в век новых технологий, способствует решению актуальной проблемы — качественному росту уровня научных исследований в области изучения ювелирного искусства и материальной культуры, неразрывно с ним связанной. В этом смысле конференция, проводимая Государственным Эрмитажем, уникальна.

 

Возрастающий интерес к истории ювелирного искусства, охватывающий самые различные аспекты и направления, требует серьезных научных исследований.

 

Конференция «Ювелирное искусство и материальная культура», прошедшая в 2015 году в Государственном Эрмитаже, положила начало новому этапу и новому формату её проведения.

(3/4)

Теперь она будет проходить раз в два года, а по материалам работы планируется издавать сборник статей, представляющих содержание всех докладов и сообщений.

 

Нас радует, что конференция пользуется интересом, и мы надеемся, что столь перспективное сотрудничество приведет её участников к новым открытиям и научным сенсациям.

 

Организационный комитет конференции благодарит всех участников и докладчиков конференции, работавших на её заседаниях, выражает глубокую признательность администрации Государственного Эрмитажа за поддержку и помощь в подготовке конференции, сотрудникам Редакционно-издательского отдела Государственного Эрмитажа за подготовку и издание сборника. Отдельно хотелось бы отметить Елену Васильевну Щетинкину, осуществлявшую документальное сопровождение сборника.

 

Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и возможность продолжить традицию, зародившуюся двадцать лет назад.

Виктория Киджи

Ирина Поскачёва

Никита Царёв

 


 

Список сокращений.   ^

 

АГЭ — Архив Государственного Эрмитажа

«Антиквариат» — Всесоюзная государственная торговая контора Народного комиссариата торговли СССР (1925-1937)

АМАЭ РАН — Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук АН СССР — Академия наук СССР

АОЕ — Научно-вспомогательный архив отдела европеистики Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа

БГИАМЗ — Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

БКНИИ СО АН СССР — Бурятский комплексный научно-исследовательский институт Сибирского отделения Академии наук СССР

БНЦ СО РАН — Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

БРХМ — Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова

ВВЦ — Всероссийский выставочный центр

ВМДПНИ — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

ВМС — Военно-морские силы

ВСГАКИ — Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет

ВЦНИЛКР — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей

ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации

ГИКМЗ «Московский Кремль» — Государственный историко-культурный музей-заповедник

«Московский Кремль»

ГИМ — Государственный исторический музей

ГМВ — Государственный музей Востока

ГМЗ — Государственный музей-заповедник

ГМЗРК — Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

ГМИГ — Государственный музей искусств Грузии

ГММК — Государственные Музеи Московского Кремля

ГосНИИР — Государственный научно-исследовательский институт реставрации

Гохран — Государственное хранилище ценностей Наркомфина

ГРМПИ СПбГГУ — Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых Санкт-Петербургского государственного горного университета

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ДБК — Древности Боспора Киммерийского

ДПИ — декоративно-прикладное искусство

ЗРАО — Записки Русского археологического общества

ИАК — Известия Археологической комиссии

ИА РАН — Институт археологии Российской академии наук

ИЭА РАН — Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук

ИАЭТ СО РАН — Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

ИВ РАН — Институт востоковедения Российской академии наук

ИИМК РАН — Институт истории материальной культуры Российской академии наук

ИРАО — Известия русского археологического общества

КГИАМЗ — Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник

КСИА — Краткие сообщения Института археологии

МАК — Материалы по археологии Кавказа

(204/205)

МАЭ РАН — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

МИБ — Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

МНРХУ — Межобластное научно-реставрационное художественное управление

НА ИИМК — Научный архив Института истории материальной культуры Российской академии наук

Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения

Наркомфин — Народный комиссариат финансов

НИИТИИИ PAX — Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

НИИХП — Научно-исследовательский институт художественной промышленности

НМ МИ — Национальный музей Грузии. Музей искусств им. Ш.Я. Амиранашвили

ОЛИКК — Общество любителей изучения казачества на Кубани

ОПИ ГИМ — Отдел письменных источников Государственного исторического музея

ОРПГФ — Отдел рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

ПСЗРИ — Полное Собрание Законов Российской империи

РА — Российская археология

РА ИИМК РАН — Рукописный архив Института истории материальной культуры Российской академии наук

РАН — Российская академия наук

РГАДА — Российский государственный архив древних актов

РГИА — Российский государственный исторический архив

РГНФ — Российский гуманитарный научный фонд

РМО НММИ АГ — Рукописно-мемориальный отдел. Национальный музей. Музей искусств им. Ш.Я. Амиранашвили. Архивы Грузии

РПЦ — Русская православная церковь

РТ — Республика Татарстан

РЭМ — Российский этнографический музей

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа

СО АН СССР — Сибирское отделение Академии наук СССР

СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет

СССР — Союз Советских Социалистических Республик

СФРЮ — Социалистическая Федеративная Республика Югославия

Труды САИПИ — Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства

ЦВВМ — Центральный военно-морской музей

ЦВЗ — Центральный выставочный зал

ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга

ЦИАМ — Центральный исторический архив Москвы

ЦУТР — Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица

ЭО Русского музея — Этнографический отдел Русского музея

 

BAR — British Archaeological Records, Oxford

LIMK — Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae

OIP — Oriental Institute Publications

PA — Památky archeologice. Praha

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии