В статье публикуются изображения на плитах оград могильника тагарской культуры у д. Подкамень, исследованные автором в 2003 г. Значительная часть из них представлена гравировками, в том числе изображениями особых человеческих фигур в длинных одеждах и высоких головных уборах. Такие фигуры известны с конца XIX в., но до сих пор представляют загадку, хотя найдены уже на нескольких памятниках Северной Хакасии. Рассмотрена история их изучения, обоснована принадлежность к таштыкской изобразительной традиции. Проанализирован костюм и атрибуты, для которых отмечены аналогии в памятниках Китая и Синьцзяна. Показанные фигуры предположительно могут рассматриваться как изображения выходцев из дальних от Сибири областей, носителей чуждых традиций или их потомков, связанных с торговой и миссионерской деятельностью в северной части Центральной Азии.
Адрианов А.В. Отчёт по исследованию писаниц Минусинского края // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. — СПб., 1910. — Вып. 10. — С. 41-53.
Добжанский В.Н. «Городки» енисейских кыргызов в XVII в.: историографический миф или историческая реальность? // Археология, этнография, антропология Евразии. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2007. — №4. — С. 81-90.
Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. — Т. 6 (дополнительный): Искусство. — М.: Восточная лит-ра, 2010. — 1031 с.
Кызласов И.Л. О свадебном наряде средневековых хакасок // Культуры евразийских степей второй половины I тыс. н.э. (из истории костюма). Материалы III междунар. археол. конф. — Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей, 2001. — Т. 1. — С. 152-168.
Кызласов Л.Р. Хакасская экспедиция МГУ 1959 г. (предварительное сообщение) // Учёные записки ХакНИИЯЛИ. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1963. — Вып. IX. — С. 156-164.
Кызласов Л.Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии // Вестник МГУ — Серия 8. — История. — 1998. — №3. — С. 8-35.
Кызласов Л.Р. Манихейский храм в котловине Сорга (Республика Хакасия) // РА. — 1999. — №2. — С. 181-206.
Лурье П.Б. О следах манихеизма в Средней Азии (в том числе в древнем Пенджикенте?) // Согдийцы дома и на чужбине. Материалы конференции памяти Б.И. Маршака. — СПб.: Гос. Эрмитаж, 2013. — (Труды Государственного Эрмитажа) (в печати).
Панкова С.В. Ошкольская писаница в Хакасии // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. — М.: Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. — С. 76-96. (Труды САИПИ; Вып. IX).
Рыбаков Н.И. К вопросу существования северной ветви манихейства на Енисее. Элементы символики // Социогенез в Северной Азии. — Ч. 1. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2005. — С. 298-303.
Рыбаков Н.И. «Процессия» — памятник согдийско-енисейских культурно-исторических взаимосвязей // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Сборник научных трудов. — Барнаул: Азбука, 2009. — Вып. III. — С. 135-159.
Рыбаков Н.И. Бодхисаттва Маудгальяяна в Июсских петроглифах // Древности Сибири и Центральной Азии. — Горно-Алтайск: ГАГУ 2013. — Вып. 5 (17). — С. 3-5.
Скобелев С.Г. «Городки» енисейских кыргызов в русских сообщениях XVII в. и археологическая реальность // Археология, этнография, антропология Евразии. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2010. — №3. — С. 92-98.
Aspelin J.-R. Types de peoples de l’Ancienne Asie Centrale // Souvenir de l’Ienissei. — Le 20 (8) Janvier 1890. — Helsingfors, 1890. — P. 3-14.
Brinker H., Göpper R. Kunstshätze aus China. 5000 v. Chr. Bis 900 n. Chr. Neuere archäologische Funde aus der Volksrepublik China. — Zurich, 1980. — 370 p.
De la Vaissière É. Mani en Chine au VIe siècle // Journal Asiatique. — T. 293. — №1. — Paris: Societe Asiatique, 2005. — P. 357-378.
(157/158)
Erdy M. Manichaeans, nestorians, or bird costumed humans in their relation to hunnic type cauldrons in rock carvings of the Yenisei valley // Eurasien Studies Yearbook. Eurolingua. — 1996. — №68. — P. 45-95.
Legacy of the Desert King: Textiles and Treasures Excavated at Niya on the Silk Road. — Hangzhou, 2000.
Foltz R.C. Religions of the silk road. Overland trade and cultural exchange from Antiquity to the fifteenth century. — New-York: St.Martin’s Press, 1999.
Grünwedel A. Altbuddhistische Kultstätten in Chinesisch-Turkistan. Bericht über Archäologische Arbeiten von 1906 bis 1907 bei Kuča, Qarašahr und in der Oase Turfan. — Berlin: Georg Reimer, 1912. — 370 s.
Gulàcsi Z. Manichaean art in Berlin collections. — Brepols, 2001. — 283 p. — (Corpus Fontium Manichaeorum. Series Archaeologica et Iconographica; Vol. I).
Härtel H., Yaldiz M. Die Seidenstrasse. Malereien und Plastiken aus buddhistischen Hoehlentempeln (Aus der Sammlung des Museums für Indische Kunst Berlin). — 1987. — 179 р.
Knüppel M. Noch einmal zur Frage des Manichäismus in Sibirien // Gnostica et Manichaeka. Festschrift für Aloïs van Tongerloo. Herausgegeben von M. Knüppel und L. Cirillo. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2012. — S. 55-62.
Le Coq A.V. Chotscho. Facsimile-Wiedergaben der wichtigsten Funde der ersten koniglich Preussischen Expedition nach Turfan in Ost-Turkestan. — Berlin, 1973.
Mänchen-Helfen O. Manichaeans in Siberia // Semitic and Oriental studies. University of California publications in Semitic philology. — 1951. — Vol. XI. — P. 311-326.
Messerschmidt D.G. Forschungsreise durch Sibirien, 1720-1724. — Teil I. — Berlin, 1962.
Parlasca C. Griechisches und Römisches im Alten China // Beiträge zur Allgemeinen und Vergleichenden Archäologie. — Vol. 2. — München: Beckische Verlagsbuchhandlung, 1980. — S. 297-308.
Saeki P.Y. The Nestorian documents and relicts in China. — Tokyo: The Maruzen company LTD, 1951.
The ancient culture in Xinjiang along the silk road. — Urumchi, 2008. — 304 p.
The Silk Road. Trade, Travel, War and Faith. — London: The British Library, 2004.
Stein A. Innermost Asia. — London: Oxford University Press, 1928. — Vol. I-IV.
Tallgren A.M. Inner Asiatic and Siberian Rock Pictures // ESA. — Helsinki, 1933. — T.VIII. — P. 175-210.
Petroglyphs on kurgan flagstones of burial mound Podkamen in Nothern Khakassia.^
Pankova S.V.
In the article explored by the author in 2003 petroglyphs on flagstones of burial mound fences of the Tagar culture near village Podkamen are published. The most of them are carvings including unusual figures in long robes and with high headdresses. Such figures have been known since the late XIXth century but till the present they are a mystery though are found on several monuments of Nothern Khakassia. Their study history is considered. Their belonging to the Tashtyk art tradition is proved. Costumes and attributes are also analyzed for which analogies from China and Xinjiang are noted. Performed figures can be presumably considered as foreigners far from Siberian regions, bearers of foreign traditions or their descendants connected with trading and missionary activity in the Nothern part of Central Asia.
Key words: Central Asia, the Minusinsk basin, the Tashtyk culture, petroglyphs, carvings, a costume.