главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.А. Евтюхова, С.В. КиселёвСаяно-Алтайская экспедиция.// КСИИМК. Вып. XXVI. М.-Л.: 1949. С. 120-127.
Саяно-Алтайская экспедиция 1947 г. была организована ИИМК и ГИМ 1. [1] Целью экспедиции являлось археологическое обследование Тувинской автономной области (рис. 48). Экспедицией был осуществлён маршрут в 5500 км.
На основании сведений об археологических памятниках, имевшихся в Тувинском научно-исследовательском институте, был построен план маршрута экспедиции, который должен был охватить восточные, южные и западные районы области.
Экспедиция выехала из Кызыла. Путь экспедиции лежал на юго-восток области, в г. Самагалтай. Вдоль дороги постоянно попадались группы небольших каменных курганов. В 8 км к юго-востоку от курорта Чедер была раскопана четырёхугольная оградка из плит, внутри выложенная камнями. В ней оказалось небольшое углубление с остатками врытого деревянного столба и углями. Своей конструкцией она аналогична поминальным оградникам [оградкам] Алтая VI-IX вв.
В с. Балгазик было произведено обследование оз. Джагатай-Холь. На западном берегу, около небольшого каменного кургана, обнаружен оленный камень в виде четырехгранного столба с пояском из углублённых овалов на верхней части. На одном из курганов, расположенных на высоком плато над северо-западным берегом озера, имеется современное «обо» (памятное место) в виде высокой, сложенной из курганных камней пирамидки. В нём оказались остатки приношения в виде обрывков материи и «книжечка» в берестяном переплете с тибетскими молитвами, написанными на бумаге, наклеенной на берёсту.
На 24-м километре по дороге из Балгазика на Самагалтай, вдоль дороги, расположены отдельные группы курганов, тянущиеся на протяжении около 3 км. Эти курганы, очень похожие на алтайские пазырыкского типа, сложены из крупных речных булыжников, взятых из расположенных здесь русел пересыхающих летом весенних притоков р. Шурмок.
За перевалом через Восточный Танну-Ола, не доезжая гор. Самагалтай, около 6 км справа от дороги на высоте мыса левого берега р. Топтыхан, возле каменного кургана (диаметром 30 м и высотой до 2.5 м), обло- женного кольцом из камней, обнаружен внутри каменного кольца лежавший к северу от кургана плоский, сильно окатанный белый камень с высеченными на нём изображениями: с одной стороны — схематического рисунка дома с двускатной крышей, с другой — такого же дома, двух фигур кабанов, всадника, стреляющего из лука, и горного козла.
Из Самагалтая экспедиция выехала на юго-восток через долину правого берега р. Тес-Хем на г. Сарыг-Булун. При выезде в долину р. Тес-Хем, слева от дороги, были обследованы две пещеры со следами прежнего их обитания. В долине оказалось значительное количество небольших каменных курганов, отдельные большие насыпи пазырыкского типа и аллеи менгиров.
На западной окраине г. Сарыг-Булун, на высоком левом берегу р. Нарын, была обследована четырёхугольная, окруженная рвом древнетюркская могила, возле которой находятся каменные изваяния: фигуры двух сидящих людей и двух (обломанных) львов.
Из Сарыг-Булуна экспедиция той же дорогой вернулась в Самагалтай, где произвела разведку его юго-восточных окрестностей. Здесь, вблизи горы Сайгын, были обнаружены три оленных камня (рис. 49, 1-2).
Из Самагалтая экспедиция отправилась вдоль южных склонов хр. Восточного Танну-Ола, по долине р. Тес-Хем. Здесь постоянно встречались небольшие группы каменных курганов диаметром 5-13 м. По левому берегу р. Шивелик-Хем, в 3 км от выхода её из ущелья в долину Тес-Хема, на скале двумя группами расположены китайские, монгольские и тибетские надписи, сделанные красной и чёрной краской.
В 50 км от Хöль-Ежу экспедиция сделала заезд на север, через трудно доступный для автомашины перевал, в горную котловину Деспен. Здесь на сравнительно небольшой площади котловины (5×8 км) было обнаружено много четырёхугольных каменных оградок. От некоторых из них к востоку отходят вереницы врытых в землю камней, а у некоторых стоят врытые в землю каменные изваяния людей лицом на восток. Экспедиция зарегистрировала здесь 12 таких изваяний. Посредине котловины расположен один большой каменный курган диаметром 45 м, окруженный кольцом из камней; диаметр кольца 156 м. Курган соединён с кольцом четырьмя перемычками из камней, расположенными почти точно по странам света.
За Холь-Ежу, почти до самой р. Холу, дорога на запад проходит по болотистым низинам вдоль правого берега р. Орхон-Гол, впадающей в оз. Успа-Нур. На северном склоне отрогов, спускающихся к озеру, расположено большое количество каменных курганов, достигавших иногда 30 м в диаметре.
В окрестностях с. Арыг-Бажи обследованы каменные курганы и одно изваяние. Из Арыг-Бажи экспедиция направилась на северо-запад, в гор. Хандагайты. По дороге были встречены курганные группы, два каменных изваяния, стоявших возле четырёхугольных оградок, и отдельные вертикально поставленные камни с выбитыми на них различными изображениями, окруженные квадратной оградкой из плит. От Хандагайты экспедиция повернула на север. У подножья Западного Танну-Ола были открыты два каменных изваяния.
Из г. Чедан экспедиция выехала на обследование городища Бажин-Алак, находящегося в 20 км к северу (рис. 50). Здесь была произведена топографическая съёмка и обмеры остатков стен, сложенных из сырцового кирпича на высоком валу. Повидимому, это городище относится к довольно позднему времени. Остатки построек на этом городище производят впечатление регулярно построенных длинных казарменных помещений барачного типа. Возможно, что это развалины одной из крепостей. В позднейшее время городище распахивалось и орошалось, на что указывают обнаруженные остатки каналов и круглых тувинских токов для молотьбы хлеба быками. Далее экспедиция отправилась в западно-юго-западную сторону, на верховья р. Хемчик. Не доезжая 5 км до г. Тели к северо-северо-западу от дороги, на берегу р. Хемчик было обнаружено каменное изваяние, изображающее мужчину с сосудом в руках. В окружности этого изваяния нами было собрано около 12 обломков сланцевых плиток с орхоно-енисейскими знаками и обнаружены остатки нижней части плиты, от которой они были отбиты, врытой в землю на расстоянии 5 м от изваяния.
Из расспросов тувинцев, живущих в юртах вблизи этого места, выяснилось, что несколько лет назад здесь находилась врытая в землю плита из зелёного сланца, на торцовой части которой была вырезана надпись. Местные ламы, считая её религиозной христианской надписью, разбили плиту на мелкие куски (смешение орхоно-енисейского алфавита с русским наблюдается и в Монголии).
В этой же местности были обследованы еле заметные остатки валов какого-то укрепления, схожего с укреплениями около Бажин-Алака, близ Чедана. Кроме того, здесь же, на протяжении 8 км вдоль Хемчика, сохранились остатки древней дороги.
В 8 км западнее пос. Бай-Тал, на правом берегу Хемчика, экспедиция обследовала остатки укрепления, подобного описанным выше, без культурного слоя, с валами очень плохой сохранности.
Рис. 50. План городища у Бажин-Алака.(Открыть Рис. 50 в новом окне)
На юго-западной окраине г. Тели было обследовано ещё одно укрепление четырёхугольной формы, окружённое валом. На его восточной и западной сторонах прослеживаются перерывы в валах, очевидно на месте въездных ворот.
В котловине у с. Булун, расположенного на левом берегу р. Барлык, в разных местах на пашне были обнаружены стоящие возле четырёхугольных оградок четыре каменных изваяния. Одно из них было выкопано и доставлено в Государственный исторический музей.
Там же, несколько южнее обследованы скалы с красочными рисунками (писаницами), изображающими главным образом животных и сцены охоты.
Близ г. Кызыл-Мажалык, в 6 км к юго-востоку, были обследованы древние писаницы на скале Бичикты-Хая. Глубокими выемками здесь выбиты отдельные фигуры животных и птиц, караван яков, сопровождаемый человеческими фигурами, и пр. Кроме того, здесь же в нише, под навесом скалы, имеется изображение сидящего будды, окружённого цветами, птицами и монгольскими и китайскими надписями. Эти рисунки выполнены чёрной тушью на гладкой поверхности скалы.
Далее, в 8 км к юго-востоку от Кызыл-Мажалыка и в 2 км от скал Бичикты-Хая, экспедиция обследовала древнюю тюркскую могилу, расположенную возле полевой дороги. Около четырёхугольной оградки могилы находятся два каменных изваяния, сделанных круглой скульптурой. Изваяния изображают сидящих людей с поджатыми ногами. Головы их отбиты, у одной отбиты обе руки, у другой сохранилась правая, держащая на груди сосуд.
На правом берегу р. Чедан, в уроч. Чанагаш были обнаружены три каменных изваяния (рис. 49—3).
На пути из г. Чедана в г. Кызыл экспедиция обследовала скалу Хая-Бажи, известную в литературе своими древнетюркскими надписями. Она расположена на правом берегу р. Хемчик, в 5 км от пос. Булун-Терек и хорошо известна местному населению.
Основной задачей экспедиции была проверка орхоно-енисейской надписи, имеющейся на этой скале и прочитанной ещё В.В. Радловым по доставленной ему копии. При осмотре надписи выяснилось, что, очевидно, в этой копии были допущены неточности, так как на месте слова «кыргыз», упоминающегося в радловском чтении, стояли другие знаки. Кроме этой надписи, нашей экспедицией была обнаружена ещё одна, новая. Со всех надписей Хая-Бажи были сняты эстампажи и сделаны зарисовки, а также снят план расположения этих надписей на скале. Это позволит ещё раз обсудить последовательность отдельных частей текста.
Дальше экспедиция отправилась по полевой дороге в направлении с. Чаа-Холь. На этом участке пути тракт проведён по древней дороге, называемой «дорогой Чингисхана». Особенно хорошо полотно этой дороги сохранилось к северо-востоку от перевала, в направлении долины р. Чаа-Холь. До сих пор отдельные её участки представляют собой гладкое укатанное шоссе.
1 сентября экспедиция прибыла в г. Кызыл и отсюда выехала в направлении с. Элегест, чтобы обследовать там камни с орхоно-енисейскими надписями, указанные геологом Л.Д. Шарыгиной. Дорога на Элегест лежала через с. Успенку, в 4 км от которого, в уроч. Кезек-Хуре, был обнаружен оленный камень с полустёртой орхоно-енисейской надписью. На правом берегу р. Элегест, на плато верхней террасы, находится группа небольших каменных курганов. Около одного из них стоит вкопанный в землю камень, на трёх сторонах которого высечены орхоно-енисейские надписи. Здесь же нами был обнаружен второй, лежащий на земле, большой камень; на двух сторонах его оказались такие же надписи 1. [2] Все они были эстампированы. Для сушки эстампажей разводили костры, так как солнечного тепла было уже недостаточно. Такой способ сушки был применён нами впервые.
Отсюда мы совершили поездку к с. Кочетову, где на правом берегу р. Элегест, на расстоянии 4 км от села, были обследованы остатки развалин здания, крытого китайской черепицей позднего типа. Повидимому, это развалины монастыря с кирпичными храмами.
Из с. Элегеста экспедиция выехала на поиски скал с рисунками в районе пос. Кулузун. Здесь, на расстоянии 2 км от юрт посёлка, имеются выбитые на скалах рисунки различных животных. Среди них интересна фигура оленя с поджатыми ногами, совершенно в такой же позе, как и на известных бронзовых бляхах тагарского времени из Минусинской котловины.
Из Кулузуна экспедиция вновь вернулась в г. Кызыл и в тот же день выехала на правый берег Улу-Хема, через горы Малого Баян-Гола, на которых по всему берегу Улу-Хема высечены и вырезаны в большом количестве изображения животных. В местности Кызыл-Чираа были обследованы две большие каменные плиты, вкопанные на расстоянии 300 м друг от друга на высоком увале, не доезжая р. Баян-Гол. На камне №1 с одной (ВЮВ) стороны и на камне №2 с двух сторон (ЮЮЗ и В) вырезаны орхоно-енисейские надписи.
По дороге из Турана на Малиновку, в особенности в районе совхоза Уюк (по течению р. Уюк), находится много высоких земляных курганов диаметром 15-45 м. На северной окраине поселка совхоза расположен грандиозный плоский каменный курган алтайского типа. Его окружность около 500 м. На западной окраине с. Малиновки (Кара-Ыяш) находится небольшой каменный курган, возле которого стоит врытый в землю камень; на восточной стороне камня имеется полустёртая орхоно-енисейская надпись.
В результате исследований, произведенных в Тувинской авт.обл., уже теперь, до раскопок, стало очевидным, что по своему внешнему виду надмогильные сооружения Тувы резко отличны от таких же памятников Минусинской котловины. В то же время все виды надмогильных сооружений Тувы чрезвычайно схожи с алтайскими. Это большие каменные курганы пазырыкского типа и четырёхугольные оградки с вереницами камней и каменными изваяниями.
Каменные изваяния тюркского времени Тувы очень сходны с алтайскими и, отчасти, с монгольскими, но в свою очередь имеют много особенностей. Обращает на себя внимание очень высокое качество обработки этих изваяний по сравнению со всеми другими. В Минусинской же котловине таких изваяний нет.
Интересны найденные в трёх пунктах Тувы (Сарыг-Булун, Кызыл-Мажалык и Деспен) могилы, по своей структуре сходные с могилами тюркской знати на Орхоне и в других местах Монголии. На Алтае такие могилы неизвестны, а в Минусинской котловине имеется подобная молила близ с. Знаменки.
Оленные камни, хорошо известные в Монголии и в Забайкалье, имеются в большом количестве и в Туве, но в Минусинской котловине отсутствуют.
Таким образом, уже теперь можно говорить о различиях и сходстве по отдельным памятникам Тувы с сопредельными областями. С Алтаем её сближает внешний вид могильных сооружений и рядовые каменные изваяния тюркского времени. С Минусинской котловиной её сближают орхоно-енисейские надписи, скальные рисунки и атрибуты тюркских каменных изваяний (сосуды, поясные наборы, оружие и пр.); наконец, с Монголией — тюркские каменные изваяния двух типов (рядовые и изваяния могил знати), оленные камни, орхоно-енисейские надписи и каменные курганы, особенно подконической формы.
Отсутствие в Туве погребальных сооружений, характерных для Минусинской котловины, и отсутствие в Минусинской котловине каменных изваяний позволяет сомневаться в принадлежности тувинских степей племенам кыргызской группы, жившим, очевидно, к северу от Саян.
Для углублённого исследования древней истории Тувы и для выяснения взаимосвязей между сопредельными областями необходимы планомерные археологические раскопки, до сих пор там ещё не производившиеся. Позднее время не позволило нам развернуть обследовательскую работу в Хакасской авт.обл. Пришлось ограничиться лишь небольшими маршрутами в Абаканской степи, где был осмотрен ряд чаатасов VII-VIII вв. и обследована котловина Салбык, где сосредоточены грандиозные курганы позднетагарского времени. При объезде котловины Салбык, на хребте, ограничивающем её с севера, были открыты въездные ворота в виде двух высоких менгиров, между которыми проходит древняя дорога в эту замечательную долину. Из ворот открывается величественный вид на огромные курганные насыпи, окружённые массивными оградами и менгирами во много сотен пудов весом.
В Абакане, по инициативе обкома и облисполкома Хакасской авт.обл., к нашему возвращению было организовано чествование Саяно-Алтайской археологической экспедиции в связи с исполнившимся 20-летием её работы.
[1] 1 В экспедиции принимали участие: Л.А. Евтюхова (ИИМК и ГИМ). С.В. Киселёв (ИИМК), Л.Р. Кызласов (студент 4-го курса МГУ), Самбу (научный сотрудник Тувинского ИИЯиЛ), О.Н. Евтюхова (ученица 9 кл. 47-й школы ФОНО) и техн. сотр. В.Б. Номинханов.[2] 1 Эти курганы были раскопаны, повидимому, С.А. Теплоуховым, но материалы из них неизвестны, и не ясно, известны ли были ему эти надписи.
наверх |