● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.И. Сарианиди. Храм и некрополь Тилля-тепе. М.: 1989. В.И. Сарианиди

Храм и некрополь Тиллятепе.

// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2

См. 3 файла на academia.edu.

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава первая. Храм. — 6

Архитектура. — 6

Комплекс Тилля I. — 22

Комплекс Тилля II. — 23

Комплекс Тилля III. — 37

Происхождение комплекса Тиллятепе. — 37

 

Глава вторая. Некрополь Тиллятепе. — 46

Погребальные обряды. — 47

Погребение 1. — 49

Погребение 2. — 53

Погребение 3. — 67

Погребение 4. — 84

Погребение 5. — 110

Погребение 6. — 114

 

Глава третья. Бактрийский центр златоделия. — 135

 

Глава четвёртая. Кочевники в Бактрии. — 163

 

Заключение. — 176

 

[ Таблицы I-LIX. — 178-234 ]

 

[ Приложения: ]

Приложение 1. С.А. Писарев, С.В. Устинов. Комплексное исследование археологических материалов из раскопок Тиллятепе. — 235

Приложение 2. Е.Н. Черных. Химический состав золотых изделий из погребений Тиллятепе. — 237

 

Список сокращений. — 239

 


 

Введение   ^

 

Когда осенью 1969 г. Советско-Афганская археологическая экспедиция впервые приступила к исследованию древностей северного Афганистана, основным объектом работ Первобытного отряда был выбран холм Тилля-тепе, расположенный в 3 км к востоку от г. Шиберган, на великой Бактрийской равнине. Физико-географические условия здесь уже с древнейшего времени были оптимальными для обитания человека. Эту часть Афганистана образуют северные предгорья и равнинные покатости горных систем Гиндукуша. Бактрийская равнина в этой части представляет северные склоны Гиндукуша, которые спускаются в долину Амударьи и к южным границам пустыни Каракум. Сама равнина образована лёссовыми и третичными отложениями. Климат степной, среднегодовая температура +17,3°, летом жара достигает 40-45°. Реки текут с юга на север, спускаясь с гор Гиндукуша, но не доходя до Амударьи.

 

Почвенный покров образован лёссовыми суглинами и сероземами, а лёссовидные породы у подножия гор — продуктами выветривания коренных горных пород, смытых со склонов и отложенных у их подошвы временными потоками. Почвы весьма плодородны, так как содержат значительный процент карбонатов. [1] Растительный мир входит в состав южнотуркестанской эфемеровой и эфемероидной областей, в основном в виде лугообразной растительности. Богатый и разнообразный травяной покров на обильных пастбищах состоит из пырея, житняка, верблюжьей колючки, служащих прекрасным подножным кормом преимущественно для мелкого рогатого скота. Одним словом, Бактрийская равнина издревле предоставляла наилучшие условия для занятия земледелием и скотоводством. И недаром именно здесь уже во II тысячелетии до н.э. складывается древнеземледельческий центр эпохи бронзы и раннего железа, заложивший основу яркой цивилизации последующей эпохи эллинизма, особенно в пору расцвета Греко-Бактрийского царства. Даже сейчас сюда на летние кочевья тянутся огромные стада номадов не только со всего Афганистана, но и из соседних стран.

 

Холм Тиллятепе расположен в среднем течении рек Дарья-и-Сафид и Дарья-и-Сиах (рис. 1), на равнине, зажатой с одной стороны дюнами левобережья Амударьи, а с другой — предгорьями хребта Банди-Туркестан. Бурные весенние паводки наносят сюда с гор плодородные глинистые отложения, которые способствуют повышению уровня прилегающей равнины и вместе с тем создают оптимальные условия для занятия земледельческо-скотоводческим хозяйством. Благоприятные почвенно-климатические условия (достаточное количество тепла и влаги) издревле способствовали богарным посевам хлебов (ячмень, пшеница), бахчевых, чечевицы, гороха, а в настоящее время — и хлопководству. Недаром

(3/4)

Рис. 1. Расположение памятников.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

в непосредственной близости от Тиллятепе открыты памятники эпохи бронзы, свидетельствующие о древнейших этапах становления здесь земледельческого хозяйства. Десятки больших и малых холмов, тянущихся от Тиллятепе до самого горизонта, отмечают интенсивные следы жизни человека здесь на протяжении многих веков вплоть до настоящего времени.

 

Тиллятепе — небольшой холм, площадью около 1 га и высотой около 4 м — обратил на себя внимание собранной на его поверхности гончарной и лепной расписной посудой Для исследования памятника в а его возвышенной части был заложен раскоп, а для установления стратиграфии слоёв — два шурфа (1 и 2). Раскоп выявил наиболее поздний по времени строительный горизонт, относящийся к середине V в. до н.э., а шурфы — многометровые культурные напластования. В 1970 г. Тиллятепе был сильно разрушен строительными работами. Раскопки были продолжены лишь в 1971 г. У подошвы сохранившейся части холма был заложен шурф 3, выявивший остатки обширного помещения и «тумбу», которая на самом деле оказалась колонной малого зала (см. ниже). Ниже шла многометровая толща кирпичной платформы, выстроенной непосредственно на материке. Шурф 4 был заложен на северном склоне холма, у его подошвы. Прорезав многометровую толщу мусорных наслоений, он вошёл в материк. [2]

 

В результате пробных раскопок полевых сезонов 1969 и 1971 гг. было установлено, что в основе Тиллятепе находится сплошная кирпичная платформа шестиметровой высоты, наверху которой скорее всего располагались монументальные архитектурные сооружения, а само поселение находилось у основания платформы-цитадели. [3]

 

Возобновление работ на Тиллятепе относится к 1977 г., когда в южной части был заложен стратиграфический раскоп, выявивший оборонительную стену с круглой башней. Раскопки показали, что внешняя часть шестиметровой кирпичной платформы откосом расширялась книзу, что, бесспорно, имело большое конструктивное и фортификационное значение. За внешней оборонительной стеной стратиграфический раскоп выявил не менее двух строительных горизонтов, которых было больше, так как культурные слои продолжаются вниз до основания платформы. Показателен слой пожарища за внешней оборонительной стеной и примыкающими строениями (помещение 2), который безусловно связан со

(4/5)

следами пожарища внутри всего комплекса (см. ниже). Платформа вместе с обводными стенами сохранились на высоту около 9 м, что объясняется специфическими условиями расположения Тиллятепе в предгорной равнине. В процессе естественной аккумуляции равнина, «поднимаясь» вверх, законсервировала многометровую толщу культурных слоёв, предохранив строения от разрушения. Об этом свидетельствует шурф 5, заложенный к востоку от вскрытой башни. Он прорезал почти пятиметровую толщу чистых, без каких-либо включений, глинистых наслоений так, что лишь в конце пятого метра появились культурные слои с материалом, типичным для Тиллятепе. Наблюдения позволили сделать вывод, что сам холм Тиллятепе является лишь центральной частью обширного поселения и состоит из платформы-цитадели с остатками монументального сооружения наверху. За пределами цитадели, у подошвы холма, располагалось поселение рядовых общинников. [4] Крупномасштабные раскопки Тиллятепе были продолжены в полевой сезон осени 1978 — зимы 1979 гг., в результате чего удалось выявить основную планировку всего комплекса.

 


 

[1] Поляк А.А. Физическая география Афганистана. М., 1953.

[2] Более подробно о результатах работ 1969 и 1971 гг. см.: Сарианиди В.И. Раскопки Тиллятепе в Северном Афганистане. М., 1972. Вып. 1.

[3] Там же. С. 18.

[4] Сарианиди В.И., Ходжаниязов Т.X. Продолжение работ на Тиллятепе // КСИА. М., 1980. Вып. 162.

 


 

Заключение   ^

 

Результаты раскопок Тиллятепе показали, какую большую роль играла Бактрия в исторических судьбах Юго-Западной Азии уже со II тысячелетия до н.э. План раскопанного храма свидетельствует о сложении здесь особой школы древнего зодчества, в особенности монументального строительства. Хотя ещё остаются не совсем ясными конкретные формы культовых церемоний, проходивших здесь в конце II тысячелетия до н.э., думается, что в первую очередь они были связаны с культом огня. Это мог быть подлинный храм огня загадочного народа, происхождение которого пока не установлено. Тем не менее уже сейчас можно считать, что следы проникновения этого народа широко прослеживаются на многие сотни километров от юго-восточного Прикаспия через Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан вплоть до Киргизии. С другой стороны, отдельные, пока ещё спорадические памятники раннежелезного века в Атрекской долине, Сеистане (Нади Али) и вплоть до Индийского субконтинента (Пирак) с бесспорностью указывают на широкий диапазон исторических событий, связанных с исследуемым народом.

 

Обширные материалы, полученные в ходе раскопок Тиллятепе, показывают, при всей сложности проблемы происхождения местной культуры, что в основе её лежат процессы миграции. Пришлые племена смешивались с аборигенами, образуя несколько локальных вариантов одной общей в своей основе культуры. Не исключено, что древний Иран и был той территорией, откуда племена культуры расписной керамики раннежелезного века в конце II тысячелетия до н.э. распространились по Юго-Западной Азии. В таком случае Тиллятепе представляет собой частное проявление общей закономерности на пути расселения этих племён, и можно ожидать открытия в будущем на этой территории новых памятников подобного рода, включая и монументальные сооружения типа Тиллятепе.

 

Пока ещё остается больше неизвестного, чем известного, в истории и культуре этого загадочного народа. В частности, его погребения до сих пор не обнаружены ни на одном из памятников. С другой стороны, храм Тиллятепе впервые предоставляет фактические данные о том, что культ огня играл здесь первостепенную или даже основную роль, и это нельзя не поставить в связь с распространением несколько позднее на этой территории зороастризма. Однако нет никаких оснований прямо связывать верования людей культуры расписной керамики раннежелезного века с собственно зороастрийской религией. Скорее можно предполагать участие этих племён в сложении будущей мировой религии.

 

Царский некрополь Тиллятепе демонстрирует продолжение бактрийских традиций спустя тысячелетне. Кажется, впервые открыты ювелир-

(176/177)

ные изделия, отражающие влияние нескольких стилей в одном и том же произведении. Расположенный на Великом шёлковом пути, этот некрополь в одинаковой степени представляет огромный научный интерес как для кушановедов, так и для сарматологов, впервые вводя в научный оборот ювелирные изделия, сочетающие наряду с греко-римскими и ирано-индийскими далёкие сибирские влияния искусства кочевого мира. Хотя такие влияния давно предполагались, но впервые они получили фактическое обоснование [*] Удалось показать, какое большое место в искусстве ранних кушан занимало сарматское искусство, уходящее своими корнями в скифский звериный стиль.

 

При всей очевидности внешних влияний остаётся фактом, что продолжали существовать и глубоко местные, бактрийские, традиции, истоки которых лежат в древнейшем искусстве Бактрии эпохи бронзы. Теперь есть веские данные предполагать существование в системе всего древневосточного искусства особого, бактрийского, центра златоделия, ювелирные изделия которого широко расходились по периферии тогдашнего мира. Доказательством служат находки золотых ножен кинжала со сценой терзания грифами двугорбых верблюдов-бактрианов. Бесспорно, что они изготовлены, если не в самой Бактрии, то под бактрийским влиянием. Это яркое, но далеко не последнее свидетельство существования бактрийского центра ювелирного искусства в свою очередь указывает на его «мировую» славу. Изделия отсюда проникали даже в Северное Причерноморье — общепризнанный центр скифского искусства.

 


 

[*] Хотелось бы остановиться на одном частном, но немаловажном для автора вопросе. С целью оперативного введения в научный оборот ювелирной коллекции некрополя Тиллятепе автор опубликовал серию научно-популярных и просто популярных статей, естественно, не претендовавших на какое-либо особое научное значение. На эти чисто ознакомительные статьи откликнулись большой статьёй наш крупнейший кушановед Г.А. Пугаченкова и её постоянный соавтор Л.И. Ремпель (О золоте безымянных царей из Тиллятепе // Из истории культурных связей народов Средней Азии и Индии. Ташкент, 1986). Не входя в разбор этой, во многом спорной статьи, в которой больше эмоций, чем дефиниций, отметим, что она вышла в свет, когда моя книга находилась уже в работе в издательстве, и потому не учтена мной. Ещё раньше вышла в свет моя популярная книга (Афганистан: Сокровища безымянных царей. М., 1983), в которой, по справедливому мнению двух авторов, «проясняются и некоторые затронутые нами вопросы». (Хотя, думается, и эта наша публикация не может служить объектом сколько-нибудь серьёзного разбора). В настоящей работе я независимым путём пришёл к выводам, дающим ответ на многие недоумённые вопросы двух авторов.

Вообще же я ставил перед собой весьма скромную цель: ввести в научный оборот шесть погребальных комплексов, дав им объективную характеристику на основе полевых наблюдений и самую общую историко-культурную оценку. Углублённое исследование всей ювелирной коллекции Тиллятепе — дело будущих специалистов, в первую очередь кушановедов и сарматологов. Надо думать, что великолепное собрание сокровищ Тиллятепе заслуживает того, чтобы в их оценке специалисты проявили максимум объективности и доброжелательности.

 


 

Список сокращений   ^

 

АО — Археологические открытия

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа

ВАН — Вестник Академии наук СССР

ВДИ — Вестник древней истории

BHИИP — Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации Министерства культуры СССР

ИАН ТССР — Известия Академии наук Туркменской ССР

КСИА — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССР

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

ОАК — Отчёт Археологической комиссии

ПИДО — Проблемы истории докапиталистических обществ

ПИМК — Проблемы истории материальной культуры

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СВ — Советское востоковедение

СЭ — Советская этнография

Таш ГУ — Ташкентский государственный университет

ТИИАЭ АН ТССР — Труды Института истории, археологии и этнографии АН Туркменской ССР

ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская комплексная археологическая экспедиция

ESA — Eurasia Septentrionalis antiqua

JNES — Journal of Near Eastern Studies

MDAFA — Mémoires de la Delegation archéologique française en Afganistan

MDP — Mémoires de la Delegation archéologique française en Perse

OIP — Oriental Institute publications

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки