● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Э.Б. Вадецкая. Сказы о древних курганах. Новосибирск: 1981.

Э.Б. Вадецкая

Сказы о древних курганах.

// Новосибирск: 1981. 113 с.

 

Оглавление

 

К читателю. — 3

 

Мифы о могильном золоте на Енисее. — 5

Первые исследователи сибирских курганов. — 25

Древние скотоводы Сибири. — 49

Каменные идолы. — 30

Курганы знати. — 79

Глиняные «головы» и гипсовые маски. — 92

Загадки горы Оглахты. — 100

 

Примечания. — 110

Литература. — 112

 

 

 


(/3)

К читателю.   ^

 

Уважение к прошлому страны — всё равно, что уважение к родителям.

Д.А. Клеменц

 

Свыше 250 лет учёные изучают прошлое народов Сибири, сохранившееся в легендах, поверьях, сюжетах древнего искусства, в погребённых под дюнами и насыпями жилищах и могилах. Широкие археологические исследования ведутся в степной части Среднего Енисея и его притоков, где сосредоточены следы пребывания древних племён, живших здесь с каменного века вплоть до средневековья. Археологи называют этот район «страной классических сибирских древностей». Согласно современному административному делению, он охватывает южную часть Красноярского края, включая Хакасию, и имеет географическое название «Минусинская котловина». Степи и лесостепи котловины опоясаны отрогами Кузнецкого Алатау, Западных и Восточных Саян, большей частью покрытых тайгой, служившей естественной границей обитания древнего населения.

 

Здесь, на берегах Енисея, в зоне Красноярского моря, с 1958 по 1975 г. работала Красноярская археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Раскопаны свыше четырёх тысяч древних могил, десятки стоянок, скопированы сотни рисунков с камней и скал. Полученные сведения и уникальные находки позволили воскресить быт, искусство, религии древних людей.

(3/4)

 

*       *       *

 

На обширной территории сибирских степей с каждым годом всё большее количество курганов попадает в зону строительства. Впереди отрядов строителей идут группы археологов, осуществляющие работы по сохранению древних памятников в соответствии с законом об их охране. Рассказу о труде людей этой профессии и посвящена книга. В ней повествуется также об истории изучения района «Минусинских котловин», о наиболее интересных открытиях, которые посчастливилось сделать учёным, исследующим этот на редкость богатый находками край.

 


(/112)

Литература.   ^

 

Адрианов А.В. Доисторические могилы в окрестностях Минусинска. — Изв. Рус. географ. о-ва, Спб., 1884, т. XIX.

Адрианов А.В. Курганография Сибири. (Обращение ко всем любителям старины и изучения края). — Приложение к «Сибирской газете», Томск, 1884, 14 мая.

Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершённое летом 1883 г. — Зап. Сибирского отд-ния Рус. географ. о-ва, Омск, 1886, кн. VII, вып. II.

Адрианов А.В. Наставление к собиранию материала для археологической карты Енисейской губернии акцизным разъездным надсмотрщикам. Красноярск, 1902.

Адрианов А.В. Выборки из дневников курганных раскопок в Минусинском крае. Минусинск, 1902-1924.

Адрианов А.В. Оглахтинский могильник. — Приложение к газете «Сибирская жизнь», 1903. 16, 23 ноября.

Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л., 1907.

Вадецкая Э.Б. К истории археологического изучения Минусинских котловин. — Изв. Лаб. археологических исслед., Кемерово, 1973, вып. VI.

Вадецкая Э.Б. Тагарские погребальные ложа. — В кн.: Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 1975.

Вадецкая Э.Б. Черты погребальной обрядности таштыкских племён по материалам грунтовых могильников на Енисее. — В кн.: Первобытная археология Сибири. Л., 1975.

Вадецкая Э.Б. Отражение общественных отношений и социальной дифференциации в погребальных памятниках афанасьевской культуры Енисея. — В кн.: Из истории Сибири. Томск. 1976.

Ватин В.А. Город Минусинск. Исторический очерк. Минусинск, 1922.

Грязнов М.П. Неолитическое погребение в с. Батени на Енисее. — Материалы Института археологии. 1955. вып. 39. [ МИА №39. 1953. С. 332-385. ]

Грязнов М.П. Миниатюры таштыкской культуры. — В кн.: Археологический сборник Эрмитажа. Вып. 13. Л.. 1971.

Дэвлет М.А. Большой Салбыкский курган — могила племенного вождя. — В кн.: Из истории Сибири. Томск. 1976.

Иванов С.В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.

Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, ч, I. Спб., 1900.

(112/113)

История Сибири, т. I. Л., 1968.

Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

Клеменц Д.А. Минусинская Швейцария и боги пустыни. — Восточное обозрение, 1884, №5, 7, 9, 12.

Клеменц Д.А. Древности Минусинского музея. Томск, 1886.

Коваленко Т. Реставрация гипсовых погребальных масок. — Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып. XXXV.] Л., 1972, с. 78-83.

Кузнецов С.К. Погребальные маски, их употребление и значение. Казань, 1906.

Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха. М., 1960.

Кызласов Л.Р. Кто жил в Хакасии две тысячи лет назад. — Наука и жизнь, 1969, №12.

Липский А.Н. Некоторые вопросы таштыкской культуры (II в. до н.э. — IV в. н.э.) в свете сибирской этнографии. — Краеведческий сборник, вып. 1. Абакан, 1956.

Мартынов А.И. Скульптурный портрет человека из Шестаковского могильника. — Советская археология, 1974, №4.

Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Восточно-Уральского Междуречья. М., 1974.

Новлянская М.Г. Даниил Готлиб Мессершмидт. Л., 1970.

Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 2. кн. 1. Спб., 1786; ч. 3, кн. 1. Спб., 1788.

Пестов Н. Записки об Енисейской губернии. М., 1833.

Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае. — Материалы по этнографии, 1929, т. III, вып. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки