Э.Б. Вадецкая
Древние маски Енисея.
// СПб, Красноярск: «Версо». 2009. 248 с.
Научно-популярное издание. ISBN 978-5-89783-028-2
[ аннотация: ]
«Древние маски Енисея» — необычное издание. Оно сочетает в себе популярный очерк по истории археологии Сибири с конкретными исследованиями одного из самых интересных материалов отечественной археологии: погребальных масок древних енисейцев. На страницах настоящей книги эти маски впервые собраны вместе и описаны как целостное явление, стоящее в одном ряду с такими памятниками истории мировой культуры, как статуи острова Пасхи или пирамиды Центральной Америки. Уступая последним в монументальности, сибирские маски ничуть не уступают им в насыщенности тайнами древней истории, загадками мифологической семантики.
Книга содержит огромный иллюстративный материал из личного архива автора. Многое до сегодняшнего дня никогда не публиковалось. Археолог Э.Б. Вадецкая — автор более ста пятидесяти научных статей и пяти монографий, ставших библиографической редкостью. Каждая её новая книга — событие. Своей «археологической лопатой» она как бы перелистывает извлечённые из пластов самого времени жизненные хроники поколений, обитавших когда-то по долинам Енисея и Чулыма.
Книга «Древние маски Енисея» адресована юношеству и взрослым, научным работникам и студентам, школьникам, всем, кому интересна история культуры Сибири, её народов.
Оглавление
Слово об авторе. — 6
Предисловие. — 8
Введение. — 10
Глава первая. О маскaх живых и мёртвых. — 14
• Добрые духи, оберегающие от злых сил.
• Послания из давних времён.
• О перевоплощении в «журавлей».
• Зачем добрым богам придавали женский облик...
Глава вторая. Легенды Хакасии. — 32
• На скалах — рисунки, на вершинах — крепости, на местах древних святилищ — каменные идолы.
• Кого в старину и почему путешественники нарекли «Чудью»?..
• Здесь взору предстают курганы и «озёр солёных синева..»
Глава третья. Открытия первых коллективных могил с масками. — 46
• Первые научные раскопки курганов.
• Переплетенье судеб и призваний.
• Венчание на прииске Барташева на речке Узунжул. Жизнь как сказка...
• Д.А. Клеменц и В.А. Адрианов: след в истории, и археологии Енисея.
Глава четвёртая. Первые погребальные куклы. — 62
• Загадки первых погребальных кукол.
• На богатырских тропах богатырский конь...
• О чём поведали мумии горы Оглахты?..
• Первые доклады о раскопках А.В. Адрианова в Красноярске и в Московском археологическом обществе.
Глава пятая. Зачем глиняные головы закрывали гипсовыми масками? — 72
• О различиях взглядов Д.А. Клеменца и В.А. Адрианова на древние погребальные ритуалы...
• В чём заключается уникальность чулымских раскопов?
• Экономические и политические мотивы массовых захоронений у древних.
• Что откопали ленинградские археологи в зоне затопления Красноярской ГЭС.
Глава шестая. Новая гробница в горах Оглахты. — 104
• Интриги не только «гипсовые», но и «травяные»...
• Как открывались тайны дворцовых развалин и тайны древних обрядов?..
• Какие из древних масок сохранились до наших дней.
Глава седьмая. Что за маски были на Тагарском острове? — 124
• Как изготавливали древние маски: с помощью куклы, или их отливали на лице умершего?..
• Чем различаются маски с женских и мужских захоронений...
• Что таится в изображениях спиралей, украшавших древние маски...
Глава восьмая. От мифов к реальности. — 154
• Покровительство графини Уваровой сибирским учёным, особенно в лице Д.А. Клеменца и A.B. Адрианова.
• Версия К.И. Горощенко о происхождении, технологии и семантике масок.
• Кого изображали енисейские погребальные куклы?..
Приложение. — 166
Альбом и Каталог масок в Приложении. — 167
Ancient Masks of the Yenisei. — 176
Funerals masks for album. — 181
References. — 183
Альбом. 48 масок, публикуемых впервые. — 185
Заключение автора. ^
Скульптуры лиц мёртвых, после многовекового заточения в сожжённых гробницах, выглядят облупленными и закопчёнными. И всё равно не оставляют равнодушными посетителей музеев, где выставлены. Притягивает к ним их таинственность и всегда живущее в людях желание глубже понять историю жизни на земле, историю человеческую.
Таинственность древних ритуальных обычаев не могут разрушить даже наши современные знания о масках, хотя, надеюсь, они позволяют хотя бы чуть-чуть приблизиться к их пониманию.
В моей памяти постоянно — калейдоскоп образов.
Одни я вынимаю, как из шкатулки, по надобности. Это образы людей разных исторических эпох, облик которых домысливаю по мёртвым останкам, по изделиям, оставшимся от них и посвящённым их душам, их потусторонней сущности.
Образы других всегда со мной. Говорю не только о тех, кто до меня работал для истории Красноярья, но и о тех людях, кто вместе со мной производил раскопки или просто их посещал из любопытства.
Археологические исследования не осуществляются в одиночку. В частности, это касается и масок. Их рисовали и фотографировали для меня в музеях разные люди. Состав глиняного и гипсового теста изучали химики и ботаники. Антропологи и палеоантропологи устанавливали состояние человеческих останков, которые превращались в мумии-куклы. Коллеги-археологи передавали мне для исследования маски, которые они находили при раскопках...
Но большинство [открытий] известных скульптур принадлежит либо моим предшественникам A.B. Адрианову, Д.А. Клеменцу, С.А. Теплоухову, либо моим учителям C.B. Киселёву и М.П. Грязнову, от которых я получила не только права, но и обязанности продолжить разгадывание тайн масок и, возможно полнее, описать их.
Наиболее интересные из масок помещены в Приложении.
Основная литература. ^
Адрианов А.В. Оглахтинский могильник // XXIX иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь», Красноярск №№243, 254 от 16 и 23 ноября 1903 г.
Вадецкая Э.Б. Новое о таштыкских погребальных масках // Археология, этнография и антропология Евразии №1 (17). Новосибирск. Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. с. 51-64 (русский и английский варианты).
Вадецкая Э.Б. Роспись таштыкских масок. // Археология, этнография и антропология Евразии №1 (29). Новосибирск. Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2007, с. 46-56 (русский и английский варианты).
Евтюхова Л.А. Южная Сибирь в древности // По следам древних культур (от Волги до Тихого океана) Москва. Издательство культурно-просветительной литературы. 1954, с. 195-208.
Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. Часть вторая. Гунно-сарматское время. Глава VII. Таштык на Енисее. М., Л. Издательство Наука. Материалы и исследования по археологии СССР №9, 1949; Москва, 1951.
Кузнецов С.К. Погребальные маски, их употребление и значение // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при императорском Казанском университете. Том XXII, вып. 2. Казань. Типо-литография Императорского Университета, 1906, с. 75-118.
|