● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Э.Б. Вадецкая. Древние маски Енисея. СПб, Красноярск: «Версо». 2009. Э.Б. Вадецкая

Древние маски Енисея.

// СПб, Красноярск: «Версо». 2009. 248 с.
Научно-популярное издание. ISBN 978-5-89783-028-2

 

аннотация: ]

«Древние маски Енисея» — необычное издание. Оно сочетает в себе популярный очерк по истории археологии Сибири с конкретными исследованиями одного из самых интересных материалов отечественной археологии: погребальных масок древних енисейцев. На страницах настоящей книги эти маски впервые собраны вместе и описаны как целостное явление, стоящее в одном ряду с такими памятниками истории мировой культуры, как статуи острова Пасхи или пирамиды Центральной Америки. Уступая последним в монументальности, сибирские маски ничуть не уступают им в насыщенности тайнами древней истории, загадками мифологической семантики.

Книга содержит огромный иллюстративный материал из личного архива автора. Многое до сегодняшнего дня никогда не публиковалось. Археолог Э.Б. Вадецкая — автор более ста пятидесяти научных статей и пяти монографий, ставших библиографической редкостью. Каждая её новая книга — событие. Своей «археологической лопатой» она как бы перелистывает извлечённые из пластов самого времени жизненные хроники поколений, обитавших когда-то по долинам Енисея и Чулыма.

Книга «Древние маски Енисея» адресована юношеству и взрослым, научным работникам и студентам, школьникам, всем, кому интересна история культуры Сибири, её народов.

 

Оглавление

 

Слово об авторе. — 6

Предисловие. — 8

Введение. — 10

 

Глава первая. О маскaх живых и мёртвых. — 14

• Добрые духи, оберегающие от злых сил.

• Послания из давних времён.

• О перевоплощении в «журавлей».

• Зачем добрым богам придавали женский облик...

 

Глава вторая. Легенды Хакасии. — 32

• На скалах — рисунки, на вершинах — крепости, на местах древних святилищ — каменные идолы.

• Кого в старину и почему путешественники нарекли «Чудью»?..

• Здесь взору предстают курганы и «озёр солёных синева..»

 

Глава третья. Открытия первых коллективных могил с масками. — 46

• Первые научные раскопки курганов.

• Переплетенье судеб и призваний.

• Венчание на прииске Барташева на речке Узунжул. Жизнь как сказка...

• Д.А. Клеменц и В.А. Адрианов: след в истории, и археологии Енисея.

 

Глава четвёртая. Первые погребальные куклы. — 62

• Загадки первых погребальных кукол.

• На богатырских тропах богатырский конь...

• О чём поведали мумии горы Оглахты?..

• Первые доклады о раскопках А.В. Адрианова в Красноярске и в Московском археологическом обществе.

 

Глава пятая. Зачем глиняные головы закрывали гипсовыми масками? — 72

• О различиях взглядов Д.А. Клеменца и В.А. Адрианова на древние погребальные ритуалы...

• В чём заключается уникальность чулымских раскопов?

• Экономические и политические мотивы массовых захоронений у древних.

• Что откопали ленинградские археологи в зоне затопления Красноярской ГЭС.

 

Глава шестая. Новая гробница в горах Оглахты. — 104

• Интриги не только «гипсовые», но и «травяные»...

• Как открывались тайны дворцовых развалин и тайны древних обрядов?..

• Какие из древних масок сохранились до наших дней.

 

Глава седьмая. Что за маски были на Тагарском острове? — 124

• Как изготавливали древние маски: с помощью куклы, или их отливали на лице умершего?..

• Чем различаются маски с женских и мужских захоронений...

• Что таится в изображениях спиралей, украшавших древние маски...

 

Глава восьмая. От мифов к реальности. — 154

• Покровительство графини Уваровой сибирским учёным, особенно в лице Д.А. Клеменца и A.B. Адрианова.

• Версия К.И. Горощенко о происхождении, технологии и семантике масок.

• Кого изображали енисейские погребальные куклы?..

 

Заключение автора. — 166

Приложение. — 166

Альбом и Каталог масок в Приложении. — 167

Основная литература. — 175

 

Ancient Masks of the Yenisei. — 176

Funerals masks for album. — 181

References. — 183

 

Альбом. 48 масок, публикуемых впервые. — 185

 


Э.Б. Вадецкая. Древние маски Енисея. СПб — Красноярск: Версо, 2009.Заключение автора.   ^

 

Скульптуры лиц мёртвых, после многовекового заточения в сожжённых гробницах, выглядят облупленными и закопчёнными. И всё равно не оставляют равнодушными посетителей музеев, где выставлены. Притягивает к ним их таинственность и всегда живущее в людях желание глубже понять историю жизни на земле, историю человеческую.

 

Таинственность древних ритуальных обычаев не могут разрушить даже наши современные знания о масках, хотя, надеюсь, они позволяют хотя бы чуть-чуть приблизиться к их пониманию.

 

В моей памяти постоянно — калейдоскоп образов.

 

Одни я вынимаю, как из шкатулки, по надобности. Это образы людей разных исторических эпох, облик которых домысливаю по мёртвым останкам, по изделиям, оставшимся от них и посвящённым их душам, их потусторонней сущности.

 

Образы других всегда со мной. Говорю не только о тех, кто до меня работал для истории Красноярья, но и о тех людях, кто вместе со мной производил раскопки или просто их посещал из любопытства.

 

Археологические исследования не осуществляются в одиночку. В частности, это касается и масок. Их рисовали и фотографировали для меня в музеях разные люди. Состав глиняного и гипсового теста изучали химики и ботаники. Антропологи и палеоантропологи устанавливали состояние человеческих останков, которые превращались в мумии-куклы. Коллеги-археологи передавали мне для исследования маски, которые они находили при раскопках...

 

Но большинство [открытий] известных скульптур принадлежит либо моим предшественникам A.B. Адрианову, Д.А. Клеменцу, С.А. Теплоухову, либо моим учителям C.B. Киселёву и М.П. Грязнову, от которых я получила не только права, но и обязанности продолжить разгадывание тайн масок и, возможно полнее, описать их.

 

Наиболее интересные из масок помещены в Приложении.

 


 

Основная литература.   ^

 

Авдеев А.Д. Маска. (Опыт типологической классификации по этнографическим материалам) // Сборник музея антропологии и этнографии. Том XVII. Москва, Ленинград. Издательство Академии наук СССР, 1957, с. 232-345.

Адрианов А.В. Оглахтинский могильник // XXIX иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь», Красноярск №№243, 254 от 16 и 23 ноября 1903 г.

Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Ленинград. Издательство Наука, 1967 (на русском и французском языках).

Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск. Издательство Наука, 1981.

Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. Санкт-Петербург. Издательство «Петербургское Востоковедение». 1999.

Вадецкая Э.Б. Погребальные маски из таштыкского склепа Арбан II // Евразия сквозь века. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001, с. 144-147.

Вадецкая Э.Б. Сибирские погребальные маски (предварительные итоги и задачи исследования) // Археологические Вести №11. Санкт-Петербург. Издательство «Дмитрий Буланин», 2004, с. 298-323 (с резюме на английском языке).

Вадецкая Э.Б. Новое о таштыкских погребальных масках // Археология, этнография и антропология Евразии №1 (17). Новосибирск. Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. с. 51-64 (русский и английский варианты).

Вадецкая Э.Б. Роспись таштыкских масок. // Археология, этнография и антропология Евразии №1 (29). Новосибирск. Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2007, с. 46-56 (русский и английский варианты).

Вадецкая Э.Б., Протасов В.А. Енисейские мумии (археологические источники и их анатомическая экспертиза) // Археология, этнография и антропология Евразии №4 (16). Новосибирск. Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2003, с. 36-47 (русский и английский варианты).

Вадецкая Э.Б, Гавриленко Л.С. Технология изготовления и роспись гипсовых масок енисейских мумий // Археология, этнография и антропология Евразии №3 (27). Новосибирск. Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2006, с. 55-66 (русский и английский варианты).

Евтюхова Л.А. Южная Сибирь в древности // По следам древних культур (от Волги до Тихого океана) Москва. Издательство культурно-просветительной литературы. 1954, с. 195-208.

Иванов С.В. Маски народов Сибири. Ленинград. Издательство «Аврора», 1975.

Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. Часть вторая. Гунно-сарматское время. Глава VII. Таштык на Енисее. М., Л. Издательство Наука. Материалы и исследования по археологии СССР №9, 1949; Москва, 1951.

Кузнецов С.К. Погребальные маски, их употребление и значение // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при императорском Казанском университете. Том XXII, вып. 2. Казань. Типо-литография Императорского Университета, 1906, с. 75-118.

Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., из-во МГУ. 1960.

Кызласов Л.Р. Гуннский дворец на Енисее. Проблема ранней государственности Южной Сибири. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

Кызласов Л.Р., Панкова С.А. Татуировка древней мумии из Хакасии // Сборник [Сообщения] Государственного Эрмитажа. Вып. 62, 2004, с. 61-67.

Липский А.Н. Некоторые вопросы таштыкской культуры в свете сибирской этнографии // Краеведческий сборник №1. Абакан, 1956.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки