главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 48. Схема маршрута Саяно-Алтайской экспедиции.1 — наскальные рисунки; 2 — орхоно-енисейские надписи; 3 — каменные изваяния I типа; 4 — каменные изваяния II типа; 5 — оленные камни; 6 — развалины; 7 — соляные копи; 8 — каменные фигуры животных.(Открыть Рис. 48 в новом окне) |
Рис. 49 — оленные камни близ Самагалтая (вверху) и каменное изваяние из уроч. Чанагаш (внизу).(Открыть Рис. 49 в новом окне) |
Из Самагалтая экспедиция отправилась вдоль южных склонов хр. Восточного Танну-Ола, по долине р. Тес-Хем. Здесь постоянно встречались небольшие группы каменных курганов диаметром 5-13 м. По левому берегу р. Шивелик-Хем, в 3 км от выхода её из ущелья в долину Тес-Хема, на скале двумя группами расположены китайские, монгольские и тибетские надписи, сделанные красной и чёрной краской.
В 50 км от Хöль-Ежу экспедиция сделала заезд на север, через трудно доступный для автомашины перевал, в горную котловину Деспен. Здесь на сравнительно небольшой площади котловины (5×8 км) было обнаружено много четырёхугольных каменных оградок. От некоторых из них к востоку отходят вереницы врытых в землю камней, а у некоторых стоят врытые в землю каменные изваяния людей лицом на восток. Экспедиция зарегистрировала здесь 12 таких изваяний. Посредине котловины расположен один большой каменный курган диаметром 45 м, окруженный кольцом из камней; диаметр кольца 156 м. Курган соединён с кольцом четырьмя перемычками из камней, расположенными почти точно по странам света.
За Холь-Ежу, почти до самой р. Холу, дорога на запад проходит по болотистым низинам вдоль правого берега р. Орхон-Гол, впадающей в оз. Успа-Нур. На северном склоне отрогов, спускающихся к озеру, расположено большое количество каменных курганов, достигавших иногда 30 м в диаметре.
В окрестностях с. Арыг-Бажи обследованы каменные курганы и одно изваяние. Из Арыг-Бажи экспедиция направилась на северо-запад, в гор. Хандагайты. По дороге были встречены курганные группы, два каменных изваяния, стоявших возле четырёхугольных оградок, и отдельные вертикально поставленные камни с выбитыми на них различными изображениями, окруженные квадратной оградкой из плит. От Хандагайты экспедиция повернула на север. У подножья Западного Танну-Ола были открыты два каменных изваяния.
Из г. Чедан экспедиция выехала на обследование городища Бажин-Алак, находящегося в 20 км к северу (рис. 50). Здесь была произведена топографическая съёмка и обмеры остатков стен, сложенных из сырцового кирпича на высоком валу. Повидимому, это городище относится к довольно позднему времени. Остатки построек на этом городище производят впечатление регулярно построенных длинных казарменных помещений барачного типа. Возможно, что это развалины одной из крепостей. В позднейшее время городище распахивалось и орошалось, на что указывают обнаруженные остатки каналов и круглых тувинских токов для молотьбы хлеба быками. Далее экспедиция отправилась в западно-юго-западную сторону, на верховья р. Хемчик. Не доезжая 5 км до г. Тели к северо-северо-западу от дороги, на берегу р. Хемчик было обнаружено каменное изваяние, изображающее мужчину с сосудом в руках. В окружности этого изваяния нами было собрано около 12 обломков сланцевых плиток с орхоно-енисейскими знаками и обнаружены остатки нижней части плиты, от которой они были отбиты, врытой в землю на расстоянии 5 м от изваяния.
Из расспросов тувинцев, живущих в юртах вблизи этого места, выяснилось, что несколько лет назад здесь находилась врытая в землю плита из зелёного сланца, на торцовой части которой была вырезана надпись. Местные ламы, считая её религиозной христианской надписью, разбили плиту на мелкие куски (смешение орхоно-енисейского алфавита с русским наблюдается и в Монголии).
В этой же местности были обследованы еле заметные остатки валов какого-то укрепления, схожего с укреплениями около Бажин-Алака, близ Чедана. Кроме того, здесь же, на протяжении 8 км вдоль Хемчика, сохранились остатки древней дороги.
В 8 км западнее пос. Бай-Тал, на правом берегу Хемчика, экспедиция обследовала остатки укрепления, подобного описанным выше, без культурного слоя, с валами очень плохой сохранности.
На юго-западной окраине г. Тели было обследовано ещё одно укрепление четырёхугольной формы, окружённое валом. На его восточной и западной сторонах прослеживаются перерывы в валах, очевидно на месте въездных ворот.
В котловине у с. Булун, расположенного на левом берегу р. Барлык, в разных местах на пашне были обнаружены стоящие возле четырёхугольных оградок четыре каменных изваяния. Одно из них было выкопано и доставлено в Государственный исторический музей.
Там же, несколько южнее обследованы скалы с красочными рисунками (писаницами), изображающими главным образом животных и сцены охоты.
Близ г. Кызыл-Мажалык, в 6 км к юго-востоку, были обследованы древние писаницы на скале Бичикты-Хая. Глубокими выемками здесь выбиты отдельные фигуры животных и птиц, караван яков, сопровождаемый человеческими фигурами, и пр. Кроме того, здесь же в нише, под навесом
скалы, имеется изображение сидящего будды, окружённого цветами, птицами и монгольскими и китайскими надписями. Эти рисунки выполнены чёрной тушью на гладкой поверхности скалы.
Далее, в 8 км к юго-востоку от Кызыл-Мажалыка и в 2 км от скал Бичикты-Хая, экспедиция обследовала древнюю тюркскую могилу, расположенную возле полевой дороги. Около четырёхугольной оградки могилы находятся два каменных изваяния, сделанных круглой скульптурой. Изваяния изображают сидящих людей с поджатыми ногами. Головы их отбиты, у одной отбиты обе руки, у другой сохранилась правая, держащая на груди сосуд.
На правом берегу р. Чедан, в уроч. Чанагаш были обнаружены три каменных изваяния (рис. 49—3).
На пути из г. Чедана в г. Кызыл экспедиция обследовала скалу Хая-Бажи, известную в литературе своими древнетюркскими надписями. Она расположена на правом берегу р. Хемчик, в 5 км от пос. Булун-Терек и хорошо известна местному населению.
Основной задачей экспедиции была проверка орхоно-енисейской надписи, имеющейся на этой скале и прочитанной ещё В.В. Радловым по доставленной ему копии. При осмотре надписи выяснилось, что, очевидно, в этой копии были допущены неточности, так как на месте слова «кыргыз», упоминающегося в радловском чтении, стояли другие знаки. Кроме этой надписи, нашей экспедицией была обнаружена ещё одна, новая. Со всех надписей Хая-Бажи были сняты эстампажи и сделаны зарисовки, а также снят план расположения этих надписей на скале. Это позволит ещё раз обсудить последовательность отдельных частей текста.
Дальше экспедиция отправилась по полевой дороге в направлении с. Чаа-Холь. На этом участке пути тракт проведён по древней дороге, называемой «дорогой Чингисхана». Особенно хорошо полотно этой дороги сохранилось к северо-востоку от перевала, в направлении долины р. Чаа-Холь. До сих пор отдельные её участки представляют собой гладкое укатанное шоссе.
1 сентября экспедиция прибыла в г. Кызыл и отсюда выехала в направлении с. Элегест, чтобы обследовать там камни с орхоно-енисейскими надписями, указанные геологом Л.Д. Шарыгиной. Дорога на Элегест лежала через с. Успенку, в 4 км от которого, в уроч. Кезек-Хуре, был обнаружен оленный камень с полустёртой орхоно-енисейской надписью. На правом берегу р. Элегест, на плато верхней террасы, находится группа небольших каменных курганов. Около одного из них стоит вкопанный в землю камень, на трёх сторонах которого высечены орхоно-енисейские надписи. Здесь же нами был обнаружен второй, лежащий на земле, большой камень; на двух сторонах его оказались такие же надписи 1. [2] Все они были эстампированы. Для сушки эстампажей разводили костры, так как солнечного тепла было уже недостаточно. Такой способ сушки был применён нами впервые.
Отсюда мы совершили поездку к с. Кочетову, где на правом берегу р. Элегест, на расстоянии 4 км от села, были обследованы остатки развалин здания, крытого китайской черепицей позднего типа. Повидимому, это развалины монастыря с кирпичными храмами.
Из с. Элегеста экспедиция выехала на поиски скал с рисунками в районе пос. Кулузун. Здесь, на расстоянии 2 км от юрт посёлка, имеются выбитые на скалах рисунки различных животных. Среди них интересна фигура оленя с поджатыми ногами, совершенно в такой же позе, как и на
известных бронзовых бляхах тагарского времени из Минусинской котловины.
Из Кулузуна экспедиция вновь вернулась в г. Кызыл и в тот же день выехала на правый берег Улу-Хема, через горы Малого Баян-Гола, на которых по всему берегу Улу-Хема высечены и вырезаны в большом количестве изображения животных. В местности Кызыл-Чираа были обследованы две большие каменные плиты, вкопанные на расстоянии 300 м друг от друга на высоком увале, не доезжая р. Баян-Гол. На камне №1 с одной (ВЮВ) стороны и на камне №2 с двух сторон (ЮЮЗ и В) вырезаны орхоно-енисейские надписи.
По дороге из Турана на Малиновку, в особенности в районе совхоза Уюк (по течению р. Уюк), находится много высоких земляных курганов диаметром 15-45 м. На северной окраине поселка совхоза расположен грандиозный плоский каменный курган алтайского типа. Его окружность около 500 м. На западной окраине с. Малиновки (Кара-Ыяш) находится небольшой каменный курган, возле которого стоит врытый в землю камень; на восточной стороне камня имеется полустёртая орхоно-енисейская надпись.
В результате исследований, произведенных в Тувинской авт.обл., уже теперь, до раскопок, стало очевидным, что по своему внешнему виду надмогильные сооружения Тувы резко отличны от таких же памятников Минусинской котловины. В то же время все виды надмогильных сооружений Тувы чрезвычайно схожи с алтайскими. Это большие каменные курганы пазырыкского типа и четырёхугольные оградки с вереницами камней и каменными изваяниями.
Каменные изваяния тюркского времени Тувы очень сходны с алтайскими и, отчасти, с монгольскими, но в свою очередь имеют много особенностей. Обращает на себя внимание очень высокое качество обработки этих изваяний по сравнению со всеми другими. В Минусинской же котловине таких изваяний нет.
Интересны найденные в трёх пунктах Тувы (Сарыг-Булун, Кызыл-Мажалык и Деспен) могилы, по своей структуре сходные с могилами тюркской знати на Орхоне и в других местах Монголии. На Алтае такие могилы неизвестны, а в Минусинской котловине имеется подобная молила близ с. Знаменки.
Оленные камни, хорошо известные в Монголии и в Забайкалье, имеются в большом количестве и в Туве, но в Минусинской котловине отсутствуют.
Таким образом, уже теперь можно говорить о различиях и сходстве по отдельным памятникам Тувы с сопредельными областями. С Алтаем её сближает внешний вид могильных сооружений и рядовые каменные изваяния тюркского времени. С Минусинской котловиной её сближают орхоно-енисейские надписи, скальные рисунки и атрибуты тюркских каменных изваяний (сосуды, поясные наборы, оружие и пр.); наконец, с Монголией — тюркские каменные изваяния двух типов (рядовые и изваяния могил знати), оленные камни, орхоно-енисейские надписи и каменные курганы, особенно подконической формы.
Отсутствие в Туве погребальных сооружений, характерных для Минусинской котловины, и отсутствие в Минусинской котловине каменных изваяний позволяет сомневаться в принадлежности тувинских степей племенам кыргызской группы, жившим, очевидно, к северу от Саян.
Для углублённого исследования древней истории Тувы и для выяснения взаимосвязей между сопредельными областями необходимы планомерные археологические раскопки, до сих пор там ещё не производившиеся. Позднее время не позволило нам развернуть обследовательскую работу
в Хакасской авт.обл. Пришлось ограничиться лишь небольшими маршрутами в Абаканской степи, где был осмотрен ряд чаатасов VII-VIII вв. и обследована котловина Салбык, где сосредоточены грандиозные курганы позднетагарского времени. При объезде котловины Салбык, на хребте, ограничивающем её с севера, были открыты въездные ворота в виде двух высоких менгиров, между которыми проходит древняя дорога в эту замечательную долину. Из ворот открывается величественный вид на огромные курганные насыпи, окружённые массивными оградами и менгирами во много сотен пудов весом.
В Абакане, по инициативе обкома и облисполкома Хакасской авт.обл., к нашему возвращению было организовано чествование Саяно-Алтайской археологической экспедиции в связи с исполнившимся 20-летием её работы.