|
|
[ с 4-й страницы обложки: ]
Автор этой книги — Евгений Иосифович Лубо-Лесниченко — родился в 1929 г., в 1953 г. окончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета, где специализировался по истории Китая. В 1958 г. Е.И. Лубо-Лесниченко защитил кандидатскую диссертацию «Китайские шёлковые ткани периода Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) в собрании Эрмитажа». В течение ряда лет он работал в археологических экспедициях на Тянь-Шане, в Ферганской долине и Минусинской котловине, изучал собрания музеев КНР, Японии, Франции, Монголии, Индии, США и других стран. В 1975 г. читал курс лекций в «Колеж де Франс» и был награждён медалью «Колеж де Франс».
Исследования Е.И. Лубо-Лесниченко посвящены различным аспектам материальной культуры Китая и взаимодействию культур Центральной Азии и Дальнего Востока. В 1990 г. Е.И. Лубо-Лесниченко защитил докторскую диссертацию «Китай на Шёлковом пути». В настоящее время он заведует отделением Дальнего Востока Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
|
Е.И. Лубо-Лесниченко
Китай на Шёлковом пути
(Шёлк и внешние связи
древнего и раннесредневекового Китая).
// М.: «Восточная литература». 1994. 326 с.
ISBN 5-02-017400-9 («Культура народов Востока»)
Оглавление
[ Иллюстрации. ]
Глава третья. Производство шёлковых тканей. — 107
1. О шелководстве. — 107
2. Окраска. — 109
3. Что скрывается за терминами. — 125
4. Набойки. — 139
5. Ткацкие станки. — 144
Глава четвёртая. Центры производства и ткацкие мастерские. — 150
1. Дары Юю из девяти областей. — 150
2. Слава ткачей из Сяньи. — 154
3. «Парчовый город» в Чэнду. — 162
4. Распространение шелководства на Запад. — 168
5. Парча из Чанъани и камка из Ляо. — 175
Глава пятая. Орнаментация. — 183
1 . Феникс и дерево утун. — 183
2. «Птица, оседлавшая ветер» и «облачная лента». — 184
3. Запад на Востоке. — 198
4. Сасанидские перлы в Китае. — 202
Глава шестая. Внешние связи. — 211
1. Нефритовый путь. — 211
2. Западный Меридиональный путь. — 217
3. Гунны на Шёлковом пути. — 230
4. Южная, Северная и Средняя дороги. — 232
5. Текст Птолемея и три варианта пути в Серику. — 234
6. Дороги и транспорт. — 245
7. Шелка, ковры и гобелены. — 247
8. «Шёлковая» дипломатия. — 249
9. Система дорог по Пэй Цзюю. — 252
10. Шёлковый путь в начале Тан. — 256
11. Согдийцы на Шёлковом пути. — 257
12. Торговля шёлком и лошадьми. — 260
13. Уйгурский путь. — 262
14. Кыргызский путь. — 264
Указатель имён. — 303
Указатель названий сочинений. — 309
Указатель географических названий. — 313
Введение ^
Предложенный немецким географом Карлом фон Рихтгофеном в 1877 г. термин «Шёлковый путь» для обозначения связей между дальневосточным и западным миром оказался чрезвычайно удачным и стал общепринятым.
Шёлк, появившийся на Западе после открытия Шёлкового пути, вызвал у современников восхищение. Шёлковые ткани давали необычное ощущение лёгкости, изысканности, красоты и экзотики. Ими стремились обладать и любоваться. Бесчисленные караваны доставляли шёлк из далекой Серики. В 125 г. н.э. Дионисий Периегет писал: «Серы... собирая пёстрые цветы в пустынной стране, изготовляют одежды искусные, знаменитые окраской, подобные цветам луговой травы, не напрасно бы с этим и труд пауков состязался» [Пьянков, 1988, с. 193]. Греческому автору вторит китайский автор трактата «Фа юань чжу линь» («Жемчужный лес в Саду Закона», VII в.): «Когда западные иноземцы видят полихромную шёлковую ткань, то они не верят, что она произведена из нитей, которые выделяют шелкопряды, питающиеся листьями» [Цзи Сяньлинь, 1955, с. 56].
Любовь древних к шёлку вызвана его исключительными природными и техническими особенностями. Нить, выделяемая шелковичным червём, достигает в длину 800-1000 м. Она треугольная в сечении и отражает свет, подобно призме, что даёт шёлковой ткани специфический отблеск. При этом шёлковые нити обладают исключительной прочностью, превышающей прочность стали [Hyde, 1984, с. 14]. Изучение древнекитайских шёлковых тканей, обнаруженных как в собственно Китае, так и на различных участках Шёлкового пути, показало, что изготовлявшие их мастера опирались на колоссальную культурную традицию. Самый совершенный для своего времени ткацкий станок и высокоразвитая техника производства, возникшая в глубокой древности, позволили создавать шедевры ткацкого искусства. Эти ткани, и сейчас поражающие наших современников, в античное время казались чудом.
Начало изучения древнекитайских шёлковых тканей связано с именем Жэнь Дачуня, который жил во время правления императора Цянь-луна (1736-1796). Будучи специалистом по древним текстам, Жэнь Дачунь написал несколько исследований по ритуалам в древнем Китае, и
(5/6)
в том числе «Объяснения шёлковым тканям» («Ши цзэн»), где он уделил особое внимание выявлению типов и наименований шёлковых тканей, встречающихся в древних китайских письменных источниках.
В Европе древнекитайские ткани изучаются с начала нашего столетия. К этому же времени восходят первые публикации тканей, обнаруженных экспедициями западноевропейских, русских и японских учёных в регионах, где проходили торговые пути, связывающие Китай с внешним миром: Восточным Туркестаном, Монголией, Южной Сибирью, Кореей.
Период с конца 40-х — начала 50-х годов можно назвать новым этапом в изучении древних китайских шёлковых тканей благодаря активизации научных поисков — углублённому исследованию сложившихся музейных коллекций, появлению таких международных центров, как: Международный центр по изучению древних тканей (Centre Internationale pour 1’Etude de Textiles anciennes) в Лионе, Круглый стол музейных тканей Ирены Эмери (Irene Emery Round Table of Museum Textiles) в Вашингтоне, созданная К. Рибу Ассоциация по изучению и документации тканей Азии (Assosiation pour Etude et Documentation de Textiles d’Asie) в Париже.
Новые важные находки на территории КНР значительно расширили наши представления о китайском текстиле. Результатом этих находок явилось создание китайской школы по изучению древних тканей. Сказалось и влияние японской текстильной школы, возникшей ранее на базе материалов из императорского хранилища Сёсоин, монастыря Хорюдзи и находок экспедиции Отани, работавшей в Восточном Туркестане в 1908-1909 гг. В 70-80-х годах появился ряд общих работ по истории китайского шелкоткачества (исследования Сато Гакэтоси [Сато, 1978], Нуномэ Дзюнро [Нуномэ, 1979], Ли Жэньпу [Ли Жэньпу, 1983], Цзоу Цзинхэна [Цзоу Цзинхэн, 1984] и Гао Ханьюя [Gao Hanyu, 1987]).
Главным результатом материального и торгового обмена по Шёлковому пути стало распространение культуры шелководства на Запад. По выражению В. Виллетса, ставшему крылатым, «можно считать, что шёлк был самым крупным вкладом Китая в материальную культуру человечества» [Willets, 1965, с. 135]. Более пяти веков — с I по VI в. — длившийся путь шёлка на Запад — основная тема этой книги.
Громадное историческое и культурное наследие древнего и раннесредневекового Китая содержит обширный материал по истории шелководства и Шёлкового пути. Такое обилие сведений, казалось бы, облегчает задачу исследователя, но значительные трудности вызывает выявление нужных данных, их систематизация, осмысление и перевод текстов, особенно древних и происходящих из раскопок.
(6/7)
Основным источником для написания этой книги стали сами ткани. У автора была возможность изучать шёлковые ткани как по публикациям, так и по коллекциям ряда собраний. Значительная часть их хранится в Государственном Эрмитаже. Это — коллекция Пазырыка (IV в. до н.э.), Ноин-улы (рубеж нашей эры), Ильмовой пади (первые века нашей эры), Керчи (II в. н.э.), Кенкола (II-IV вв.), Карабулака (III-V вв.), Оглахтов (III-IV вв.), горы Муг (VIII в.), Дуньхуана (VII-X вв.), Мощевой балки (VIII-IX вв.), Катанды (VIII в.). В 1971 г. в Национальном музее г. Дели мы изучали ткани из Лоулани (III-IV вв.), Астаны (VI-VII вв.) и Дуньхуана; в 1986 г. — ткани из Лоулани и Эдзин-Гола (первые века нашей эры), хранящиеся в Этнографическом музее г. Стокгольма; в 1975, 1984 и 1988 гг. — ткани из Дуньхуана в Музее Гимэ (Париж); в 1969, 1982 и 1990 гг. — ткани из монастыря Хорюдзи (VII — начало VIII в.), хранящиеся в Национальном музее г. Токио. Мы ознакомились с собраниями тканей из Астаны и Лоулани в Историческом музее г. Урумчи и в музее Института истории (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), а в исторических музеях г. Цзянлина и г. Чанша нам показали материалы из Машани (IV-III вв. до н.э.) и Мавандуя (II в. до н.э.). Автор также смог исследовать шёлковые ткани эпохи Тан (VII-X вв.) из раскопок в Аргалыкты, Мунгун-тайге и Бобровском могильнике, любезно предоставленные Ю.И. Трифоновым, А.Д. Грачом и Ф. Арслановой. По традиции изучения памятников в Государственном Эрмитаже отдельный памятник культуры рассматривается в качестве полноценного и самостоятельного источника со всеми запечатлёнными в нем достоинствами и недостатками, со всеми техническими деталями, без их подразделения на «главные» и «второстепенные» [Беленицкий, Зеймаль, 1985, с. 11]. Этой традиции мы и следовали в работе над тканями при подготовке данной книги.
Summary ^
E.I. Lubo-Lesnitchenko’s China on the Silk Road is devoted to the early stages in the history of silk and its role in foreign relations of ancient and early medieval China. The time period under consideration is quite extensive — from the beginning of silk production in the late 2nd millennium B.C. to the end of the Tang epoch and the decline of Silk Road in the 9th century.
The author studied the silks collections in the Hermitage, S.-Petersburg, the State Museum of History in Moscow, as well as in the National Museum in Delhi, the Guimet museum in Paris, the Museum of History in Peking, in the museums of Urumchi, Changsha and Jiangling in China, the National Museum in Tokyo and the Museum of Ethnography in Stockholm.
Ancient texts testify to the fact that sericulture is linked in China to the name of the wife of a legendary emperor Huangdi Leizu. Besides, there was a version of earlier production of silk during the time of Yin dynasty (15th-11th cc. B.C.). According to the legend widespread in Shu (Sichuan province), silk was first produced in the ancient times by a legendary «prince of a silkworm and mulberry» (Shencong-wang).
The first documentary proof of silk production in China dates back to the Liangzhu culture in 2750 B.C. (Jiangshanyang, Zhejiang province). Inscriptions made on dice in the Yin epoch speak about a silkworm deity and about its domesticated variety. An important proof of developed silk production in the Yin period are the imprints on the patina of bronze vessels. According to available inscriptions, during the Yin period there existed a clan named Zhu-shi specialising in production of fine fabrics.
According to the «Book of Songs» and the «Gifts of Yu» chapter in the «Book of Documents», the main silk production centres in the mid-1st millennium B.C. were on the territory of what are now Shenxi and Shanxi provinces, as well as in the Kingdoms of Chu and Shu (South-West China). For the most part, ornamented fabrics were produced in the palace workshops. The area of (he finds of silk fabrics relating to the Zhanguo period (5th-3rd cc. B.C.) is limited to the district of the town Changsha.
The numerous finds of fabrics of the Han period (3rd c. B.C. to 3rd c. A.D.), as well as written data, make it possible to have an insight into the techniques and technologies of production of silk textiles in ancient China — preparation of threads for weaving, the methods of dyeing, the dyes used, — and make it also possible to find out the meaning of various names designating types of silk textiles. One characteristic feature of the ancient Chinese techni-
(322/323)
que is the numerical preponderance of warp over weft, when the design was formed by warp threads. In zhicheng textiles the designs are formed by colour weft threads, used locally, in addition to the background wefts. A loom equipped with two steps, two beams and a rod-heddle was in wide use during the Han period. Apparently; the polychrome textiles were made in looms which, in addition to treadles, had bars to divide warp threads according to the design.
The silk-producing centres of the Han China were located in the contemporary provinces of Shandong, Hebei, Henan, and the north of Shanxi. There existed emperor's workshops (the Western and the Eastern ones), home production and privately-owned workshops. It was during the Han period that the historical process of spreading silk production into Henei (north of the Huanghe river) and into the Gansu corridor began. Improved technology and high productivity resulted in wide spreading of silk in the Han society. Written sources and archaeological finds show that in the western border districts of the Han empire silk was 4 to 6 times more expensive than in the markets of the capital.
During the post-Han period we see a decline of ancient silk production areas of Xianyi (Shandong) and Chengliu (Henan). Shu region becomes the main centre of artistik textiles production. The introduction of sericulture continues its way westward. Important information about the production of artistic silk textiles in the Turfan, Karashar and Kutchar oases contain the finds in the burial sites of Astana and Karahodzha. The «samit» technique was of wide use since the beginning of the 7th century under the western influence.
During the Sui and the early Tang periods the main silk centres were found in what now are the provinces of Henan, Hebei, Shandong and Sichuan. There were palace workshops in the capital and state-owned workshops in provincial centres. There were private workshops too. According to historical chronicles, in the 8th-9th cc. the textile centres move from Henan and Hebei provinces to the south and south-east — to Jiangnan and Jiannan. The shift was part of the general process of transfer of political and economic centres of China as a result of devastation of the country north by the end of the Tang period.
Being a part of ornamentation art development, the ornamentation of textiles had its own specific features. During the Han period the so-called «cloud-scrolls» were the main element of silk's decoration. They were of zoomorphic origin. Special place in the Han textile, both from the point of view of technology and design, is taken by cloth MP-1330 from mound No.6 in Noin-ula (Northern Mongolia). Silk textiles of the Han period are divided into three large groups: the mawangdui (Mawangdui, I, II, Mancheng, early 2nd c. B.C.), the noin-ula (Noin-ula, Mojuzi, Dunhuang, Edzin-gol, Ili valley, turn of the 1st c. A.D.), and the loulan (Loulan, Niya, Oglachty, Palmira, 3rd-4th cc.). In the Six Dynasties period (4th-6th cc.) the textile decoration loses its Han traditions and western designs appear: compartmented ornament, «pearl chains», plaid
(323/324)
design, ets. During the Tang epoch we see the flourish of «sasanide» medallion design. From the second half of the Tang period herbal ornament predominates.
To the middle of the 1st millennium B.C. Northern China's foreign contacts were executed mainly through the Jade Road leading to the Khotan oasis and farther westward. The West Meridional Road connected Southern Siberia, Mongolia and North-West China with Southwest China.
Important material proofs of contacts along the West Meridional Road are among the finds of the Pazyryk mounds and the Minussinsk valley. The creation of the powerful empire of Hunns resulted in livening of the road leading from the west to Northern China through the northern oases of Eastern Turkestan and Northern Mongolia (the Uighur Road) . When the Han China found a way to Eastern Turkestan, the contacts became more active between the ancient cultural regions of Eurasia along the South, North and Middle roads. The inprecisione in Ptolemy's «Geographical Guide» caused 150 years of controversy over the road to Serica (Northern, Middle or Karategin, and Southern versions). The author sides with the Southern variant of the road. In the 3rd-4th cc. the South Road deflects to the south, the Middle Road becomes more active for a short period as the New North Road starts to function. When the Sasanide Iran blocked the silk trade, the traffic became more intensive along the road linking East Turkestan and Sogdian centres to the Black Sea and Byzantium. As the Kyrghyz state emerged in the 7th-8th centuries, the old Kyrghyz Road came back to life from Turfan through Jungaria and Tuva and on to the Minussinsk valley. The weakening of the Tang empire and the Tibetan expansion resulted in resumed traffic along the Uighur Road which later became the main traditional land route between East and West. The book emphasises the important part played by the Sogdians in the trade along the Silk Road.
|