Н.Ю. Кузьмин, O.Б. Варламов
Особенности погребального обряда
племён Минусинской котловины
на рубеже нашей эры. Опыт реконструкции.
Одним из методов археологического исследования является метод реконструкции, т.е. восстановления по сохранившимся остаткам каких-либо явлений прошлого: материальных объектов, обрядов, конкретных событий и т.д.
При выполнении любой археологической реконструкции должны быть, во-первых, критически проверены источники, используемые для реконструкции; во-вторых, откорректированы приёмы и процедуры такого исследования; в-третьих, необходимо иметь возможность проверки выполненной реконструкции. Используемые приемы реконструкции (т.е. методика) могут выходить за рамки локального употребления и иметь методически более широкое значение.
Данные положения мы постараемся раскрыть на примере реконструкции одного из элементов погребального обряда, практиковавшегося у племён Минусинской котловины в скифское и гунно-сарматское время, а именно операции с телами умерших при подготовке их к погребению.
Первые косвенные данные о наличии операций с телами умерших в скифское время на Среднем Енисее дают находки трепанированных черепов в раннетагарских погребениях (VII-VI вв. до н.э.).
В курганах, относящихся к сарагашенскому этапу тагарской культуры (IV в. до н.э.), обнаружены коллективные захоронения разрозненных человеческих костей (скелетов и черепов). А.В. Адрианов, раскопавший несколько таких курганов (Тагарский остров III, к. 42, Абаканская управа), предположил в одном случае (Малая Иня, кург. 5), что «здесь были погребены, очевидно, только кости давно умерших людей, где-то лежавшие и снесённые сюда...» [Адрианов, 1902-1924, с. 48, 62, 69-70]. С.В. Киселёв выделил отдельный вариант таких могил, характерных для второй стадии (вид III, вариант А) [Киселёв, 1949, с. 128, 152]. С.И. Руденко интерпретировал могилы, где найдены неполные костяки или разрозненные кости, следующим образом: «Я предполагаю, что захоронению в грунтовых ямах предшествовало трупоположение на поверхности земли. Вместе с трупами умерших на поверхность земли клались вещи, принадлежавшие покойникам. Трупы нередко, по-видимому, тревожили хищники, а большинство вещей после захоронения останков
(146/147)
(154/155)
а вместо скелета, освобожденного от мягких тканей и скреплённого каркаса из прутьев, в «куклу» вкладывали в небольшом кожаном мешочке кальцинированные кости умершего.
Литература. ^
Tallgren A.M. Trouvailles tombales sibiriennes en 1889. Le Kourgane de Tes. SMYA, XXIX-2. — Helsingfors, 1921.
|