главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Б.Б. Овчинникова. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках.  Свердловск: УрГУ. 1990Б.Б. Овчинникова

Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках.

// Свердловск: УрГУ. 1990. 223 с. ISBN 5-7525-0086-9

 

С середины VI в. на огромной территории евразийских степей вместе с алтайскими тюрками распространился характерный для них погребальный ритуал — захоронение человека с конём с последующим сооружением поминальной ограды. Древности, извлечённые при раскопках погребений, служат богатым источником, позволяющим представить уровень многогранной материальной культуры древнетюркских племён Саяно-Алтая и ещё раз приоткрыть завесу в судьбе исчезнувшего народа — тюрков-тугю.

 

Детали одежды.

 

Одежда для древних тюрков была не только средством защиты от внешних воздействий, но и, что характерно для средневекового общества, играла «роль своеобразного социального «паспорта», отражавшего сословную принадлежность, состоятельность, семейное положение её владельца» (Громов, 1979, с. 202).

 

Приблизить истинную картину того, как одевались тюрки-тугю в столь отдалённые от нас времена — эпоху сложения у них государства, поможет привлечение различных видов источников: сообщения китайских летописей в переводе, скульптурные изображения в виде каменных изваяний, художественные прорисовки древних мастеров на камне и в резьбе по кости, настенные росписи в городах сопредельных государств и, конечно же, непосредственные остатки подлинных вещей из раскопок древнетюркских погребений. Так по отдельным деталям можно восстановить одежду древних тюрков Саяно-Алтайского нагорья в VI-X вв., которые «распускают волосы, левую полу наверху носят, ...носят меховое и шерстяное одеяние» (Бичурин, с. 229).

 

Общепризнанно в науке, что одним из устойчивых этнографических признаков являются головные уборы. Поколение кочевников эпохи средневековья в степной зоне предпочитало зимой меховые шапки — высокие и невысокие, напоминающие современные ушанки. Именно в таких тюрки чаще всего изображены на каменных изваяниях (Евтюхова, 1952, с. 105). Летом они носили небольшие войлочные шапки в виде усечённого конуса, по утверждению Л.А. Евтюховой, напоминающие современные казахские шапочки. Летопись «Тайпинхуаньюйцзи» содержит описание одного из видов головного убора древних тюрков — с заострённой маковкой, шлемовидным и свёрнутым концом (Кюнер, с. 58). Возможно, в шапке подобного покроя пытался изобразить современника древнетюркский «художник» в рисунке, прочерченном на внешней стороне берестяного колчана из погребения Даг-Аразы II-1 в Туве (рис. 3). Аналогичный сюжет известен по рисункам IX-X вв. на Сулекской писанице в Хакасии (Кызласов Л.Р., 1969, с. 109) и в Пряслове на наскальном изображении VIII-X вв. Мож-

(19/20)

но предположить, что такой формы головной убор надевал конный всадник, будь он воин или охотник.

 

Летописи сообщают нам и о том, что богатые алтайцы носили «меховые одежды», тем самым подчёркивая различие социальных групп и оповещая нас о деталях верхней зимней одежды древних тюрков. Ценным дополнением к летописным сведениям являются находки незначительных и порой с трудом определимых фрагментов меховых изделий в погребениях. Мех чрезвычайно плохо сохраняется. И все же в результате исследований С.В. Киселёву удалось выявить, что одежды тюрков были «не бараньи, а сшиты из более ценного меха» (Киселёв, 1951, с. 527). Подтверждением высказанного положения служат находки В.Д. Кубарева (1980) в Горном Алтае из погребения Бар-Бургазы III-9. Он отмечает, что на умершем сохранилась «меховая одежда, крытая сверху тканью красного цвета. Мех рыжеватый, с длинным ворсом».

 

Излюбленной верхней одеждой тюрков были халаты с длинными рукавами, с отворотом или без него, застёгивающиеся с левой (иногда с правой) стороны. Халаты шились из шерстяных и шёлковых тканей. Нижнюю часть одежды составляли шаровары. Остатки тканей, различные по выработке и месту изготовления, весьма часто встречаются в погребениях древних тюрков. Степень их сохранности ограничивает возможности в определении выработки. Как правило, шёлковые ткани, по мнению специалистов, китайского происхождения и относятся к VII-IX вв. Так, остатки узорчатой ткани, найденные в погребении Наинте-Сумэ (Монголия), сохранились фрагментарно. Это куски шёлка с тканым орнаментом (рис. 19-1). По мнению Г.И. Боровки, в композиции ткани прослеживаются сасанидские традиции, однако формы драконов китайские, значит, данная ткань по происхождению китайская, подражающая сасанидским образцам (Боровка, 1927, с. 74). Интересна шёлковая ткань с вытканным узором в виде наружной двойной клетки песочного цвета с оттенками, в которую, были завёрнуты зеркало, гребень и лаковая чашечка, обнаруженные при погребенном в Джаргаланты 2. Е.С. Видонова также считает, что ткань выполнена китайскими мастерами (Евтюхова, 1957, с. 211).

 

Фрагменты тканей также выявлены в погребениях на Алтае и в Туве *. [сноска: * Находки тканей во фрагментах зафиксированы в погребениях на Алтае: Курай IV-1; Т3; Катанда; ББ II-20; Ю ХII-29; Ак-К; в Туве: МТ 58-IV; МТ 57-XXXVI; ДА II-13; ДЧА I-3; КТ I-3/2 и др.] Минерализованные остатки тканей встречены и на обувных пряжках (Кудыргэ 10). Последнее указывает на то, что одежды у тюрков были длинными (Гаврилова, 1965, с. 38). Об этом свидетельствуют также изображения тюрков и уйгуров (близких по костюму к древним тюркам), сохранившиеся в Кочо, описанные

(20/21)

Рис. 4. Наборный пояс художественном изображении современников. Уйгурский вождь, роспись в Хочо (по A. v. Gabain).

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

A. v. Gabain (1961, с. 38-55). Судя по рисункам, они носили одежду, доходящую до лодыжек, свободную, сдерживаемую поясом (рис. 4).

 

Весьма ценным источником для изучения одежды и внешнего вида тюрков служат каменные изваяния (Евтюхова, 1952, с. 98; Грач А.Д., 1961; Шер, 1966). Хотя детали одежды изображались на них редко, но всё же можно заключить, что летние халаты не имели ворота, так как передавался только вырез, а осенняя и зимняя одежда — с двумя или одним отворотом. Подобного покроя халаты можно увидеть на росписях в Афрасиабе. Они одноцветные, а отвороты и обшлага рукавов выполнены из дорогой орнаментированной ткани (Альбаум, 1975, с. 32).

 

Известно, что манера застёгивать платье принадлежит к одному из важных этнографических признаков, однако мы не находим на тюркских изваяниях однообразного покроя одежды, хотя китайская хроника Таншу совершенно определённо называет тюрков левополыми (Бичурин, с. 229).

 

На каменных изваяниях, за исключением трёх случаев — изваяний № 77, № 78 из Монголии (Евтюхова, 1952, с. 98) и изваяния с памятника Кюль-Тегина (Радлов, 1892, табл. X, 4), мы видим правую полу наверху. Вероятно, если одежда застёгивалась слева, то она запахивалась справа налево и правая пола была наверху, о чём и свидетельствуют древние изображения тюрков (Liu Mau-Tsai, 1958, рис. 1-2). Такое кажущееся противоречие А.А. Гаврилова объясняет исходя из точного значения слова «пола». Она считает, что только у правой полы, запахивающейся налево, нижний край может быть левым, поэтому тюрков и называют левополыми (Гаврилова, 1965. с. 38-39).

 

Таким образом, судя по изображениям, чаще всего одежда запахивалась на левую сторону (что подтверждается и китайским источником), но встречаются изображения и правосторонних одеяний. Очевидно, не было твёрдо установленного покроя и застёгива-

(21/22)

ние на разные стороны могло отличать летнюю одежду от зимней (Кызласов Л.Р., 1969, с. 49) или мужскую от женской.

Рис. 5. Наборный пояс на каменных изваяниях: с. Булун № 36 и 39 (по Л.А. Евтюховой).

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

 

Верхняя одежда перетягивалась на талии поясом или ремнем и застёгивалась на пряжки или пуговицы, являвшиеся одновременно и украшением халата. Такие застёжки-пряжки найдены в мужских погребениях Кудыргэ и представлены двумя образцами: 1 — псевдопряжкой застёжкой; 2 — шестью ажурными медными бляшками с растительным орнаментом (Гаврилова, 1965, табл. XIX). Изображение халата, застёгивающегося на круглые пуговицы, дано на каменном изваянии у пос. Кызыл-Тей в Туве (рис. 5).

 

Как уже упоминалось, нижнюю часть одежды тюрков составляли шаровары. Единственный почти полный экземпляр их, найденный В. Радловым в первом могильнике Катанды в 1865 г., не сохранился; известно только, что шаровары были сшиты из ткани ручной работы, по-видимому, шерстяной, чем и объясняется их сохранность (Киселёв, 1951, с. 527). Ношение тюрками шаровар подтверждается изображением на седельной накладке из могильника Кудыргэ 9 (Гаврилова, 1965, табл. XV).

 

Форма обуви по материалам раскопок может быть установлена довольно точно: это в основном лёгкие выворотные сапоги без каблуков, с носком, слегка загнутым кверху. По описанию С.В. Киселёва, в них вставлялся чулок из тонкого войлока с простроченной подошвой (1951, с. 526). Аналогичную обувь, мягкую, типа ичиг современных алтайских и бурятских племён мы видим на наскальных изображениях, на седельной облицовке из Афрасиаба. Такие сапоги обвязывались обычно у щиколотки ремешком, застёгивающимся на пряжку. Для того, чтобы представить форму сапог, [воспроизводим предложенную] А.С. Команцевой реконструкцию из могильника Новоникольское с Поволжья — рис. 20-6 (Komantseva, 1966, р. 316, рис. 5-2).

 

Обувные пряжки — маленькие серебряные, бронзовые или медные

(22/23)

обнаружены в области ног в погребениях с конём на Алтае (рис. 20-1-3, 5) и в Туве (рис. 20-4). Две серебряные пряжечки и наконечники ремней, предназначенные для застёжек на мягких сапогах, найдены на окончаниях малых берцовых костей погребённого в кургане 9 Бар-Бургазы III.

 

Так по отдельным деталям можно реконструировать костюм древних тюрков VI-X вв. Саяно-Алтайского нагорья. Следует учесть при этом, что одежда .определялась обстоятельствами; была будничная, праздничная; имела половозрастные отличия и, конечно, отражала положение данного человека в обществе. Знатные люди, к примеру, надевали меховые одеяния, крытые шёлком. Немаловажную роль здесь играл пояс, которым опоясывались древние тюрки-тугю (Julien, 1864, р. 333). На поясе имелось много красиво оформленных нашивок из позолоченной бронзы, покрытой платиной [так в тексте], или из другого металла. С пояса свисали на ремешках различные необходимые предметы: нож, столовые приборы, огниво, шило, подпружные пряжки и др. — подобно тому, как это изображено на каменных изваяниях или на росписях в Кочо (рис. 4, 5). В погребениях древних тюрков встречаются фрагменты таких поясов, представленные отдельными частями. В некоторых из них сохраняются целые пояса, порой с полным набором гарнитуры. Именно наборный пояс, как известно, имел особое значение в костюме кочевников средневековой эпохи, являясь непременной принадлежностью воина, знаком его доблести, но не только воина. Этот составной элемент костюма древних тюрков предлагается выделить и более подробно рассмотреть в следующем разделе настоящей работы, ибо именно пояс, больше чем какая-либо другая деталь костюма, отражал сословные различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги