Э.Б. Вадецкая, А.И. Поселянин
Таштыкский погребально-
поминальный комплекс Белый Яр 3.
// Абакан: Хакасское книжное изд-во. 2015. 210 с. ISBN 978-5-7091-0717-5
[ аннотация: ]
В монографии даётся подробная характеристика таштыкского памятника Белый Яр 3, где впервые на большой территории и полностью исследованы каменно-земляной склеп VI-VII вв. с десятками захороненных в нём взрослых людей, грунтовые детские могильники и поминальники. В склепе, помимо предметов из бронзы (поясные пряжки, пластины-амулеты с двумя конями), хорошо сохранились гипсовые раскрашенные погребальные маски. Это позволило изучить способы их лепки, состав используемых теста и красок. Благодаря зафиксированным и сохранённым во время раскопок остаткам травы, коры и берёсты установлено изготовление погребальных масок на туесках, содержавших кремированные останки (пепел) человека. Главным материалом из поминальников является большая серия разнообразных керамических сосудов и останков жертвенных животных. Выявлена связь между объёмами керамической посуды и её хозяйственно-бытовым использованием. Поминальные обряды разделены на несколько этапов, включавших сооружение помина и заготовку пищи, проведение неоднократных ритуальных действий.
Книга предназначена для археологов, историков и краеведов, интересующихся проблемами раннесредневековой истории Саяно-Алтая.
Оглавление
Глава I. Характеристика памятника Белый Яр 3.
1. Склеп. — 5
1.1.Конструкция склепа. — 5
1.2. Находки в склепе. — 5
2. Детские грунтовые могилы вокруг склепа. — 8
3. Характеристика ям с приношениями (поминов). — 11
3.1. Типология посуды. — 42
3.2. Состав мясной пищи. — 43
3.3. Классификация ямок с приношениями. — 46
Глава II. Маски из склепа.
1. Маски в погребальном контексте. — 49
2. Камеральная обработка и описание коллекции масок памятника Белый Яр 3. — 49
3. Внешний вид масок-бюстов. — 56
4. Изготовление теста и метод лепки бюстов. — 58
5. Внутреннее заполнение масок-бюстов. — 59
6. Реконструкция туеска с пеплом. — 60
7. Реконструкция кожаных голов кукол. — 62
8. Семантика голов кукол и масок-бюстов. — 65
Приложение [ Рис. 1-147 ]
1. Таштыкский склеп [ Рис. 1-13 ]. — 69
2. Детские грунтовые могилы вокруг склепа [ Рис. 14-24 ]. — 81
3. Характеристика ям с приношениями (поминов) [ Рис. 25-135 ]. — 92
4. Коллекция гипсовых масок склепа [ Рис. 136-147 ]. — 196
Введение. ^
Белоярский археологический комплекс состоял из памятников разных археологических эпох (XIII в. до н.э. — IX в. н.э.). Они располагались на вершине пологого увала, протянувшегося вдоль левого берега р. Абакан, в 4,3 км к ЮВ от с. Белый Яр, в 7 км от р. Абакан и в 8 км к З от р. Енисей. Южную часть вершины увала занимал могильник карасукской культуры (Белый Яр 5), северную часть — таштыкский (Белый Яр 3) и тюркский (Белый Яр 2) памятники. На промежуточной территории находились разновременные курганы тагарской культуры (Белый Яр 1 и 4) (рис. 1).
Возможно, что на территории Белоярского археологического комплекса имеются и другие древние памятники, но плохо видимые на поверхности земли. В частности, в 100 м к ЮЗ от таштыкского склепа Белый Яр 3 прослеживается небольшое возвышение, предположительно, от надмогильного сооружения.
Таштыкский могильник, которому посвящена данная публикация, состоял из трёх частей: склеп, детское кладбище и площадка, где поминали захороненных в склепе. Последняя находилась с восточной и южной сторон склепа и занимала площадь 4500 кв.м. В качестве топографической особенности памятника стоит отметить свободную площадку (10×25 м), которая почти вплотную примыкала к южной стороне склепа и позволяла подходить к нему после прекращения функционирования.
С вершины увала прекрасно просматривается долина р. Абакан, Уйбатская и Койбальская степи, ближайшее горное окружение, покрытое тайгой, — Абаканский хребет и гора Борус. Нам кажется, что выбор места для погребальных памятников не был случайным, на него повлияли особенности местности (рис. 2).
Главные научные результаты исследования таштыкского погребально-поминального памятника Белый Яр 3 связаны с раскопками широкими площадями, позволившими выявить ямки с тризнами, а также с комплексным изучением погребальных масок.
Авторы выражают искреннюю благодарность всем, кто помогал в нашей работе, которая растянулась с 1989 по 2011 г.: руководству и рабочим угольного разреза Изыхский, на территории которого проводились раскопки, студентам и преподавателям Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова и, конечно же, коллегам-археологам из ХакНИИЯЛИ и научных центров Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Заключение. ^
Общие итоги результатов исследования.
Склеп Белый Яр 3 относится к группе единообразных по конструкции сложных склепов. Их отличительными признаками являются очень большие размеры камер, глубиной до 1,5 м, с двойными бревенчатыми стенками (тын и сруб), каждое бревно которых окутано берёстой, с полатями для кремированных покойников, пепел которых помещён внутрь кожана-травяных кукол, а чаще — в их головы, от которых сохранились маски-бюсты. Аналогичные склепы раскопаны под горой Тепсей и на чаатасах — Уйбатском, Ташебинском, Изыхском, Сырском, Койбальском и т.д. [Вадецкая, 1999, с. 85]. Однако, в отличие от перечисленных, в публикуемом склепе практически нет посуды и следов мясной пищи, положенной покойникам. По находкам в склепе пряжек он особенно синхронизируется с тремя склепами (Изых ск. 1, Сыры ск. 1, Тепсей III ск. 2), что даёт возможность предполагать узкую дату склепа первой половиной VII в.
Все таштыкские кладбища VI-VII вв. состоят из трёх частей: склепы, детские могилы и поминальники. Однако только единичные исследованы полностью. В этом большое значение белоярского комплекса для проблематики изучения таштыкской эпохи в целом.
Кроме того, памятник хорошо сохранился. Особенно ямки с приношениями мёртвым сородичам. Как известно, у народов Сибири был обычай неоднократно поминать умерших после смерти. По аналогии с этнографическими сведениями остатки тризн на отдельных участках таштыкских кладбищ называются «поминальниками». Отличие этого комплекса поминов от других в том, что он не только состоит из наибольшего числа (152) ямок-помин и они полностью раскопаны, но и не потревожены. Что позволило сделать всесторонний анализ по конструкции ямок, составу приношений, характеру керамики и мясной пищи.
Сделанная типология керамики подтверждает наличие основных форм сосудов в виде банок и горшков, плоскодонных и круглодонных, а также единичных кубков, мисок, бочонковидных. Впервые выделены преимущественно горшки для хранения продуктов и варки пищи и в меньшем количестве столовая посуда.
В ямках с тризнами сохранились разнообразные деревянные блюда и корытца, а также оказались уникальные изделия типа костяных миниатюрных ложечек и дисков, обтянутых фольгой, а также китайского зеркала.
Главной пищей, помимо каши в горшках, были куски преимущественно баранины и значительно меньше говядины. Определены регламентированные куски мяса для покойников и, как исключение, рыба, яйца, дикое просо. Ни в одном другом известном поминальнике нет такого разнообразия положенной пищи. В определённой степени это объясняется тщательностью исследования материала с привлечением ветеринаров и зоологов.
Сказанное касается также исследования погребальных масок склепа. До раскопок склепа Белый Яр 3 были разрозненные наблюдения по другим склепам о том, что кальцинированные косточки-пепел встречались внутри бюстовых масок, а среди пепла находили кусочки ткани, кожи и даже берёсты. Но только в склепе Белый Яр 3 все эти наблюдения соединились вместе, что позволило не предполагать, а доказать последовательное превращение урны в виде туеска с пеплом в урну в виде головы травяной погребальной куклы, а затем и в гипсовый бюст. Но везение не привело бы к этому открытию, если бы не были собраны маски с пеплом и травой, не определены объёмы всех кучек пепла, находящихся в камере, не проведены химические и ботанические анализы.
(67/68)
Функциональное значение головы куклы как вместилища пепла сопровождалось религиозным смыслом и требовало многочисленных ритуалов в период от физической смерти человека до её признания и окончательного погребения со всеми родственниками. Мы знаем лишь часть этих ритуалов — кремация, помещение пепла в туеске, затем превращение туеска в символ головы мёртвого, её хранение, затем лепка на голове маски и хранение уже окончательно мёртвого человека, наконец, коллективное погребение и сожжение.
Столь же длительные процедуры совершались после погребения, когда родственники приходили на кладбище, закалывали животных, варили мясо и кашу, выкапывали прочные ямки, в которые по строгому регламенту укладывали пищу.
Многообразие полученных материалов из погребально-поминального комплекса подтверждается подробным описанием поминов и масок из склепа, а также проведённым в монографии их анализом.
Литература. ^
Абдуллаев, А. Работа Пянджского археологического отряда в 1982 г. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. XXII (1982). — Душанбе, 1990. — С. 267-282.
Грязнов, М.П. Таштыкская культура // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. — Новосибирск, 1979. — С. 89-146.
Поселянин, А.И. Животные в поминальном культе таштыкской культуры (по материалам могильника Белый Яр 3) // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий. — Абакан, 2007а. — Вып. 3 — С. 231-237.
Поселянин, А.И. Поминальные комплексы позднего этапа таштыкской культуры: автореферат кандидата истор. наук. — Новосибирск, 2009.
|