главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.П. ПотаповОт редактора.// ТТКАЭЭ. Т. III. Л.: 1970. С. 3-6.
Третий том Трудов Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР (Труды ТКАЭЭ) целиком посвящён описанию археологических и антропологических материалов из раскопок уникального могильника Кокэль, находящегося на левобережье Хемчика, между pp. Верхним и Нижним Ишкин. Раскопки могильника Кокэля, исследовавшегося монографически, велись в 1959, 1960, 1962, 1963, 1965 и 1966 гг. Они охватили разновременные памятники, начиная с погребений так называемого скифского времени и кончая впускными захоронениями XVII-XIX вв.
Во втором томе Трудов ТКАЭЭ были изданы значительные по объёму материалы из раскопок на Кокэле, относящиеся к памятникам скифского, гунно-сарматского, древнетюркского и более позднего времени, проведённые за полевые сезоны 1959-1960 гг. [1] В данном томе публикуются результаты раскопок на Кокэле погребений почти исключительно гунно-сарматского времени, полевых сезонов 1962-1963, 1965-1966 гг. Материалы, обнаруженные во время этих раскопок, настолько обильны, что даже весьма краткое изложение и характеристика их составили весь третий том. Таким образом, предоставленные Институтом этнографии возможности издания результатов работы нашей экспедиции уже нами исчерпаны, хотя многие полевые материалы ещё не опубликованы.
Археологический материал, полученный нами при раскопках в различных районах Тувы и представленный в виде ежегодных отчётов экспедиции в Комитет полевых исследований при Институте археологии АН СССР, превышает 1000 страниц машинописного текста, а приложенные к ним альбомы фотографий, планов, чертежей с различных предметов и т.д. составляют около 600 листов, некоторые из которых содержат по 4 иллюстрации и более. Если к этому прибавить несколько тысяч полевых чертежей и сотни заснятых фотоплёнок, хранящихся в архиве Института этнографии в Ленинграде, то нетрудно себе представить, какое скопление только одного археологического, весьма ценного в научном отношении материала ждёт своей публикации, не говоря уже об этнографических и антропологических полевых собраниях.
Полевой материал, находящийся в архиве ТКАЭЭ, представляет собой ценные археологические и антропологические данные, полученные из раскопок 1960 и 1961 гг. археологического отряда экспедиции, руководимого А.Д. Грачом, изучавшего археологические памятники в южной части Тувы, на территории Овюрского района. Здесь было обследовано несколько палеолитических местонахождений, раскопан ряд курганов так называемого скифского времени, несколько курганов и ритуальных оградок древнетюркского времени. Изучались и более поздние археологические погребальные памятники, вплоть до впускных захоронений XVII-XIX вв. Кроме того, были обнаружены новые каменные изваяния и памятники енисейской рунической письменности.
Особый интерес представляют раскопки погребений в деревянных срубных камерах скифского времени в высокогорной долине р. Саглы, в том числе камер, заполненных льдом, в которых погребальный инвентарь сохранился в хорошем состоянии. Могильник Саглы-Бажы II, расположенный в верховьях названной реки на высоте свыше 2000 м над ур.м., представляет, конечно, большой научный интерес. Он был раскопан полностью (семь курганов со срубными камерами) и дал превосходный материал.
Многочисленные и разнообразные предметы быта и вооружения из бронзы и золота, частично из железа, дерева и кости, а также великолепные образцы искусства делают этот могильник выдающимся среди других подобных ему памятников указанного времени на территории Тувы, известных в настоящее время.
Остаются неопубликованными также археологические материалы, собранные в летний сезон 1961 г. в Эрзинском районе Южной Тувы. С разведывательными целями тогда были обследованы археологические памятники долин pp. Эрзин (его некоторых правых притоков), Сольчджер (правый приток р. Тес), Нарын и отдельных её притоков, а также примыкающей с юга к пос. Нарын местности Хондей. Затем через ряд горных перевалов в восточном направлении был проделан путь до р. Качин. Кроме того, маршрутные поездки прошли по левобережью р. Тес-Хем, между озёрами Тере-Холь и Дустуг-Холь; обследовались небольшие горные плато, находящиеся на этом участке. [2] В результате было выявлено большое количество археологических памятников различных археологических эпох и периодов, начиная от скифского времени и кончая поздними впускными (в каменные насыпи древних курганов) погребениями, датируемыми XVII-XIX вв., и проведены раскопки как в долине р. Эрзин, так и в местности Хондей.
Особенно интересны по внешнему виду разведанные экспедицией большие курганы с каменными насыпями конусообразной формы, диаметром до 40 м, а высотой до 5 м. Эти курганы имеют обычно ограждения из камней, выложенных по кругу на расстоянии 7-18 м от пол насыпи. У отдельных курганов (местность Баян-Булак) окружение состоит из небольших каменных выкладок, похожих на задернованные насыпи маленьких курганов, расположенных по кругу иногда в несколько рядов. Каждый такой ряд отстоит друг от друга на расстоянии 2-3 м.
В 1961 г. был раскопан на снос один из таких курганов в местности Хондей у пос. Нарын. Размеры насыпи этого кургана по оси С-Ю составляют 23.60 м, по оси З-В — 25.20 м, высота конусообразной насыпи 4.50 м. Курган был окружен кольцом из больших камней, уложенных в один ряд, которое с восточной стороны имело разрыв, похожий на вход в курган. Кольцо из камней располагалось на расстоянии 16.50-18.80 м от пол кургана. Раскопки этого громадного погребального сооружения скифского времени заняли много сил и энергии в течение полевого сезона 1961 г. Материалы раскопок представлены в виде отчёта В.П. Дьяконовой (раскопавшей этот курган) в Комитет полевых исследований. Не опубликован также и материал из раскопок 1961 г. могильника Морен, обнаруженного на правом берегу р. Эрзин, где раскапывались небольшие курганы разного времени. В этот же сезон исследовались и древнетюркские оградки, в одной из которых оказался скелет лошади на правом боку, в скорченном положении, с поджатыми ногами, с удилами во рту. При лошади были найдены костяные накладки от лука и миниатюрное железное стремя.
Наконец, ещё не полностью опубликован разнообразный и интересный этнографический материал, характеризующий народный быт и культуру южных тувинцев, собранный в течение нескольких сезонов в разных местах и у различных родоплеменных групп тувинцев Эрзинского района. Ценность этого материала заключается ещё в том, что в научной литературе этнографические данные по южным тувинцам совершенно отсутствуют. Таким образом, издание собранного материала уже само по себе будет иметь важное значение, так как оно введёт в научную литературу совершенно новый этнографический источник.
Нашей экспедиции удалось посетить все четыре большие родоплеменные группы тувинцев, обитающих в Эрзинском районе, и собрать подробные сведения для характеристики многих сторон их (сояны, чооду, кыргыс, иркит) жизни.
Кроме того, хотелось бы указать на большую значимость собранных материалов по кочевой общине, семейным отношениям, по народным знаниям, народному изобразительному искусству, не говоря уже о материальной культуре, религиозным верованиям и др. Большой и особенно ценный в научном отношении полевой материал собран по бытовому ламаизму у тувинцев, отличающемуся от канонического ламаизма. Вместе с подобным материалом, обнаруженным в Западной Туве, впервые появилась возможность дать научное представление о тувинском ламаизме, его своеобразных формах, бытовавших среди рядовых тувинцев, формах, причудливо переплетавшихся с шаманскими религиозными воззрениями.
Возвращаясь к содержанию настоящего тома, необходимо сказать по поводу публикуемого археологического и антропологического материала следующее.
Во-первых, нельзя не отметить хорошую сохранность добытых из погребений различных предметов из дерева и кости, а также палеоантропологического костного материала. Это объясняется своеобразными экологическими условиями, в которых находится могильник Кокэль. До нас дошли в хорошем состоянии многие, порой уникальные деревянные предметы (например, идолы-куклы, предметы с орнаментом, нанесённым краской, украшенные резьбой и т.д.). Во-вторых, погребения, раскопанные здесь, оказались неограбленными, за редчайшими исключениями. В-третьих, бытовой и прочий инвентарь, которым снабжали кокэльцы погребённых, оказался весьма разнообразным и массовым, судя по большому количеству исследованных захоронений. Последнее обстоятельство особенно характерно для погребений, находящихся под общей большой каменной насыпью (криволинейной в плане), покрывающей, как мы полагаем, целое кладбище (вероятно, родовое).
Такие курганы-кладбища, как мы их условно называем, впервые исследуются на территории Тувы и, пожалуй, на территории Южной Сибири. Они характерны пока только для погребений гунно-сарматского времени. Находки гунно-сарматского времени из могильника Кокэль представляют собой ценный археологический и антропологический материал, дающий достоверное представление о культуре, быте и физическом типе исторических предков тувинского народа.
Интересный и ценный археологический и антропологический материал о населении Тувы в гуннское время, собранный экспедицией, не ограничивается могильником Кокэль. Большой могильник этого времени открыт нами в 5 км от Кокэля, вверх по р. Нижний Ишкин, в устье его левого притока, именуемого Coop (точнее, Нижний Coop). На правом берегу маленькой p. Coop на высокой террасе и расположен могильник Coop, на площади которого зафиксировано и нанесено на генеральный план свыше 200 археологических объектов, обозначенных на поверхности земли каким-либо знаком: каменной насыпью либо просто скоплением камней, сильно задернованных, иногда едва заметных, как и на могильнике Кокэль. [3] Здесь имеются такие же большие каменные курганы-кладбища, как и раскопанные на Кокэле. На могильнике Coop велись лишь небольшие раскопки, имеющие целью установить датировку погребений, их сравнительную характеристику с аналогичным материалом из Кокэля, а также антропологический облик погребённых. [4]
Раскапывался небольшой (13×9 м) курган, обозначенный на генеральном плане под №125, примыкающий вплотную к большому кургану-кладбищу. Насыпь кургана, сложенная из мощных валунов и обломков горных пород, имела овальную в плане форму и заросла по краям караганником. Под общей насыпью оказалось 11 отдельных могил с погребениями мужчин (и детей) в деревянных гробах, с керамикой, характерной для захоронений гунно-сарматского времени, и прочим погребальным инвентарём, представленным в аналогичных погребениях могильника Кокэль. Любопытно, что и здесь даже при небольшом количестве раскопанных могил оказалось парциальное погребение в гробу. Это погребение обезглавленного, изрубленного в сражении мужчины со следами рубя- щего оружия на костях. Всё, что сохранилось от него, было погребено по принятому тогда обряду в гробу, в сопровождении обычного погребального инвентаря. Такие парциальные погребения, относящиеся к воинам, погибшим в сражении, или представителям мирного населения, убитым при набегах, изучались на могильнике Кокэль и здесь получили своё название. [5]
Таким образом, контрольной раскопкой установлена синхронность погребений могильника Coop, общность погребального обряда и инвентаря с погребениями того же времени на могильнике Кокэль. [6] Это свидетельствует о значительной плотности населения бассейна Хемчика в изучаемый период и его сравнительно длительном (многовековом) проживании в этих местах. Такой вывод подкрепляется ещё и тем, что, как показали наши разведки в 1966 г., по обеим сторонам узкой долины р. Нижний Ишкин, вверх от р. Нижний Coop до р. Верхний Coop и дальше расположены могильники гуннского времени, хорошо поддающиеся теперь, после наших работ на Кокэле и Сооре, определению по внешним признакам.
В заключение следует отметить, что в 1963 г. отряд экспедиции под руководством С.И. Вайнштейна, проводивший работы в юго-восточной Туве, продолжил начатое им ранее (1952, 1957 гг.) изучение городища Пор-Бажин на острове оз. Тере-Холь в истоках Каа-Хема. В результате был раскопан открытый С.И. Вайнштейном величественный дворцовый комплекс, по всей вероятности воздвигнутый уйгурами в VIII в. Интересная статья с предварительными итогами исследования Пор-Бажин была опубликована С.И. Вайнштейном, [7] однако ценные материалы раскопок этого выдающегося памятника в значительной мере остаются неизданными.
Параллельно с изданием полевых материалов и некоторых статей в серии Трудов ТКАЭЭ идёт публикация результатов работ нашей экспедиции в других изданиях. [8]
[1] См.: С.И. Вайнштейн. Памятники казылганской культуры. ТТКАЭЭ, т. II. 1960; С.И. Вайнштейн и В.П. Дьяконова. Памятники в могильнике Кокэль конца I тысячелетия до н.э. — первых веков нашей эры. Там же; С.И. Вайнштейн. Памятники второй половины I тысячелетия в Западной Туве. Там же; В.П. Дьяконова. Поздние археологические памятники Тувы. Там же.[2] Археологическая разведка памятников Эрзинского района впервые была проведена в 1947 г. Л.А. Евтюховой и С.В. Киселёвым. См.: Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв. Саяно-Алтайская экспедиция. КСИИМК, 1949, вып. 26.[3] В.П. Дьяконова. Отчёт о полевой археологической работе на могильнике Кокэль за 1963 г. Архив Инст. этногр. АН СССР, K-I, оп. 2, №778.[4] В.П. Дьяконова. Отчёт о раскопках на могильнике Кокэль в 1965 г. Архив Инст. этногр. АН СССР, K-I, оп. 2, №849.[5] В.П. Дьяконова. Отчёт о раскопках на могильнике Кокэль в 1966 г. Архив Инст. этногр. АН СССР, K-I, оп. 2, №855.[6] См.: В.П. Дьяконова. Отчёт о раскопках на могильнике Кокэль в 1965 г.[7] С.И. Вайнштейн. Древний Пор-Бажин. СЭ, 1964, №6.[8] См., например: История Тувы, т. I. M., 1964 (коллективная работа); С.И. Вайнштейн. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры. СЭ, 1966, №3; А.Д. Грач. Могильник Саглы-Бажи II и вопросы археологии Тувы скифского времени. СА, 1967, №3; Л.П. Потапов. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.
наверх |