главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 1. (Открыть Рис. 1 в новом окне) | Рис. 2. (Открыть Рис. 2 в новом окне) |
хожего на собаку. Характерным признаком этой ткани является малый раппорт рисунка по основе, равный всего лишь 2,6 см. [6]
Таким образом, приведённые выше аналогии свидетельствуют о несомненной связи или, лучше сказать, родстве, существующем между оглахтинскими и лоуланьскими тканями. Вместе с тем следует отметить, что материалы из другого крупного центра находок ханьских тканей — Ноин-улы — подобного сходства не дают.
Прежде чем как-то объяснить это любопытное явление, необходимо осветить связь между Лоуланем и Ноин-улой, с одной стороны, и остальными центрами находок тканей — с другой.
Раскопки в Ильмовой пади (Бурятская АССР) производились Г.П. Сосновским в 1928-1929 гг. Среди находок, датированных им I в. н.э., было обнаружено большое число кусков шёлковой полихромной ткани [11, стр. 60-61, рис. 2; 6, стр. 37, табл. XXIV], которая по своим техническим качествам и рисунку близка к ткани LC.03 из Лоуланя, о чём уже писали авторы этой статьи совместно с Г. Виалем [19, стр. 25-96].
Во время раскопок, проводимых Синьцзянским музеем в районе древнего города Ния в 1959-1960 гг., были обнаружены три различные полихромные шёлковые ткани, датированные периодом Восточной Хань (I-II вв. н.э.) [13, табл. I (цветная), II-III]. Одна из них, как уже упоминалось выше, аналогична оглахтинской ткани из могилы №1 (раскопки Адрианова) и ткани LC.I.06 из Лоуланя.
В 1934 г. в нижнем течении р. Кумдарьи неподалеку от Лоуланя работала шведская археологическая экспедиция под руководством
Ф. Бергмана. Среди трёх полихромных тканей, обнаруженных этой экспедицией, ткань 34:46 тождественна ткани LC.07 из Лоуланя [23, стр 125-138; табл. 19 (a-d); 21, vol. III, pl. XXXV, XLII].
A. Стейн во время Второй экспедиции в Центральную Азию (1906-1908 гг.) производил обследование ханьских погребений I-II вв. н.э., расположенных близ Дуньхуана. При раскопках им были обнаружены фрагменты полихромных шёлковых тканей трёх различных типов, Одна из них (T.XVa [21, 002а) имеет близкое сходство с тканями LC.0.31 и LC.V.017 из Лоуланя [22, vol. IV, pl. LV; 21, vol. III, pl. XXXV, XLII].
Единственным исключением являются находки в районе р. Эдзин-Гол (Внутренняя Монголия), сделанные в 1930-1931 гг. Ф. Бергманом и датированные I-II вв. н.э. Обнаруженные им четыре узорные полихромные ткани аналогий среди известного нам материала не имеют [23, стр. 115-125, pl. 16-18].
В результате проведённого сравнения можно сделать следующий вывод. Все известные нам полихромные шёлковые ткани ханьского времени представляется возможным разделить на две большие группы.
Первая из них — Лоуланьская, которая наряду с материалами из Лоулани включает в себя почти все известные находки из других центров: Оглахтов, Ильмовой пади, Нии, Кумдарьи, Дуньхуана (исключение составляет лишь маленький эдзин-голский комплекс). Другая группа — это материалы из Ноин-улы, стоящие особняком и не имеющие аналогий ни в одном из перечисленных выше пунктов.
Пытаться объяснить это явление разницей в датах не представляется возможным, так как все находки укладываются в хронологическом отношении с I в. до н.э. по II в. н.э. Единственно возможное, на наш взгляд, предположение состоит в том, что ткани лоуланьской и ноинулинской групп происходят из различных центров производства. Как уже говорилось, ноин-улинские ткани из погребений гуннских шаньюев были, по всей видимости, присланы в дар гуннам китайским двором [2]. Императорские мастерские, поставлявшие ткани для двора, находились в Сяньи (совр. провинция Шаньдун) и в Чанъани [6, стр. 13; 14, стр. 462]. Со значительной долей уверенности мы можем утверждать, что ноин-улинские ткани были выработаны в этих знаменитых мастерских древности. Вероятно, этим же можно объяснить присутствие в Ноин-уле таких уникальных образцов, как жертвенная ткань с орнаментом «фу фу», тканей с изображением пейзажа и священных птиц, рыбок и т.д. [6, табл. V, VIII, XI, XIV].
Что касается тканей лоуланьской группы, то она, как нам кажется, является продукцией других, скорее всего частных, мастерских и, возможно, других центров, как, например, Шу (современная Сычуань).
Прежде чем анализировать орнамент и давать перевод тканых надписей, представляется уместным привлечь данные «Е чжун цзи» — «Записок из столицы Е», составленных в период Цзинь (317-420 гг.) Лу Фэем. В «Записках из столицы Е» рассказывается о деяниях Ши Ху (Тайцзу У-ди, 335-349 гг.), правителя Позднего Чжао (319-350 гг.) — одного из эфемерных государственных образований на территории Северного Китая. Одна из историй, помещенных в «Записках», рассказывает, какие типы узорных тканей производились в то время в столице Чжао. Этот текст содержит самое раннее из дошедших до нас описание орнаментальных тканей, встречающееся в китайских письменных источниках. Приведём его полностью: «Ткацкий приказ находился в Среднем дворцовом управлении. Среди полихромных тканей там изготовляли [ткани] с большой [надписью] „подняться на вершину” [„дэн гао”], с малой [надписью] „подняться на вершину” [„дэн гао”], с большой [надписью] „талант блестящ” [„мингуан”], с малой [надписью] „талант блестящ” [„мингуан”], с большим [изображением] горы Бошань, с малым [изображением] горы Бошань, с большим [изображением] кизиловых побегов, с малым [изображением] кизиловых побегов, с большим [изображением] драконов-цзяолун, с малым [изображением] драконов-цзяолун, полихромные ткани с узором из виноградных побегов, полихромные ткани с пятнистым орнаментом, полихромные ткани с изображением фениксов и птиц „чжуняо”, полихромные ткани с узором „тао” (в виде птичьих голов?), полихромные ткани с орнаментом в виде персиковых косточек, а также белые репсовые ткани, жёлтые репсовые ткани, зелёные репсовые ткани, пурпурные репсовые ткани, шу’ские репсовые ткани. Работа была искусной, и изготовляли их во множестве, всех наименований перечислить было невозможно» [5, стр. 8].
Сведения, приведенные Лу Фэем, написаны на сто с лишним лет позже падения Ханьской империи. За это время в китайском орнамен-
тальном искусстве появились новые мотивы, пришедшие с Запада. К этим мотивам прежде всего следует отнести орнамент из виноградных завитков, упомянутый в «Записках». Вместе с тем большинство названных мотивов продолжают ханьскую традицию.
Среди разнообразных типов орнамента на первое место Лу Фэй ставит изображения священной горы Бошань, а на второе — узоры в виде кизиловых побегов. Отождествление первой категории, упомянутой Лу Фэем, по-видимому, не вызывает сомнения. Названием «Бошань» в ханьское время обозначалось стилизованное изображение даосского рая в виде облачных лент, реально существующих и фантастических существ [18, стр. 174-198; 6, стр. 44-46]. К категории «бошань» принадлежит весьма значительное число известных нам ханьских тканей. Так, среди примерно сорока различных типов тканей из Лоуланя и Ноин-улы их число составляет 13. Сюда же из находок в Оглахтах следует отнести и ткань с туеска из могилы №1, ткань с колчана из могилы №4, а также фрагмент на голове куклы.
Несколько сложнее отождествить вторую группу орнамента в виде «кизиловых» или «терновых» завитков, упомянутых Лу Фэем. В связи с изучением тканей, обнаруженных в Ния, Ся Най высказал предположение, что под этим обозначением скрывался широко распространённый в ханьское время тип орнамента в виде листа, образованного волютами с отходящими от него отростками [13, стр. 59]. Иногда этот мотив изображался вместе с облачной лентой. Как и последние, этот орнамент имел зооморфное происхождение, представляя собой далеко зашедшую стилизацию «птицы-дракона» [6, стр. 39-40]. В ханьское время его происхождение было забыто, и он стал рассматриваться как растительный орнамент, имеющий благовещее значение и прогоняющий злые влияния [13, стр. 59-60]. По распространённости этот орнамент занимает второе место после облачной ленты. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в находках из Лоуланя и Ноин-улы он представлен шестью образцами. К этой же категории следует, по-видимому, отнести и фрагмент ткани из одежды куклы из могилы №2.
Характерной особенностью списка Лу Фэя является то, что он наряду с перечислением распространённых орнаментов упоминает и надписи, игравшие важную роль в орнаментации ханьских тканей. Начиная с них классификацию, он в каждом случае даёт лишь два иероглифа, которые должны были раскрыть смысл надписей и должны были быть понятны его современникам. К счастью, понять содержание этих надписей нам помогает имеющийся в нашем распоряжении материал. Как уже отмечалось, тканую надпись, начинающуюся с иероглифов «дэн гао», упомянутых Лу Фэем, содержат ткань LC.08 из Лоуланя и ткань, окаймляющая колчан, из Оглахтов. На лоуланьской ткани имеется шесть иероглифов, на оглахтинской — четыре (первые три и шестой иероглиф). Поскольку ткань LC.08 имеет в ширину около 15 см, т.е. менее трети полной её ширины, [7] то мы вправе предположить наличие в надписи ещё нескольких, не дошедших до нас иероглифов. Сохранившаяся её часть переводится следующим образом: «Подняться на высокую вершину и наблюдать весь мир». [8] Расшифровать скрытый смысл этой надписи помогает глава «Тянь гуань» из «Записок историка» Сыма Цяня. В одном из разделов этой главы рассказывается о
звёздах и благоприятных и неблагоприятных знамениях на небе и их влиянии на жизнь государства. Далее текст говорит: «Что касается благовещих светил, то это светила, обладающие добродетелью „да”. Внешний вид их изменчив. Появляются они в государстве, следующем истинному пути — „дао”. При этом всегда наблюдают облака. Смотрят вверх и наблюдают их. На триста-четыреста ли вокруг — ровная поверхность. Если наблюдать во время заката, то [можно видеть] на две тысячи ли. Поднимаются на высокую гору и наблюдают их. Внизу прилегающие земли простираются на две тысячи ли» [12, цз. 27, стр. 434].
Из текста Сыма Цяня ясно, что в ханьское время эта надпись имела важное ритуально-магическое значение, что и заставило Лу Фэя в перечислении поставить её на первое место.
Лоуланьские находки позволяют расшифровать и другой тип тканых надписей, упоминаемых «Записками из столицы Е». На двух тканях (LC.II.07a и LC.III.011) встречается надпись, состоящая из четырёх иероглифов: «Чан лэ мин гуан» — «[Пусть Ваша] радость будет постоянной и [Ваш] талант блестящим» [16, стр. 1046]. Два последних иероглифа этой надписи совпадают с иероглифами, упомянутыми Лу Фэем.
Анализируя примерно 13 известных нам тканых надписей ханьского времени |[16, vol. III, стр. 1045-1046; 13, стр. 58-59; 8], мы видим, что по смыслу их достаточно четко можно разделить на две группы: надписи благопожелательного характера, составляющие большинство (десять надписей), и надписи, имеющие религиозно-магический смысл (три надписи). Подобную классификацию их проводит и Лу Фэй, давая по одной, самой важной, по его представлению, надписи из обеих групп.
Надпись на оглахтинской ткани, покрывающей туесок, из могилы №1, как уже упоминалось, сохранилась лишь частично. Полностью эта надпись восстанавливается на фрагментах аналогичной ткани из Лоуланя, и она же наблюдается на ткани из Ния. Полностью эта надпись переводится следующим образом: «Годы [Ваши да] продолжатся, пусть [Ваше] долголетие увеличится, пусть [у Вас] будут сыновья и внуки». Таким образом, видно, что это типичная благопожелательная надпись. Интересно отметить, что среди известных нам тканых надписей она является самой распространённой. Кроме упомянутых выше тканей из Оглахтов, Лоулани и Ния она встречается на лоуланьской ткани LC.II.03, имеющей отличный орнамент [21, vol. III, pl. XXXIV, 16, стр. 2046].
В заключение мы хотим высказать надежду, что введение в научный оборот новой и интересной группы древних орнаментальных тканей из Оглахтов позволит продвинуть ещё на шаг наше представление об этом важном виде дальневосточного художественного ремесла.